конспект урока по литературе 7 класс
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Бородина Надежда Александровна

урок литературы по произведению А.С. Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_urok_poltava.docx579.1 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 5

Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина «Полтава»

Здравствуйте!

О чём мы говорили на прошлом уроке?

Какую роль в жизни А.С. Пушкин играли друзья – лицеисты?

А. С. Пушкин никогда не был равнодушен к событиям, которые происходили в России. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно», - писал А.С. Пушкин. Именно поэтому он, как и многие другие писатели, обращался к истории России в целом ряде своих произведений. В центре сегодняшнего нашего урока одно из них - поэма "Полтава".

Задачи урока:

1.Узнать, каким император изображён в поэме «Полтава».

2.Выяснить, какова роль Петра I в Полтавском сражении.

3.Понять, как А.С. Пушкин относился к деятельности Петра I.

А. С. Пушкин никогда не был равнодушен к событиям, которые происходили в России. Особый интерес Пушкин проявлял к жизни и деятельности Петра Великого, который был его любимым героем. Именно ему посвятил Пушкин поэму «Полтава».

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно», - писал А.С. Пушкин. Именно поэтому он, как и многие другие писатели, обращается к истории России в целом ряде своих произведений. В центре сегодняшнего нашего урока одно из них - поэма «Полтава».

 Что вы помните о правлении Петра I?

Став царем (1696) Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате Азовских походов  (1695 – 1696) был занят Азов, Россия вышла на берег Азовского моря. (до этих пор Россия имела выход только в Белое море, которое замерзало на полгода).

Для связи с Западом необходим был вход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале 17 века земли. В долголетней Северной войне (1700 -1721) Россия добилась победы.

Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII, который долгое время одерживал победу над слабыми, неподготовленными войсками противника.

В 1709 году он вторгся в Россию с запада. Произошло сражение под Полтавой.

Это событие и описано в поэме Пушкина «Полтава».

Перед чтением поэмы выясним значение некоторых устаревших слов.

Словарная работа.

Соотнесите слово и его значение

1.Ретив (ретивый) - усердный, старательный, прилежный.

2.Гацевать - красуясь, искусно и молодцевато ехать верхом на скакуне.

3.Баловень - человек, которого балуют.

4.Взор – взгляд.

5.Сулить - обещать дать или сделать что-либо.

Обратимся к тексту поэмы. Поэт очень точно описал битву.

Прочитайте описание начала боя до слов «Тогда-то свыше…» и ответьте на вопросы:

1.В какое время суток происходит бой? Утром «горит восток зарею новой».

2.В каком месте происходило сражение? На равнине, по холмам.

3.Кто из шведских генералов ушёл и сдался? Розен и Шлипенбах.

4.Выпишите все глаголы из текста. Сомкнули, рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает…

5.Для чего автор использует такое количество глаголов? Что это даёт? Таким образом поэт достигает живости, динамичности повествования. Глаголы подчёркивают быстроту.

6.Как поэт описывает поле боя? Оно роковое, гремит, пылает здесь и там.

По контрасту с «зарею новой» появляется метафора «темнеет слава их знамен». На востоке наступает новая эра для Российской империи, на западе темнеет, меркнет слава шведского королевства.

Кем является рассказчик? Он представляется непосредственным участником событий, патриотом.

Прочитайте фрагмент поэмы со слов «Тогда-то свыше…» до «Уж близок полдень…» и ответьте на вопросы:

1.Кто появляется на поле боя? Пётр I.

2.Какой голос у императора? Звучный.

3.С чем сравнивает автор Петра I? С грозой.

4.Как ведёт себя конь императора? Он предчувствует сражение, дрожит, но мчится в бой.

5. Выпишите антитезу, которую Пушкин использует при описании Петра I.

Глаза сияют – лик ужасен - он прекрасен.

Прочитайте фрагмент поэмы со слов «Уж близок полдень…» до «И перед синими рядами…» и ответьте на вопросы:

1.Какой этап битвы описан? Наступает затишье перед боем.

2.С кем сравнивает автор битву? С тяжёлой пахотой в поле.

3.Как полки реагируют на появление Петра I? Его восторженно приветствуют.

4.С чем сравнивает поэт императора? С боем.

5.Какое чувство у читателей вызывает образ Петра I? Он пугает.

Прочитайте фрагмент поэмы со слов «И перед синими рядами…» до «И с ними царские дружины…» и ответьте на вопросы:

1.Почему Карла XII несут слуги? Он ранен.

2.Какими эпитета Карла XII наделяет автор? Бледен, недвижим.

3.Почему Карла XII бой приводил «в недоуменье»? Карл слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя.

Составьте цитатный портрет Петра I.

Портрет Петра I

Голос: «Раздался звучный глас Петра …».

Лицо, взгляд: «Глаза сияют. Лик его ужасен».

Движения: «Движенья быстры. Он прекрасен

Он весь, как Божия гроза …».

Поведение перед боем: «И он промчался пред полками,

Могущ и радостен, как бой …»

Как показывает портретная характеристика Петра его внутреннее состояние? Чувствуется решительность и стремление к победе.

