Подготовка к сочинению -рассуждению
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Конспект урока "Подготовка к сочинению-рассуждению" (ВПР по литературе. Задание 6)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 51.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 6 классе
Тема: «Подготовка к сочинению-рассуждению» /Подготовка к впр по литературе/
Цель урока: создать условия для успешной деятельности обучающихся по закреплению знаний по теме «Рассуждение», для развития речевой культуры, для формирования коммуникативной компетенции через групповую деятельность продолжить формирование навыков написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему.
Задачи:
-углубление знаний о тексте – рассуждении, его композиционных элементах;
- развитие умений учебного труда (умений общаться, объяснять, задавать вопросы, возражать);
- воспитание сознательное отношение к знаниям, обучение сотрудничеству (учитель – ученик, ученик – ученик)
Коммуникативные УУД
1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Личностные результаты
Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
Методы обучения: проблемно-поисковый
Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа.
Ход урока
- Орг.момент. Здравствуйте, ребята, гости
- Целеполагание
Формулирование темы, постановка цели и задач урока
Посмотрите на раздаточный материал у вас на партах и ответьте, к чему мы с вами будем готовиться?
- К сочинению
Верно, сегодня у нас урок развития речи. Слайд 1
А к какому сочинению мы будем готовиться? (сочинению-рассуждению)
Хорошо, назовите полностью тему урока
-Подготовка к сочинению - рассуждению Слайд 2
-Возьмите рабочие листы и запишите тему урока
А вот тему сочинения-рассуждения отгадайте сами. Поможет вам в этом одна притча
“Выбор”
Жила – была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому мудрецу:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю жизнь.
Подумал мудрец и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет… .
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место…. Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна краше другой.
- Вот выбирай, - сказал мудрец, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую - Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда, - ответил мудрец, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
А кого выбрали бы вы? Почему?
Ученики: Доброту, так как без нее нельзя прожить на свете.
Звучит музыка и продолжение сказки:
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Правильно. Допишем тему урока: Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «Доброта»
А какая у нас будет цель урока ?
(Научиться писать сочинение - рассуждение)
СЛЕДУЯ ЛОГИКЕ, СФОРМУЛИРУЙТЕ ЗАДАЧИ УРОКА, СОЕДИНИВ ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЙ КОЛОНКИ С РЕЗУЛЬТАТОМ ВТОРОЙ
1. Вспомнить | 4. Компоненты сочинения-рассуждения |
2. Учиться работать | 2. По алгоритму написания сочинения-рассуждения |
3. Применять | 3. Клише для написания рассуждения |
4. Устанавливать | 4. Аргументы и делать выводы |
- Актуализация
- Вспомним, что такое рассуждение?
(Рассуждение –разъяснение, подтверждение или опровержение какой-либо мысли.)
- Вспомним структуру сочинения-рассуждения (тезис, аргументы-примеры, вывод.)
- Что такое тезис? (Тезис - это сформулированный ответ на поставленный вопрос, истолкование предложенного в задании слова, утверждение, доказываемое в рассуждении )
- Что такое аргументы? (Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения, т.е. всё, что может подтвердить тезис) - От чего зависит степень убедительности сообщения? (От количества и качества аргументов; от порядка изложения аргументов; от формы их изложения)
- Что такое вывод (Итог рассуждения. Обычно вывод совпадает с той мыслью, которая была высказана в начале текста)
- Выявление места и причины затруднения.
Работа в группах по сбору материала к сочинению
Итак, мы повторили основные понятия, необходимые для успешного выполнения нашей задачи.
- Обратимся к сформулированной нами теме: как вы понимаете смысл слова ДОБРОТА? Отвечая на этот вопрос, вы создаете начало сочинения – тезис.
В сочинении - рассуждении нам предстоит работа именно над этим словом. Прочитайте задание на обратной стороне рабочего листа.
Вспомните литературное произведение, которое Вы обсуждали в этом году на уроках или читали самостоятельно, где герои учат доброте. Хотелось бы Вам брать с них пример? Почему? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения.
– Что значит дать определение слову? (Объяснить, что слово обозначает, т.е. его лексическое значение).
В данном случае тезисом будет являться лексическое значение слова ДОБРОТА.
Участники группы распределяете обязанности между собой в группе. Кто работает с кластером, кто формулирует тезис, кто подбирает аргументы, кто пишет вывод и т.д) Потом объединяете в одну общую работу и демонстрируете, оцениваете
Тезис. Формулируете значение слова Доброта. Для этого составляете кластер
Аргументы. Обращаемся к читательскому опыту.
Приводим факты, примеры, объяснения, всё, что может подтвердить тезис
Желательно успеть 2 аргумента из разных произведений
Вывод Это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.
