технологическая карта интегрированного урока "Анализ текста научно-популярного стиля"
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Рабион Татьяна Михайловна

 

Данное занятие является как факультативом, так и уроком по ФГОС. Интегрированное занятие по русскому языку и биологии, анализ текста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта факультативного занятия

  1. Рабион Татьяна Михайловна, учитель русского языка МБОУ  МАЛ

Шабакаева Татьяна Александровна, учитель биологии и географии, МБОУ  МАЛ

  1. Интегрированное факультативное занятие в 6 классе, русский язык-биология
  2. Тема занятия: «Анализ текста научно – популярного стиля»
  3. Тип занятия:  занятие формирования навыков работы с тестом, овладение предметными умениями

Дидактическая структура занятия

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов

Планируемые  предметные

результаты

Планируемые результаты: УУД

1.

Организационный момент

Мотивация

1.

Создание проблемной ситуации, позволяющей детям в дальнейшем выйти на формулировку темы, целей и задач занятия.

Учитель: «Ребята, посмотрите на слайд, как вы думаете, о каком цветке сегодня пойдёт речь?» - предположения учеников

2. Вопросы, работа с народной этимологией:

«Как вы поняли, что это  названия одуванчика?»

Вы правы, ребята. Так в старину люди называли этот  цветок, заметив его уникальные качества.

В. Даль

«Собиратель народных изречений В.Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» проследил происхождение названия слова одуванчик».

1.«Восстановите словообразовательную цепочку. Прокомментируйте. Почему в народе закрепилось название одуванчик?»

2. «Говоря об одуванчике как о части речи, мы рассматривали его этимологию и словообразование. Какая наука изучает слово как часть речи? Докажите, что перед нами имя сущ. «одуванчик»

1.Речь пойдёт об одуванчике

2. Ответы: «Когда одуванчик созревает, он становится пушистым, поэтому - пушица», «одуванчик, ярко-жётлый, поэтому - светик», «когда одуванчик облетает, он становится лысым, голым, как плешь», «семена одуванчика разлетаются как солдаты с парашютами» и пр.

1.Ответ: пропущено слово одуван. Сущ.  одуванчик образовано  суффиксальным способом при помощи уменьшительно – ласкательного суффикса –чик-, что выражает ласковое отношение народа к данному цветку.

2.Ответ: морфологические признаки существительного одуванчик: неодуш., нарицател., 2 скл., м.р.,ед.ч., И.п.

1. Выделение признаков растения.

2.Метапред-

метные связи (на уровне личного жизненного

опыта)

Отработка навыка работы с научной литературой

Саморегуляция,

Самоопределение, смыслоопределение (регулятивные)

Познавательные:

подведение под понятие, анализ, поиск информации, построение высказывания.

Регулятивные: формулировка темы.

2. Тема занятия и целеполагание

1.Помочь с формулировкой темы.

«О чём сегодня пойдет речь на занятии? Какова его тема?»

2.Помочь с формулировкой цели.

Вопрос «Ребята, как вы думаете, почему сегодняшнее занятие ведут два учителя?»

«Как вы думаете, какова цель нашего занятия?»

3.Помочь ученикам с постановкой задач. Выход на определение и формулировку задач:

«Откуда мы берём информацию?»

...

1.Формулируют сами тему урока с помощью учителя.

Тема: «Этот Необычный одуванчик»

2. Ставят цель работы 

Ответы: «будем рассматривать одуванчик с точки зрения разных наук», «будем говорить об одуванчике как о растении, и как о слове» и т.п.

Цель: «Получить представление об одуванчике с точки зрения разных наук» (крепить на доску):

 

3. Ставят задачи (крепить на доску):

- совершенствовать умение анализировать текст

- определить значение одуванчика в природе и жизни человека

Планируемые результаты по смысловому чтению:

-находить в тексте необходимую информацию

соответствии с целями своей деятельности)

Регулятивные: целеполагание,

планирование, прогнозирование

3. Актуализация знаний.

Первичное восприятие и усвоение нового.

