Ленинградский метроном
классный час по литературе (6 класс)

Литературно-музыкальная композиция, посвященная годовщине снятия блокады Ленинграда. Материал можно использовать на уроках литературы, классных часах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leningradskiy_metronom.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

«Ленинградский метроном»

(Литературно-музыкальная композиция)

ЗАСТАВКА

фоновая музыка

Выходят чтецы.

фоновая музыка

Чтец1:

Нежданная осень пришла в Ленинград,
Пожухлой листвой шелестит непогода,
И наша Нева вспоминает опять
Дождливый сентябрь сорок первого года.

Чтец 2

Не те уже воды уносит река,
Блокадное время давно пролетело,
Но страшная надпись стучится в сердца,
Как память войны, как гроза артобстрела!

Чтец 3

Их мало осталось – седых стариков,
Героев войны, рядовых обороны,
Прорвавших блокады стальное кольцо,
По Жизни – дороге, ведя эшелоны!

Чтец 4

Редеют шеренги – мы помним о них,
Печален мотив уходящих мгновений.
И корочка хлеба, и детский отчаянный крик –
Пусть всё сохранится навечно в сердцах поколений!

Чтец 5

И стук метронома, и скрежет, и грохот вдали,
И город наш мирный, и Летнего сада ограда ,
На всех языках, в лексиконах земли:
Война, Ленинград, сорок первый, Блокада!

выходят ведущие

Ведущий 1.: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы будем говорить о событиях, оставивших неизгладимый след в истории, о блокаде Ленинграда.

1 Моцарт «Реквием»

Ведущий 2. (читает слова на фоне музыки Моцарта: «Реквием»).

Стой! Время, замри! Замри и оглянись в прошлое. Посмотрите друг на друга. Что нас всех объединяет? Мы - жители одной страны. Мы должны знать историю своей страны, истории наших бабушек и дедушек. Сегодня мы вспомним одну из самых трагических страниц истории – Блокаду Ленинграда.

Голос за кадром:

«Внимание, говорит Москва. Говорит Москва. Заявление Советского правительства. 22 июня, в четыре часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбардировке города Житомир, Киев, Севастополь, Каунас…»

Сообщение сменяется видеохроникой первых дней войны с песней А.Александрова на слова В.Лебедева-Кумача «Священная война».

Ведущий 1: Первые, самые тяжёлые дни войны. Главные удары фашистских армий были направлены на Москву и Ленинград. По планам Гитлера Ленинград должен был быть взят в первый же месяц войны. Его собирались сровнять с землёй и затопить водами Балтийского моря. Но на весь мир прозвучал ответ ленинградцев: «Не отдадим!»

Звучит «Революционный» этюд» Шопена, музыка стихает до фона. Ведущий 2: Вскоре после начала войны Ленинград стал прифронтовым городом: строились рубежи обороны, эвакуировались в тыл заводы и фабрики, театральные и музыкальные коллективы. В грустную минуту расставания с родным городом композитор В.Соловьёв-Седой написал песню «Вечер на рейде», которую очень полюбили ленинградцы.

В дни блокады, в полдень, городское радио объявляло о норме выдачи хлеба. Зимой 1941- 42 года эта норма постоянно уменьшалась.

Ведущий 1: Тогда никто не мог предположить, сколько горя и страданий принесёт блокада. Улицы опустели, в городе появились военные патрули, введено затемнение. Горожан можно было увидеть в очередях у магазинов и у репродукторов. Затаив дыхание, они слушали сводки Совинформбюро.

Голос за кадром:

«Говорит Москва. Сводка главного командования Красной Армии за 22 июня 1941 года. С рассветом 22 июня 1941 года регулярные войска германской армии…»

Сводка прерывается сигналом воздушной тревоги.

Ведущий 2: Ежедневные налёты вражеской авиации и многочасовые обстрелы города артиллерией стали настоящим бедствием для ленинградцев. После одной из таких бомбёжек была уничтожена самая крупная продовольственная база города – Бадаевские склады. В городе стало не хватать продуктов питания. А с ноябрьскими морозами в город пришёл голод, страшный голод!

