Подготовка к сочинению -рассуждению
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Гоголева Лена Михайловна

Конспект урока "Подготовка к сочинению-рассуждению" (ВПР по литературе. Задание 6)

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Урок развития речи в 6 классе

 Тема: «Подготовка к сочинению-рассуждению» /Подготовка к впр по литературе/

 Цель урока: создать условия для успешной деятельности обучающихся по закреплению знаний по теме «Рассуждение», для развития речевой культуры,  для формирования коммуникативной компетенции через групповую деятельность продолжить формирование навыков написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему.

Задачи:

-углубление  знаний о тексте – рассуждении, его композиционных элементах;

- развитие умений учебного труда (умений общаться, объяснять, задавать вопросы, возражать);

- воспитание сознательное отношение к знаниям, обучение сотрудничеству (учитель – ученик, ученик – ученик)

 Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

 Методы обучения: проблемно-поисковый

Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа.

                                                                         Ход урока

  1. Орг.момент. Здравствуйте, ребята, гости
  2. Целеполагание

Формулирование темы, постановка цели и задач урока

Посмотрите на раздаточный материал у вас на партах и ответьте, к чему мы с вами будем готовиться?

- К сочинению

     Верно, сегодня у нас урок развития речи. Слайд 1

  А к какому сочинению мы будем готовиться?   (сочинению-рассуждению)

  Хорошо, назовите полностью тему урока

  -Подготовка к сочинению  - рассуждению Слайд 2

  -Возьмите рабочие листы и запишите тему урока

  А вот тему сочинения-рассуждения отгадайте сами. Поможет вам в этом одна притча

“Выбор”

Жила – была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому мудрецу:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю жизнь.

Подумал мудрец и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет… .

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место…. Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна краше другой.

- Вот выбирай, - сказал мудрец, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую - Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда, - ответил мудрец, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

А кого выбрали бы вы? Почему?

Ученики: Доброту, так как без нее нельзя прожить на свете.

Звучит музыка и продолжение сказки:

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Правильно. Допишем тему урока: Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «Доброта»

А какая у нас будет цель урока ?

(Научиться писать сочинение - рассуждение)

        СЛЕДУЯ ЛОГИКЕ, СФОРМУЛИРУЙТЕ ЗАДАЧИ УРОКА, СОЕДИНИВ           ДЕЙСТВИЕ  ПЕРВОЙ КОЛОНКИ С РЕЗУЛЬТАТОМ  ВТОРОЙ

1. Вспомнить

4. Компоненты сочинения-рассуждения

2. Учиться работать

2. По алгоритму написания

сочинения-рассуждения

3. Применять  

3. Клише для написания рассуждения

4. Устанавливать

 4. Аргументы и делать выводы

  1. Актуализация

 - Вспомним, что такое рассуждение?  

(Рассуждение –разъяснение, подтверждение или опровержение какой-либо мысли.)

 - Вспомним структуру  сочинения-рассуждения (тезис, аргументы-примеры, вывод.)

 - Что такое тезис? (Тезис - это сформулированный ответ на поставленный вопрос, истолкование предложенного в задании слова, утверждение, доказываемое в рассуждении )

 - Что такое аргументы? (Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения, т.е. всё, что может подтвердить тезис)   - От чего зависит степень убедительности сообщения?  (От количества и качества аргументов; от порядка изложения аргументов; от формы их изложения)

- Что такое вывод  (Итог рассуждения. Обычно вывод совпадает с той мыслью, которая была высказана в начале текста)

  1. Выявление места и причины затруднения.

Работа в группах по сбору материала к сочинению

Итак, мы повторили основные понятия, необходимые для успешного выполнения нашей задачи.

- Обратимся к сформулированной нами теме: как вы понимаете смысл слова ДОБРОТА? Отвечая на этот вопрос, вы создаете начало сочинения – тезис.

В сочинении - рассуждении нам предстоит работа именно над этим словом. Прочитайте задание на обратной стороне рабочего листа.

       

Вспомните литературное произведение, которое Вы обсуждали в этом году на уроках или читали самостоятельно, где герои учат доброте. Хотелось бы Вам брать с них пример? Почему? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения.

       

– Что значит дать определение слову? (Объяснить, что слово обозначает, т.е. его  лексическое значение).

В данном случае тезисом будет являться лексическое значение слова ДОБРОТА.

Участники группы распределяете обязанности между собой в группе. Кто работает с кластером, кто формулирует тезис, кто подбирает аргументы, кто пишет вывод и т.д) Потом объединяете в одну общую работу и демонстрируете, оцениваете

Тезис. Формулируете значение слова Доброта. Для этого составляете кластер

Аргументы. Обращаемся к читательскому опыту.

