Система уроков по творчеству М.В. Ломоносова
план-конспект занятия по литературе (9 класс)
Материал разработан для уроков литературы, 9 класс
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 101.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Система уроков по творчеству М.В. Ломоносова
I. Общее количество уроков: 3.
II. Системообразующая идея:
1) личностный результат: мотивировать учеников к саморазвитию посредством биографии и творчества М.В. Ломоносова. Указать на то, что такие качества как целеустремленность, упорство и тяга к знаниям способствуют саморазвитию и непременно приведут к успеху в собственной жизни;
2) предметный результат: предполагается, что к окончанию уроков ученики смогут разобрать реформаторскую деятельность М.В. Ломоноса в системе языка, стихосложения, системы жанров, выявят особенности жанра торжественной и философской оды.
III. Описание каждого урока в системе.
Урок 1. Тема: М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество (обзор)
Цели:
Личностная: воспитание к интересу жизни людей, внесших вклад в развитие науки и образования. Мотивация к учебной деятельности посредством рассмотрения фактов из биографии М.В. Ломоносова;
Предметная: разобрать теорию «Трех штилей» М.В. Ломоносова, указать на разграничение лексики по жанрам. Показать, как реформа в языке напрямую влияла на литературу.
М.ф.: лекция учителя с элементами интерактива.
Используемые средства: презентация PP, видеоматериал.
Домашнее задание к уроку: подготовить выступление, на тему «Интересные факты из биографии М.В. Ломоносова» (не менее 5 фактов). Оформить в виде презентации PP.
Ход урока
1. Этап предкоммуникативный: (10 минут)
а) Деятельность учителя. Закрыть портрет Ломоносова портретами великих людей, с которыми Ломоносова сравнивали (Микеланджело, Леонардо да Винчи, Петр I).
Вопрос учителя: Спросить у класса по каждому портрету чем был знаменит человек на портрете и убирать его изображение по названной черте (даны портреты Микеланджело Леонардо да Винчи, Петра I).
Примерные ответы учеников: Микеланджело был из небогатой семьи, которая была далека от изобразительного искусства. Но благодаря упорству и любви к своему делу он добился совершенства в мастерстве. Леонардо да Винчи был гением во многим областях науки. Его труды стали основ многих научных учений. Петр I- царь-реформатор, с которого началось преобразование Российского государства во всех областях.
Деятельность учителя: Когда назовем всех людей, откроется портрет Ломоносова. Необходимо сказать, что Ломоносов- человек, который совместил в себе все названные черты других деятелей науки и искусства (5 минут).
Б) Проверка домашнего задания, 1-2 выступления (5 мин).
Деятельность учителя: Прослушать выступления учеников.
Вопрос классу: какими чертами характера должен обладать человек, чтобы совершить подобные поступки?
Примерные ответы: упорство, сила, целеустремленность и т.д.
2. Этап. Коммуникативный (20 мин)
а) Деятельность учителя: озвучить тему занятия «М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество». Назвать цель урока и план.
Деятельность учеников: записать тему занятия.
Деятельность учителя: использовать видео с краткой биографией, чтобы актуализировать вклад Ломоносова в историю. (3 минуты) видео https://www.youtube.com/watch?v=fh1C-FNP3lA
Б) Деятельность учителя: Лекционная часть, посвященная реформам Ломоносова в литературе. План лекции: (17 минут)
1) Главная преобразовательная сила — человеческий разум, которым Бог наделяет просвещённых людей.
2) Взгляды Ломоносова на русское стихосложение. Полемика с В. К. Тредиаковским. Теория «трёх штилей». Ломоносов — реформатор русского литературного языка и стиха.
Таблица, которую должны записать ученики:
3 этап. Посткоммуникативный (10 мин)
А) самостоятельная работа. письменный ответ на вопрос: Почему поэт считал разум преобразовательной силой общества? (7 мин)
Б) рефлексия. Ответы на вопросы (3 мин)
Что? (что нового узнал на уроке) Зачем? (как мне пригодится это знание) Что дальше? (как новое знание повлияло на мое мышление и развитие).
Запись домашнего задания. Домашнее задание: учебник. С. 50 №6 письменно. Прочитать оду «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния» и письменно выразить свои впечатления.
Урок 2. Тема: Оды М.В. Ломоносова. Особенности формы и содержания оды «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния»
Цели:
Личностная: воспитание интереса к изучению жизни людей, внесших в клад в развитие науки и образования. Развития чувства гордости за Отечество, его историю; развитие ответственного отношения к учёбе на основе мотивации к познанию.
Предметная: создание условий для осмысления реформаторской деятельности М.В. Ломоносова в области языка и литературы. Знакомство с жанром оды, а именно с жанров философской (духовной) оды. Актуализация теории «Трех штилей» на примере оды Ломоносова «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния».
