Урок по теме "Скучные истории - это (не)скучно" (литературная мастерская по рассказам А.П. Чехова)
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Пойманова Марина Александровна

Урок по теме "Скучные истории - это (не)скучно" (литературная мастерская по рассказам А.П. Чехова) является прекрасным обобщением изученных рассказов, таких как "Ионыч", "Крыжовник", "Человек в футляре".  В рамках творческого процесса обучающиеся раскрывают основные мотивы творчества А.П. Чехова,  а также художественное своебразие его рассказов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_masterskaya.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастерская построения знаний и творческого письма

«Скучные истории» - это (не) скучно.

Цель: Формирование личного отношения к творчеству А.П.Чехова, включение его произведений в личный опыт осмысления жизни, соединение чеховского видения мира с собственным видением мира.

Знать: содержание рассказов А.П.Чехова;

Понимать: особенности творчества писателя;

Применять (уметь): в коллективном и индивидуальном поиске приходить к «построению» или «открытию» знания;                  

Анализировать: изобразительные средства языка писателя;

Синтез (обобщение): устное сочинение «Монолог в защиту Чехова»;

Оценка: оценить значение полученного знания для дальнейшего развития творческого потенциала личности.

 

ХОД УРОКА-МАСТЕРСКОЙ

Вступительное слово мастера

(слайд №1) Сегодня мы пригласили вас в педагогическую мастерскую построения знаний и творческого письма. Творческая мастерская – это возможность, с одной стороны, поверить в собственные творческие возможности, с другой - ощутить потребность в сотворчестве, поскольку «мастерская» всегда предполагает диалог между ее участниками.

Для совместной работы мы предлагаем странную, на первый взгляд, тему «Скучные истории» - это (не) скучно (слайд №2).

Чтобы погрузиться в атмосферу нашего урока, предлагаем послушать чудесный романс в исполнении Олега Погудина.               (слайд №3) 

(слайд №4)

Изучая творчество А.П.Чехова, мы с огромным интересом и удовольствием  читаем юмористические рассказы. А вот более поздние чеховские произведения многие воспринимают как невеселые, «скучные», поэтому отсутствует глубокий интерес к сюжетам, атмосфере чеховского творчества. (слайд №5)

Сегодня мы проводим творческую мастерскую, в которой попытаемся решить следующую проблему: «Скучные истории» - это (не) скучно.

Будем мы убирать скобки в данном высказывании или нет – предстоит решать вам.  

I. Индукция.

1. Вам скучно. Это как?  Пожалуйста, запишите ассоциативный ряд слов: о цвете, звуке, настроении, атмосфере… (слайд №6)       лист№1

(слайд №7)

2. Прочитайте, что у вас получилось (можно дописывать то, что покажется важным для вас тоже).

Примеры:

Скучно – нудно, одиноко, нечем заняться, однотонно, полумрак, бессилие, утомленность, ограничение, сонливость, пустота, недовольство собой, мрачно…

3. Собирательный список:

 Скучный - душный, безрадостный, тоскливый, унылый, угнетенный, отвратительный, безжизненный, привычный, бесполезный, тусклый,

одиночество, слабость, безделье, праздность, лень, серое небо, тоска зеленая,

скрип, шум дождя, шум вентилятора, уныло воет ветер

Обобщение: Состояние скуки у каждого своё: у кого-то это………серый цвет, состояние уныния, шум дождя…..

II. Самоконструкция (работа в группах).

1. Работая в группе, расскажите друг другу нескучную историю. Это может быть эпизод из любимое литературное произведение, фильм, история из вашей жизни. Главное, чтобы вам история казалась не скучной.

2. Посоветуйтесь, решите и запишите, что именно, на ваш взгляд, делает эти истории нескучными.

Составьте свой перечень признаков, характеризующих нескучную историю, и запишите словами, словосочетаниями  или предложениями все признаки:

(слайд №8)

раздать карточки с образцом  заполнения

1. Смешно

2. Описывает события, которые…

3. Действуют …………………….

4.

5.

6.

7.

(слайд №9) Ученики представляют результаты проделанной работы:

- представители каждой группы выбирают лучшую историю

- представляют её публике

- говорят, что именно, по их мнению, делает её нескучной

- затем читают заполненную карточку

III. Социоконструкция. Социализация.

Ученики объединяют  результаты проделанной работы.

Совместное заполнение таблицы: заполняют первый столбик таблицы высказываниями, предположениями о том, какие признаки нескучной истории являются наиболее общими, характерными.

 

«Нескучные истории»

«Скучные истории» 

Смешно

Интересно

Остро закрученный сюжет

Динамичное действие, много событий, быстрая смена событий

Приключения, яркая жизнь, вечный праздник, жизнь весела и прекрасна

Действуют герои, яркие личности

Проблема, которая волнует меня, затрагивает меня лично

Обобщение: 

IV. Деконструкция (анализ текста, освоение чеховского стиля)

 и реконструкция

(слайд №10)

1. Работа с текстом  (раздать карточки с отрывками из рассказов)  

Прочитайте отрывок из  хорошо знакомого вам рассказа А.П.Чехова.

Погрузитесь в атмосферу описываемых событий, вспомните жизненную историю героев. В процессе чтения подчеркните слова, передающие такое состояние героев, которое Чехов объединяет одним словом – СКУКА.

