Урок-размышление "Быть человеком!" по повести В.Тендрякова "Расплата" и рассказу Л.Бородина "Вариант"
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Методическая разработка урока "Быть человеком!" предназначена для внеклассного чтения в 10 классе после изучения романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Цель урока: выявить ассоциативные связи произведений В.Тендрякова и Л.Бородина с социально-нравственной проблематикой романа русского классика и прийти к выводу, что во все времена человеческая личность неприкосновенна и библейская заповедь "Не убий" вечная. Школьники учатся сопоставительному анализу художественных текстов. Урок развивает творческое мышление, способствует активизации мыслительной деятельности, расширяет читательский кругозор,формирует нравственные качества, вырабатывает чувство ответственности за свои поступки. Формы и методы работы: беседа с элементами диспута, работа в группах, комментированное чтение текста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-размышление «Быть человеком!» (урок
внеклассного чтения по повести В. Тендрякова «Расплата» и
рассказу Л. Бородина «Вариант» в 10 классе)
Цель: 1) познакомить с содержанием произведений В. Тендрякова,
Л. Бородина и выявить их идейную направленность;
2) продолжить работу по углубленному анализу текста, выявить
ассоциативные связи с социально-нравственной проблематикой
романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;
3) сформировать нравственные качества учащихся, выработать
чувство ответственности за свои поступки.
Эпиграфы:
…быть человеком между людьми и остаться им навсегда.
Ф. Достоевский.
Быть человеком – это чувствовать свою ответственность.
А. Сент-Зкзюпери.
За все, что сотворишь ты, да воздастся тебе.
Из Библии.
Всякое зло расплату имеет.
Л. Бородин.
Оборудование: урок сконструирован с использованием ИКТ (компьютера, видеопроектора, показом презентации); грамзаписи песни «Мгновения» в исполнении И. Кобзона (муз. М. Таривердиева, сл. Р. Рождественского).
Формы и методы работы: беседа с учащимися с элементами диспута, групповая форма работы, комментированное чтение текста.
Урок начинается с музыкального вступления – песни «Мгновения».
Вступительное слово учителя: «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь», - поется в песне. Жизнь быстротечна, она, действительно, как прекрасный миг. И прожить этот миг надо достойно, честно, осмысленно, чтобы «не было мучительно больно», как писал Н. Островский, «за бесцельно прожитые годы». И остаться в этом мире человеком! (Объясняю цель урока). Литература – это не только учебник жизни, литература – это наука быть человеком! Об этом сегодня поговорим на уроке. Тема серьезная, трудная, философская. Я приглашаю вас к конструктивному разговору. Мы должны обсудить прочитанные произведения современной русской литературы и понять их идейно-нравственный смысл. Мы постараемся провести параллели между сегодняшней реальностью, повестью В. Тендрякова, рассказом Л. Бородина и социально-нравственной ситуацией романа «Преступление и наказание», который вы только что прочитали.
Незадолго до смерти Ф. Достоевский писал: «Все у нас страшно насущно и страшно не решено. И вообще у нас все теперь в вопросах». Время вопросов переживаем и мы. Кто мы? Зачем мы? Куда идем? Что происходит с человеком? Поиски ответов на эти вопросы в условиях ломки привычных взглядов, крушения незыблемых авторитетов, глобальной переоценки ценностей приводят нас к Достоевскому, который всю жизнь занимался проблемой человека. «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком»,- писал Достоевский еще в юности.
Обращаюсь к учащимся:
- Какое впечатление произвел на вас роман «Преступление и наказание»?
- Каковы нравственные уроки произведения писателя?
- В чем видит Достоевский источник обновления жизни и нравственную норму поведения человека?
Обобщение учителя. Писатель подводит читателя к мысли о том, что единственная система нравственных ценностей, испытанная временем, - это Евангелие. Он утверждал: «Обрести Христа – значит обрести душу». Безбожный разум, порабощенный страшной идеей, уводит человека с дороги добра. Главная истина – любить и уважать других, как самого себя, воспитывать в себе человека. Мысль о неприкосновенности любой человеческой личности играет главную роль в понимании идейного смысла романа, т.е. нужно помнить библейскую заповедь: «Не убий» - нельзя убить человека.
Современные писатели озабочены нравственным состоянием общества и снова возвращаются к теме, поднятой Ф.М. Достоевским. Один из них – В. Тендряков, написавший повесть «Расплата» в 1979 году.
Рассказ ученика о жизни и творчестве В. Тендрякова.
