Технологическая карта интегрированного урока "Гипотезы происхождения жизни. ЛР №4. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни "
учебно-методическое пособие по биологии (11 класс)

Наговицына Наталья Вячеславовна

Данный урок является составной частью темы «Происхождение жизни на Земле». Он опирается на знания учащихся, полученных при изучении тем раздела «Современное эволюционное учение» и «История эволюционных идей»,  а также на знания тем из предмета «Астрономия» 10 класс «Развитие представлений о строении мира» и «Жизнь и разум во Вселенной». Знания, полученные на астрономии, помогут учащимся связать полученный материал в единую систему представлений о строении мира. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_11_klass.docx40.54 КБ

Предварительный просмотр:

Форма таблицы «Технологическая карта урока»

Ф.И.О педагога:  Наговицына Наталья Вячеславовна  Должность учитель биологии и химии

Полное название ОО (с указанием муниципального образования):   муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Юндинская средняя общеобразовательная школа

Предмет  биология   Класс:  11 класс  Учебник (УМК, программа):     Общая биология . Базовый уровень: учебник для 10 -11 кл.  / В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова; под ред. Акад. РАЕН, проф. В.Б. Захарова.  М.: Дрофа, 2019.  - 381 с.

Тема урока: Гипотезы происхождения жизни.  ЛР №4. Анализ и оценка различных гипотез происхождения  жизни Тип урока: ознакомление с новым учебным материалом

Оборудование:  компьютер, проектор, раздаточный материал, учебник.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся, для которых проектируется урок: На предыдущих уроках были изучены темы: «Современное эволюционное учение»

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

  • Ознакомить учащихся с различными взглядами на происхождение жизни.
  • Изучить основные аспекты современной теории возникновения жизни на Земле - гипотезы А. И. Опарина - Дж. Холдейна.
  • Использовать уже полученные знания на астрономии о теориях возникновения Земли при изучении темы «Гипотезы происхождения жизни».

2 уровень — понимают и могут дать определение понятий, грамотно использовать в речи, 2 уровень – работа по алгоритму

Регулятивные

  • Определять цели и формулировать задачи
  • Искать пути решения проблемы и средства достижения цели
  • Планировать действия в соответствии с поставленной задачей (свои и группы)
  • Осуществлять контроль деятельности, оценивать правильность выполнения действия
  • Ставят самостоятельно учебную задачу, на основе того, что известно. Осуществляют выбор пути задания и способы выполнения

3 уровень – самостоятельное действие учащихся для достижения поставленной цели 2 уровень – работа по алгоритму 2 уровень – совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя действия учащихся

Познавательные

  • Давать определения понятиям, подводить под понятие
  • Обобщать, интегрировать информацию из различных источников, учатся строить высказывания
  • Выявлять черты сходства и различия, осуществлять сравнение,
  • Ориентироваться в учебнике и использовать нужную информацию
  • Устанавливать причинно-следственные связи и давать объяснения на основе установленных причинно-следственных связей
  • Устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы
  • Использовать знаково-символических средств и моделей при решении учебно-практических задач
  • Преобразовывать модели из одной знаковой системы в другую (таблицы, схемы, рисунки)
  • Поиск информации в Интернете. Поиск информации в соответствующих возрасту цифровых (компьютерных) словарях и справочниках, в том числе в Интернет-изданиях.

2 уровень – работа по алгоритму 2 уровень – совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя действия учащихся 3 уровень – самостоятельное действие учащихся по применению математических знаний для решения учебно-познавательных и учебнопрактических задач

Коммуникативные

  • Культура общения
  • Обсуждать в классе информацию; слушать товарища и обосновывать свое мнение
  • Строить монологическое высказывание, выражать свои мысли и идеи.
  • Владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения
  • Координировать позиции в сотрудничестве с учетом различных мнений, уметь разрешать конфликты

2 уровень – совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Личностные

  • Осознавать неполноту знаний
  • Проявлять интерес к новому содержанию
  • Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
  • Оценивать знания
  • Оценить собственный вклад в работу группы.

2 уровень – самостоятельное выполнение действий с опорой на алгоритм

Этап урока,

время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы

обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

Создать благоприятный психологически й настрой на работу Мотивация учащихся на предстоящую деятельность – осмысление учеником мотивов деятельности; - совместная постановка цели деятельности (формулировани е учебной задачи).