М.ф.: чтение с остановками, беседа.
Используемые средства: презентация PP, учебник В.Я. Коровиной, 9 класс, Ч.1.
Домашнее задание к уроку: прочитать оду «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния» и письменно выразить свои впечатления, учебник с. 50.
Ход урока:
1 этап. Предкоммуникативный (10 мин).
А) 5 минут: Деятельность учителя. Вводное слово (актуализация знаний с прошлого урока): повторение основных моментов творчества М.В. Ломоносова. Обратить внимание на идею преобразовательной силы разума. Продолжить лекцию прошлого занятия. Записать основные положения про жанр оды.
Деятельность учеников. В тетради должны быть записаны следующие положения:
- О́ДА, -торжественное стихотворение, посвящённое какому-нибудь историческому событию или герою.
- Принципы построения торжественной оды: в центре оды находится событие государственной важности, ода стремиться к создаю идеализированной картины мира, подчиненной требованиям Разума, одна пишется высоким стилем, читается ораторской интонацией.
Б) 5 минут. Деятетельность учителя: озвучить тему урока и план занятия.
Деятельность учеников: запись в тетрадь тему урока.
Деятельность учителя и учеников: прослушать домашнее задание (1-2 отзыва на оду Ломоносова «Вечернее размышление…»). Установить общую проблему, которая прозвучит в отзывах. Примерные ответы учеников: «текст тяжело читать», «много устаревших слов», «сложно уловить смысл произведения».
2 этап. Коммуникативный (20 мин.)
А) 5 мин. Деятельность учителя: включить запись актерского чтения оды «Вечернее размышление…» Ломоносова. https://www.youtube.com/watch?v=bq5GcaAcf84 Деятельность учеников: читать про себя оду вместе с записью. Выделить в тексте оды не понятные слова по ходу слушания записи.
Деятельность учителя: вопрос классу: какова природа незнакомых вам слов? Примерные ответы: «церковнославянские слова, архаизмы».
Как они соотносятся с жанром оды по теории трех штилей?
Примерные ответы: высокий стиль использует церковнославянскую лексику.
Деятельность учителя: вывести на слайд словарик, чтобы ученики определили значения незнакомых для них слов.
Б) Работа с заглавием текста по словам (2 мин)
Деятельность учителя: предвосхищение: о чем будет текст произведения: Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния
- Какое настроение может быть у текста (восторженное, потому что «величие»)
- Кому посвящена ода? (восторг от красоты северного сияния)
- Одна посвящена природному явлению. Это похоже на канон торжественной оды, которая посвящалась либо историческому событию, либо государственному деятелю? (нет). Перед нами расхождение с каноном.
Б) Работа с текстом. Чтение с остановками. Разбор произведения по строфам (13 мин)
- 1 с. : Какой главный образ перед читателем? (природа). Какой масштаб пейзажа (огромный). За счет каких худ. Средств создается столько большое пространство?
Олицетворение: лице дня, ночь покрыла, тень взошла
Детали пейзажа: поле, горы, бездна дня, нет числа, нет дня. Ощущение монументальности, безвременья, вечности.
- 2 с. Какой масштаб здесь?
Мелкая частица в огромном пространстве. Человек- крупица во вселенной.
За счет каких средств задается такой образ? Сравнения.
Но герой у нас начинает размышлять, пораженный видом (картинка на слайде с северным сиянием для визуализации). Каковы же его размышления.
- 3 с -7 с. . С чьих мыслей герой начинает размышления? Кто кроются за фразой «уста премудрые» (ученые)
Какие объяснение дают ученые северному сиянию? Напомнить про домашнее задание под звездочкой.
Что герой пытается выведать вопросами? (законы природы)
Находит ли он на них ответы? Нет. Значит, законы природы кто осознает в полной мере? (Бог). Сможет ли их постичь человек? (да, потому что Бог дает человеку разум, способный понять законы бытия)
- 8с. Меняется ли характер вопросов в 8 строфе? (да, потому что выше предмет размышление было северное сияние, а сейчас круг вопросов шире). Давайте пронаблюдаем развитие вопросов.
Ответ (человек) – окрест ближних мест (что окружает человека) – свет (наполняет пространство человека) – звезды (человек их видит, но они недосягаемы) – конец тварей (вопрос жизни и смерти, вопрос бытия всего сущего)- велик Творец (божье величие, которое распространяется над всем миром). В последней строфе нам дана, по-сути, космогония.
3. Посткоммуникативный этап (10 мин)
А) Жанровая природа. Проблематика (постараться вывести учеников тему и проблему самостоятельно) (5 мин).