Как полководец обращается к войскам, призывая солдат к бою? «За дело, с Богом!»

Составьте цитатный портрет Карла XII.

Портрет Карла XII

Движение, внешность: «Несомый верными слугами,

В качалке, бледен, недвижим,

Страдая раной, Карл явился».

Взгляд: «Смущённый взор».

Чувства: «Необычайное волненье».

«Казалось, Карла приводил

Желанный бой в недоуменье...»

Поведение перед боем: «Вдруг слабым манием руки

На русских двинул он полки».

Как показывает портретная характеристика Карла его внутреннее состояние? Он слабый, болезненный, не уверен в исходе битвы, задумчивый.

Что удаётся передать Пушкину через портрет героя? Читатель чувствует его безнадёжность.

Как полководец обращается к войскам, призывая солдат к бою? Слабым манием руки на русских двинул он полки.

Для чего поэт сравнивает две исторические личности? Противопоставление двух полководцев указывает на исход битвы. Карл напуган могуществом Петра.

Как Пушкину удаётся передать образы Петра I и Карла XII? Портрет, который передаёт внутреннее состояние героя; призыв к бою, автор использует сравнения, антитезу.

Вывод запишем в виде схемы.

Прочитайте фрагмент поэмы со слов «И с ними царские дружины…» до «Но близок…» и ответьте на вопросы:

1.Где был бой? На равнине.

2.С чем сравнивает поэт отряды конницы? С тяжкой тучей.

3.Какие звуки описывает автор? Звон сабель, «бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон».

4.Как поэт показывает большое количество жертв? «Бросая груды тел на груды».

5.Какие цвета использует автор при описании боя? Красный, кровавый, огненный.

Прочитайте фрагмент поэмы со слов «Но близок…» до «Пирует Пётр…» и ответьте на вопросы:

1.Какие чувства победы и как передает нам автор? Автор передаёт восторг, радость через междометия и восклицательные предложения.

2.Докажите, что бой был жестоким и кровавым. «Убийством тупятся мечи», вся степь покрыта телами убитых.

3.С кем сравнивает автор шведов? С роем чёрной саранчи.

Прочитайте фрагмент поэмы со слов «Пирует Пётр…» до конца и ответьте на вопросы:

1.Как поэт описывает Петра I на пире? «И горд, и ясен, и славы полон взор его».

2.Кого угощает Пётр в своём шатре? «своих вождей, вождей чужих».

3.Почему Пётр «славных пленников ласкает» и угощает чужих вождей?  Чувствуется великодушие русского царя к шведам, к их поражению, и уважение к достойному противнику.

4.За каких учителей поднимает кубок Петр I? Почему? Петр поднимает кубок за шведов, которые неоднократно наносили поражения неопытной русской армии, таким образом преподали полезные уроки.

Уроки военной истории - это всегда очень горькие уроки, потому что за ними стоит смерть. И, тем не менее, Полтавская битва в изображении Пушкина - дань величайшего торжества Петра и той молодой России, которая «в боренья силы напрягая, мужала с гением Петра». Полтавский бой подтвердил правильность реформаторской деятельности царя.

Русский критик В.Г. Белинский сказал: «Полтавская битва была не просто сраженье, замечательное по огромности военных сил: нет, это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства».

А.С. Пушкин - часть истории России, может быть, её сердце. И могучим источником творческого вдохновения поэта было чувство национальной гордости. Поэт гордился историей своей родины, великой ролью русского народа в истории человечества. По его мнению, «России определено было высокое предназначение».

Достигли ли вы тех целей, которые ставили себе в начале урока? Да.

Рефлексия.

Ответьте на вопросы:

1.Что нового вы узнали о Петре I?

2.Какие чувства вызывает у вас поэма «Полтава»?

3.Какое задание было для вас трудным?

Расшифруйте средства художественной выразительности и впишите их в таблицу

форамета (метафора), внеранисе (сравнение), тетэпи (эпитет), рениеолицетво (олицетворение), болагипер (гипербола)

Метафора

"По сердцу пламень пробежал, вскипела кровь"; «В Европу прорубить окно»

Сравнение

"И всплыл Петрополь, как тритон";

"и жизнь ничто, как сон пустой"

Эпитет

воинственную (живость); строгий, стройный (вид); прозрачный (сумрак); (блеск) безлунный…

Олицетворение

«…взломав свой синий лёд, Нева к морям его несёт и, чуя вешни дни, ликует…»

Гипербола

«Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся»

Домашнее задание: взять в библиотеке книгу «Повести Белкина».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.

Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"

На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».

Конспект урока по литературе в 7 классе. Задачи урока:Образовательные: систематизировать полученные в течение года сведения об изученных  произведениях;доказать влияние одного произведения н...

Конспект урока по литературе в 5 классе по программе В. Я. Коровиной. Древнерусская литература.

Конспект урока по литературе в 5 классе по программе В.Я. Коровиной. Древнерусская литература....

Конспект урока по литературе (класс общеобразовательный) по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»

Цель нашего урока - проанализировать идейно-композиционное содержание рассказа и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча. Под влиянием каких жизненных обстоятельств про...