Итоговая контрольная работа по литературе в 7 классе (в рамках переводной аттестации)
методическая разработка по литературе (7 класс)

Итоговая контрольная работа по литературе позволяет проверить уровень знаний учащихся за весь учебный год. Умение определять основную проблему прозведения,сопоставлять ,анализировать, находить средства художественной выразительности в стихотворных текстах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к итоговой переводной работе по литературе в 7-ом классе

за 2024- 2025 учебный год

   

  Итоговая аттестация по литературе в 7 классе проводится в форме теста (4 варианта), состоящего из вопросов и заданий двух уровней.

Требования к уровню подготовки учащихся

По окончании 7 класса учащиеся должны знать:

  1. авторов и содержание художественных произведений, входящих в программу;
  2. основные теоретические понятия: сюжет, композиция, род и жанр литературы, тропы и др.

По окончании 7 класса учащиеся должны уметь:

  1. характеризовать героев произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения и происходящими в нем событий; анализировать образ, применяя при этом портрет героя, характеризуя его поступки;
  2. стилистически грамотно и точно отвечать на вопросы, а также самостоятельно их формулировать;
  3. использовать при обсуждении произведений теоретические знания по литературе;
  4. находить изобразительно-выразительные средства языка в художественном произведении и определять их роль;
  5. отличать стихотворную речь от прозы, пользуясь основными средствами стихосложения.

Комментарии по выполнению заданий и их оценке

и времени выполнения

 Первый уровень вопросов – простой. Он состоит из 10 вопросов. Ученики должны выбрать из четырех ответов несколько (от 1 до 3) правильных. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Максимальное количество баллов этой части -10 баллов. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. За выполнение каждого из заданий 1–10 с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, что отмечен   только номер верного ответа. Если в числе правильных ответов отмечены и неправильные варианты или отмечены не все правильные варианты, то ответ не засчитывается. На выполнение первой части – отводится 15-20 минут.

     

 Более сложным является второй уровень. Вопросы этого уровня побуждают учащихся рассуждать, письменно формулировать и обосновывать свое мнение, опираясь на изученный материал. Обучающимся предлагается на выбор одно из двух заданий. Ответ на вопрос второго уровня – не менее 10 предложений.

Критерии оценивания этого задания:

1) Соответствие теме — это критерий оценивания, который нацеливает на проверку содержания ответа. 

Один балл ставится, если ученик рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия. Например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов.  

Ноль баллов ставится, если ответ не соответствует теме, в нём нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или не прослеживается конкретной цели высказывания.

2) Полнота раскрытия темы - чёткий, ёмкий и полный ответ на поставленный вопрос, по которому не возникает дополнительных вопросов. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила к конкретным случаям.

Один балл ставится, если ученик обстоятельно, с достаточной полнотой излагает текущий материал, дает правильные определения языковых понятий; обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои суждения, излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

 Ноль баллов ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изученного материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

3) Опора на текст художественного произведения - экзаменуемый должен уметь подтверждать истинность своих утверждений, обосновывать позицию, выстраивать тезисно-доказательную часть рассуждения с опорой на текст художественного произведения.

Один балл ставится, если ученик   строит рассуждение, доказывая свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературных произведений. 

 Ноль баллов ставится при условии, если ответ не содержит аргументации, написан без опоры на литературный материал, или в нём существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). 

  1. Объем ответа - ответ должен представлять из себя текст объемом    не менее 10 предложений.

Один балл ставится, если ученик составляет текст объемом 10 или более предложений (предложения могут быть как простыми, так и сложными по структуре)

Ноль баллов ставится при условии, если в ответе менее 10 предложений

 

5) Соблюдение речевых норм- основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств.

Один балл ставится, если речевых ошибок нет или допущено 1-2 речевые ошибки.

 Ноль баллов ставится, если допущено более 2 речевых ошибок.

