МР внеаудиторного проекта «Литературная гостиная», посвященного 100-летнему юбилею со дня рождения Ю.Друниной, «А все равно меня счастливей нету!»»
методическая разработка по литературе (10, 11 класс)
Методическая Рразработка внеаудиторного проекта «Литературная гостиная», посвященного 100-летнему юбилею со дня рождения Ю.Друниной, «А все равно меня счастливей нету!»» ОУД.02 Литература, I курс, 1 семестр. Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 803 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 1»
(ГБПОУ «МК № 1»)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВНЕАУДИТОРНОГО ПРОЕКТА
ПО ПРЕДМЕТУ
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ
«А все равно меня счастливей нету!»,
посвящённая 100-летнему юбилею со дня рождения Ю.Друниной
Дисциплина ОУП.02 Литература
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Москва, 2025
РАССМОТРЕНО Цикловой методической Комиссией № 1 (протокол от 05.02.2025 №6) | Разработано на основе ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело код, наименование специальности | |||
Разработчик: Марченко Н.М., преподаватель ГБПОУ «МК №1»
высшая квалификационная категория
Рецензент: Афромеева Т.А., председатель ЦМК №1 ГБПОУ «МК №1»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 4 |
2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
| 7 16 23 30 31 32 |
ВВЕДЕНИЕ
Данное методическое пособие представляет собой руководство для преподавателей по организации учебного проекта «Литературная гостиная», посвященного 100-летию со дня рождения Юлии Друниной, «А все равно меня счастливей нету!»
Предлагаемые материалы пособия могут быть использованы для проведения внеаудиторного мероприятия, а также на занятиях по дисциплине ОУП. 02 Литература при изучении Раздела 5 «Человек и человечность»: Основные явления литературной жизни России конца 50-х – 80-х годов ХХ века, Тема 5.1. «Тема Великой Отечественной войны в литературе» (с применением интерактивных методов обучения) и на занятиях по дисциплине ОУП. 03 История (Раздел 3. Тема: «Человека и культура в годы Великой Отечественной войны»). Разработка составлена с использованием материалов МЭШ (см. Источники информации).
Проект ориентирован на студентов 1 курса на базе основного общего образования.
Мотивация
Среднее профессиональное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимые условия становления медицинского работника эмоционально богатого и интеллектуально развитого, имеющего активную гражданскую позицию, обладающего высокими морально-нравственными ценностями.
В современных условиях как для системы образования, так и для общества в целом патриотическое, духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является актуальной проблемой, которая с каждым днем становится все острее. Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно важна, поскольку способствует объединению и сплочению народа. Сформировать у молодых людей активную жизненную позицию защитника Родины можно только на примерах проявления доблести и чести тех, кто, как Юлия Друнина, был настоящим патриотом страны. Кроме того, для будущих медиков Юлия Владимировна Друнина может служить примером профессионального мужества и героизма. Она ушла на войну шестнадцатилетней девочкой и, уже на фронте окончив школу медсестер, работала санитаркой в полевых госпиталях, где, превозмогая страх, перевязывала раненых и помогала им выжить.
Методическое пособие содержит:
- методический блок, отражающий актуальность проекта, его цели и задачи, междисциплинарные связи, методы активного обучения, а также рекомендации по организации и проведению литературной гостиной;
- информационный блок, содержащий необходимые для проведения литературной гостиной материалы;
- список источников информации;
- приложения, содержащие
- сценарий защиты проекта (Приложение 1)
- миниатюру «В блиндаже» (Приложение 2)
- фоторепортаж с защиты учебного проекта (Приложение 3)
- положение о проведении мероприятия (Приложение 4), включающее требования к порядку проведения конкурса чтецов, сроки и условия проведения, оценочные листы конкурса и пр.
- МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
Дисциплина: ОУП. 02 Литература.
Курс 1; Семестр 2.
Тема: «А все равно меня счастливей нету!»
РАЗДЕЛ 5. «Человек и человечность»: Основные явления литературной жизни России конца 50-х – 80-х годов ХХ века
Тема 5.1. Тема Великой Отечественной войны в литературе
Форма защиты проекта: Литературная гостиная и конкурс чтецов,
посвященный 100-летию со дня рождения Юлии Друниной
Длительность мероприятия: 90 мин.
Место проведения: СП 1, актовый зал.
