Конспект урока литературы в 5 классе по теме "К. Паустовский «Заячьи лапы». Ответственность человека перед природой".
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Конспект урока литературы в 5 классе по теме "К. Паустовский «Заячьи лапы». Ответственность человека перед природой".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 574.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе
Тема: К. Паустовский «Заячьи лапы». Ответственность человека перед природой.
Человек, который понимает природу, благороднее, чище. Он не сделает дурного поступка. Он прошел «душевный университет». (Л. Леонов)
Ход урока
Организационный момент:
Сегодня мы начинаем изучение творчества Константина Георгиевича Паустовского.
К сегодняшнему уроку вы должны были внимательно прочитать его рассказ «Заячьи лапы».
- Орг.момент
- Проверка домашнего задания.
II. Работа над новым материалом.
Константин Георгиевич – великий русский писатель, который создал очень много произведений о природе, животных, которые учат нас доброте, состраданию, отзывчивости, любви к родному краю . ( портрет писателя) (слайд 1) и с одним из них мы сегодня познакомимся. Рассказ «Заячьи лапы» К.Г.Паустовский написал в 1937 году. Но до сих пор это произведение не может оставить ни одного читателя равнодушным.
В конце урока мы попробуем доказать правдивость или неправдивость этого выражения.
III. Словарная работа.
Давайте для начала разберем непонятные слова, которые встретятся вам в этом рассказе. (презентация картинки)
Оголец- мальчишка, молодой парень.
Пенсне- очки, которые держатся с помощью пружинки на переносице.
Ураган- ветер необычной, разрушительной силы.
Он`учи- обмотка для ноги под сапог, портянка.
Лапти- в старое время крестьянская обувь, сплетённая из лыка ( липа)
Коновал- знахарь, лечащий лошадей. ( о плохом, невежественном враче)
Янтарь - окаменевшая живица хвойных деревьев, прозрачного до тёмно- красного цвета, обрабатывается для украшений.
Фетровая шляпа- плотный валяный материал из высококачественных сортов шерсти.
Пациент- больной, который лечится у врача.
Посох- длинная трость, палка для опоры при ходьбе.
Прошамкать- проговорить невнятно из-за отсутствия зубов.
Сени, сенцы- помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенской избе.
Ураган- ветер необычной, разрушительной силы.
Умрёть- умрёт.( диалектное)- особенность произношения слов в определённой местности
Ветеринар- специалист по лечению животных.
Вереница- ряд сходных предметов, движущихся друг за другом цепью.
Зенит- в астрономии- точка небесной сферы, находящаяся вертикально над головой наблюдателя.
Янтарь - окаменевшая живица хвойных деревьев, прозрачного до тёмно- красного цвета, обрабатывается для украшений.
Фетровая шляпа- плотный валяный материал из высококачественных сортов шерсти.
IV. Осмысление
- Почему рассказ так назван?
- Рассказ назван «Заячьи лапы» потому, что у зайца, о котором идет речь в рассказе, были обожжены лапы, и главное действие рассказа разворачивается вокруг необходимости вылечить зайцу лапы.
— Что необычного вам показалось в построении рассказа?
Мы долго читаем о том, что Ваня и дед хотели вылечить зайца, но не знаем, почему они этого хотели. И только в самом конце рассказа мы узнаем о причинах этого желания и о чувстве вины и благодарности, которые испытывал дед Ларион.
- На сколько частей можно разделить текст?
- Как можно озаглавить части текста?
- Ваня у ветеринара.
- Карл Петрович вылечил зайца.
- Лесной пожар
-Что у нас получилось? (план)
- Какое из этих событий в действительности произошло первым? Какие факты свидетельствуют об этом?
- Зачем автор не по порядку рассказывает нам, что произошло, а меняет порядок эпизодов?
Вывод: Автор хотел, чтобы читатели представили себя на месте рассказчика, который сам до последнего момента не понимает причины такой необычной заботы деда о больном зайце. Автор заставляет читателя испытать недоумение, удивление, затем понимание и откровение.
