Подробный разбор письменных заданий ЕГЭ 2025 по литературе
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс)
Подробный разбор письменных заданий ЕГЭ 2025 по литературе позволяет познакомить учащихся с структурой развёрнутого ответа, критериями выполнения и оценивания заданий.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Подробный разбор письменных заданий ЕГЭ 2025 по литературе
Изменения в ЕГЭ 2025 по литературе
По сравнению с прошлым годом изменения не такие существенные, но, тем не менее, они есть и в некоторых аспектах даже упрощают экзамен:
изменили задание 5: теперь требуется сравнить произведение, фрагмент которого приведен в КИМ, с указанным в том же задании произведением XVIII — первой половины XIX в.; направление анализа задано в формулировке задания. То есть теперь экзаменуемому не нужно мучительно вспоминать произведение: даже аспект сопоставления будет представлен в задании. С этим у учеников были большие сложности, теперь стало понятнее и конкретнее;
уточнили формулировку задания 10, а именно сняли хронологические ограничения при выборе стихотворения для сопоставления – это тоже приятное для учеников изменение. Здесь тоже ФИПИ решил дать конкретику и сразу указывать аспект сопоставления. Отсутствие временных рамок также благоприятно скажется на результатах, потому что в прошлом году очень многие ребята получали 0 из-за того, что просто не увидели нужный период;
уточнили задание 8 (расширили перечень художественных средств и приёмов) – теперь оно сложнее, потому что, скорее всего, в заданиях не будет указано количество приемов, которые нужно будет найти в стихотворении (так, по крайней мере, представлено в демонстрационном варианте);
одна из тем 11.1-11.3 будет носить дискуссионный характер, значит, будет свобода интерпретаций для ученика, это радует;
при оценивании всех развёрнутых ответов части 1 по критерию «Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм» учитывается сумма ошибок вне зависимости от их вида. То есть теперь в маленьких сочинениях (4, 5, 9, 10), если допустить только одну речевую, или логическую, или грамматическую ошибку, снимут балл. За две и более ошибки будет 0 баллов;
критерии К6 «Соблюдение орфографических норм» и К7 «Соблюдение пунктуационных норм» оценивания сочинения части 2 теперь похожи по количеству ошибок с требованиями ЕГЭ по русскому языку. То есть теперь можно допускать по 4 ошибки (максимум) в орфографии и пунктуации;
также из неочевидного: в кодификаторе указали, что по произведениям XVIII — первой половины XIX века могут формулироваться темы второй части, то есть 11-ые сочинения.
Задание 4
Критерии | Баллы |
1. Понимание предложенного текста и привлечение его для аргументации | |
Ответ свидетельствует о понимании предложенного текста, для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 2 |
Ответ свидетельствует о понимании предложенного текста, для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 1 |
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей, И/ИЛИ суждения не аргументированы предложенным текстом, И/ИЛИ авторская позиция искажена1, И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки | 0 |
2. Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм | |
Отсутствуют логические, речевые, грамматические ошибки | 2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая и/или грамматическая) — суммарно не более трёх ошибок | 1 |
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
Максимальный балл | 4 |
__________________________
1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных идей произведения, общих авторских оценок.
Выберите ОДНО из заданий (1 или 2) и укажите его номер.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
1. Можно ли назвать Кулигина «маленьким человеком»?
2. Критик Н. А. Добролюбов в статье «Луч света в тёмном царстве писал: «Все декламации Кулигина … могли бы быть выпущены без всякого ущерба для сущности дела». Опираясь на приведённый фрагмент, докажите или опровергните эту точку зрения.
Пояснение.
1. «Маленький» человек в литературе — это не только человек низкого чина, без высокого социального статуса, но и человек, потерявшийся в жизни, испытывающий страх перед нею, утративший интерес и смысл своего существования. Кулигин называет себя маленьким человеком, потому что не может противостоять самодурству «тёмного царства». Он и образован, и печётся о пользе целого города, но опасается гнева Дикого, не в состоянии убедить его в полезности своих устройств. Показательна фраза, брошенная Кулигиным: «Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю». Показательна и следующая за этим ремарка: «Махнув рукой, уходит». Вот всё, на что способен Кулигин. Он тоже слабый человек, покорившийся обстоятельствам.
