Урок литературы в 5 классе по сказке Г.Х.Андерсена "Соловей"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Технологическая карта урока литературы "Истинная красота в сказке "Соловей" Г.Х.Андерсена" составлена в соответствии с ФГОС. В уроке использованы разные приемы и техники, способные заинтересовать учащихся, побудить интерес к открытию нового знания. Вместо стандартной физминутки использованы сингапурские техники, позволяющие не только отдохнуть, но и проработать важный этап урока. В данной разработке прослеживаются все этапы, необходимые для достижения цели урока, они являются своеобразными ступенями, по которым дети шагают. Своеобразным кольцевым и значимым элементом является видеопрочтение стихотворения Н.Заболоцкого "Некрасивая девочка" актером и режиссером К.Райкиным, которое в начале урока помогает детям сформулировать тему и выйти на цель, а в конце - подвести итог, опираясь на авторскую точку зрения (Андерсена) и жизненный опыт учащихся.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы в 5 классе.
Автор: Баландина Татьяна Михайловна,
учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №14» г. Вологды
Тема урока «Истинная красота в сказке Г.Х.Андерсена «Соловей»
Цель урока: |
|
Задачи: |
|
Планируемые результаты образования. | Предметные: осознанно воспринимать и понимать текст; выделять нравственную проблематику текса, осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, воспринимать художественный текст как произведение искусства. Метапредметные: регулятивные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; – самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; – работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. познавательные: самостоятельно вычитывать виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; выступать перед аудиторией сверстников; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы, выражать эмоции в соответствиис условиями и целями общения. |
Тип урока | Открытие нового знания |
Форма урока | Учебное исследование |
Опорные понятия, термины | Сравнительная характеристика, образ автора, характеристика литературного персонажа, точка зрения автора. |
Новые понятия | Истинная красота, ложная красота, внутренняя красота |
Формы контроля | Текущий самоконтроль, взаимоконтроль, формирующее оценивание |
Оборудование |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы, технологии |
Мотивация | Здравствуйте, ребята, садитесь. Я очень рада Наверное, трудно не согласиться с тем, что литература - это вид искусства, а тот, кто приобщается к ней, становится настоящим Читателем. Надеюсь, мы сегодня продолжим путь к настоящему читателю. Скажите, а зачем нам изучать литературные произведения? | Приветствуют учителя, гостей. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей Отвечают на вопросы учителя | Личностно-ориентированное обучение |
Введение в тему | В начале урока предлагаю вам разделить вместе со мной радость от прочтения стихотворения Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка» актером Константином Райкиным. Во время прослушивания подумайте, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? | Внимательно слушают, Выдвигают гипотезы. | Проблемное обучение |
Целеполагание | Вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? Тема «Истинная и ложная красота в сказке Андерсена «Соловей». В каких произведениях затрагивается тема истинной и ложной красоты? (если забыли, направить к «Сказке о мертвой царевне...») С темой мы определились. А какую цель мы поставим на уроке? Хорошо.Какие шаги нам необходимо сделать, чтобы понять, что такое истинная красота и ложная? (появляются на доске по мере их формулирования) Как вы думаете, зависит ли точка зрения самого автора по данной теме от его морально-нравственных качеств? Да. Какие понятия мы сегодня будем рассматривать? Правильно, значит, мы должны дать определение этим двум понятиям, учитывая точку зрения автора. Наши задачи -это ступеньки лесенки, по которым мы, выполняя задания, поднимемся вверх и достигнем цели. Вперед, к новым открытиям! | Записывают тему в рабочие листы.
В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях», «Снежной королеве» Понять, какая красота является истинной: внутренняя или внешняя. Ответы: изучить внимательно сказку; Узнать об авторе информацию; Дать определение, что такое истинная красота и ложная. | Проектирование урока Личностно-ориентированное обучение |
Актуализация знаний: работа с биографией писателя Открытие новых знаний Работа в парах Работа в группах сменного состава Связь с жизнью Итог урока Рефлексия Связь с жизненным опытом | Сыграем в игру «Правда или ложь» Ребята, поднимите руку, кто правильно ответил на 4-7 вопросов? Молодцы, оказывается, вы знатоки биографии Г.Х.Андерсена. Каким предстает перед нами великий датский сказочник? Нарисуйте его устный портрет. Молодцы, Андерсен предстает перед нами чутким и романтичным человеком. Мы выполнили первую задачу? Шагаем уверенно дальше. Вы прочитали сказку, которую написал человек, верящий в чудеса. Вы заметили, что среди картинок, которые находятся перед нами, есть фото, которое напрямую связано с темой нашего урока? Этот соловей поведет нас к следующей задаче. Как вы думаете, почему? У: Ребята, дома вы прочитали сказку «соловей», каковы ваши впечатления? Хорошо. Нам предстоит сделать шаг на 2 ступеньку. Анализ литературного произведения - сложная задача. Но, я верю, она нам под силу. Пользуясь текстом сказки, вам нужно сравнить среду обитания соловья и место, где живет император со своими приближенными. Выписать ключевые слова, фразы. Заданием выполняем на рабочих листах, совещаемся в парах. У кого другой вариант. Почему? Как вы думаете? А теперь проверьте себя (на слайдах таблица с ответами) и оцените в рабочем листе. Почему писатель так подробно описывает дворец императора? Почему так важно Андерсену, что император о соловье, который живет рядом, узнал из книг? Какой вывод мы можем сделать по данной таблице? Каков мир императора и придворных? А где живет соловей? Мы с вами начинаем формулировать понятие истинной красоты. Первый компонент истинной красоты по Андерсену- естественность (природа) и свобода Прикрепляем к карточке «истинная КРАСОТА» (на доске) слово «естественная» Символом естественной красоты является живой соловей. А как он выглядит? Он красивый внешне? Почему это так важно для Андерсена (можно вспомнить про его улыбку). У: нам, как и соловью живому необходима свобода. Сейчас полетим по классу стайками. Внимательно послушайте, как мы будем это делать. На ваших партах есть карточки, они различны по цвету. На стенах класса также висят цветные листы. Ваша задача - прочитать фразу на вашей карточке, сгруппироваться по цвету около сигнального листа, соответсвующего цвету вашей карточки.