1.Работа с классом над научным текстом (технология смыслового чтения): координация деятельности учащихся, помощь в постановке вопросов. Чтение текста сопровождается слайдами презентации (Приложение №2)

2. Ребята, в начале урока вы затронули тему морфологии в руском языке. Но есть целое биологическое направление  – морфология растений. Чем занимается эта наука?

Работа над составлением морфологической характеристики вида, проверка результатов работы (сопровождается презентацией) (Приложение №2)

1.Смысловое чтение - поэтапное чтение, постановка вопросов к прочитанной информации, высказывание предположений, формулирование ответов, поиск подтверждений (информация о виде Одуванчик лекарственный)

(Приложение №1)

 

2.Ответы: «изучает строение растений»

На основе прочитанного текста составляют морфологическую характеристику вида Одуванчик лекарственный (Приложение №3)

1.Работа с научным текстом

2.Работа с морфологической характеристикой одуванчика

1. Познавательные: поиск информации, построение высказывания, смысловое чтение.

2.Знаково – символические: создание морфологической характеристики,формулы цветка

3. Коммуникатив-ные: сотрудничество, коррекция, владение речью

4.

Физкультминутка

Разминка.

5.Применение теории на практике

Анализ текста

6.Изучение нового

на основе старых знаний

1.Итак, вы познакомились с научным описанием цветка, но прежде, чем дочитать текст до конца, выполним задание №1.

Элементы технологии «Смысловое чтение», задание «Верно - не верно»

2.Прочитайте текст до конца, сравните свои предположения с информацией в тексте. Сделайте выводы

1.Отработка понятия «Заголовок текста»(задание №2)

2.Работа с языковыми элементами научного и художественного стилей (таблица№3)

3. Выход на понятие «научно – популярный стиль», его цель, особенности.

4. Работа с термином.

5. Лингвистический эксперимент.

1.Ученики комментируют утверждения, соглашаются с ними или опровергают, выдвигают свои гипотезы.

2.Читают текст. Сравнивают информацию, отмечают новое. Делают выводы.

(см.приложение)

1.Ответ: заголовок «Необычный одуванчик», так как он отражает тему и идею текста. Остальные варианты ошибочны, неточны.

2.Работа с таблицей «Стили языка». В научном  стиле находят термины, латинские названия, сложные предложения, цифры, научные понятия.

В художественном стиле находят метафоры, сравнения, эпитеты, оценочную лексику, восклицательные предложения.

3. Формулируют цели употребления  научного и художественного текстов.

4. Знакомство с научно – популярным стилем статьи ученого.

1.Формирование читательского мастерства

2.Жизненные наблюдения, опыт.

3. Извлечение новой информации.

4.Умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение   к прочитанному.  

5.Понимать текст

6.Находить в тексте требуемую информацию

1.Знание стилей языка, их особенностей и функций.

2.Овладение навыками лингвистического анализа текста.

3.Работа с понятиями «метафора», «эпитет» и тд.

4. Умение строить суждение.

5.Выдвигать гипотезу, проводить анализ, делать вывод в результате наблюдений.

1.Познавательные: смысловое чтение, построение высказывания.

2.Коммуникативные.

Регулятивные: контроль, коррекция, саморегуляция.

Познавательные: смысловое чтение, поиск, анализ, построение высказывания.

Коммуникативные: сотрудничество, оценка, умение выражать свои мысли.

7.Связь работы на занятии с жизнью.

Рефлексия.

Учитель знакомит детей  практической стороной изучения данной темы (таблица№6), применение знаний об одуванчике в жизни (медицина, промышленность) и в творчестве словесном (стихи, сочинение).

Работаем с фразами «Рефлексия»

Заполняют таблицу №6 примерами из текста.

Выбирают фразу ,проговаривают:

«Я узнал…»

«Я научился…»

«Мне понравилось…»

«Применю в жизни…»

«Я похвалил бы себя…»

 ДЗ: оформить  буклет «Зелёная аптека» с помощью полученной научной и художественной информации.

Метапредметные связи урока: биология,  медицина, химия, литература, связь с практической стороной жизни.

Умение осуществлять рефлексию

Приложение №1.               Прочтите текст, выполните задания.