2. Кулигин является одним из жителей города Калинова. Ему около 50 лет. Он мещанин, простой человек, механик и часовщик-самоучка, мечтает изобрести вечный двигатель. Действительно, образ является второстепенным. Но можно ли без него обойтись, как предлагает Добролюбов? Писатель вкладывает в своё произведение определенный идейный смысл. Он показывает нам только одного персонажа, бросившего вызов тёмному царству, — это Катерина. Все остальные жители города не в состоянии противостоять власти самодуров. Кулигин, несмотря на то, что умнее других, может и хочет изменить что-то к лучшему в городе, боится Дикого: «Нечего делать, надо покориться!» В этой фразе заключена несостоятельность Кулигина. Он просто одна из жертв тёмного царства. Образ его не может быть убран из драмы, потому что без него не будет полного представления, насколько жуткие порядки царят в Калинове, где любая мысль подавляется ничтожеством и мракобесием. Поэтому с высказыванием Н. А. Добролюбова трудно согласиться.
Задание 5
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом | |
Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 2 |
Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания названия произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально2 сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 1 |
Не названо произведение, и не указан его автор, И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 0 |
2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации | |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 4 |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого — на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 3 |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного) на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущены две фактические ошибки | 2 |
При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), а текст другого произведения для сопоставления не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или выбранного) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов) И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 |
При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного произведения И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений (исходного и выбранного) И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки | 0 |
3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
Максимальный балл | 8 |
__________________________
2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.
Почему Кулигин именует себя «маленьким человеком»? Назовите произведение отечественной литературы (с указанием автора), в котором раскрывается тема «маленького человека»?
Пояснение.
Тема «маленького человека» — традиционная тема русской литературы. Плеяду «маленьких людей» открыл пушкинский станционный смотритель Самсон Вырин («Станционный смотритель»»), продолжили гоголевский Башмачкин («Шинель») и Мармеладов из романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.
«Маленький» человек в литературе — это не только человек низкого чина, без высокого социального статуса, но и человек, потерявшийся в жизни, испытывающий страх перед нею, утративший интерес и смысл своего существования. Таков Мармеладов, который старается забыть, что дочь его на панели очутилась, чтобы кормить семью, ведь он прокормить детей и жену не может.
Кулигин называет себя маленьким человеком, потому что не может противостоять самодурству «тёмного царства». Он и образован, и печётся о пользе целого города, но опасается гнева Дикого, не в состоянии убедить его в полезности своих устройств. Показательна фраза, брошенная Кулигиным: «Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю». Показательна и следующая за этим ремарка: «Махнув рукой, уходит». Вот все, на что способен Кулигин. Он тоже слабый человек, покорившийся обстоятельствам.
Задание 9
Критерии | Баллы |
1. Понимание предложенного текста и привлечение его для аргументации | |
Ответ свидетельствует о понимании предложенного текста, для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 2 |
Ответ свидетельствует о понимании предложенного текста, для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 1 |
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей, И/ИЛИ суждения не аргументированы предложенным текстом, И/ИЛИ авторская позиция искажена1, И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки | 0 |
2. Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм | |
Отсутствуют логические, речевые, грамматические ошибки | 2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая и/или грамматическая) — суммарно не более трёх ошибок | 1 |
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
Максимальный балл | 4 |
__________________________
1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных идей произведения, общих авторских оценок.
Выберите ОДНО из заданий (1 или 2) и укажите его номер. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
1. Какую «часть» себя оставляет лирический герой в опустелом доме?
2. Как прием звукописи помогает создать настроение в стихотворении А. Т. Прасолова?
Пояснение.
1. Порой человеку кажется, что он живёт в полном ладу с миром и самим собой. На самом же деле он просто не задумывается, как живёт; в повседневных заботах забывает о своём внутреннем мире, о себе таком, какой есть, не напоказ. Иногда бывает, что-то неуловимое заставляет нас остановиться на мгновение и ощутить себя настоящего. О таком мгновении и идёт речь в стихотворении. Где-то в прошлом, в опустелом доме оставил лирический герой самого себя, об этом подсказывает ему сердце, потому что это оставленное и есть самое настоящее, самая его суть.
2. На создание особого настроения работает в стихотворении А. Т. Прасолова приём звукописи.
Чуть струится в длинных шторах
Дух тепла — бродячий дух.
Переходит в скрип и шорох
Недосказанное вслух.