Приводим факты, примеры, объяснения, всё, что может подтвердить тезис

Желательно успеть 2 аргумента из разных произведений

Вывод Это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.

Схема сочинения – рассуждения дана для того, чтобы связать свой текст – это единый организм, в котором вытекает одно из другого. Используйте клише, уместные вводные слова. Приступайте

Защита работ (кластер + сочинение)

Чтение получившихся работ вслух. Обсуждение.

Сочинения групп зачитываются и комментируются учителем. Учащиеся при     необходимости делают исправления.

5. Рефлексия.

-Молодцы, ребята

- Где вы сможете применить полученные знания? (на впр задание 6, на огэ по русскому языку в 9 классе и на итоговом сочинении в 11 классе)

6. Задание на дом:

дописать сочинение – рассуждение на тему: «Что такое доброта?»

Приложение

1 абзац

Тезис

…………-это качество/свойство/отношение….

2 абзац

Пример. Слово о произведении

Говоря о ……. , я вспоминаю произведение (кого?) «……..»

Пример. Слово о герое/героине/явлении

Можно при ответе перефразировать вопрос

В произведении рассказывается о ...(имя литературного героя), который произвёл на меня самое большое впечатление /с кого я хотел бы брать пример…

Аргументы. Пример из текста, подтверждающий тезис (поступок, конкретный эпизод)

Объясните, как этот эпизод демонстрирует указанное качество героя

Объясните мотивацию героя и последствия его поступка.

Потому что….

Пояснение примера – ответ на вопрос: как в этом примере раскрывается суть тезиса?

Выразите свое отношение к поступку героя.

В этом произведении/фрагменте автор пишет о том, что …

3 абзац

Вывод – обобщение

Сделайте вывод о значимости этого качества.

Объясните, чему мы можем научиться у этого героя.

Таким образом, можно сделать вывод, что...

Итак,….

1 абзац

Тезис

…………-это качество/свойство/отношение….

2 абзац

Пример. Слово о произведении

Говоря о ……. , я вспоминаю произведение (кого?) «……..»

Пример. Слово о герое/героине/явлении

Можно при ответе перефразировать вопрос

В произведении рассказывается о ...(имя литературного героя), который произвёл на меня самое большое впечатление /с кого я хотел бы брать пример…

Аргументы. Пример из текста, подтверждающий тезис (поступок, конкретный эпизод)

Объясните, как этот эпизод демонстрирует указанное качество героя

Объясните мотивацию героя и последствия его поступка.

Потому что….

Пояснение примера – ответ на вопрос: как в этом примере раскрывается суть тезиса?

Выразите свое отношение к поступку героя.

В этом произведении/фрагменте автор пишет о том, что …

3 абзац

Вывод – обобщение

Сделайте вывод о значимости этого качества.

Объясните, чему мы можем научиться у этого героя.

Таким образом, можно сделать вывод, что...

Итак,….

Задание 1  Составьте КЛАСТЕР на тему ДОБРОТА

Содержание кластера, вопросы к определяемому слову:

- что это? (качество /свойство/способность)

- синонимы, антонимы

- каким бывает?

- для чего нужно?

- в чём проявляется?

- к кому?

- где и когда ценится?

Задание 1  Составьте КЛАСТЕР на тему ДОБРОТА

Содержание кластера, вопросы к определяемому слову:

- что это? (качество /свойство/способность)

- синонимы, антонимы

- каким бывает?

- для чего нужно?

- в чём проявляется?

- к кому?

- где и когда ценится?

Задание 1  Составьте КЛАСТЕР на тему ДОБРОТА

Содержание кластера, вопросы к определяемому слову:

- что это? (качество /свойство/способность)

- синонимы, антонимы

- каким бывает?

- для чего нужно?

- в чём проявляется?

- к кому?

- где и когда ценится?

Сочинение-рассуждение. Группа №_____________________________________

Тезис

Аргумент 1

Аргумент 2

Вывод

Задание 2 ТЕЗИС

Используя составленный кластер, сформулируйте значение слова

……..- это………

Рабочий лист. Фамилия имя____________________________________

Тема урока_________________________________________________

Тезис

Задание 3 Аргумент №1

Приведите аргумент, подтверждающий тезис

Рабочий лист. Фамилия имя_____________________________________

Тема урока__________________________________________________

Аргумент 1

Задание №4 Аргумент №2

Приведите аргумент, подтверждающий тезис

Рабочий лист. Фамилия имя_____________________________________

Тема урока__________________________________________________

Аргумент 2

Задание №5 Вывод

Напишите вывод

Рабочий лист. Фамилия имя_____________________________________

Тема урока__________________________________________________

Вывод

       

Вспомните литературное произведение, которое Вы обсуждали в этом году на уроках или читали самостоятельно, где герои учат доброте. Хотелось бы Вам брать с них пример? Почему? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения.