Схема сочинения – рассуждения дана для того, чтобы связать свой текст – это единый организм, в котором вытекает одно из другого. Используйте клише, уместные вводные слова. Приступайте
Защита работ (кластер + сочинение)
Чтение получившихся работ вслух. Обсуждение.
Сочинения групп зачитываются и комментируются учителем. Учащиеся при необходимости делают исправления.
5. Рефлексия.
-Молодцы, ребята
- Где вы сможете применить полученные знания? (на впр задание 6, на огэ по русскому языку в 9 классе и на итоговом сочинении в 11 классе)
6. Задание на дом:
дописать сочинение – рассуждение на тему: «Что такое доброта?»
Приложение
1 абзац | Тезис | …………-это качество/свойство/отношение…. |
2 абзац | Пример. Слово о произведении | Говоря о ……. , я вспоминаю произведение (кого?) «……..» |
Пример. Слово о герое/героине/явлении Можно при ответе перефразировать вопрос | В произведении рассказывается о ...(имя литературного героя), который произвёл на меня самое большое впечатление /с кого я хотел бы брать пример… | |
Аргументы. Пример из текста, подтверждающий тезис (поступок, конкретный эпизод) Объясните, как этот эпизод демонстрирует указанное качество героя Объясните мотивацию героя и последствия его поступка. | Потому что…. | |
Пояснение примера – ответ на вопрос: как в этом примере раскрывается суть тезиса? Выразите свое отношение к поступку героя. | В этом произведении/фрагменте автор пишет о том, что … | |
3 абзац | Вывод – обобщение Сделайте вывод о значимости этого качества. Объясните, чему мы можем научиться у этого героя. | Таким образом, можно сделать вывод, что... Итак,…. |
1 абзац | Тезис | …………-это качество/свойство/отношение…. |
2 абзац | Пример. Слово о произведении | Говоря о ……. , я вспоминаю произведение (кого?) «……..» |
Пример. Слово о герое/героине/явлении Можно при ответе перефразировать вопрос | В произведении рассказывается о ...(имя литературного героя), который произвёл на меня самое большое впечатление /с кого я хотел бы брать пример… | |
Аргументы. Пример из текста, подтверждающий тезис (поступок, конкретный эпизод) Объясните, как этот эпизод демонстрирует указанное качество героя Объясните мотивацию героя и последствия его поступка. | Потому что…. | |
Пояснение примера – ответ на вопрос: как в этом примере раскрывается суть тезиса? Выразите свое отношение к поступку героя. | В этом произведении/фрагменте автор пишет о том, что … | |
3 абзац | Вывод – обобщение Сделайте вывод о значимости этого качества. Объясните, чему мы можем научиться у этого героя. | Таким образом, можно сделать вывод, что... Итак,…. |
Задание 1 Составьте КЛАСТЕР на тему ДОБРОТА
Содержание кластера, вопросы к определяемому слову:
- что это? (качество /свойство/способность)
- синонимы, антонимы
- каким бывает?
- для чего нужно?
- в чём проявляется?
- к кому?
- где и когда ценится?
Задание 1 Составьте КЛАСТЕР на тему ДОБРОТА
Содержание кластера, вопросы к определяемому слову:
- что это? (качество /свойство/способность)
- синонимы, антонимы
- каким бывает?
- для чего нужно?
- в чём проявляется?
- к кому?
- где и когда ценится?
Задание 1 Составьте КЛАСТЕР на тему ДОБРОТА
Содержание кластера, вопросы к определяемому слову:
- что это? (качество /свойство/способность)
- синонимы, антонимы
- каким бывает?
- для чего нужно?
- в чём проявляется?
- к кому?
- где и когда ценится?
Сочинение-рассуждение. Группа №_____________________________________
Тезис | |
Аргумент 1 | |
Аргумент 2 | |
Вывод |
Задание 2 ТЕЗИС
Используя составленный кластер, сформулируйте значение слова
……..- это………
Рабочий лист. Фамилия имя____________________________________
Тема урока_________________________________________________
Тезис |
Задание 3 Аргумент №1
Приведите аргумент, подтверждающий тезис
Рабочий лист. Фамилия имя_____________________________________
Тема урока__________________________________________________
Аргумент 1 |
Задание №4 Аргумент №2
Приведите аргумент, подтверждающий тезис
Рабочий лист. Фамилия имя_____________________________________
Тема урока__________________________________________________
Аргумент 2 |
Задание №5 Вывод
Напишите вывод
Рабочий лист. Фамилия имя_____________________________________
Тема урока__________________________________________________
Вывод |
Вспомните литературное произведение, которое Вы обсуждали в этом году на уроках или читали самостоятельно, где герои учат доброте. Хотелось бы Вам брать с них пример? Почему? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения.