В этих строках нетрудно заметить повторение согласных звуков: ч, ш, с, х. Все повторяющиеся звуки глухие, поэтому при чтении отрывка создается ощущение тишины, на фоне которой прорезывается шепоток.
Так приём аллитерации (разновидности звукописи) помогает создать обстановку камерности, интимности и поддержать настроение легкой грусти, возникающей от раздумий лирического героя о жизни.
Задание 10
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом | |
Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 2 |
Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания названия произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально2 сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 1 |
Не названо произведение, и не указан его автор, И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 0 |
2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации | |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 4 |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого — на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 3 |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного) на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущены две фактические ошибки | 2 |
При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), а текст другого произведения для сопоставления не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или выбранного) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов) И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 |
При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного произведения И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений (исходного и выбранного) И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки | 0 |
3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
Максимальный балл | 8 |
__________________________
2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.
В каком стихотворении русской или зарубежной поэзии создан образ родного дома и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. Т. Прасолова?
Пояснение.
Тема родного дома раскрывается во многих произведениях русской литературы. Например, в стихотворении Сергея Александровича Есенина «Я покинул родимый дом». И старый клен, и луна, и яблоневый цвет — вся красота отчего края воплотилась в строках-воспоминаниях, полных любви к земле, родителям, корням. И хотя возвращение поэта на родину, возможно, будет нескоро, он верит: его связь с ней нерушима:
Я не скоро, не скоро вернусь.
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге,
И я знаю, есть радость в нем…
Те же чувства испытывает и лирический герой Прасолова. Уходя в новую жизнь, оставляет частичку своей души в доме своего детства, с которым навсегда оставалась крепкая непоколебимая связь:
Время сердца не обманет:
Где ни странствуй, отлучась,
Лишь сильней к себе потянет
Та, оставленная, часть.
Задание 11
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие | |
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне | 3 |
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне | 2 |
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно | 1 |
Тема не раскрыта | 0 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 3 |
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки | 2 |
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.) ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 |
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий) ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки И/ИЛИ авторская позиция искажена | 0 |
3. Опора на теоретико-литературные понятия | |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют | 3 |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют | 2 |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий | 1 |
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий | 0 |
4. Композиционная цельность и логичность | |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов | 3 |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы | 2 |
В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается | 1 |
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения | 0 |
5. Соблюдение речевых норм | |
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка | 3 |
Допущены две-три речевые ошибки | 2 |
Допущены четыре речевые ошибки | 1 |
Допущено пять или более речевых ошибок | 0 |
6. Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет, или допущены одна-две ошибки | 1 |
Допущено три или более ошибки | 0 |
7. Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет, или допущены одна-две ошибки | 1 |
Допущено три или более ошибки | 0 |
8. Соблюдение грамматических норм | |
Грамматических ошибок нет, или допущены одна-две ошибки | 1 |
Допущено три или более ошибки | 0 |
Максимальный балл за сочинение | 18 |
Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (1−5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).
Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.
Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).
Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.
Продумывайте композицию сочинения.
Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.
1. Какие нравственные вопросы решает автор «Слова о полку Игореве» в своём произведении?
2. Что свидетельствует о недолговечности власти кабаних и диких? (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».)
3. Каким образом выражена авторская позиция в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?
4. Урок нравственной красоты и благородства (на примере произведений одного из писателей: А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, А. И. Куприна).
5. Как особенности композиции помогают раскрыть идею произведения? (на примере 1−2 произведений отечественной или зарубежной литературы)
Пояснение.
При написании сочинения можно пользоваться следующим примерным планом.
1. Вступление — вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Во вступлении может содержаться ответ на заданный по теме вопрос; быть представлено ваше мнение, если в названии есть отсылка к мнению пишущего (“как вы понимаете смысл названия…”); содержаться факт из биографии автора или характеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста; быть сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы (“тема судьбы”, “образ героя”…).
2. Основная часть: представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой. В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли. Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема. Основную часть можно начинать с тезиса — положения, которое вы будете доказывать. Потом приведите аргументы, их должно быть по крайней мере два. Свои аргументы подкрепляйте примерами из текста.
3. Заключение: подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, повторное обращение внимания на самое главное. Заключительная часть должна быть короткой, но емкой; органически связанной с предыдущим изложением. В заключении может быть выражено отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный смысл и быть подготовлено материалом основной части.