Актуальность:
Юлия Друнина – талантливая советская поэтесса, известная своими стихами о войне. Юлия Владимировна прошла дорогами войны, пережив суровые испытания, работая санитаркой в полевых госпиталях, теряя родных и друзей, и, вернувшись живой, средствами поэзии сумела искренне рассказать о пережитом. Ей удалось показать войну глазами женщины, не просто попавшей в огненный вихрь, но сделавшей для Победы всё, что было в её силах. Стихи Друниной, наполненные романтикой и любовью к Родине, никого не оставляют равнодушным. Тонкие и проникновенные, ее произведения и сегодня продолжают волновать сердца читателей. А проблемы нравственного и профессионального выбора, отраженные в ее поэзии, заставляют задуматься и современных читателей.
Цели: развитие чувства патриотизма и морально-нравственных качеств обучающихся; формирование понимания исторической обусловленности литературы на примере творчества Ю. Друниной; воспитание культуры эстетического восприятия художественного текста, а также формирование чувства профессиональной ответственности будущего медика.
- Учебные
- формирование у учащихся знаний о событиях Великой Отечественной войны посредством художественных произведений этого периода, а также понимания связи литературного произведения с эпохой его написания;
- развитие познавательного интереса к культурному наследию и истории страны через творчество поэтессы Ю. Друниной;
- формирование нравственных принципов, идеологических взглядов и понимания особенностей творчества писателей;
- развитие общеучебных компетенций, организация собственной деятельности, поиск и использование информации, использование информационно-коммуникационных технологий, бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям.
- Развивающие
- вовлечение студентов в активную эвристическую междисциплинарную исследовательскую деятельность;
- развитие образного и аналитического мышления, эстетических способностей, художественного вкуса, устной и письменной речи обучающихся на основе знакомства с творчеством Ю.Друниной;
- формирование навыков работы в малой группе и чувства ответственности;
- развитие коммуникативных навыков и навыков публичного выступления.
- Воспитательные
- развитие у студентов чувства патриотизма и таких нравственных качеств, как совесть, доброта, отзывчивость, гуманизм;
- воспитание чувства гордости за подвиг русского народа в Великой Отечественной войне через восприятие художественного произведения;
- формирование умения выявлять заложенные в произведении непреходящие нравственные ценности и их современное звучание;
- воспитание чувства патриотизма и гордости за страну и ее историческое прошлое
- формирование чувства профессиональной ответственности медицинского работника.
Междисциплинарные связи:
Материалы данной методической разработки полностью или частично могут быть использованы на занятиях со студентами 1 курса при изучении следующих дисциплин:
ОУП. 02 Литература. Раздел 5 «Человек и человечность»: Основные явления литературной жизни России конца 50-х – 80-х годов ХХ века, Тема 5.1. «Тема Великой Отечественной войны в литературе»
ОУП. 03 История. Раздел 3, Тема: «Человека и культура в годы Великой Отечественной войны».
На занятиях по ОУП.01 Русский язык материалы можно использовать при изучении любых тем и разделов, как для развития речевых навыков, так и для отработки грамматических правил.
Методы:
- Организация работы над проектом подразумевает применение исследовательских, поисковых, аналитических, рефлексивных и других методов работы;
- активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся путем эмоционального воздействия в условиях погружения в проблематику через конкурс чтецов и театрализованное представление.
Формируемые компетенции: ОК 1-9
Код/ шифр компетенции | Содержание компетенции | Пути формирования компетенции |
Общие компетенции | ||
ОК 01. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам. | Получение необходимого минимума сведений о жизни и творчестве писателей, об истории создания выдающихся произведений, о связи произведений со временем написания и нашей современностью. |
ОК 02. | Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности. | Использование ИКТ для обработки данных и поиска информации. Единый стиль оформления презентации. |
ОК 03. | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях. | Выявление в произведениях художественной литературы образы, темы, идеи, проблемы и выражение своего отношения к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях, участие в дискуссии на литературные темы. |
ОК 04. | Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде. | Использование преимущества командной и индивидуальной работы; координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы. |
ОК 05. | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста. | Осуществление речевого анализ и комментирование основной и дополнительной, явной и скрытой информации текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на слух; выявление логико-смысловых отношений в тексте. |
ОК 06. | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения. | Формирование умения определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных произведений, выявлять их связь с современностью. |
ОК 09. | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. | Формировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, способствующее осознанию своего места в поликультурном мире. |
Методические рекомендации по организации работы
За месяц до проведения мероприятия организаторы:
- разрабатывают Положение о проведении мероприятия;
- определяют цели, задачи и сроки проведения мероприятия;
- пишут сценарий творческого вечера;
- составляют график подготовки элементов проекта;
- разрабатывают критерии оценки выступлений;
- организуют прием и регистрацию заявок участников.