Условные обозначения:

В – вопрос (задать вопрос к тексту)                                        О – ответ (дать ответ на поставленный вопрос)

П – проверить себя (сравнить свой ответ с текстом)          З – заглянуть в будущее (предположить, предугадать ответ)

Если задать вопрос флористу, какое растение самое распространённое в нашей стране, он  ответит, что таковым является одуванчик лекарственный. Одуванчик  лекарственный, а его научное название Taraxacum officinale - относится к самому крупному семейству цветковых растений – Сложноцветным (лат. Compósitae), или Астровым (лат. Asteráceae). В П   Главный отличительный признак этого семейства состоит в том, что у него, как показывает само название, цветы — сложные, то есть то, что в обиходе называется цветком, представляет на самом деле целое соцветие из мелких цветков – корзинку. Корзинка – это простое соцветие, в котором мелкие сидячие цветки располагаются на ложе плотно друг к другу. Поэтому мы часто воспринимаем корзинку за одиночный цветок с большим числом лепестков. В О З  Такое соцветие имеют, например, василёк луговой, бодяк полевой, подсолнечник масличный. Цветок одуванчика золотисто-жёлтого цвета, язычковый, асимметричный (неправильный), обоеполый, чашечка отсутствует. Венчик одуванчика имеет пять сросшихся в трубку лепестков, пять тычинок, пыльники которых соединены в тычиночную трубку, расположенную вокруг столбика пестика. В О  Одуванчик  лекарственный - многолетнее травянистое растение высотой до 30 см, с коротким разветвлённым корневищем и стержневым корнем. Полые округлые цветочные стебли заканчиваются одиночными корзинками. Листья простые с сетчатым жилкованием, перисто-раздельные, удлинённые, с зубчатыми краями, мутовчатые, сидят в прикорневой розетке и направлены вверх. В О    Плоды одуванчика – семянки с зазубринами и хохолком из простых волосков (иначе его называют парашют, паппус). При порывах ветра они отделяются от цветоложа и могут переноситься на довольно большие расстояния. В О 

Одуванчик неприхотлив и замечательно приживается повсюду (если касаться огородных грядок, то там он злостный сорняк!). Он  может сам себя поливать. Листья растения имеют прогибы, желобки, по которым к корню стекает влага, а сам корень  мощный, идёт глубоко, добираясь до воды. Поэтому бесстрашно растет он на сухих утоптанных местах. Учитывая большую способность растения поглощать вредные вещества и тяжёлые металлы, одуванчик можно выращивать для очистки почвы. Исследования учёных показали ошеломляющие результаты: вездесущий одуванчик, золотым ковром покрывающий землю весной, оказался одним из лидеров по поглощению тяжелых химических элементов из почвы. В США и Германии его используют с этой целью, тем более что он очень вынослив, быстро растёт, легко размножается. Одуванчик – кладезь витаминов!

Одуванчик, как золотые часы: желтый циферблат четко подчиняется  биологическому ритму. Это ясно прослеживается в распускании соцветий: ровно в 6 часов утра желтые корзинки разворачиваются и ровно в 3 часа дня закрываются. Но золотым одуванчик бывает недолго, при цветении он становится лунным, серебряным. Как легок он и полупрозрачен! Издали в утреннем свете он кажется хрустальным, но на поверку хрупок и воздушен. И вспомнишь радость детства: обдуть одуванчик, пустить его по ветру! Летите, парашютики - пушинки в небо!

Этот веселый и милый цветок очень любим в народе!

Приложение №2. Презентация Microsoft PowerPoint, 16 слайдов (отдельным файлом)

Приложение №3.  Морфологическая характеристика вида

1. Название вида, семейство (русское и латинское)__________________________

2. Общая характеристика растения: 
2.1. Жизненная форма растения (дерево, кустарник,  травянистое растение)________