Ведущий 2: Мало ленинградцев дожили до дня освобождения от блокады: тысячи погибли под бомбами и снарядами во время ежедневных обстрелов города.

Ведущий 1: Десятки и сотни тысяч умерли от голода и холода. Им, навсегда оставшимся в родном городе, мы обязаны своей жизнью, с нами на века память о них.

Ведущий 2: Эта память - благодарность за их боль и страдания. И только от нас зависит, сможем ли мы сохранить эту ПАМЯТЬ.

Ведущий 1: Бывает в нашей жизни минута, когда мы вспоминаем то, чего с нами никогда не было, вспоминаем то, что знаем только по рассказам родных, из книг и кинофильмов.

Ведущий 2: Тогда мы мысленно переносимся на многие годы назад и чувствуем рядом дыхание своих родных и близких, которых видели только на старых фотографиях. В эту минуту мы думаем и о незнакомых людях, погибших, защищая наше Отечество, защищая нас.

Ведущий 1: Это МИНУТА МОЛЧАНИЯ.

Звучат «Грёзы» Шумана.

Ведущий 2: МИНУТА МОЛЧАНИЯ. Самая длинная минута. В ней не 60 секунд, в ней 900 страшных блокадных дней, в ней навсегда сотни тысяч героических защитников и мирных жителей Ленинграда.

Ведущий 1: МИНУТА МОЛЧАНИЯ. Она освящена огнём боёв и огнём салютов. Самая тихая минута, самая грустная минута, но самая гордая минута.

Ведущий 2: МИНУТА МОЛЧАНИЯ…

Звучит МЕТРОНОМ. МИНУТА МОЛЧАНИЯ. Фрагмент сюиты «ПАМЯТЬ».

выход чтецов

фоновая музыка

Чтец 6:

Крепчал мороз, дымился небосклон,
И вой сирен на каждой баррикаде,
И смерть в наш город шла со всех сторон…
Всё это было, было в Ленинграде!

Чтец 7:

Глоток воды – дороже серебра,
Нет света, нет и дров на лесоскладе.
Возили трупы с каждого двора…
Всё это было, было в Ленинграде!

Чтец 8:

«Живой осталась в доме я одна» -
Писала девочка в тетради.
«Нет крошки хлеба, печка холодна…»
Всё это было, было в Ленинграде!

Чтец 9:

Дорогой Жизни шли грузовики,
Где лёд трещал при близкой канонаде.
Жестокий бой вели фронтовики…
Всё это было, было в Ленинграде!

Ведущий 1: Несмотря на тяжёлую обстановку на всех фронтах, страна помнила о Ленинграде и ленинградцах. В кратчайшие сроки по льду Ладожского озера была построена дорога. Над ней постоянно кружили вражеские самолёты, сбрасывая свой смертоносный груз, она день и ночь обстреливалась из орудий.

Ведущий 2: Машины уходили под лёд вместе с продуктами и теми, кто пытался спасти ленинградцев. Первое её название «Дорога смерти», но ленинградцы называли её «Дорогой Жизни». Ведь только по ней можно было доставить продукты умиравшим горожанам, только по ней вывезти людей из блокады.

Ведущий 1: Во время блокады город продолжал жить: работали библиотеки, проводились экскурсии по залам Эрмитажа, всю блокаду не прекращал работу театр музыкальной комедии. Агитбригады артистов и школьников выезжали с концертами на передовую и в госпиталя. Это помогало выживать.

Стихи О.Берггольц.

Чтец 10:

В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
Где смерть, как тень, тащилась по пятам,
Такими мы счастливыми бывали,
Такой свободой бурною дышали,
Что внуки позавидовали б нам…

Чтец 11:

Я никогда героем не была,
Не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
Я не геройствовала, я жила.

Чтец 12:

Нас немцы называют: «мёртвый город».
Но где, когда был мёртвым нужен стих?
А здесь сквозь грохот бомб и лютый холод –
Он, славя павших, жить зовёт живых.

