Приемы развития смыслового чтения на уроках литературы
статья по литературе
Предварительный просмотр:
Приемы развития смыслового чтения на уроках литературы
Смысловое чтение – вид чтения, который нацелен на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:
Обращение к понятию смыслового чтения связано, прежде всего, с переосмыслением технологии работы с текстами. Мы говорим: дети мало читают, не понимают прочитанное, имеют маленький словарный запас, не всегда грамотно выстраивают свою речь. Мотивировать учащихся, направлять их на осмысленное и увлеченное чтение – задачи, которые может решить применение технологии смыслового чтения.
Формирование смыслового чтения – процесс сложный. Известно, что чтение складывается из технического умения читать и смыслового. К окончанию начальной школы дети успешно овладевают навыками технического чтения, способами, темпом, правильностью, выразительностью. Навыки смыслового чтения формируются и развиваются не только в среднем и старшем звене школ ,но и в дальнейшем вузовском образовании. В современном мире мало овладеть только техническим чтением, так как оно только обслуживает смысловое чтение, требующее понимания содержания прочитанного.
При формировании навыков смыслового чтения существует ряд проблем : учащиеся не всегда понимают формулировку задания, т.е. не умеют вчитываться в текст, имеется узкий круг современной качественной литературы для самостоятельного чтения, учитель использует традиционные технологии обучения, низкий уровень читательской культуры родителей учащихся и т. п.
Исходя из документов, в том числе и из обновленного ФГОС и примерных программ по литературе, а так же ориентируясь на требования к компетентностям выпускников, можно выделить следующие умения в рамках смыслового чтения :
-умение осмысливать цели чтения;
-умение выбирать вид чтения в зависимости от цели;
-умение извлекать необходимую информацию из прочитанного;
-умение различать основную и второстепенную информацию;
-умение свободно ориентироваться и различать тексты разных стилей;
-умение понимать и адекватно оценивать языковые средства в текстах разных стилей и т.п.
К основным видам чтения относятся ознакомительное, поисковое, изучающее и вдумчивое чтения. В старшем звене на уроках русского языка и литературы мы сталкиваемся практически со всеми видами смыслового чтения.
Необходимо выработать у учащихся привычку начинать чтение с заглавия текста, прочитывать предисловие, оглавление, если таковые имеются.
Среди приемов смыслового чтения выделяются:
- Работа с текстом до чтения (знакомство с личностью автора, библиографией, работа с названием , эпиграфами, сносками, выстраивание ассоциативного ряда по названию и т. п.)
- Работа с текстом во время чтения (обобщение части прочитанного текста, постановка вопросов обобщающего характера, высказывание предположений по дальнейшему развитию сюжета и роли героев в композиции текста и т.п.)
- Работа с текстом после чтения (выявление авторской позиции, обсуждение, дискуссии по истолкованию текстов, выявление главных смыслов, идей, выполнение творческих заданий и т.п.)
- трудностей постижения учащимися литературы как учебного предмета являются не только сокращение учебных часов в неделю и перегруженная учебная программа, но и нежелание вообще читать. В таких условиях необходимо применять герменевтический подход и кластерные технологии.
- Работа с текстом до чтения.
Учащиеся знакомы с учебным планом изучения произведений. Предлагаю вспомнить, какие произведения данного автора уже изучались ранее, создать презентацию или устное сообщение по творческой биографии писателя или поэта. После выступления в классе учащиеся задают вопросы докладчику на понимание, добавляют интересные факты, уточняют выступление докладчика.
Эпиграф настраивает читателя на дальнейшее восприятие текста, заостряет внимание на проблеме, поставленной автором. В романе Пушкина «Евгений Онегин» эпиграфы предваряют не только весь текст, но и каждую главу, поэтому следует рассматривать каждый из эпиграфов, так как они, по мнению учащихся, помогают выделить основные черты героя.
По названию произведений возможно выстраивание ассоциативного ряда. Например, в каких еще произведениях, кроме романа Пушкина «Евгений Онегин» имя героя становится заглавным. Учащиеся вспомнят Василия Теркина, Дубровского, Тараса Бульбу, и пр. Подобные размышления одновременно носят повторительный характер, необходимый для подготовки к экзамену.