Владимир Тендряков (1923–1984) – один из честнейших и нравственных писателей нашего времени. Он отказывается от обладания писательской истины. Он ищет истину вместе с читателем. Тендряков отказывается от вымысла и находит совершенно новые принципы построения художественной прозы из документального материала. Его проза документальна, ясна и открыта. В основе произведений – психологический реализм, что роднит его с Достоевским.
Родился Тендряков в д. Макаровка Вологодской области. После окончания средней школы ушел добровольцем на фронт, где встретил свое 18-летие. В качестве связиста полка прошел трудными дорогами войны, в 1943 году в бою за Харьков был тяжело ранен, после чего демобилизован. Работал учителем сельской школы, секретарем райкома комсомола. В 1951 году окончил Литературный институт им. Горького. Автор многих широко известных романов и повестей: «Не ко двору», «Шестьдесят свечей», «Ночь после выпуска», «Охота», «Люди и нелюди», «На блаженном острове коммунизма» и другие. Герои Тендрякова почти всегда в «тугом узле» жизненных обстоятельств. Повесть «Расплата» посвящена острым вопросам современности, в основе которой лежит реальный случай – сын убил родного отца.
Обсуждение повести «Расплата». Мы должны ответить на два центральных вопроса:
- Кто виноват в преступлении, которое совершил Колька Корякин – главный герой повести?
- Почему повесть называется «Расплата»? Расплата кому и за что?
Выступления учеников. Они говорят о том, что Колька, 15-летний подросток, рос в неблагополучной семье. Обстановка в семье сложилась ненормальная: беспробудное пьянство и грубость отца, беззащитность, слабоволие матери, постоянные ссоры родителей, болезненно воспринимаемые сыном. Отец участия в воспитании сына не принимал, сказав учителю: «Мое дело – накормить и обуть. А воспитывать – ваша задача. Вам за это держава деньги платит». Коля стал ненавидеть отца, жалел мать и во время очередного избиения матери снял со стены ружье и выстрелил в отца. А на допросе сказал: «Мне смотреть и ничего не делать! Я его предупреждал, что убью, если мамку тронет». Подростка ждет суд и наказание.
- Как к преступлению Коли отнеслись окружающие его люди? Считают ли они себя виноватыми в случившейся трагедии?
Примерные ответы. Виноватыми себя в этой трагедии считают многие. И бабушка Коли (мать отца), которая питала ненависть к не родившемуся еще ребенку, и жена Анна (мать Коли), обвинившая себя в долготерпении, и учитель Аркадий Кириллович Памятнов, который на уроках литературы призывал бороться со злом, и Людмила, подруга матери, нашедшая для Анны такого страшного мужа. С сочувствием относится к Коле и следователь Сулимов, он понимает, что виноватых много, все шло к этой трагедии, а наказан будет только Коля. У Памятного происходит конфликт с учителями школы, которые не захотели взять на себя часть вины в случившейся трагедии, и со своим классом, который был на стороне Коли. Одноклассники считали Корякина чуть ли не героем, оправдывали убийство отца. А Соня Потехина даже гордится Колей. (Вспомните Соню Мармеладову, которая считает убийцу Раскольникова самым несчастным человеком на свете).
- Можно ли гордиться Колькой?
- Как Колька Корякин сам оценивает случившееся?
Комментированное чтение главы 11 (часть 2) – эпизод «Соня на свидании с Колей»: «Палач я. Я теперь хуже его…Он человек…не зверь. Он не совсем плохим был. Совсем плохих людей на свете не бывает. Я это только сейчас вот понял. Мой отец любил меня, Соня».
- Согласны ли вы с мнением героя Тендрякова? ( Ответы учеников).
- Так расплата - кому? И за что?
Выводы по повести. Расплата отцу Коли – Рафаилу Корякину – за неправедную, бестолковую жизнь, в его сердце не осталось места для любви, жили только там ненависть и злоба. Матери Евдокии – за нелюбовь к сыну, которая принесла страдание даже внуку. Жене Анне (матери Коли) – за смирение, покорность. Супругам Пуховым – за обеспеченную жизнь, черствость. Расплата, кара, возмездие всем людям, близким, родственникам, за равнодушное отношение к судьбе человека, сына, внука, одноклассника. Все знали, как живет Коля, и ничего не делали. Вспоминается мудрое изречение: «Не бойся друга – в худшем случае он предаст тебя, не бойся врага – в худшем случае он убьет тебя, бойся равнодушных, ибо только с их молчаливого согласия совершается зло на земле».