Деятельность учителя: Давайте определим тему произведения (о чем?)
Примерный ответ: размышление о природе северного сияния и месте человека во вселенной.
Деятельность учителя: проблема (что хотел сказать автор)
Примерный ответ: в оде поднимается проблема взаимоотношения человека и бога. Только бог, Творец, создавший этот мир, понимает его природу. Но бог дал разум людям, с помощью которого человек способен постигать тайны мироздания.
Деятельность учеников: тему и проблему необходимо записать в тетрадь.
Вывод. Слово учителя: Перед нами не торжественная ода. Мы отметили, что поднимаются проблемы жизни и смерти, силы разума и божественной природы происхождения всего сущего. Данная ода Ломоносова относится к жанру философской оды (записать). Особенной этой жанровой формы заключается в том, что на первом плане не гражданский пафос, а глубинные связи человека с вечными законами природы.
Б) Деятельность учителя (5 мин): вопрос классу (рефлексия): почему Ломоносов написал такое произведение и зачем нам его изучать? (Почему мы изучаем Ломоносова с произведения, отклоняющегося от канона?)
Примерный ответ: «Ломоносов- гений. Особенность гениальный людей в том, что своими трудами они преодолевают эпохи. Их произведения актуальны вне времени, а биографией писателя можно вдохновляться для свершения своих замыслов».
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение оды М.В. Ломоносова «Вечернее размышление…»
Урок 3. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведении М. В. Ломоносова «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
Цели:
Личностная: воспитание патриотизма, уважения к Отечеству и его истории, чувства долга перед Родиной, ответственного отношения к учению с помощью текста оды М.В. Ломоносова «На день восшествия…»;
Предметная: расширение знаний об особенностях строения торжественной оды. Осознание эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений XVIII века; развитие умений воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное.
М.ф.: групповая работа, беседа.
Используемые средства: учебник В.Я. Коровиной, 9 класс, Ч.1., 4 толковых словаря Ожегова, портал Arzamas, раздаточный материал с заданием.
Домашнее задание к уроку: выразительно прочитать оду «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния.
Ход урока
1. Предкоммуникативный (10 мин)
А) Деятельность учителя: актуализировать знания с прошлого урока. Обратиться еще раз к жанру оды. Назвать его черты, выявить отклонения от жанра в оде «Вечернее размышление…» (5 мин)
Б) Прослушать выразительное чтение оды «Вечернее размышление» (1-2 ученика), прокомментировать выступление (5 мин).
2. Коммуникативный (25 минут).
А) Работа с заглавием оды. Понять тему произведения и его настроение. Дать историческую справку об императрице Елизавете Петровне. (5 мин)
Деятельность учителя: Чему посвящена одна? Это событие государственной важности?
Примерные ответы: да, сменился правитель.
Деятельность учителя: кратко рассказать о деятельности Елизаветы Петровны (с использованием сайта https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1710)
Деятельность учителя: почему именно этому правителю посвятил оду Ломоносов?
Деятельность учеников: она продолжала идеи Петра, тесно сотрудничала с Ломоносовым и благодаря их деятельности науки в России продолжали развиваться. Именно развитие наук было смыслом жизни М.В. Ломоносова.
Б) Деятельность учителя: организовать чтение оды в классе по строфам. Создать условия для групповой работы в классе по плану: (20 мин).
Гр. 1 Строфы 1-6
Группа 1. Строфы 1—6.
1) Какие события описываются в данных строфах. Дайте исторический комментарий;
2) Выпишите из фрагмента устаревшие слова и составьте словарик их современных соответствий (см. образец):
Устаревшие слова | Современные соответствия |
класы | |
злато | |
зрак | |
россы | |
оными |
3) Ответьте письменно на вопросы: Какой во фрагменте показана Россия? В чём поэт видит главные заслуги императрицы? Найдите во фрагменте эпитеты и метафоры и объясните их смысловую роль. Докажите, что ода не только возвеличивает императрицу, но и показывает неравнодушие автора к настоящему и будущему России.
Группа 2 Строфы 7—13.
1) О чем говориться в указанных строфах? Дайте к ним исторический комментарий.
2) Выпишите из фрагмента устаревшие слова и составьте словарик их современных соответствий:
Устаревшие слова | Современные соответствия |
попранну |
|
зря |
|
тщание |
|
в толикой |
|
дщерь |
|
3) Ответьте письменно на вопросы: Каким изображён в оде Пётр I? В чём поэт видит его заслуги перед Россией? Найдите во фрагменте эпитеты и метафоры и объясните их роль. Почему М. В. Ломоносов считает
Группа 3. Строфы 14—20.
1) О чем говориться в указанных строфах? Дайте к ним исторический комментарий.
