Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Н. М. Рубцов. «Тихая моя родина», «Родная деревня».
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Публикация включает в себя разработку урока литературы в 5 классе по теме "Н.М. Рубцов. Стихотворения "Тихая моя родина", "Родная деревня". На данном уроке продолжается работа над формированием умения анализировать поэтический текст, выразительно читать стихотворения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 43.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе по теме «Н. М. Рубцов. «Тихая моя родина», «Родная деревня»
Цели:
- учиться выразительному чтению стихотворения, устному рисованию, развитию речи;
- воспитать любовь к родной земле, к Родине;
- осознать символическое значение образов в стихотворениях
Задачи:
1). Формировать умение анализировать поэтический текст.
2). Учить выразительному чтению.
3). Воспитывать любовь к Родине, к литературе как искусству.
4). Развивать интерес к литературе как предмету, литературный вкус обучающихся, их мировоззрение, интерес к изучению литературы.
Метод: проблемно-поисковый
Оборудование: учебник (у учащихся и учителя), портрет Н.М. Рубцова, компьютер (у учителя), фотографии села Емецк.
Ход урока:
- Орг. момент.
- Проверка домашнего задания: чтение записи в тетради (анализ стихотворения С.А. Есенина)
- Постановка «проблемы»: беседа о том, что такое Родина:
- Ребята, скажите, а что такое Родина? Как вы понимаете значение этого слова? Из чего состоит это понятие на ваш взгляд?
- А вот составитель Толкового словаря Сергей Иванович Ожегов определил это значение так: Родина – отечество, родная сторона; место рождения, происхождения чего-нибудь, кого-нибудь.
- Вы согласны с таким значением? Запишем определение в рабочую тетрадь.
- Давайте теперь с вами составим словосочетания со словом «Родина»:
Любовь к Родине, как вы понимаете смысл этой фразы?
Защита Родины, каков смысл этой фразы?
- Определение темы и цели урока
- Вот с вами мы и выяснили, что же такое Родина. Многие деятели культуры в своём творчестве поднимают эту тему и уделяют этой теме значительное место.
- Сегодня мы с вами обратимся к творчеству Николая Михайловича Рубцова и увидим, как в своём творчестве он отразил тема Родины и родной природы.
- Работа по теме урока
1). Сообщение о Н.М. Рубцове (индивидуальное задание). Выступление заранее подготовленного уч-ся:
Ему было 5 лет, когда началась ВОВ. Выросший сиротой, Рубцов знал одну – единственную мать – Родину, и ей он посвятил свои лучшие песни, лучшие минуты вдохновения.
Рубцов Николай Михайлович (1936 - 1971), поэт. Родился в селе Емецк Архангельской области, рано остался сиротой: детские годы прошли на Вологодчине в Никольском детдоме. Вологодская "малая родина" дала ему главную тему будущего творчества - "старинную русскую самобытность", стала центром его жизни, "землей... священной", где он чувствовал себя "и живым, и смертным".
Проходит армейскую службу на Северном флоте, затем живет в Ленинграде - рабочим, в Москве - студентом Литературного института им. М. Горького, совершает поездку в Сибирь.
В 1962 он поступил в Литературный институт и знакомится с известными литераторами, чье дружеское участие не раз помогало ему и в творчестве, и в дела по изданию своих стихов.
Первая книга стихов "Лирика" вышла в 1965 Архангельске. Затем были изданы поэтические сбор- ники "Звезда полей" (1967), "Душа хранит" (19691 "Сосен шум" (1970). Готовившиеся к печати "Зеленые цветы" появились после смерти поэта. После смерти Н. Рубцова были опубликованы его сборники: "Последний пароход"(1973), "Избранная лирика" (1974), "Стихотворения" (1977).
2). Анализ стихотворения «Тихая моя Родина…»
- Название стихотворения и его автор:
- Можно ли по названию стихотворения определить его тему?
- О чём будет рассказываться в стихотворении?
- Ведущая тема. (О чем стихотворение?)
Центральная тема произведения – неразрывная связь лирического героя с родными местами. Это признание в любви к малой родине, где прошли счастливые детские годы автора.
Параллельно с любовью к малой родине в произведении раскрывается тема сыновней любви.
В финале произведения он признаётся в любви к родине.