- Какую важную проблему поднимает автор в рассказе?
Эта проблема очень актуальна в сегодняшнее непростое время, ведь у нас много лесных пожаров, много людей истребляющих животных ради забавы.
В чем же главная ответственность человека на земле?
Ответственность человека перед природой
- Как же решить эту проблему? Что нужно изменить в людях, чтобы они стали более внимательны и ответственны к окружающему нас миру?
Обратимся к эпиграфу урока.
- Человек, который понимает природу, благороднее, чище. Он не сделает дурного поступка. Он прошел «душевный университет». (Л. Леонов) слайд
- Как вы его понимаете?
(ответы детей)
Возможный ответ
Чтобы более глубоко понять высказывание Леонова проанализируем рассказ «Заячьи лапы». И начнем мы с ответа на вопрос, каков каждый персонаж, встречающийся нам в произведении.
Словесное рисование.
– Каким вы представляете себе зайца? Опишите его, используя текст.
(Он маленький, завернут в засаленную куртку. Лапы у зайчика пожженные, а ухо – рваное. Глаза у него красные, а из них катятся слезы. Зайчик часто моргает. Когда особенно больно, он дрожит.)
Именно заяц послужил проверкой человека на доброту. И первым эту проверку проходит дед Ларион. Почему он так заботится о зайце?
(он спас его во время пожара)
- Как отнеслись к зайцу другие герои рассказа?
(работа в группах)
Задание: каждой группе необходимо найти информацию в тексте об отношении героя к зайцу и прочитать.
1. Ветеринар - (Зажарь его с луком - деду будет закуска.)
2. Ваня – («заморгал глазами, потянул носом и уткнулся в бревенчатую стену» - понес зайца лечить и некоторое время жил у Карла Петровича и ухаживал за зайцем) Ваня умеет сострадать. Он не просто жалел зайца, а сделал все, чтобы спасти его. Отношение Вани к больному зверьку похоже на отношение к другу, к человеку.
3. бабка Анисья – (дала совет отнести зайца в город к Карлу Петровичу)
4. Аптекарь – («Интересные пациенты завелись в нашем городе». - Дал адрес Карла Петровича)
5. Карл Петрович – («Я не ветеринар, я всю жизнь лечил детей, а не зайцев». - Согласился лечить)
герой | Отношение к зайцу | |
1 | ветеринар | «Зажарь его с луком - деду будет закуска.» |
2 | Ваня | «заморгал глазами, потянул носом и уткнулся в бревенчатую стену» Понес зайца лечить и некоторое время жил у Карла Петровича и ухаживал за зайцем. |
3 | Бабка Анисья | Дала совет отнести зайца в город к Карлу Петровичу |
4 | аптекарь | «Интересные пациенты завелись в нашем городе». - Дал адрес Карла Петровича |
5 | Карл Петрович | «Я не ветеринар, я всю жизнь лечил детей, а не зайцев». - Согласился лечить. |
У каждого на столе лежат листочки с заданием.
Первое задание: каждому герою рассказа из предложенного списка нужно будет выбрать характеристику. Карточки разрезанные
Приступаем к работе. (задание представлено в виде таблицы. В ходе работы учащиеся каждому герою находят соответственную характеристику)
Ваня беспокойный, добрый, выносливый, терпеливый, шустрый, заботливый, упорный;
Дед Ларион отзывчивый, робкий, добрый.
Карл Петрович интеллигентный, строгий, образованный, добрый;
Ветеринар злой, невоспитанный, равнодушный, жестокий, грубый
Бабка Анисья любопытная, жалостливая, душевная, добрая
Аптекарь нервный, сердитый, раздражённый, но добрый
- Часто ли люди замечают вашу боль и готовы вам помочь участием и советом?
ответы детей
- Какое качество должно быть развито в человеке, чтобы уметь сочувствовать и помогать другим?