Обобщение:  нужно не только обобщить, но и подвести к необходимости заполнить второй столбик таблицы – почему чеховские истории мы называем скучными. 

2.  Обсуждение в группах. Можно дать в помощь карточку с вопросами: 

- Кто герой чеховского рассказа (обычный человек или яркая, героическая личность)?    

- Какие события описаны (приключения, вечный праздник, веселая и яркая жизнь)?

- Как протекают события (динамично, много действия, движения)?

- Предлагает ли автор готовое решение проблем?

- Какое настроение, эмоции (смешно, грустно)?

- Описываемая проблема  актуальна для вас?

3. Совместное заполнение таблицы: заполняют второй столбик таблицы высказываниями, предположениями о том, почему читатели называют  чеховские истории скучными.  

«Нескучные истории»

«Скучные истории»

Смешно

Чаще грустно

Интересно

Остро закрученный сюжет

Сюжетная линия течет плавно и спокойно, никаких резких поворотов судьбы

Динамичное действие, много событий, быстрая смена событий

Мало действия, движения

Приключения, яркая жизнь, вечный праздник, жизнь весела и прекрасна

Обыденная жизнь

Действуют герои, яркие личности

Обычные люди

Проблема, которая волнует меня, затрагивает меня лично

Проблема, которая не волнует меня, не затрагивает меня лично

V. Творчество

(слайд №11)

Сегодня в нашей   творческой мастерской  мы решаем проблему: «Скучные истории» - это (не) скучно.

В ходе совместной работы мы пришли  к  мнению, что чеховские истории - скучные истории.

Но это лишь первая половина нашего предположения:

«Скучные истории» - это (не) скучно.

А сейчас нам предстоит решать: будем мы убирать скобки во второй половине высказывания:  это (не) скучно. 

Обдумайте все, о чем мы с вами сегодня говорили, и создайте совместную творческую работу «Монолог в защиту Чехова».

Ваша задача: проникнуть в творческую  мастерскую писателя, включить его произведения в личный опыт осмысления жизни, попробовать соединить чеховское видение мира с собственным видением мира.

Посмотрите на нашу таблицу. Разве цель Чехова-писателя состояла в том, чтобы создать «скучные истории»? А может автор пытался именно таким образом сказать о чем-то очень важном, донести до нас какую-то мысль, предостеречь нас, уберечь от чего-то страшного, не дать себя погубить, потерять в жизненной суете? И действительно ли так уж хорошо, когда автор изображает только яркие, лучшие стороны жизни, идеализирует действительность, показывает лишь напыщенных и таких далеких от нас героев? И можем ли мы на бегу, в ярком калейдоскопе событий увидеть сложности и противоречия нашей жизни, понять душу человека?

Обдумайте все, о чем мы с вами сегодня говорили, и создайте совместную творческую работу «Монолог в защиту Чехова»  

ВЫВОД: «Скучные истории» - это (не) скучно. Наша работа в мастерской – это  коллективный поиск новой информации, восхождение каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия. И не ждите правильного, общепринятого взгляда на проблему. Сегодня вы и только вы решаете, каково ваше отношение к чеховскому творчеству.  Поэтому убирать скобки или нет – такое решение вам придется принимать в течение всей вашей долгой читательской жизни.

Мы сегодня уже приводили  в качестве примера рассказ  «Студент», когда описывали  состояние героя, объединённое словом СКУКА.

А вот как заканчивается этот рассказ – и я думаю, это квинтэссенция, главные слова в контексте сегодняшнего разговора:

 (слайд №12) А когда он  (Иван Великопольский, студент духовной академии)

переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, — ему было только 22 года, — и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла.

 

РЕФЛЕКСИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – мастерская по рассказу А.П. Чехова «Тоска». ( урок внеклассного чтения)

Урок по технологии развития критического мышления (ТРКМ).Одной из важных проблем школьного обучения является нежелание детей читать художественную литературу. С одной стороны, многообразие мультимедий...

Статья на фестиваль методических разработок "Воспитание на уроках литературы способности и потребности жить по нравственным законам" (по рассказам А.П.Чехова)

В статье освещаются вопросы нравственности в узком значении, рассматривается урок как форма решения нравственных задач на примере изучения рассказов Чехова...

урок литературы. Проблема личной ответственности человека за свою жизнь.( По рассказу А.П. Чехова "Ионыч".

Проблема личной ответственности за свою жизнь в рассказе А. П. Чехова  " Ионыч"...

Конспект урока по литературе в 10 классе "Духовная деградация человека в рассказе А. П. Чехова "Ионыч"

Целью данного  урока было раскрытие трагизма повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе.Задачи: формировать умение проводить лингвостилистический анализ ...

Презентация к литературной мастерской по рассказам А.П, Чехова 11 класс.

Презентация к литературной мастерской по рассказам А. П. Чехова на тему : "Скучные истории это не скучно.." 11 класс....

Урок - мастерская по рассказу А.П.Чехова "Толстый и тонкий".

На данном уроке  используются элементы технологии критического мышления. Учащиеся исследуют стиль великого писателя, наблюдая за метким словом в рассказе.  В конце урока ребята создают синкв...