Своеобразным вариантом романа «Преступление и наказание» является рассказ Леонида Бородина «Вариант».
Ученик рассказывает о жизни и творчестве писателя.
Л. Бородин – лауреат международных премий за книги, вышедшие за рубежом. Имя его стало известно благодаря публикациям в журналах «Юность» и «Современник». За свои убеждения дважды сидел в лагерях. Десять лет жизни проведены им не на свободе.
Родился он 14 апреля 1938 года в Иркутске в учительской семье. В 1956 году поступил в Иркутский университет на исторический факультет. Пересмотрел свои взгляды на историю страны, попытался создать студенческий кружок и свой печатный орган, захотел выяснить причины извращения социализма. Организация была раскрыта органами КГБ. Был исключен из комсомола и университета. Часто менял место работы. Организовал ряд христианских кружков. Поступил во Всероссийский социал-христианский союз освобождения народов (ВСХСОН). По делу этого союза был арестован в 1967 году и до 1973 года сидел в лагерях, где и начал писать. Первая книга – «Повесть странного времени» - вышла в 1978 году. В 1980 – повесть «Третья правда», принесшая автору международную известность. В зарубежных журналах появляются повести «Правила игры», «Расставание», «Полюс верности». В 1982 году за публикацию книг за рубежом писателя вновь арестовывают. Благодаря перестройке вышел из пермского лагеря в 1987 году. Л. Бородин верен народной правде, болеет за судьбу России. Его произведениям свойственны остросюжетность, детективность. Проза Бородина одновременно и жестка, и сентиментальна, в ней есть реализм сегодняшнего дня и романтизм, до пределов обостренный обстоятельствами его жизни. Для его произведений характерна нравственно-философская проблематика: проблема правды и лжи, добра и зла, взаимоотношений между человеком и властью.
Обсуждение рассказа «Вариант» (1989 год).
- Охарактеризуйте эпоху, в которую живут персонажи рассказа Бородина.
- Каковы цели и задачи политической организации, в которую объединились молодые люди?
- Какими качествами обладает Андрей – главный герой рассказа? В какой семье он вырос?
- Каков вариант борьбы с несправедливостью жизни предлагает Андрей?
- Оправдывает ли преступление героев жестокость сталинского времени?
- « Всякое зло расплату имеет»,- говорит дед Андрея. Какова цена расплаты за совершенное зло?
- Как идейный смысл рассказа Л. Бородина соотносится с нравственной проблематикой романа Ф. Достоевского? Герой Бородина и Раскольников. Сходства и различия?
Выводы и обобщения по рассказу.
- В рассказе Л. Бородина события происходят в середине 50-х годов, когда был разоблачен культ личности Сталина, и о его преступлениях против своего народа узнала вся страна. Мать Андрея - ярая сталинистка - от этой правды умерла. О тоталитарном режиме, искалечившем судьбы миллионов людей, вы узнаете из произведений А. Солженицына,
В. Шаламова, А. Жигулина и других писателей.
- Андрей, главный герой рассказа, создает подпольную молодежную организацию, чтобы открыть народу правду, бороться с несправедливой властью. Но мирные средства борьбы не помогали (агитация, листовки), «подпольная группа находилась в состоянии кризиса». Л Бородин пишет: «Шалости уже не удовлетворяли. Оптимизм юности столкнулся с действительностью, которая не торопилась меняться и преобразовываться, народ не просыпался…» Андрей говорит друзьям: «Мы потерпели фиаско… И причина одна – Россия не готова, мы преждевременные скороспелки». И предлагает свой вариант борьбы – карать тех, кто участвовал в арестах и допросах невинных людей. Объектом для возмездия выбирает Колганова, в отставке подполковника КГБ, который на допросах «прижигал губы спичками, бил ногами, пытал голодом, прищемлял пальцы…»
- Андрей вступает на путь террора.
- Вспомните примеры из русской истории. Чем закончилась борьба революционеров – террористов? (Ответы ребят).
- Почему герой Бородина выбирает такой путь борьбы?
Анархические наклонности можно было заметить у Андрея еще в детстве.
Учащиеся называют такие черты молодого человека, как целеустремленность, честность, обостренное чувство справедливости, уверенность в себе, непреклонность, бескомпромиссность, умение доводить начатое дело до конца, не отступать от своих решений ни при каких обстоятельствах. Это было развито до фанатизма и это делало его лидером с детских лет.