Доброта
А что такое доброта?
Доброта – это щедрость души, желание поделиться с другими тем, что имеет человек. Это одна из основных высоких нравственных черт личности
Итак, рассказ о людской доброте и отзывчивости. Но почему центральное место занимает заяц?
(ответы детей)
-Действительно, больной заяц в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту, человечность и сопереживание.
- Кто-то сдаёт этот экзамен, а кто – то нет.
Работа по тексту 1 (рабочая тетрадь)
- В рабочей тетради прочитаем историю о зайце, которую рассказал дед Ларион и ответим на вопросы.
Текст 1
Дед пошел дальше. Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты. Стало трудно дышать.
Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня. Дед был прав: во время урагана огонь шел со скоростью тридцати километров в час.
Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.
Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.
Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает.
Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»
Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед — оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понес домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Потом дед его вылечил и оставил у себя.
(К.Г.Паустовский «Заячьи лапы»)
Задание 1. Воспользуйтесь текстом 1. Выпишите из текста ответ, подтверждающий фразу «Лесной пожар – это стихийное бедствие»
_____________________________________________________________________
Ответ: (“Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня... Смерть настигала деда, хватала его за плечи...”)
Задание 2. Воспользуйтесь текстом 1. Объясните поведение зайца во время пожара.
______________________________________________________________________
Ответ: Звери гораздо лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Заяц чувствовал, откуда идет пожар, и сам, спасаясь от огня, вывел деда к озеру.
Задание 3. В таблице дана характеристика лесных пожаров. Определите вид пожара, описанного в тексте 1.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Ответ: Сильный верховой. Ветер перешел в ураган, огонь гнало с неслыханной скоростью 30 км/ч.
Задание 4. Воспользуйтесь текстом 1. Установите соответствие между предложениями и художественными средствами, использованными в них.
Предложение | Художественное средство | ||
1 | Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью | А | Олицетворение |
2 | Смерть настигала деда, хватала его за плечи | Б | Сравнение |
3 | Дед обрадовался зайцу, будто родному. | В | Эпитет |
1 | 2 | 3 |
в | а | б |
Задание 4. Воспользуйтесь текстом 1. Запишите значение слова пожар.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Ответ: ПОЖА́Р - Сильное пламя, охватывающее и уничтожающее все, что может гореть, создающее опасность для жизни людей, а также самое горение, уничтожение чего-л. огнем.
Задание 5. Воспользуйтесь текстом 1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ГАРЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в названии текста:
Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи (1, 2, 3)
ГАРЬ -и; ж.
1. Продукты сгорания в виде мелких твёрдых частиц; что л. горелое. Пороховая г.
2. Отходы, сыпучие остатки перегоревшего каменного угля, кокса (употребляются при устройстве дорог, для засыпки чего л. и т.п.).
3. Выгоревшее или выжженное место в лесу. Г. заросла травой, кустарником.
_____________________________________________________________________
Ответ: 1
- Лесной пожар послужил началом истории, которая выявила доброту одних и равнодушие других.
-А как возникают в лесу пожары?
Воспользуйтесь текстом 2 и назовите причины возникновения пожаров.
Текст 2.
Предполагаемый ответ:
в основном виновниками лесных пожаров становятся люди.
Причинами возникновения пожаров являются:
- Неосторожное обращение со спичками детьми – 7 %
- Брошенная горящая спичка или окурок – 5%
- Тлеющий после выстрела пыж (Пыж – это составная часть патрона, предназначенная для отделения пороха от снаряда и обеспечения требуемых баллистических показателей) – 4%
- Искры, вылетающие из выхлопной трубы трактора, автомобиля – 10%
- Непогашенный костер – 57%
- Места лесозаготовок – 3%
- Попадания молнии в дерево и ли другие природные явления – 14%
- Что нужно делать человеку, чтобы не было лесных пожаров?
Бережно относится к ней: тушить костеры, не бросать окурки и горящие спички, не давать спички детям.