2.2.Продолжительность жизни: однолетнее, многолетнее _______________
2.3. Высота растения (в см) ________________________________________
3. Корневая система (стержневая, мочковатая) ________________________
4. Стебель: 
4.1. Направление роста (прямостоячий, лежачий, ползучий, вьющийся)___________
4.2. Листорасположение (очередное, супротивное, мутовчатое) ________________
4. Видоизменения побегов: корневища, клубни   ______________________
5. Лист: 
5.1. Тип листа (простой или сложный, сидячий или черешковый)________________  
5.2. Жилкование листа (дуговое, параллельное,сетчатое)________________
5.3. Форма листовой пластинки (округлая, удлиннённая), форма края (зубчатый, пильчатый, цельный), степень рассеченности (цельная, лопастная, раздельная)_________
6. Цветок и соцветие: 
6.1. Цветки одиночные или собраны в соцветия (тип соцветия)____________
6.2. Окраска чашечки и венчика______________________________________
6.2. Формула цветка ________________________________________________
7. Плоды и семена: 
7.1. Тип плода (простой или сложный, вид околоплодника – сочный или сухой, одно- или многосемянный)____________________________________

Приложение №4.  Лист для работы.       Выполните задания.

№1.  В таблице даны предположения. Прокомментируйте, верными или неверными они являются.  Сравните  свои  знания  до чтения текста  с информацией, полученной после чтения.

Предположение

До  чтения текста

После чтения текста

  1. Одуванчик, по  его способности легко и быстро распространяться  на любых участках и территориях, относят  исключительно  к сорнякам.

  1. Одуванчик может поливать себя сам.

  1. Одуванчик успешно помогает человеку в его жизнедеятельности.

№2.   Какой из предложенных вариантов будет являться заглавием текста, объясните свой выбор. Что отражает заглавие?

  1. Строение одуванчика
  2. Одуванчик лекарственный
  3. Об этом необыкновенном одуванчике
  4. Многолетнее травянистое растение

№3.  Выпишите из текста языковые доказательства его научности и художественности.

Почему этот текст опубликован в журнале «Наука и жизнь»?

Научный стиль

Цель:

Художественный  стиль

Цель:

Цель:                                                                        

                                                                           ?

№4.  Исправьте ошибку в формулировке понятия «фиторемедиация». В какой части текста необходимо этот термин употребить?

Схема строения термина:   сущ (ЧТО?)  -  сущ (ЧТО?), какой предмет?

Фиторемедиация – это когда используют растения для очистки почвы от вредных веществ.

№5.  Лингвистический эксперимент:

Вставьте на месте пропусков в предложение №1 «парашютики - пушинки», а в предложение №2 - «паппус».

  1. Плоды одуванчика, …….,  разносятся ветром на большие расстояния, у одуванчика около 200 …..   .

  1. Выбрав разные маршруты, улетают ………………… .  Над зелёными лесами, над весёлыми лугами. Улетают семена. А когда придёт весна, зажелтеет там и тут одуванчик - …….

№6.    Опишите образ одуванчика в науке  и в художественном тексте. В каких жизненных ситуациях нам необходимы знания  об одуванчике, взятые  из науки и литературы? Почему он Необычный?

Образ одуванчика  в  науке

Художественный  образ  одуванчика

Какой?

Какой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Библиотечный урок в 7 классе на тему "План чтения. Как читать книгу. Литература художественная и научно-популярная"

Урок разработан по технологии критического мышления: 1. Вызов. Опыт -задание по формулярам учащихся. Вывод. Проблема:Зачем мы вообще читаем и как узнать, какие книги надо читать. 2. Реализация смыс...

Научная статья "Научно-популярный текст на уроках английского языка"

 Статья опубликована в сборнике "Педагогический вестник Карелии №4 (23) 2008....

7 класс.Задания по физике на чтение и понимание учебного и научно-популярного текста по темам: «Строение атома»,«Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»,«Атмосферное давление»,«Энергия».

7 класс.Задания по физике на чтение и понимание учебного и научно-популярного текста  по темам: «Строение атома»,«Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»,«Атмосферное давление»,«Энергия»....

О работе по обучению переводу научно-популярных и технических текстов в системе среднего профессионального образования

Данная статья является попыткой обобщить некоторые особенности работы с немецкой научно-технической литературой в системе среднего профессионального образования, дать некоторые методические рекомендац...

Комплект методических разработок для уроков русского языка, направленных на формирование навыков восприятия и анализа научно-популярных текстов в 5-6 классах

Предлагаемая серия разработок текстов с заданиями по восприятию и пониманию текста способствует формированию у учащихся навыков выделения главной информации, отслеживания логических связей между микро...