- Андрей приводит свой приговор в исполнение – убивает Колганова Михаила Борисовича «за преступления против человечности».
- Какие страшные последствия имел этот самосуд?
Вспоминаются предостережения Ф. Достоевского: одно преступление ведет за собой другое (случайно убит милиционер, у которого силой отобрали пистолет для «варианта» борьбы со злом); если путь насилия выбирает изначально благородный человек, он становится преступником и мучается угрызениями совести. Как и Раскольников, герой Бородина не может покончить с собой за безвинно пролитую кровь.
После ареста друга Кости Андрей «вдруг осознал себя мятущимся и мечущимся, рассеянным и растерянным. Он не знал себя таким, он боялся себя такого!... Но это была еще не вся мера расплаты за сомнение. Подкрадывался страх. Сначала была фраза: «Пусть они попробуют взять меня!» Тут же вылупилась другая: «Легко не дамся!» И тогда змеей выполз страх!... И тогда город превратился в его врага. Каждый прохожий потенциально был враг». Появляется, как у Раскольникова, ненависть к людям.
- Зачем Андрей едет на Урал?
Страх разоблачения гонит Андрея на Урал к деду, где он хочет скрыться от наказания и где к нему приходит прозрение: «Какой мышиной возней представлялась ему отсюда его деятельность в Питере, …и все эти споры и принципы, ради которых перекраивались судьбы, ради которых даже убивали людей…» Автор приводит своего героя к выводу, что бунт одиночки является несостоятельным и трагическим. Андрей понял свою ошибку: «Он вступил в конфликт с государством, и ему предстояло погибнуть в неравной бессмысленной борьбе».
Вспомним слова деда, который говорит своему внуку: «Всякое зло расплату имеет». Андрей за убийство расплатился самым дорогим - собственной жизнью…
Условия не снимают ответственности с человека. Общественный строй может быть каким угодно, но человек должен воспитать в себе совестливость. Подтверждением этой мысли может быть история Клода Изерли, сбросившего бомбу на Хиросиму, который не смог жить, осознав, какое преступление совершил. В любых обстоятельствах надо оставаться человеком!
- Что значит быть человеком?
Быть человеком – значит уважать себя и других. Быть человеком – значит уметь понимать другого человека, уметь разделить чужую радость и чужое горе. Это значит иметь душу. Важнее всего человеческое в человеке! Быть человеком – значит чувствовать ответственность не только за свои поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Вот почему Соня Мармеладова чувствует, что и она виновата в преступлении Раскольникова, вот почему она разделяет с ним судьбу.
Мотивы преступления у героев Ф. Достоевского и Л. Бородина разные, а результат один – в жертву принесены чужие жизни. Нельзя к прекрасной цели идти через насилие. Мысль о неприкосновенности любой человеческой личности играет главную роль в понимании идейного смысла романа
Ф. Достоевского «Преступление и наказание», повести В. Тендрякова «Расплата» и рассказа Л. Бородина Вариант».
Каждый из нас должен извлечь нравственные уроки из прочитанных произведений и сделать выбор в пользу добра или зла.
Ученик читает стихотворение Ю. Левитанского «Каждый выбирает для себя».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель"
Целью данного урока является: определить место повести в творчестве А.С.Пушкина;.проанализировать образы героев; способствовать воспитанию гуманного отношения к людям; способствовать развитию умения р...
Изображение мира природы и человека в повести «Олеся». Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет».
Цель урока: раскрыть идею и художественные особенности повести «Олеся». Показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; роль детали в рассказе. Поговорить о великой и вечной духовн...
Урок литературы в 8 классе на тему: «А.С. Пушкин. "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького человека" в повести "Станционный смотритель".
В копилку учителю литературы!...

А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель"
А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель...

Подвиг солдата (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека» и повести М. П. Девятаева «Побег из ада»)
Подвиг солдата (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека» и повести М. П. Девятаева «Побег из ада»)...

А.С. Пушкин. "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького человека" в повести "Станционный смотритель".
Конспект урока литературы по творчеству А.С.Пушкина....

Технологическая карта урока «А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Станционный смотритель» и др.). Особенности конфликта и композиции повести. Система персонажей. Образ «маленького человека» в повести. Мотив «блудного сына» в повести «Станционный смотритель»
Технологическая карта урока составлена на основании рабочей программы комплексного учебного курса «Литература» авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. 7 класс: учебник дл...