2) Выпишите из фрагмента устаревшие слова и составьте словарик их современных соответствий:
Устаревшие слова | Современные соответствия |
напояет |
|
паства |
|
запона |
|
отверзает |
|
вран |
|
3) ответьте письменно на вопросы: Какими богатствами, по мнению автора, славится Россия? Почему с развитием наук возрастёт её могущество? Прокомментируйте слова и выражения, в которых автор прославляет величину и мощь своей Родины. Найдите во фрагменте эпитеты и метафоры и объясните их смысловую роль.
Группа 4. Строфы 21—24.
1) О чем говориться в указанных строфах. Дайте к ним исторический комментарий.
2) Выпишите из фрагмента устаревшие слова и составьте словарик их современных соответствий:
Устаревшие слова | Современные соответствия |
драгой |
|
отвращает |
|
раченье |
|
утеха |
|
пользуют |
|
3) Ответьте письменно на вопросы: В чём смысл обращения автора к молодому поколению? Почему поэт призывает его осваивать науки не для себя, а для Отечества? В чём М. В. Ломоносов видит пользу наук? Почему одной из заслуг императрицы поэт считает воцарение мира? Найдите во фрагменте эпитеты и метафоры и объясните их роль.
При выполнении групповой работы можно пользоваться учебником с. 47-58 и статьей на сайте Арзамас https://arzamas.academy/materials/1162 «Как понять торжественную оду 18 века». В группе назначается лидер, который будет оценивать работу каждого участника. Он будет вести лист с оценками, который предоставит учителю в конце урока.
3 этап. Посткоммуникативный (5 мин)
А) Домашнее задание. Доделать групповую работу, если в классе не успеем прослушать выступление каждой группы. Выучить не менее 3 строф «Оды на день восшествия на престол…» к следующей неделе.
На следующем уроке прослушать выступление каждой группы.
Б) Итоговая беседа:
Какими способами М. В. Ломоносов достигает высокой торжественности и пышности поэтического слога в «Оде на день восшествия…»?
Примерный ответ: Ломоносов использует высокую лексику, взятую из церковнославянского языка. Использует много сравнений, эпитетов.
Что прославляет Ломоносов в «Оде на день восшествия…»?
Примерный ответ: восхваление славных деяний императрицы Елизаветы, прославление науки и образования.
В чём новаторство «Оды на день восшествия…»?
Одна написана не только с целью воспеть императрицу и ее политику. Ломоносов использует некоторый назидательный тон, чтобы убедить государыню продолжать развивать науки в государстве. Таким образом ода стала инструментом влияния на поступки государственных деятелей.
Список использованной литературы:
- Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — М. : Просвещение, 2014. — 368 с.
- Констин А. Как понять торжественную оду 18 века. Материалы к курсу о истории XVIII века для учителей и учеников URL: https://arzamas.academy/materials/1162
- Литература. 9 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [авт.-сост.В. Я. Коровина и др.]; под ред. В. Я. Коровиной.— 12-е изд., перераб. и доп.— М. : Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2006.— 369 с.
- Орлов П. А. История русской литературы ХѴШ века: Учеб, для ун-тов.— М.: Высш, шк., 1991.— 320 с.
- Сухих И. Н. Русская литература для всех. Классное чтение! (От «Слова о полку Игорев» до Лермонтова). — СПб. : Издательскаягруппа «Лениздат», «Команда А», 2013. — 544 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

система уроков по творчеству булгакова в 11 классе
Папка содержит конспекты уроков по темам: "Биография М.А. Булгакова", "Творческая история романа "Мастер и Маргарита", "Ершалаимские главы", "Сатирическое изображение Москвы", "Судьба Мастера", "Нечис...
Система уроков по творчеству В.В. Маяковского с использованием технологии критического мышления
Данная работы содержит коспекты трех уроков по творчеству В.В. Маяковского. Уроки разработаны с использованием технологии развития критического мышления, предназначены для учащихся шеостого клас...

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина в 5-м классе
Система уроков по творчеству А.С. Пушкина в 5-м классе с использованием информационных технологийУрок № 1-2. А.С. Пушкин. Детство. Начало пути. “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”. Истоки рожд...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Из опыта работы: система уроков по творчеству Л.Н. Толстого»
Данная методическая разработка помогает систематизировать знания о творчестве Л.Н. Толстого, формирует навыки самостоятельной работы в исследовательской деятельности, обучающиеся развивают умение анал...

Система уроков по творчеству Н.М.Карамзина. 9 класс.
Система уроков по творчеству Н.М.Карамзина. 9 класс. Урок №1. Тема: Понятие о сентиментализме. Н.М.Карамзин – писатель и историк. Цели: Н.М.Карамзин: биография; журналист, писатель, филолог. ...