- Основная мысль. (Что хотел сказать поэт в стихотворении?)
Образ родины живёт в сердце каждого человека, и где бы ни оказался человек, он всегда будет стремиться домой.
- Какую картину рисует в своем стихотворении? (Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки картин, их цветовую гамму. Какие слова в стихотворении подсказали вам названные особенности изображения?)
Вернувшись на родину, герой ищет знакомые места, но за годы разлуки многое изменилось или частично стёрлось из памяти: зарос купол церкви, вырыт новый канал, погост расположен на другом берегу реки. Это навевает лёгкую грусть, однако не мешает лирическому герою испытать радость от встречи с родным краем.
В родных местах похоронена мать лирического героя, и первым делом он стремится найти её могилу.
Во время прогулки по родным местам, автор впитывает дорогие его сердцу пейзажи, которые навсегда останутся в его душе.
- Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения?
Встреча с родиной заставляет всплывать в памяти лирического героя картины детства. Он вспоминает о своём детстве с теплотой и одновременно испытывает грусть от того, что невозможно вернуть детство и родных ему людей, от того, что деревня изменилась: зарос травой купол церкви, тиной заросло место, где когда-то купался лирический герой. К финалу настроение меняется: лирический герой ободряется, когда чувствует неразрывную связь с родиной, понимая, что уезжая из этих мест, он не расстаётся с родиной, потому что она живёт в его сердце.
- Главные образы стихотворения. Выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения). Синтаксические фигуры: антитеза, обращение, восклицание.
Главные образы стихотворения: родная деревня, могила матери, церковь, школа, родина.
Композиция произведения отличается простотой и последовательностью. Условно стих можно разделить на две части.
- Первая часть посвящена воспоминаниям поэта. В каждой строчке он делится с читателями своими счастливыми мгновениями детства.
- Во второй части автор дает понять, что даже по прошествии многих лет его связь с малой родиной не утрачена.
Для описания родных мест автор использует разнообразные средства художественной выразительности: метафоры («тихая моя родина»), эпитеты («тихая», «жгучая», «весёлая»), олицетворения («речка будет бежать и бежать»), сравнения («словно ворона весёлая»).
- Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение?
- Читая стихотворение, задумываешься о том, что для тебя значит слово «родина». Родина – это не просто государство, гражданином которого ты являешься. Родина – это мать и отец, место, где ты провёл детство, друзья, с которыми тебе было интересно и весело.
3). Анализ стихотворения «Родная деревня»
1. О чём это стихотворение?
2. Кого осуждает лирический герой? Почему?
3. Как вы понимаете последнюю строфу стихотворения?
4. Какую композицию использует поэт и почему?
- Рефлексия
- Итог урока (отметки за урок).
- Домашнее задание: наизусть любое понравившееся стихотворение 9. Орг.момент
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"
Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "Роман М.А.Шолохова "Тихий Дон". Семья как хранилище нравственности"
Цели урока: размышление над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного здоровья семьи и нации; развивать умение анализировать текст, выделять в нём главное, сравнивать, сопоставлять; ...

План-конспект урока (литература, 6 класс) по теме: Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Урок по повести Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».1. Цели:Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий, актуализировать знания.Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воо...

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...

Конспект урока литературы 10 класс по теме А.П.Чехов. « Вишнёвый сад». Своеобразие образной системы и конфликта комедии.
История создания пьесы, определение особенности сюжета, конфликта, образной системы, роль подтекста, своеобразие жанра....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...
Технологическая карта урока чтения по теме Н.М. Рубцов "Тихая моя родина", 9 класс
Урок чтения в 9 классе, для обучающихся коррекционной школы....