Проект включает в себя две составляющие: конкурс чтецов и литературную гостиную. Работа по этим направлениям ведется одновременно. Проектная деятельность включает в себя несколько этапов:
I ЭТАП: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (Мотивационно-целевой) Участникам объясняются цели и задачи конкурса, формулируются основные проблемные вопросы, на которые должны быть найдены ответы:
| |
II ЭТАП: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ПОИСКОВЫЙ (исследовательские и поисковые методы: работа с литературой, поиск, сбор и анализ информации, обсуждение, планирование) | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
II ЭТАП: ПРАКТИЧЕСКИЙ (корректирующий) | |
|
|
|
|
|
|
III ЭТАП: ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ - защита учебного проекта | |
|
|
IV этап: АНАЛИТИЧЕСКИ – РЕФЛЕКСИВНЫЙ Подведение итогов Конкурса и награждение победителей | |
|
|
|
|
Рефлексия
Участникам конкурса чтецов предлагается завершать выступление ответом на поставленные в начале работы проблемные вопросы. Общий вывод о своеобразии художественного метода Юлии Друниной, ее роли в освещении событий исторического прошлого страны, а также об актуальности ее творчества, делают ведущие литературного вечера, таким образом обобщая тему и подводя итог.
Обеспечение занятия:
Методическое обеспечение:
- Презентация.
- Положение о проведении литературной гостиной.
- Сценарий литературной гостиной.
- Аудиозаписи:
- «Эх, дороги» (музыка Анатолия Новикова, слова Льва Ошанина)
- «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат» (музыка Василия Соловьёва-Седого, слова Алексея Фатьянова)
- «Дан приказ: ему на запад…» (музыка Дмитрий и Даниил Покрасс, слова Михаил Исаковский)
- Стихотворения Ю.Друниной:
- «Я ушла из детства в грязную теплушку»
- «Ко мне в окоп сквозь минные разрывы»
- «А всё равно Меня счастливей нету»
- «Да, ты ушла»
Материально-техническое обеспечение
- Компьютер.
- Проектор.
- Экран.
- Микрофоны.
- Реквизит для театрализованной композиции.
Литература для студента:
- Коровин В.И., Вершинина Н.Л., Капитанова Л.А. Литература. 10 класс. Углублённый уровень. ЭФУ. В 2 частях. Часть 2. - Москва : Просвещение, 2022. // ЭБС «Консультант студента».
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] URL: https://www.school-collection.edu.ru (дата обращения 12.02.25)
- Поэзия Великой Отечественной войны / Библиотека МЭШ [Электронный ресурс] URL: https://uchebnik.mos.ru/material/atomic_object-8707005?menuReferrer=catalogue (дата обращения 12.02.25)
2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
Интерес к творчеству Юлии Друниной обусловлен неразрывной связью ее жизненного и творческого пути с судьбой нашей страны. Ее стихи рассказывают историю молодых людей военного поколения, чья юность проходила испытание на зрелость на фронтовых дорогах Великой Отечественной войны. Они демонстрируют невероятную силу духа и мужество, твердость духа и способность этих людей совершить нравственный выбор. Сегодня такие истории необходимы как идеал для формирования будушего нашей страны. Для будущих медиков жизнь Юлии Друниной может служить нравственным ориентиром и примером профессионального служения.
- Детство. Семья. Идеалы
Юлия Владимировна Друнина родилась 10 мая 1924 года в Москве. Родители были интеллигентными людьми. Мать Юлии родилась в Варшаве и, кроме русского, владела польским и немецким языками, преподавала немецкий язык в школе, затем работала в библиотеке. Мать была человеком непоследовательным, сумбурным и отношения с Юлией у них были неровными. Зато отца, директора школы и преподавателя истории, Юля обожала. Он для нее был образцом справедливости, разума, порядочности.
Семья Друниной жила бедно, но дочь с самых ранних лет приобщали к культуре. Читала девочка много, отец давал ей классиков, от Гомера до Достоевского, сама она, правда, тянулась к Дюма и Чарской – у них она находила ту запредельную отвагу и искренность чувств, которые классиками никогда не описывались, как нечто в реальной жизни невозможное. Но Юля Друнина верила, что возможно – ВСЁ.
Как и все ее поколение, Юля мечтала о подвигах и отчаянно жалела о том, что сама еще так молода, что ни в чем не может поучаствовать, ей казалось, что все самое главное проходит мимо: «Спасение челюскинцев, тревога за плутающую в тайге Марину Раскову, покорение полюса, Испания — вот чем жили мы в детстве. И огорчались, что родились слишком поздно…» Удивительное поколение! Вполне закономерно, что в трагическом сорок первом оно стало поколением добровольцев.