Лист оценки

Критерии и указания к оцениванию

Баллы

К1. Понимание текста, проявление начальных умений интерпретации

Самооценка

Дан верный ответ, свидетельствующий о понимании привлечённого для ответа текста

2

Дан в целом верный ответ, но содержащий упрощённое понимание привлечённого для ответа текста или отдельные негрубые интерпретационные искажения

1

Ответ не дан. ИЛИ Дан неверный ответ

0

К2. Опора на текст произведения

Текст использован уместно, в соответствии с содержанием ответа; текст произведения не искажён

2

Текст в целом использован уместно, в соответствии с содержанием ответа, И/ИЛИ допущено незначительное искажение текста произведения

1

Текст не использован. ИЛИ

Текст использован неуместно, И/ИЛИ существенно искажено содержание текста произведения

0

К3. Начальные умения строить рассуждение

Сочинение построено на основе выдвижения тезиса и приведения аргументов, сформулированы суждения

2

Предприняты попытки построить текст на основе выдвижения тезиса и приведения аргументов, сформулировать суждения, но допущены отдельные неточности в построении текста-рассуждения

1

Отсутствуют попытки построить текст на основе выдвижения тезиса и приведения аргументов, сформулировать суждения; умение строить рассуждение не проявлено

0

К4. Умение строить связное высказывание

Ответ представляет собой связное высказывание, логические ошибки отсутствуют, речевые ошибки единичны и не влияют на понимание содержания ответа

1

Ответ не является связным высказыванием. ИЛИ

Логические ошибки И/ИЛИ речевые ошибки существенно затрудняют понимание ответа

0

Максимальный балл

Лист оценки

Критерии и указания к оцениванию

Баллы

К1. Понимание текста, проявление начальных умений интерпретации

Самооценка

Дан верный ответ, свидетельствующий о понимании привлечённого для ответа текста

2

Дан в целом верный ответ, но содержащий упрощённое понимание привлечённого для ответа текста или отдельные негрубые интерпретационные искажения

1

Ответ не дан. ИЛИ Дан неверный ответ

0

К2. Опора на текст произведения

Текст использован уместно, в соответствии с содержанием ответа; текст произведения не искажён

2

Текст в целом использован уместно, в соответствии с содержанием ответа, И/ИЛИ допущено незначительное искажение текста произведения

1

Текст не использован. ИЛИ

Текст использован неуместно, И/ИЛИ существенно искажено содержание текста произведения

0

К3. Начальные умения строить рассуждение

Сочинение построено на основе выдвижения тезиса и приведения аргументов, сформулированы суждения

2

Предприняты попытки построить текст на основе выдвижения тезиса и приведения аргументов, сформулировать суждения, но допущены отдельные неточности в построении текста-рассуждения

1

Отсутствуют попытки построить текст на основе выдвижения тезиса и приведения аргументов, сформулировать суждения; умение строить рассуждение не проявлено

0

К4. Умение строить связное высказывание

Ответ представляет собой связное высказывание, логические ошибки отсутствуют, речевые ошибки единичны и не влияют на понимание содержания ответа

1

Ответ не является связным высказыванием. ИЛИ

Логические ошибки И/ИЛИ речевые ошибки существенно затрудняют понимание ответа

0

Максимальный балл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад На МО учителей социально – гуманитарного цикла на тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению»

ДокладНа МО учителей социально – гуманитарного циклана тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки   к сочинению-рассуждению»...

Тезисы к выступлению по теме « Подготовка к выполнению заданий части С. Основные способы сжатия текста. Подготовка к сочинению - рассуждению».

Тезисы  к  выступлению  по теме« Подготовка  к  выполнению  заданий  части  С.Основные  способы  сжатия  текста. Подготовка к  сочинению...

"Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту (часть С. Подготовка к ЕГЭ)

Подробный конспект урока по русскому языку в11 классе с раздаточным материалом для учащихся во время  работы на занятии. Урок формирует у ребят умение видеть логику рассуждения, от...

Конспект урока развития речи в 9 классе. "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 часть 3)".

Материал по методике подготовки учащихся к написанию сочинения -  рассуждения. Создание памятки написания сочинения  (задание 15.3 часть3 ОГЭ-2015)....

Подготовка к сочинению -рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)

Урок русского языка, на котором отрабатывается алгоритм написания сочинения-рассуждения с речевыми клише по памятке....

Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...