Прочитать фразы на карточках всех участников группы, обсудить, о каком соловье идет речь. Снять со стены сигнальный лист, на его обратной стороне дописать фразу и сделать вывод. Мы проанализировали сказку. Может ли мы принять окончательное решение, не послушав пение соловья? Представить то, о чем рассказывает автор? Поднимите руки, кто из вас слышал пение соловья? У:как называется пение соловья? У:Послушаем соловьиные трели. (аудиозапись) Вам понравилось?Чем отличается пение искусственного соловья от живого? Сколько мелодий может исполнить соловей живой? Как называется вид музыкального творчества, в котором произведение создается спонтанно, непосредственно при исполнении? (импровизация) А искусственный сколько исполняет мелодий, почему? Почему пение живого соловья можно назвать искусством? Почему соловей улетел из дворца? Чего не хватало искусственному соловью, по мнению рыбаков? Прикрепляем ДУШЕВНАЯ А какой силой, по мнению, Андерсена, обладает искусство? Зачитайте эпизод, когда император лежит в своей спальне и к нему прилетает соловей. Молодцы. Формулировка понятий -очень сложная работа, где нужно учесть множество нюансов. Помочь в формулировке нам поможет следующее задание на рабочем листе. На предыдущих этапах мы записали ключевые понятия, которые помогут нам сформулировать определение истинной красоты, по мнению Андерсена. Скажите, а вы согласны с мнением писателя насчет истинной и ложной красоты? Что бы вы добавили в определение? Какие характеристики? Свое мнение выразите, выполняя синквейн. Мы выполнили задачу! Понятие красоты субъективно, и это нормально. Поэтому я вам предлагаю творческую работу. Пользуясь формулировкой понятия, заполните синквейн. Меня впечатлили ваши синквейны. Давайте вернемся к цели урока? Достигли мы ее? Да,молодцы. Оцените свою работу на уроке в рабочем листе. ДЗ на рабочих листах , оно вариативное. Вы можете выполнить 1 задание или несколько. И в заключении урока хочу вернуться к его началу. Я вам напомню последние строки из стихотворения Н.Заболоцкого: «Сосуд она, в котором пустота или огонь, мерцающий в сосуде?» (Н.Заболоцкий) (строки на слайде) Как бы ответил на этот вопрос Андерсен? Почему автор говорит на о том, что сказку эту нельзя забывать? Актуальна она в наши дни? Почему? Перед тем, как я с вами попрощаюсь, я хочу вам подарить вам фразу В.Гюго, чтобы вы смогли поразмышлять над ней на досуге. Спасибо за урок, дети! С вами было приятно работать! | Ответы детей Устная самооценка Андерсен родился в Дании, был внешне не красив, но обладал очаровательной улыбкой, верил в чудо до конца своей жизни, пел тоненьким сопрано. Был творческим человеком. Проводят рефлексию первого этапа урока. соловей потому что мы будем анализировать сказку Андерсена «Соловей». Или: потому что мы будем изучать сегодня эту сказку. Заполняют таблицу, совещаясь в паре. Сравнивают с образцом. Зачитывают Рефлексивная самооценка Анализируют и обобщают На природе, на воле, нет рамок. Лес и море. Дети формулируют вывод, что император живет в замкнутом, хрупком мире, а соловей - на природе. Ребята перемещаются по классу, находят свой цвет, группой делают вывод. Ответы детей Взаимопроверка Слушают аудиозапись Делают вывод: настоящая красота -это искусство и импровизация, то, что идет от души. Работают с книгой Искусство может спасать, возрождать, лечить душу. Выполняют самостоятельно задание. Самоанализ. Заполняют, зачитывают. Оценивают свою работу и результат. Оценивают, рефлексируют. | Игровые технологии Арт-технологии: устное словесное рисование Учебное исследование Сингапурские техники Межпредметные связи Развитие функциональной грамотности ТРИЗ-технологии Арт-технология: состаление синквейна Учебный диалог Обучение в зоне ближайшего развития |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы "В гостях у сказки"
Урок литературы в 5 классе. Проводила его на МО учителей района как итоговый урок после изучения народных и литературных сказок. Дети очень любят сказки, готовы их слушать, читать, инсценировать часам...

Урок литературы 5 класс Образ царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»
УРОК СОСТАВЛЕН С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС...
Презентация к уроку литературы. Конкурс знатоков волшебной сказки
Конкурс знактаков волшебной сказки - увлекательный урок для пятиклассников....

презентация к уроку литературы 10 класс "Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина"
Данную презентацию можно использовать для проведения урока по сказкам Салтыкова-Щедрина...

А.С.Пушкин "Сказка о Мёртвой Царевне..." презентация к уроку литературы 5 класс
Презентация к уроку литературы в 5 классе А.С.Пушкин "Сказка о Мёртвой Царевне и семи богатырях"...

Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»
Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...

Урок литературы "Г.В. Черноголовина. «Сказка об одном зёрнышке» Сказочное и реальное в сказке"
Учащиеся на уроке развивали навыки коммуникации и рефлексии, творческого и критического мышления через работу с текстом произведения. Оформляли анализ сказки в виде «...