- Начало войны. Работа в госпитале. Ранение
Она как раз закончила школу, когда грянула война. Конечно, сразу бросилась с военкомат. И конечно, ее попросту прогнали: ведь ей едва исполнилось семнадцать! А на фронт брали с восемнадцати лет. Это было ужасно обидно, ведь тогда, в июне-июле 1941 года, шестнадцатилетние и семнадцатилетние боялись, что война окончится раньше, чем они успеют в ней поучаствовать… Юля завидовала тем девушкам, кто был старше ее на год и значит – мог попасть на фронт: в санинструкторы, в стрелковые батальоны, в авиацию, в радистки.
В начале войны, по совету отца, она работала санитаркой в глазном госпитале в Москве. Набиралась опыта для будущей работы в военных госпиталях. Окончила курсы медсестер. Немцы рвались к столице – к концу лета Юле пришлось оставить госпиталь и идти рыть окопы. Там, во время одного из авианалетов, она отстала от своего отряда, и ее подобрала группа пехотинцев, которым была очень нужна санитарка. Юля умела перевязывать… Правда, она с самого детства ужасно боялась крови, ей дурно становилось при виде даже крохотной ранки… Но комсомолка должна была воспитывать в себе железную волю. И Юля справилась со страхом перед кровавыми ранами, тем более, что очень скоро ей пришлось хлебнуть куда более серьезных опасностей.
Муж Юлии Друниной поэт Николай Старшинов вспоминает: «В ее характере наиболее яркими чертами были решительность и твердость. Если уж она что-то решила, ничем ее не собьешь. Никакой силой. Наверное, это особенно проявилось, когда она уходила на фронт».
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.
Так сказала она о себе в 1942 году. И позднее в ее стихах будут звучать этот мотив ухода из детства в огонь войны, из которой она не возвратилась даже через годы и десятилетия.
- Первая любовь
Именно там, в этом пехотном батальоне – вернее, в той группе, что осталась от батальона, попавшего в окружение, — Юля встретила свою первую любовь, самую возвышенную и романтическую. В стихах и в воспоминаниях она называет его Комбат – с большой буквы. Но нигде не упоминает его имени. Хотя память о нем пронесла через всю войну и сохранила навсегда.
Ко мне в окоп сквозь минные разрывы
Незваной гостьей забрела любовь.
Не знала я, что можно быть счастливой
У дымных сталинградских берегов.
Мои неповторимые рассветы!
Крутой разгон мальчишеских дорог.
Опять горит обветренное лето,
Опять осколки падают у ног.
По-сталинградски падают осколки,
А я одна, наедине с судьбой.
Порою Вислу называю Волгой,
Но никого не спутаю с тобой.
- Послевоенные годы
Настоящая большая любовь пришла к Юлии после ранения. Первый раз осколок перебил ей сонную артерию – прошел буквально в двух миллиметрах. Но, едва поправившись, она опять рванула на передовую. Только после второго ранения ее списали наконец, и тогда она пришла в литинститут. О своем знакомстве с Юлией Друниной рассказывает поэт Старшинов:
«Это было в конце 1944 года в Литературном институте им. М. Горького, куда я пришел на костылях прямо из госпиталя весной, а она – несколькими месяцами позже. Ходила, как и многие из нас, в солдатских кирзовых сапогах, в поношенной гимнастерке, в шинели». «Несмотря на стандартную мужскую одежду, нельзя было не заметить, как красива эта девушка. И я, конечно, сразу обратил на нее внимание. Подумал: на Любовь Орлову похожа. При первой же возможности пошел Юлю провожать. Помню, всю дорогу мы взахлеб читали друг другу стихи. Понятно, что большинство из них было о войне. И говорили мы в основном о фронте».
Из других воспоминаний Старшинова: «Мы были студентами второго курса, когда у нас родилась дочь Лена. Ютились в маленькой комнатке, в общей квартире, жили сверхбедно, впроголодь. Приходилось продавать одну карточку, чтобы выкупить продукты на все остальные, хотя и на них получали негусто. Все трудности военной и послевоенной жизни Юля переносила стоически – я не слышал от нее ни одного упрека, ни одной жалобы. И ходила она по-прежнему в той же шинели, гимнастерке и сапогах еще несколько лет».
А всё равно
Меня счастливей нету,
Хотя, быть может,
Завтра удавлюсь…
Я никогда
Не налагала вето
На счастье,
На отчаянье,
На грусть.
Я ни на что
Не налагала вето,
Я никогда от боли не кричу.
Пока живу — борюсь.
Меня счастливей нету,
Меня задуть
Не смогут, как свечу.