Лист оценки
Критерии и указания к оцениванию | Баллы | |
К1. Понимание текста, проявление начальных умений интерпретации | Самооценка | |
Дан верный ответ, свидетельствующий о понимании привлечённого для ответа текста | 2 | |
Дан в целом верный ответ, но содержащий упрощённое понимание привлечённого для ответа текста или отдельные негрубые интерпретационные искажения | 1 | |
Ответ не дан. ИЛИ Дан неверный ответ | 0 | |
К2. Опора на текст произведения | ||
Текст использован уместно, в соответствии с содержанием ответа; текст произведения не искажён | 2 | |
Текст в целом использован уместно, в соответствии с содержанием ответа, И/ИЛИ допущено незначительное искажение текста произведения | 1 | |
Текст не использован. ИЛИ Текст использован неуместно, И/ИЛИ существенно искажено содержание текста произведения | 0 | |
К3. Начальные умения строить рассуждение | ||
Сочинение построено на основе выдвижения тезиса и приведения аргументов, сформулированы суждения | 2 | |
Предприняты попытки построить текст на основе выдвижения тезиса и приведения аргументов, сформулировать суждения, но допущены отдельные неточности в построении текста-рассуждения | 1 | |
Отсутствуют попытки построить текст на основе выдвижения тезиса и приведения аргументов, сформулировать суждения; умение строить рассуждение не проявлено | 0 | |
К4. Умение строить связное высказывание | ||
Ответ представляет собой связное высказывание, логические ошибки отсутствуют, речевые ошибки единичны и не влияют на понимание содержания ответа | 1 | |
Ответ не является связным высказыванием. ИЛИ Логические ошибки И/ИЛИ речевые ошибки существенно затрудняют понимание ответа | 0 | |
Максимальный балл | 7б | |
Лист оценки
Критерии и указания к оцениванию | Баллы | |
К1. Понимание текста, проявление начальных умений интерпретации | Самооценка | |
Дан верный ответ, свидетельствующий о понимании привлечённого для ответа текста | 2 | |
Дан в целом верный ответ, но содержащий упрощённое понимание привлечённого для ответа текста или отдельные негрубые интерпретационные искажения | 1 | |
Ответ не дан. ИЛИ Дан неверный ответ | 0 | |
К2. Опора на текст произведения | ||
Текст использован уместно, в соответствии с содержанием ответа; текст произведения не искажён | 2 | |
Текст в целом использован уместно, в соответствии с содержанием ответа, И/ИЛИ допущено незначительное искажение текста произведения | 1 | |
Текст не использован. ИЛИ Текст использован неуместно, И/ИЛИ существенно искажено содержание текста произведения | 0 | |
К3. Начальные умения строить рассуждение | ||
Сочинение построено на основе выдвижения тезиса и приведения аргументов, сформулированы суждения | 2 | |
Предприняты попытки построить текст на основе выдвижения тезиса и приведения аргументов, сформулировать суждения, но допущены отдельные неточности в построении текста-рассуждения | 1 | |
Отсутствуют попытки построить текст на основе выдвижения тезиса и приведения аргументов, сформулировать суждения; умение строить рассуждение не проявлено | 0 | |
К4. Умение строить связное высказывание | ||
Ответ представляет собой связное высказывание, логические ошибки отсутствуют, речевые ошибки единичны и не влияют на понимание содержания ответа | 1 | |
Ответ не является связным высказыванием. ИЛИ Логические ошибки И/ИЛИ речевые ошибки существенно затрудняют понимание ответа | 0 | |
Максимальный балл | 7б | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад На МО учителей социально – гуманитарного цикла на тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению»
ДокладНа МО учителей социально – гуманитарного циклана тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению»...
Тезисы к выступлению по теме « Подготовка к выполнению заданий части С. Основные способы сжатия текста. Подготовка к сочинению - рассуждению».
Тезисы к выступлению по теме« Подготовка к выполнению заданий части С.Основные способы сжатия текста. Подготовка к сочинению...

"Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту (часть С. Подготовка к ЕГЭ)
Подробный конспект урока по русскому языку в11 классе с раздаточным материалом для учащихся во время работы на занятии. Урок формирует у ребят умение видеть логику рассуждения, от...

Конспект урока развития речи в 9 классе. "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 часть 3)".
Материал по методике подготовки учащихся к написанию сочинения - рассуждения. Создание памятки написания сочинения (задание 15.3 часть3 ОГЭ-2015)....
Подготовка к сочинению -рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)
Урок русского языка, на котором отрабатывается алгоритм написания сочинения-рассуждения с речевыми клише по памятке....

Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»
Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»
Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...