Пример ответа 4.
Образ Олеси из повести А. И. Куприна «Олеся» заставляет читателя вспомнить удивительных сказочных красавиц, которые, помимо своей красоты, обладали множеством талантов. Девушка выросла в единении с природой и близка к ней, поэтому ей чужды ложь, ханжество, лицемерие. Местные жители считают Олесю ведьмой, но насколько они сами на ее фоне неблагородны, жестоки и бессердечны! Олеся и ее бабушка согласны вообще не поддерживать отношения ни с кем, лишь бы остаться свободными и независимыми от чужой воли.
Олеся очень умна. Несмотря на то, что она не получила практически никакого образования, она очень хорошо разбирается в жизни. Она очень любознательна, ее интересует все, что может ей рассказать новый знакомый. Любовь, возникшая между Иваном Тимофеевичем и Олесей, — явление искреннее, чистое и прекрасное. Девушка действительно достойна любви. Она — совершенно особое существо, полное жизни, нежности, сострадания.
Олеся с готовностью жертвует собой для того, чтобы выполнить его нелепое, в общем-то, требование — посетить церковь. Олеся совершает этот поступок, который и влечет за собой столь трагические последствия.
Девушка приносит себя в жертву и тогда, когда решает внезапно уехать, ничего не сообщая своему любимому. В этом также проявляется благородство ее характера.
Весь образ Олеси свидетельствует о ее чистоте, доброте и благородстве. Именно поэтому так тяжело становится, когда узнаешь о расставании девушки с ее любимым. Тем не менее именно такой финал является закономерностью. У любви Олеси и молодого барина нет будущего, девушка прекрасно это понимает и не хочет быть помехой для благополучия своего любимого человека.
Пример ответа 5.
Тема может быть рассмотрена на примере рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
Рассказ И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» имеет кольцевую композицию: история главного героя является лишь фрагментом неостановимого течения жизни, быстро вернувшегося к «миру и покою» после его смерти.
Господин из Сан-Франциско — человек, давно избравший для себя образец, на который, по его мнению, стоило равняться. Долгие годы «упорного труда» позволили ему добиться желаемого. Он богат. Он знает, что люди его круга часто ездят отдыхать в Старый Свет — туда же едет и он. Герой окружает себя яркими декорациями и ограждает себя от всего того, чего не желает видеть. Однако правда заключается в том, что жизнь — настоящая, искренняя — остаётся как раз за этими декорациями его искусственного, пропитанного насквозь фальшью мирка. По иронии судьбы, герой возвращается в родные места на той же «Атлантиде». Однако смерть его ничего не меняет в целом мире — люди продолжают изображать счастье, потакать своим секундным порывам. Господин из Сан-Франциско же уже никогда не сможет увидеть и оценить красоту моря, гор, бесконечных равнин. И вся драма заключается в том, что он не смог бы этого сделать и при жизни — страсть к богатству атрофировала в нём чувство прекрасного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗБОР ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХС К ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
ДЕМОСТРАЦИОННЫЙ РАЗБОР В РАМКАХ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 11 КЛАСЕ. 30 ЗАДАНИЙ ЧАСТИ А С КРАТКИМИ КОМЕНТАРИЯМИ И ИТОГОВОЙ МАТРИЦЕЙ ОТВЕТОВ, 6 ЗАДАНИЙ ЧАСТИ В И ЗАДАНИЯ ЧАСТИ С С КОМЕНТ...

Подробный анализ выполнения заданий с развернутым ответом на экзамене ОГЭ по обществознанию.
Анализ работы выполнения заданий с развёрнутым ответом на экзамене ОГЭ по обществознанию....

Разбор типовых заданий ЕГЭ по математике базового уровня
В презентации представлены типовые задания ЕГЭ по математике базового уровня, блок "Геометрия"....
Презентация к выступлению на тему «Разбор проблемных заданий при подготовке к ОГЭ по обществознанию»
Презентация «Разбор проблемных заданий при подготовке к ОГЭ по обществознанию»...

Разбор содержания. Задания к повести: "Кавказский пленник".
Разбор содержания. Задания к повести: "Кавказский пленник"....

Подробный разбор сюжета "Тариф" ОГЭ по математике
Подробный разбор заданий 1-5 ОГЭ по математике сюжета "Тариф"...