- Уход из жизни
Юлия Друнина ушла из жизни в хмурый зябкий осенний день 20 ноября 1991 года – по собственной воле, не сумев принять начавшийся в те годы распад Советского Союза и подавленная обстановкой, сложившейся в стране.
Среди поэтов фронтового поколения она была едва ли не самым неисправимым романтиком. А романтика эта не очень-то вписывалась в новую наступавшую жизнь – прагматичную и жестокую… Человек она была светлый и глубоко советский.
- Память о Юлии Друниной
Да, ты ушла.
Со смерти взятки гладки.
Звучат иных поэтов голоса.
Иные голосистей. Правда это.
Но только утверждаю я одно:
И самому горластому поэту
Твой голос заглушить не суждено
Так написала Юлия Друнина о поэтессе Веронике Тушновой, но эти слова и о ней самой. Юлия Друнина покончила собой… Погибла фронтовая санитарка, написавшая знаменитое: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне…» Женщина, выдержавшая войну. Поэт, испытавший и непризнание, и безденежье, и славу.
Как романтик, она нередко писала о Космосе, о Необъятной Вселенной:
Звездный путь!.. И он сегодня начат.
Здравствуй, сказка детства! Я горда
Тем, что мне приходится землячкой
Только что рожденная звезда!
Землячкой ей стала не звезда, а планета. Крымские астрологи Николай и Людмила Черных открыли новую малую планету и назвали ее именем Юлии Друниной. Это говорит о том уважении и любви, которые и сегодня живут в сердцах читателей, и напоминает нам, что есть люди, которые несмотря на все трудности, своей жизнью и творчеством зажигают свет в сердцах людей. Такой была поэт и человек Юлия Друнина.
Источники информации:
1. Друнина, Ю. «Я только раз видала рукопашный...» // Родина. - 2015. - № 5. - С. 2-3
2. Друнина Ю.В. С тех вершин. Страницы автобиографии / Библиотека электронной литературы. [Электронный ресурс] URL: https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%94/drunina-yuliya-vladimirovna/proza-19661979/1 (дата обращения: 12.02.25)
3. Звягинцева Т.Е. "Я родом... из войны": вечер-портрет, посвященный жизни и творчеству поэтессы Ю.В. Друниной, для старшеклассников // Читаем, учимся, играем. - 2014. - № 4. - С. 37-41.
4. Красников Г.Н. "Безумно страшно за Россию". Юлия Друнина // Литература в школе. - 2012. - № 5. - С. 13-1
5. Шутемова А.И. Литературный вечер-портрет, посвященный творчеству Юлии Друниной «Юность моя в огне» // Современный урок [Электронный ресурс] URL: https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%94/drunina-yuliya-vladimirovna/proza-19661979/1 (дата обращения: 12.02.25)
6. Зинин С.А. Литература. Базовый и углубленный уровни. Ч.2. - М., Русское слово, 2018.
7. Поэзия Великой Отечественной войны / Библиотека МЭШ [Электронный ресурс] URL: https://uchebnik.mos.ru/material/atomic_object-8707005?menuReferrer=catalogue (дата обращения 12.02.25)
- Поэзия в годы Великой Отечественной войны / Библиотека МЭШ [Электронный ресурс] URL: https://uchebnik.mos.ru/material/lesson_template-2057203?menuReferrer=catalogue (дата обращения 12.02.25)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
литературная гостиная, посвященная 75-летию со дня рождения Н. Рубцова
разработка содержит интересный материал по биографии и творчеству забытого поэта...
Литературная гостиная, посвященная 75-летию со дня рождения Н. Рубцову Н.
разработка содержит интересный материал по биографии и творчеству забытого поэта...

«Доносится эхо из звонкого детства». (литературная гостиная, посвященная 105-летию со дня рождения А. Л. Барто)
Оборудование:Большой портрет А. Л. БартоВыставка книг А. Л. БартоПрезентацииСлайды Жила в стране советской,А может, не советской,А может, в стране детской,Что тоже хорошо!Писательница детск...
Городской конкурс по русскому языку и литературе, посвященный 200-летнему юбилею со дня рождения М.Ю.Лермонтова.
Сценарий по городу занял 1 место. Выступление студентов было очень достойное. 3 место по городу. Группа участников работала с энтузиазмом. Первая встреча Печорина и Веры... Несколько лет они не в...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой 200-летнему юбилею со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова «Семейный дневник» для воспитанников с ОВЗ II и III ступени обучения.
Эпиграф:«И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого,...

Сценарий КВН между 6 и 7 классами, посвященный 160-летнему юбилею со дня рождения С.В.Ковалевской
Материалы для проведения математического конкурса - игры для учеников 6 и 7 классов....