Вернемся к произведению К.Г. Паустовского.
Итак, после рассказа деда о спасении от лесного пожара рассказчику и нам вместе с ним кажется, что мы поняли причины заботы деда о зайце. Но оказывается, что это понимание было не окончательным, что есть еще одна потайная дверь в глубину души Лариона Малявина.
Перечитаем последние строки рассказа:
«— Да, — сказал дед, поглядывая на самовар так сердито, будто самовар был всему виной, — да, а перед тем зайцем, выходит, я сильно провинился, милый человек.
— Чем же ты провинился?
— А ты выдь, погляди на зайца, на спасителя моего, тогда узнаешь. Бери фонарь!
Я взял со стола фонарь и вышел в сенцы. Заяц спал. Я нагнулся над ним с фонарем и заметил, что левое ухо у зайца рваное. Тогда я понял все».
— Что понял рассказчик, заметив рваное ухо зайца?
до пожара дед Ларион хотел застрелить именно этого зайца с рваным ухом, который потом вывел деда из огня.
- Какие выводы для себя сделали?
животное спасло стрелявшего в него охотника
- Кто великодушнее человек или природа?
природа
-Отчего зависит спасение и жизнь человека?
от природы
Человек хотел нанести зло природе, но природа великодушно не помнит зла, она готова прийти на помощь человеку, если только ее не уничтожить. Рассказчик вслед за дедом ощутил ответственность за те поступки, которые человек совершает по отношению к природе, ответственность за все живое на Земле, понял, что спасение и жизнь человека зависит от того, как мы сейчас, в нашем сегодняшнем дне, будем относиться к природе.
VI.Рефлексия
-Как вы думаете, зачем Паустовский рассказал нам эту историю?
(чтобы мы задумались, какое бедствие для леса пожар, и были осторожны в лесу)
- Животные тоже иногда приходят человеку на помощь. Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим.
- Какие выводы для себя сделали?
Домашнее задание ( по выбору учащегося)
1.Напишите рассказ о случае из жизни животного, свидетелем или участником которого были вы или ваши друзья.
2. Какие чувства, мысли дед сумел вложить в свое короткое письмо к профессору: «Заяц не продажный, живая душа, пусть живет на воле…»? (письмен. ответ на вопрос)
3.Напишите сочинение-миниатюру» Я увидел чудо…». Постарайтесь увидеть необычное в обычном явлении и попытайтесь донести это до своих товарищей с помощью сравнений, эпитетов, олицетворений так, как это сделал Паустовский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (литература, 6 класс) по теме: Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Урок по повести Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».1. Цели:Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий, актуализировать знания.Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воо...

Конспект урока литературы по произведению К. Г. Паустовского "Телеграмма"
План- конспект открытого урока литературы в 8 классе "Зарубки на сердце" (по произведению К.Г. Паустовского "Телеграмма")...

Урок литературы "Ответственность человека перед природой"
Ответственность человека перед природой ( по рассказу К.Г. Паустовского «Заячьи лапы»)Цели:-Совершенствование навыков анализа произведения;-развит...
Урок литературы в 5 классе К. Г. Паустовский "Заячьи лапы"
Урок литературы в 5 классе 13. 04Тема: К.Паустовский «Заячьи лапы»Тип: открытие новых знанийВремя и длительность: 1 урок 10.45 – 11.15, 12.15 – 12.45 Пла...

Проверочная работа по литературе. 5 класс К.Г. Паустовский "Заячьи лапки"
Проверочная работа по литературе. 5 класс К.Г. Паустовский "Заячьи лапки"...
Урок литературы в 5 классе. К.Г Паустовский. «Заячьи лапы» Мысль автора об ответственности человека перед природой.
Цель урока: продолжить развитие умения вдумчивого, осознанного чтения и анализа художественного текста....

Презентация к уроку литературы по рассказу К.Г. Паустовского "Заячьи лапы"
Презентация создана к уроку литературы в 5 классе....