Время выполнения второй части – 15-20 минут.

    Таким образом, максимальное количество баллов за верно выполненный тест – 15 баллов, время выполнения – 40 минут.

Шкала перевода баллов в оценки

    15-13 баллов – оценка «5»;

    12-10 - отметка «4»;

    9-7 - отметка «3»;

    6-0 - отметка «2».

ВАРИАНТ 1.

Часть 1. Задания 1-10.

Прочитай задание и выбери правильный (ые) ответ(ы). Количество правильных ответов может быть любым. Запиши ответ в виде букв.

1.Какой из жанров не относится к устному народному творчеству:

а)  басня,    б) загадка, в) пословица, г) поговорка.

2.Былина – это…

                      а) произведение устного народного творчества о русских богатырях и    

                          народных героях;

                      б) поэтическая биография народа;

                      в) краткое изречение;

                      г) рассказ об исторических деталях.

3.        Почему память народная сохранила образ купца Калашникова:

а) совершил героический поступок;   б) спас себя от позора;   в) оставил богатое наследство потомкам; г) не побоялся вступиться за честь семьи.

4.Какое произведение не входит в сборник А. С. Пушкина «Повести Белкина»:

а) «Барышня-крестьянка», б) «Выстрел», в) «Станционный смотритель», г) «Бирюк».

5.        Как звали сыновей Тараса Бульбы из одноименной повести Н. В. Гоголя:

а) Макар, Остап,   б) Остап, Иван,   в)  Андрий, Семён,    г) Остап, Андрий.

6.        Каково авторское отношение к Бирюку из одноименного рассказа:

а) уважение и сочувствие,           б) пренебрежение и осуждение.

7.        Определите идею сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»:

а) обличение чиновничества;      б) восхваление трудолюбия простого народа;

в) проблема рабского положения и бесправия покорного народа в условиях крепостничества;

г) преодоление сложностей, возникших у генералов на острове.

8. Соотнесите автора и его произведение:

1) А. С. Пушкин,   2) А. К. Толстой,   3) И. С. Тургенев,    4) А. П. Чехов.

А) «Злоумышленник», Б) «Василий Шибанов», В) «Русский язык», Г) «Станционный смотритель».

9.        Почему «без Юшки жить людям стало хуже»:

а) им не на ком стало вымещать злость и обиду;            б) он был незаменим в кузнице;

в) он был сельским праведником;                                     г) их мучила совесть.

10. Какие художественные приёмы использует автор в данном отрывке:

В глаза бревенчатым лачугам глядит алеющая мгла.

а) эпитет, метафора,   б) метафора, гипербола,   в) эпитет, олицетворение,   г) эпитет, сравнение.

Запишите их.

Выберите ОДНО из заданий 11.1 или 11.2.

Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме не менее 10 предложений.

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи.

Задание 11.1

Дайте развернутый ответ на вопрос: «Почему Тарас Бульба убивает сына? Прав ли он?»

Задание 11.2

Дайте развернутый ответ на вопрос: «Характеристика главного героя рассказа Платонова «Юшка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа по литературе 7 класс

Данный материал содержит итоговую контрольную работу по литературе для 7 класса в двух вариантах...

Итоговая контрольная работа по литературе 5 класс

Тестовая работа к переводному экзамену...

Итоговая контрольная работа по литературе 7 класс

Тест составлен по учебнику Кутузова 7 класс...

Итоговая контрольная работа по литературе 6 класс ( по Коровиной)

Итоговая работа по литературе содержит материал базового уровня знаний учащихся. Есть ключи....

Итоговая контрольная работа по литературе 7 класс (к учебнику Г.С.Меркина)

Контрольная работа составлена из тестов и зданий типа "письменный ответ на вопрос". В конце работы имеется разбалловка, в соответствии с которой производится оценивание обучающихся....

итоговая контрольная работа по литературе. 5 класс

итоговая контрольная работа по литературе в  5 классе...