При изучении романа Лермонтова «Герой нашего времени» можно говорить об имени героя. Печорин и Онегин производные от топонимов Печора и Онега. Эти географические объекты расположены недалеко друг от друга. Ребята замечают, что эти объекты северные, холодные. Возможно, так фамилиями героев авторы подчеркивают холодность, эгоизм героев и одновременно являются указанием своеобразной переклички авторов.
2. Работа с текстом во время чтения.
При изучении крупных произведений целесообразно строить цитатные планы отдельных частей романа, например, план 2 тома романа «Война и мир», используя который учащиеся смогут ответить на обобщающий вопрос о мирной жизни различных слоев дворянства в начале 19 века и сделать вывод о том, что, по мнению Толстого, война, начавшаяся после, – противное человечеству событие . План «Искания Андрея Болконского» или «Искания Пьера Безухова» помогут определить авторскую позицию об идеальном герое.
Интересны высказывания учащихся о дальнейшей судьбе героев, если книга еще не прочитана до конца или автор оставил открытый конец. Можно предложить поразмышлять о том, как сложилась бы дальнейшая судьба Катерины Кабановой, если б она не покончила с собой или как будет жить Варвара Кабанова, будет ли похожа на мать в своем отношении к будущим детям? Как сложится жизнь Григория Мелехова?
- Работа после прочтения текста.
Кластер – способ графической организации материала- успешно может быть использован после прочтения произведения, например, по вопросу «Крах теории Раскольникова» можно рекомендовать учащимся составить фишбоун, а при изучении лирических произведений составить синквейн, (5 строк) о личностном восприятии текста, найти существительные, отражающие суть темы, несколько прилагательных, отражающих признаки темы, глаголов, отражающих функции темы и т.п.
Этапы работы при создании кластера:
1. Анализ материала, выявление основных понятий, концепций и связей между ними.
2. Исключение материала, не отвечающего задаче раскрытия именно данной темы.
3. Отражение связей между понятиями – использование рамок разной формы, стрелок. рисунков и пр.
Важную роль играет подбор творческих заданий после прочтения текста. Это могут быть не только устные или письменные сочинения в стиле традиционной литературно-критической статьи, но и эссе в виде ответов на проблемные вопросы : « Что значит быть счастливым?», «Что лучше: правда или ложь во спасение?», «Права ли Татьяна Ларина, отказавшись от личного счастья?», «Для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?» , «Почему автор «убивает» любимого героя?» и т.д. Как правило, после постановки проблемных вопросов возникает дискуссия. Например, продолжается ли в современной литературе традиция изображения маленького человека и как меняется его образ?
Таким образом, организация смыслового чтения требует применения традиционных и инновационных методов и приемов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы смыслового чтения на уроках литературы
Приложение 1 ВерноНеверноНет информацииВ одной из отдаленных улиц Москвы Сыновья и дочери живут в Петербурге Барыня - вдова Герасим был са...
Использование различных приемов для развития смыслового чтения на уроках математики.
Суть и смысл современного образования состоит в формировании выпускника, способного к самостоятельной познавательной деятельности, анализу получаемой информации, творческой реализации личности....

"Приемы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики"
Смысловое чтение – вид чтения, который нацелен на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откли...
Стратегия, этапы работы, приемы по развитию смыслового чтения на уроках английского языка
Буклет "Стратегия, этапы работы, приемы по развитию смыслового чтения на уроках английского языка" содержит стратегию, этапы работы над текстами при овладении стратегией смыслового чтения, прием...

ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Перед учителем стоит очень важная задача - привить учащимся интерес к чтению, научить их «читать».Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образов...

Приемы смыслового чтения на уроках литературы
В статье представлен опыт работы по применению приемов смыслового чтения-важного слагаемого читательской грамотности....

«Развитие интеллектуальных способностей учащихся при использовании приемов «смыслового чтения» на уроках литературы
Данный материал содержит описание различных приемов "смыслового чтения" на уроках русского языка и литературы...