Беседа,

Фронтальная

  • Приветствие. Проверка организации рабочих мест.
  • Предлагает учащимся посмотреть  видеоролик, где показываются красивейшие пейзажи планеты Земля (Приложение № 1).
  • Задает вопросы учащимся:  «О чем этот ролик?», «Что делает Землю такой красивой, уникальной во всей Вселенной?» «Как могла возникнуть такая красивая планета и живые организмы живущие на ней?», «Как вы думайте какая сегодня будет тема урока? О чем мы с вами сегодня будем говорить?»
  • Формулирует тему урока, которая показана на слайде.
  • Предлагает вспомнить материал изученный на астрономии «Гипотезы происхождения Земли», который учащиеся должны были подготовить к уроку.
  • Приводят свое рабочее место в порядок.
  • Смотрят видеоролик. Участвуют  в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. Формулируют тему урока: «Возникновение жизни на Земле»
  • Учащиеся зачитывают свои сообщения о различных гипотезах происхождения Земли.
  • Участвуют в обсуждении гипотез.

Личностные: Формируют внимательность, аккуратность.

Ориентировочный этап

организовать самостоятельное планирование и выбор шагов изучения новой темы

Устная работа

Фронтальная работа

  • После обсуждения гипотез происхождения планеты Земля предлагает разобраться, а какие гипотезы происхождения жизни на Земле существуют?
  • «Мы сегодня постараемся решить несколько проблемных вопросов.
  • Предлагает сформулировать вопросы, которые сегодня на уроке необходимо разобрать»
  • Сформулируйте те проблемные вопросы, которые нам предстоит решить:

(Как возникла жизнь на Земле?

Какие существуют взгляды и гипотезы о происхождении жизни на Земле?

Какая из них наиболее убедительна?)

Формулируют задачи урока. 1.  Как возникла жизнь на Земле?

  1. Какие существуют взгляды и гипотезы о происхождении жизни на Земле?
  2. Какая из них наиболее убедительна?

Познавательные: Структурирование собственных знаний. Коммуникативные: Организуют и планируют сотрудничество с учителем и одноклассниками. Личностные: формируют внимательность.

Поисково-исследовательский этап

Развивать умение работать в группе.

Индивидуальная, фронтальная, групповая.

  • С тех пор, как человек стал задаваться этим вопросом, прошло не менее двух тысячелетий, возникло множество гипотез и предположений о зарождении жизни. Познание продолжается, вовлекая все новые идеи, методы и подходы, но, несмотря на грандиозные успехи современной науки, величайшая загадка: как появилась жизнь на нашей планете – так и остается неразгаданной.

В современном естествознании существует ряд широко известных гипотез возникновения жизни:

  • Гипотеза стационарного состояния, согласно которой жизнь существовала всегда.
  • Гипотеза многократного самопроизвольного самозарождения жизни из неживого вещества.
  • Гипотеза, основанная на признании сверхъестественного происхождения жизни в результате акта божественного творения.
  • Гипотеза панспермии – внеземного происхождения жизни.
  • Гипотеза эволюционного возникновения жизни в ходе физической и химической эволюции.

Теории самозарождения и стационарного состояния представляют собой только исторический или философский интерес, так как результаты научных исследований противоречат выводам этих теорий.

Учащимся предлагается сесть малыми группами и изучить существующие гипотезы.

  • Мы сегодня выполняем практическую работу в группах. Каждая группа получает текст с описанием  гипотез, учащиеся изучают свою гипотезу происхождения жизни, Данные занесите в таблицу и подготовьте отчёт о выполненной работе. Для выполнения работы предлагается использовать параграфов 14, 15.
  • Организация работы с текстом.

Контроль выполнения задания, отвечает на возникающие вопросы, координирует работу соответственно  времени.

Изучение темы «Гипотезы происхождения жизни».

Смотрят презентацию.

  • Слушают рассказ учителя.
  • Готовятся к практической работе.
  • Работают в мини группах:

- знакомятся с материалом, -обсуждают,

- приходят к общему мнению, заполняют таблицу.

- готовят отчет по работе.