Ведущий 1: Это строки ленинградской поэтессы Ольги Берггольц. Её голос ежедневно звучал по радио. Он придавал ленинградцам силы. А как слушали эти стихи!

Ведущий 2: Блокадный подвиг Ольги Берггольц был отмечен самой высокой наградой – народным признанием. Ее ласково называли «Муза» и «Блокадная Мадонна», но самым дорогим подарком для нее были простые слова «Наша Оля». Она чувствовала это, говоря о том, кем стала для города, для его жителей: «И гордости своей не утаю, что рядовым вошла в судьбу твою, мой город, в званье твоего поэта».

Ведущий 1: А немцы за ее радиопередачи внесли Ольгу Берггольц в черный список людей, подлежащих расстрелу в первую очередь после захвата ими Ленинграда (совсем как Юрия Левитана в Москве).

Ведущий 2: В блокадном Ленинграде музы не молчали! Здесь начал писать свою седьмую симфонию композитор Дмитрий Шостакович. Осенью 1941 года Большой симфонический оркестр ленинградского радио приступил к репетициям первых трёх её частей.

Ведущий 1: Но в декабре репетиции пришлось прекратить: музыканты падали в голодные обмороки, умирали прямо на сцене. В марте 1942 года они возобновились, но от оркестра, к тому времени, осталось всего 15 ослабевших музыкантов.

Ведущий 2: Но Ленинград уже ждал этот концерт, он не мог не состояться. В город самолётом была доставлена партитура всей симфонии, с фронта отозваны бойцы-музыканты, чтобы заменить умерших оркестрантов

Ведущий 1: Теперь симфония называлась «Ленинградской».

Звучит «Ленинградская симфония» Д. Шостаковича. Музыка стихает до фона.

Ведущий 2: 9 августа 1942 года в Большом зале филармонии, несмотря на светомаскировку, горели все хрустальные люстры. В зале сидели моряки, пехотинцы, бойцы ПВО и ленинградцы – завсегдатаи филармонии. Исполнение длилось 80 минут.

Ведущий 1: За это время на город не упало ни одного снаряда, не разорвалось ни одной бомбы. Орудия врага молчали – их подавила мощным огнём наша артиллерия, защищавшая город.

Ведущий 2: Произведение Шостаковича потрясло слушателей. Музыка сумела выразить то, что в это трудное время объединяло ленинградцев: героизм, любовь к своему городу, вера в Победу.

Чтец 13

Какая музыка была!
Какая музыка играла!
Когда и души и тела
Война проклятая попрала.

Чтец 14

Какая музыка во всём,
Всем и для всех – не по ранжиру.
Осилим… выстоим… спасём…
Ах, не до жиру – быть бы живу…

Чтец 15

Солдатам голову кружа,
Трёхрядка под накатом брёвен
Была нужней для блиндажа,
Чем для Германии Бетховен.

Чтец 16

И через всю страну струна,
Натянутая трепетала,
Когда проклятая война
И души и тела топтала.

Чтец 17

Стенали яростно, навзрыд
Одной – единой страсти ради
На полустанке – инвалид
И Шостакович – в Ленинграде.

Ведущий 1: Исполнение транслировалось по радио. Его слышали не только жители города, но и, через громкоговорители, немецкие солдаты, осаждавшие город. Они обезумели от услышанного. Они считали, что перед ними мёртвый город, а он жил, он слушал симфонию Шостаковича! Ведь если музыка звучит - жизнь продолжается.

Ведущий 2: В осажденном городе работали Театр Музыкальной комедии, театр Народного ополчения и театр Балтийского флота.

Ведущий 1: Во время блокады в осажденном городе работало радио, по которому передавались сводки с фронтов и звучали стихи поэтов, живущих в Ленинграде: Ольги Берггольц, Ю. Воронова, Н.Тихонова, М.Дудина, А.Молчанова, А.Ахматовой.

Ведущий 2: И город выстоял! Полуживые, голодные и замёрзшие ленинградцы самоотверженно трудились. Наконец, они просто жили в блокадном городе. Одно это уже было подвигом. 18 января, 80 лет назад, Ленинград получил связь со страной – узкую полоску земли шириной 10 километров, которую, ценой больших потерь, отвоевала у врага советская армия.

