Интеллектуальная игра по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». 8 класс.
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Афанасьева Елена Васильевна

Интеллектуальная  игра   по  повести  А. С. Пушкина  «Капитанская дочка» в  8 классе – это не только повторение, закрепление и итоговое обобщение ранее изученного нового материала. Это расширение кругозора; развитие познавательных, творческих, интеллектуальных способностей, образного и логического мышления; воспитание любви к литературе и последующее формирование интереса к творчеству великого русского писателя А. С. Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_kapitanskoy_dochke.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра по повести А.С. Пушкина

«Капитанская дочка»

Преподаватель: Афанасьева Елена Васильевна

Тема урока: «Обобщающая интеллектуальная игра по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Класс: 8

Тип урока: систематизация знаний, умений и навыков.

Вид урока: литературная игра.

Методы: словесный, наглядный.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Оформление: слайд-фильм, карточки с заданиями, иллюстративно-раздаточный материал, толковые словари, сводная таблица результатов.

Цели и задачи урока:

1. Используя межпредметную связь, погрузить  детей в историческую эпоху, описываемую Пушкиным.

2. Углубить понимание идейно-художественного богатства романа

3. Развивать навыки анализа художественного текста.

4. Продолжить формирование умения работать в группе.

Структура урока:

  1. Организационный момент: класс, заранее поделенный на три команды, рассаживается за три стола. На каждом столе лежит толковый словарь русского языка.  Независимое жюри со сводной таблицей результатов занимает отдельный стол.

Слово учителя: Итак, мы начинаем наш урок, который является завершающим в изучении вами повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Сегодня вас ждет много интересных и увлекательных заданий, которые потребуют от вас сообразительности, внимания, находчивости, ну и, конечно же, в первую очередь знания текста произведения.

  1. Проверка домашнего задания: У каждой группы было свое домашнее задание, которое заключалось в составлении тематических вопросов по тексту для групп – соперников. У каждой группы – своя тема.

(Дети задают друг другу вопросы по тексту произведения, отвечают на вопросы команд-соперников, дополняют ответы друг друга,  жюри оценивает ответы и начисляет командам баллы)

  1. Командные задания:

1). Угадайте героя по описанию:

Команде 1:

«Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское».

Команде 2:

 «Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности. Главною его слабостью была страсть к прекрасному полу. К тому же не был он и врагом бутылки, то есть любил хлебнуть лишнее».

Команде 3:

«Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую».

Команде 1.
«Высокий барин лет тридцати пяти, с длинными черными усами, в халате, с кием в руке и с трубкой в зубах».

Команде 2.
«Молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым».

Команде 3.
«Бодрый и высокого роста, в колпаке и китайском халате. Человек он был необразованный и простой, но самый честный и добрый».

2). «Толковый словарик»
(индивидуальные карточки с заданиями)
команде 1

                   
супостат
оказия
наперсник
рекрут
зазноба

команде 2


ментор
стремянный
челобитье
погребец
грамота

команде 3


фортеция
реестр
оргия
суженая
жаловать

3). Кто так сказал?

«Улица моя тесна. Воли мне мало».

«За лаской не гоняйся, на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся».

« Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой сторонке».

«Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай, что хочешь».

«Для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика».

«Я рада, что смогла сдержать вам свое слово и исполнить вашу просьбу».

«Что же вы, детушки, стоите? Умирать, так умирать: дело служивое».

«Я никогда не буду его женой! Я решилась умереть и умру, если меня не избавят».

«Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон».

4). Восстанови хронологию событий.

(приложение №1)

5). Кто из них имеет отношения к событиям, описываемым в повести «Капитанская дочка»?

(приложение №2)

6). Какой из уголков Санкт-Петербурга и его окрестностей имеет отношение к тексту произведения?

(приложение 3)

7).  Фольклорный конкурс: растолковать смысл пословиц; вспомнить, кем и при каких обстоятельствах они сказаны.

Команде 1: «Конь о четырех ногах, да спотыкается»

команде 2: «Долг платежом красен»

команде 3: «из огня да в полымя»

Команде 1: Растолкуйте пророческий сон, приснившийся Гриневу во время бурана.

Команде 2: Растолкуйте смысл калмыцкой сказки, рассказанной Пугачевым Гриневу.

Команде 3: Объясните, почему песня «Не шуми, мати зеленая дубровушка» была любимой у Пугачева?

8) Общекомандное задание: соединить фрагменты текста с иллюстрациями.

(приложение №3)

Этап 4. Викторина.

(приложение презентации в PowerPoint )

Этап 5. Подведение итогов. Рефлексия.

                                Начало предложений на доске:

было интересно…
было трудно…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
теперь я знаю…
меня удивило…
мне понравилось…
мне не понравилось…

Ребятам предлагается оценить урок, выбрав и продолжив одно из предложений на доске.

Слово жюри. Объявление команды – победителя, выставление оценок за урок, домашнее задание: Сочинение на любую из предложенных тем:

«Гринев и Пугачев»

«Тема нравственного выбора в повести А.С. Пушкина  «Капитанская дочка»

«Семья Мироновых в повести Пушкина «Капитанская дочка»

«Образ Пугачева в повести»

«Береги честь смолоду»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра по повести А.С.Пушкина " Капитанская дочка"

Данный материал представляет собой командную игру , которую можно использовать после полного прочтения текста как итоговый урок проверки знаний учащихся....

Эссе "Квест-игра по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Совсем недавно фраза «квест-игра» вызывала не то, чтобы страх, но какое-то лёгкое недоумение. И только  после того, как приехавшие с Байкала ребята рассказали о принципе игры, о том, наскол...

Литературные звёзды (литературная игра по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")

Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 8 классе по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"...

Интеллектуальная игра по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Темы и план сочинений по повести.

Интеллектуальная игра предназначена учащимся 8 класса для закрпеления по пройденному произведению. Материал представлен в форме игры...

Литературная игра по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Автор разработки: Исмагулова Алима Абдугалиевна, учитель русского языка и литературы ВК...

Литературная игра по повести А.С.Пушкина « Капитанская дочка»

Урок в виде литературной игры закрепляет и обобщает знания по прочитанной повести Пушкина А.С. "Капитанская дочка"...

Презентация к открытому уроку по литературе для 6 класса на тему «Литературная игра по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Тип урока  – обобщение знанийФорма урока – литературная игра                    по повести ...