Познавательные: добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, выданный текст по данной теории, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке). Коммуникативные; Осуществляют индивидуальный и взаимный контроль. Оказывают необходимую взаимопомощь в сотрудничестве. Формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют и координируют ее с партнерами. Регулятивные: Планируют пути достижения цели. Самостоятельно контролируют свое время. Осуществляют индивидуальный и взаимный контроль. Оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют ее. Учитывают разные мнения и стремится к координации позиций в сотрудничестве. Регулятивные: Планируют пути достижения цели. Самостоятельно контролируют свое время. Представляют достигнутый результат. контроль и коррекция, Самостоятельно контролируют свое время

Практический этап

Самостоятельная групповая работа

  • По истечению времени прослушивает отчеты о выполненной работе. Если есть неточности корректирует их. Для этого использует материал презентации.

Учащиеся выходят к доске, зачитывают свои результаты исследования.

Самопроверка по слайду.

Познавательные: Применяют предметные знания. Осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач. Обобщают понятия. Коммуникативные:

Рефлексивно-оценочный этап

  • Домашнее задание: Прочитать параграф 14,15. Выполнить задание 2 на странице 90. (Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, подготовьте сообщение или презентацию о роли российских учёных в развитии представлений о происхождении жизни на Земле.)
  • В конце урока учащимся предлагается составить синквейн по той теории возникновения жизни на Земле, которая им понравилась больше всех. (1 слово –существительное (отражающее главную идею теории); 2 слова прилагательных (описывают основную мысль выбранной теории), 3 слова глагола (описывают действия в рамках темы);  выражение или предложение выражающие суть теории:  одно или несколько слов (учащиеся выражают эмоциональное или образное отношение к выбранной теории)
  • Если останется время,   учащимся предлагается выполнить тест, который проецируется на экране.
  • Записывают Домашнее задание.
  • Выполняют синквейн.
  • Отвечают на вопросы теста (Если останется время)

Коммуникативные: умение полно выражать свои мысли, слушать и слышать друг друга; Регулятивные: оценка, Формулируют и обосновывают собственное мнение. Предметные: Применяют предметные знания. Оценивают правильность выполненных действий.

2. Оценивают уровень своего

эмоциональное состояние

на уроке.

Регулятивные: Выполняют учебные задания в соответствии с целью

Дата:                                                                                                                                                Подпись педагога:

Проект самоанализа урока

Ф.И.О педагога  Наговицына Наталья Вячеславовна   Должность учитель биологии и химии

Полное название ОО (с указанием муниципального образования) муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Юндинская средняя общеобразовательная школа

Предмет  биология  Класс   Учебник (УМК, программа):  Общая биология . Базовый уровень: учебник для 10 -11 кл.  / В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова; под ред. Акад. РАЕН, проф. В.Б. Захарова.  М.: Дрофа, 2019.  - 381 с.

Тема урока: Гипотезы происхождения жизни.  ЛР №4. Анализ и оценка различных гипотез происхождения  жизни

Тип урока : изучение нового учебного материала.

Этапы урока

Уровень достижения планируемого результата ( оценка)

Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия

Возможные риски

Коррекционная работа

Мотивационно-целевой этап

Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке Систематизировать имеющиеся у учащихся знания и умения. Включение в учебную деятельность. Готовность к осознанию потребности к освоению новых знаний.

Личностные УУД: самоорганизация. осознавать неполноту знаний; - проявлять интерес к новому содержанию; Регулятивные УУД: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке определять цели учебной деятельности;

Познавательные УУД: анализировать объекты с целью выделения существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении.

Учащиеся не могут ответить на вопросы. Могут возникнуть затруднения с постановкой цели урока. Не на все вопросы актуализации знаний могут дать нужные ответы.

При подготовке сообщений о возникновении планеты Земля могут предоставить не полную информацию или вообще не подготовится к уроку.

Напомнить на перемене о подготовке к уроку. Попросить помочь одноклассников. Помочь при помощи наводящих вопросов

Включить в презентацию слайды с основными гипотезами происхождения планеты Земля. И на основе презентации провести беседу о том,  какие условия могли быть на Земле в момент ее формирования.

Ориентировочный этап

Организовать выведение темы и формулирование цели. Планируемые результаты были реализованы. Учащиеся смогли сформулировать тему Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель.