Голос за кадром: «Говорит Москва. В последний час. Успешное наступление наших войск в районе Ладожского озера и прорыв блокады Ленинграда!»

Звучит «Гимн Великому городу» Р.Глиэра. Видеохроника на экране.

Ведущий 1: Под бомбами и снарядами в город пошли поезда с продовольствием. Блокада была прорвана, но до полного освобождения оставался ещё целый год.

Ведущий 2: В январе 1944 года сильная орудийная канонада разбудила ленинградцев. Войска Ленинградского фронта перешли в наступление и отбросили врага от города. 27 января освобождение Ленинграда от вражеской блокады было завершено.

Ведущий 1: Это был праздник со слезами на глазах. В честь выигранного сражения 27 января 1944 года прогремело 24 залпа торжественного салюта!

на экране кадры видеохроники, салют

музыка

Ведущий 2: Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сынов и дочерей.

Ведущий 1: Мы гордимся мужеством наших людей, мы будем помнить всех тех, кто погиб во время блокады. Мы гордимся тобой, Ленинград!

Ведущий 2. Наше мероприятие окончено. Спасибо за внимание.

Ленинградские музыканты совершили в дни войны подвиг. Вспоминая о нем, В. Ходоренко правильно определил его истоки: «Музыкальная духовная победа ясно показала миру, что силы людей, верящих в справедливость своего советского дела, – неисчерпаемы». Музыканты, певцы, редакторы сделали все, чтобы музыка продолжала звучать в блокадном городе. После войны в жизни дирижера К. И. Элиасберга, руководителя оркестра Радиокомитета, произошел эпизод, который глубоко его взволновал. В той же гостинице «Астория», где он, больной дистрофией, лежал зимой 1942 года, на банкете к дирижеру подошли два немца, участники блокирования города. Один из них вынул записную книжку. В ней с большой пунктуальностью были отмечены все концерты Радиокомитета, которые шли тогда в эфир. Это были те самые немцы, которые стояли на Вороньей горе. Оказывается, они слушали музыку блокированного города и были потрясены, что в таких невероятных условиях создан и играет первоклассный оркестр. Слушатели этой музыки, находясь по ту сторону фронта, начинали лучше понимать непобедимость народа, исполненного такого духа и воли. Это ли не было музыкальной духовной победой Ленинграда?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Ленинградский метроном"

Классный час посвященный 70 летию полного снятия блокады Ленинграда....

Открытый урок-презентация "Симфония №7 Ленинградская Д.Шостаковича в блокадном Ленинграде"(посвящённая 70-летию Ленинградской блокаде)

Открытый урок-презентация "Симфония №7 Ленинградская Д.Шостаковича в блокадном Ленинграде"(посвящённая 70-летию Ленинградской блокаде)...

Урок-презентация "Симфония №7 Ленинградская Д.Шостаковича" посвящённая 70-летию Ленинградской блокады

Самоанализ урок-презентация "Симфония №7 Ленинградская Д.Шостаковича" посвящённая 70-летию Ленинградской блокады...

Презентация Губернатор Ленинградской области к урокам по курсу Законодательство Ленинградской области 11 класс

Презентация Губернатор Ленинградской области может быть использована на уроках по курсу Законодательство Ленинградской области. Содержит: информацию о полномочиях губернатора и принципах деятельности....

Презентация "Законодательная власть Ленинградской области" Курс Законодательство Ленинградской области 11 класс

Презентация содержит материал, иллюстрирующий структуру, полномочия Законодательного собрания Ленинградской области. также имеются слайды в перечнем полномочий депутатов Законодательного сорания. През...

Ленинградский метроном

Материал работы будет полезен для проведения как урока, так и открытого мероприятия, посвященного Дню снятия блокады. На встречу могут быть приглашены ветераны блокадного города....

Час мужества. Ленинградский метроном

Мероприятие для воспитания патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ....