Открытый урок-презентация "Симфония №7 Ленинградская Д.Шостаковича в блокадном Ленинграде"(посвящённая 70-летию Ленинградской блокаде)
презентация к уроку по музыке (7 класс) на тему

Павлова Галина Фёдоровна

Открытый урок-презентация "Симфония №7 Ленинградская Д.Шостаковича в блокадном Ленинграде"(посвящённая 70-летию Ленинградской блокаде)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mbou_otkrytyy_urok_shostakovich.doc164.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ «Топкановская ООШ»

            Открытый урок-презентация

 Тема: « Симфония №7  «Ленинградская» Д.Д. Шостаковича в  блокадном Ленинграде.

                   (посвящённый 70-ию ленинградской блокады)

                                       Подготовила учитель музыки:

                                                        Павлова Г.Ф.

       

                                     

                                                Май 2014 год.

Цель:

-Воспитание патриотизма, чувство гордости за свою страну, за свой народ.

-Познакомить учащихся с выдающимся произведением мировой классической музыки, определить его историческую роль.  

ЗАДАЧИ: 

Воспитывающая:

-Пробудить интерес в детях чувство сострадания и гордости за стойкость  своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей великой отечественной войны;

Развивающая:

-Развитие познавательного интереса к данному историческому факту, развитие памяти, мышления.

-Умение высказывать свои мысли и суждения.

Обучающая:

-Характеристика образа вражеского нашествия.

-Познакомить  с историческими фактами времён ВОВ, ввести понятия «блокада»

-Понимание роли симфонии №7 «Ленинградская Д.Д. Шостаковича в годы ВОВ.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

-«Эпизод нашествия» из первой ч. Симфонии №7, Д.Д.Шостаковича
-Методы и формы работы: коллективная, индивидуальная, проблемно-поисковая, диалог.

-Использование ТКМ (технология критического мышления: вызов осмысление – рефлексия).
-приёмы: «синквейн».
-доп. материал: стихотворение о блокаде, песни ВОВ. 
-Шостаковича Д.Д., фрагмент из к.ф. Неизвестная война. Часть «Блокада Лениградская»

Оборудование:

-Мультимедийный проектор.

-Музыкальный центр- DVD, CD.

-Баян, фортепиано.

-Портрет Д.Д,Шостаковича

-Репродукции картин

                                               

                       

                                     Ход урока.

Учитель: Внимание! Внимание! Внимание! (слайд 1)

Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наше мероприятие. 70 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.

Была война, прошла война,
Над полем боя тишина.
Но по стране, по тишине,
Идут легенды о войне.

(слайд № 2 - звучит голос Левитана о начале войны.

затем песня “Священная война” в исполнении учащихся 7 класса. ( аккомпанемент  баян)

(слайд №3 – военная хроника)

Учитель: 22 июня 1941 года гитлеровские войска атаковали границы Советского Союза. Фашистское командование рассчитывало за 6-7 недель в ходе молниеносной войны захватить половину нашей страны. На дальних подступах к Ленинграду бои развернулись в первых числах июля 1941 года.
Учитель:читает стихотворение.
(Слайд №4)
И днем и ночью шла бомбежка,
И днем и ночью шел обстрел.
На клумбах - не цветы, росла картошка:
Защитник есть хотел.
120 грамм простого хлеба – 
Вот весь был детский рацион.
Никто три года сытым не был,
Но много кто был погребен.
Учитель: - Ребята, мы с вами много говорили о войне.

А кто из вас знает что такое блокада(ответы детей) ( слайд № 5)

Из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. Все пути к нему на суше захвачены фашистами. И не на один день, не на один месяц, и даже не на один год.

Тихо звучит «Эпизод нашествия» Д.Шостаковича.

Учитель: В сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла – уничтожению города и его населения.

Ученик: Вместе со взрослыми на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации дежурили и дети. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.

Началась блокада: Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам. Рацион хлеба дошел до 125 граммов детям и 250 граммов рабочим.

В городе не было топлива и электричества. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в холодных домах. Чтобы согреться, они жгли мебель, книги.

Учитель: - Вы знаете, ребята, какой великий подвиг совершили ленинградские школьники? (ответы детей)

Самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что дети учились.

№ 7. Слайд - Уроки в школе.

Во время блокады дети Ленинграда росли, учились и работали под разрывы бомб и снарядов.

Из 408 школ в октябре 1941г. действовали 103. Занятия начались с 27 октября. Они проводились три раза в неделю по три урока в день. Дров было мало. В школах было холодно. Занимались в пальто и валенках. Чернила замерзали. При воздушной тревоге занятия прекращались, всех переводили в бомбоубежище. Чтобы поддержать силы детей, после уроков им давали по тарелке дрожжевого супа.

№8.Слайд - Бомбоубежище.

Часто уроки проводились в бомбоубежищах при керосиновых лампах. Там было сыро и душно, поэтому занятия проводились по 20-25 минут. В июне 1942 года из 542 выпускников 10-х классов, 70 получили аттестаты с отличием с «золотой каемочкой». Многие дети из-за болезни, уходом за больными членами семьи, работой, плохо посещали школы. Ленинград был городом - фронтом, все дети вели себя как фронтовики. В школу ходили с противогазами. Навещали инвалидов, выступали с концертами перед фронтовиками, принимали участие в сборке урожая в совхозах. При этом для учителей и детей была предусмотрена оплата их труда.

Идет фрагмент из док. фильма (DVD). (Кинофильм «Неизвестная война». Часть «Блокада Ленинграда».Режиссеры: Тенгиз Семенов, Игорь Григорьев, 2005 год). (3 минуты)
Учитель: 900 дней голода, холода, горя.(Слайд №9) Смерть - хозяйка в городе. Поджидала всюду. В это время среди жителей Ленинграда был и композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Ему 35 лет. (Слайд №10). Вместе с другими Шостакович ездил за город рыть укрепления, а вечерами дежурил на крыше Консерватории, гася зажигательные бомбы, и продолжал преподавать в Консерватории. (Слайд №11). Душа его кипела великим гневом. И в это время зрел грандиозный замысел нового музыкального сочинения. «Музыка неудержимо рвалась из меня», - вспоминал он потом. (Слайд №12).

Биография

портрет Шостаковича

Учитель. –  Послушаем ещё раз фрагмент из музыки Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.
(Звучит «эпизод нашествия»). (5-10 минут.)
Учитель.– Какой жанр музыкального произведения?
Учащиеся. – Симфония.
Учитель. – Вы слушали фрагмент из первой части Седьмой Симфонии Шостаковича. 
- Какая тема звучала: добра или зла? 
Учащиеся. – Тема зла.
Учитель. – Почему вы так думаете?
Ученики. – Музыка была зловещая, жестокая, разрушительная. 
Учитель. – Какой образ создала музыка?
Ученики. – Страшный, зловещий, жестокий, разрушительный, образ горя, беды.
Учитель. – Это знаменитый “эпизод фашистского нашествия” – потрясающая картина вторжения разрушительной силы, схватка нашего народа с фашизмом. 
Учитель. - Теперь поговорим о выразительных средствах музыки. 
- Какой инструмент начинает «эпизод нашествия»?
Ученики. – Барабан.
Учитель – Какой характер?
Ученики - Настороженность, тревога.
Учитель - Появляется мелодия. 
- Какой характер?
Ученики - Механический.
Учитель - Мелодия отрывистая, какая-то рубленая.
- Затем вступает какой инструмент?
Ученики - Флейта.
Учитель - Какой характер?
Ученики – Бездушный, пустой.
Учитель – Да, флейта звучит, словно из нее вынули душу.

- Мелодия все время звучит одна и та же, но почему кажется, что она звучит по-новому? 
Ученики. – Все время вступают новые инструменты.
Учитель. – Да, здесь тема плюс 11 оркестровых вариаций, А сам мотив повторяется 175 раз (наиграть повторяющийся мотив).
- Динамика усиливается, музыка становится громче и громче и вот перед нами злобное чудище. Из коротенькой,  простенькой превратилась в страшную силу. Этот эпизод занимает среднюю часть.
- Как вы думаете, можно ли так закончить на этом произведение?
Ученики. – Нет. Должна появиться тема борьбы.
Учитель. – Действительно, тема сопротивления появится. И начнется схватка нашего народа с фашизмом. 

Звучание симфонии начинается от P до   f. Звучит весь оркестр. Тупая, бездушная мелодия.

Учитель. – А почему у Симфонии есть еще одно название – Ленинградская?
Ответы учащихся. 
Я попрошу выразить ваши впечатления в небольшом сочинении.
А теперь пишем синквейн (пятистишие). 
                                             Синквейн.

1.Нашествие.

2.Зловещая, бесчеловечная.

3.Надвигается, сметает, вторгается.

4.Несёт беду, горе, смерть.

5.Зло.

Учитель: Седьмую симфонию Шостаковича нередко сравнивают с документальными произведениями о войне, называют «документом», «хроникой», ведь она передает дух событий необычайно точно. Но одновременно эта музыка потрясает и глубиной мысли, а не только непосредственностью впечатлений. Схватку народа с фашизмом Шостакович раскрывает как борьбу двух полюсов:

 мира разума, творчества, созидания и - мира жестокости и разрушения;

 настоящего Человека и - цивилизованного варвара;

 добра и зла.

Слайд №13 (Продажа билетов, афиша)

Д. Д. Шостакович. Симфония №7 "Ленинградская"

1. Allegretto

2. Moderatо 

3. Adagio

4. Allegro non troppo

Симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии

Дирижер - КАРЛ ЭЛИАСБЕРГ

Потрясающим фактом в судьбе Симфонии было то, что она была исполнена в осажденном городе 9 августа 1942 года. Это именно тот день, когда гитлеровцы готовились отпраздновать свою победу в одной из лучших гостиниц Ленинграда – «Астории». 

Учитель. – Что значило это исполнение?
Ученик. – Что измученный голодом город не сдается. 
Учитель. – А каково было собрать музыкантов?! Для исполнения были собраны музыканты. А в оркестре Радиокомитета осталось 15 человек. А нужно было не менее ста. Тогда созвали всех бывших в городе музыкантов и еще тех, кто играл в армейских и флотских фронтовых оркестрах под Ленинградом. 9 Августа, в тот самый день, когда по планам гитлеровского командования фашистские войска должны были победоносно войти в Ленинград, Симфония исполнялась в Филармонии. Дирижировал Карл Элиасберг.

Фото.

Учитель: Какова же была идея симфонии?

Учитель: идея симфонии – борьба советского народа против фашистских оккупантов и вера в победу. Вот как определили идею симфонии сам композитор: «Моя симфония навеяна грозными событиями 1941 года. Коварное и вероломное нападение германского фашизма на нашу Родину сплотило все силы нашего народа для отпора жестокому врагу. Седьмая симфония – это поэма о нашей борьбе, о нашей грядущей победе»,так писал он в газете «Правда» 29 марта 1942 года. [3]

Учитель. – Давайте подведем итог нашего урока. 
Каждый на войне совершал подвиги – на передовой, в партизанских отрядах, в тылу, на заводах и в госпиталях. Совершали подвиги и музыканты, которые в нечеловеческих условиях писали музыку и исполняли ее на фронтах и для тружеников тыла. Благодаря их подвигу мы многое знаем о войне. 7-я симфония – это не только музыкальный, это военный подвиг, это живая страница нашей истории, о которой мы должны помнить. Симфония №7 Шостаковича звучала всем смертям на зло.

Учитель: Ребята, война давно закончилась, прошло много лет. А люди помнят о ней, передают рассказы о тех страшных годах. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

- Мы должны помнить, чтобы больше никогда не допустить. Мы стремимся к миру на всей планете. Нам жизнь дана на добрые дела. И если каждый передаст частичку своего тепла, мира, спокойствия другому, все будут жить в мире и согласии

Учитель : Наряду с таким серьёзным крупным произведением как, симфония №7 Д.Шостаковича, большую роль играли песни о войне.  Песни поддерживали бойцов, вызывали чувство патриотизма, чувство гордости за страну, за свой народ.

И сейчас прозвучат песни военных лет.

Выступление школьников.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБЩЕШКОЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОСВЯЩЁННОЕ 70-ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА для учащихся 5-9 классов

Цель: воспитание нравственно-патриотических качеств у молодого поколения.Задачи:1.  Привлечь внимание к истории нашей Родины.2.  Воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастнос...

Урок-презентация "Симфония №7 Ленинградская Д.Шостаковича" посвящённая 70-летию Ленинградской блокады

Самоанализ урок-презентация "Симфония №7 Ленинградская Д.Шостаковича" посвящённая 70-летию Ленинградской блокады...

Конспект Урока мужества, посвящённого 70-летию снятия блокады Ленинграда

Цели: мероприятие направлено на воспитание гражданственности и патриотизма, мужества и стойкости, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, изучения истории своего ...

Урок Мужества, посвящённый 75-летию снятия блокады Ленинграда.

Битва за Ленинград является одной из решающих битв Второй мировой войны и занимает особое место в мировой военной истории не только из-за своей продолжительности, но и благодаря героической стойкости,...

Квест-игра, посвящённая 75-летию снятия блокады Ленинграда.

Квест-игра, посвящённая 75-летию снятия блокады Ленинграда.Квест состоит из 5 этапов. Для их успешного прохождения участникам  потребуется Сила воли, Ум, Память, Смекалка, Взаимовыручка, потому ч...

Сценарий посвящённый 80-летию освобождение блокады Ленинграда

Место проведения: учебный кабинет, актовый зал.Форма проведения: час общения.Методы: словесный, наглядный.Цель:- способствовать нравственно-патриотическому воспитанию обучающихся- дать ...