Метапредметные УУД: - определять задачи учебной деятельности; - формировать умение слушать и слышать; - нацеливание на успешную работу;

 Предметные: - обсуждать и формулировать способы действия; - представлять результаты обсуждения

Могут возникнуть трудности с формулировкой вопросов, на которые необходимо будет дать ответ в течение урока.

Попросить помочь одноклассников. Помочь при помощи наводящих вопросов. Показать вопросы на слайде.

Поисково-исследовательский этап

Создание условий для решения учебных задач. На этом этапе урока учащиеся справились с поставленными задачами. Работали в парах. Закрепили знание, достигли ситуации успеха. Систематизировали новые знания, развивали читательскую грамотность. Развивали коммуникативные способности.

Метапредметные: - мыслительные операции; - самостоятельное выделение и формирование познавательной деятельности; - структурировать знания; - умение сохранять заданную цель; - вступать в диалог; - точно выражать свои мысли; Предметные: - понимать основные определения . Личностные УУД: осознание необходимости самосовершенствования. Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем

Не смогут правильно сориентироваться в предложенной информации, не могут сделать правильные выводы.

Помочь при помощи наводящих вопросов.

Практический этап

Обеспечить осмысленное усвоение знаний. Цели данного этапа реализованы. Учащиеся закрепили знания гипотез  «Креационизма», «Стационарного состояния», «Самозарождения», «Панспермии» и «Биохимической эволюции»  

Метапредметные: анализ объектов с целью выделения признаков - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; - передача информации другим людям; Предметные: - различать гипотезы  «Креационизма», «Стационарного состояния», «Самозарождения», «Панспермии» и «Биохимической эволюции»  пользоваться определениями при решении задач; - умение выражать свою точку зрения;

При отчете могут информацию подать очень коротко и сухо, не раскрыв ее сути.

Подготовить слайды с необходимой информацией и совместно разобрать их. Помочь при помощи наводящих вопросов более подробно раскрыть теорию

Рефлексивно-оценочный этап

Осмысление процесса и результата деятельности Дети самостоятельно оценили факт достижения цели урока, оценили свою работу

Метапредметные: - констатировать необходимость продолжения действий; - адекватно отображать свои чувства, мысли в речевом высказывании

Есть риск не успеть на уроке провести рефлексивно-оценочный этап, так как обсуждение теорий может затянутся.

Начать следующий урок со синквейна. Учащиеся дома прочитают параграф 14,15 и более подробно познакомятся с теми гипотезами, которые готовили их одноклассники. Следовательно, могут более осознанно выбрать понравившуюся гипотезу и высказаться по ней.

Дата:                                                                                                                                                Подпись педагога:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по теме "Происхождение и эволюция человека"

Использование данных карт на уроках биологии позволяет учащимся изучить большой объем материала, систематизировать, изложить с соблюдением принципа логичности и научности. Способствует развитию метапр...

Технологическая карта интегрированного урока информатики и литературы "Анализ рассказа А. И. Солженицына с помощью информационных технологий"

В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове...

Технологическая карта интегрированного урока информатики и литературы "Анализ рассказа А. И. Солженицына с помощью информационных технологий"

В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове...

«Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

Тип урока: урок-круглый стол - 2часаПрофильный уровень обучения, 10-11 классЦель: формирование целостной системы ведущих знаний по гипотезам происхождения жизни; усвоение умений самостоятельно в ...

технологическая карта интегрированного урока "Анализ текста научно-популярного стиля"

Данное занятие является как факультативом, так и уроком по ФГОС. Интегрированное занятие по русскому языку и биологии, анализ текста....

Технологическая карта интегрированного урока (русский язык и литература) в 9 классе « Сложные предложения и знаки препинания в них. Обобщение. С.А. Есенин. Анализ лирического произведения».

Обобщить и систематизировать знания учащихся о сложном предложении, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, совершенствовать навыки анализа стихотворения, используя ИКТ компетенции....

Технологическая карта интегрированного урока химии-биологии "Белки- биополимеры" и инструктивная карта для работы учеников на уроке.

Технологическая карта интегрированного урока и инструктивная карта для учеников ,инструктивная карта может быть использована обучающимися во время проведения интегрированного урока химии- биологии &qu...