Технологическая карта урока литературы "Добро, любовь и доверие в сказке К.Паустовского "Теплый хлеб"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Ярославцева Людмила Анатольевна

Технологическая карта урока литературы "Добро, любовь и доверие в сказке К.Паустовского "Теплый хлеб"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №15 города Кузнецка

Добро, любовь и доверие в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»

Ярославцева Людмила Анатольевна

                                Добро, любовь и доверие в сказке К. Паустовского «Теплый хлеб»

Оборудование: использование ИКТ,   мультимедийный проектор,  компьютерная  презентация.

Цели  урока:

Содержательная:                                                                                                                                                                                         1) организовать читательскую деятельность учащихся на основе их личностных наблюдений,          жизненного опыта для постижения смысла сказки;                                                                                                                                                          2) учить видеть и понимать процесс становления образа, смысл поступков героя;                                                                    3)  показать,  какие нравственные проблемы подняты в сказке.

 

Деятельностная:

1) создание условий для усвоения темы:

2) создание ситуаций успеха:

3) развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности:

4) обучение индивидуальной рефлексии достижения цели.

5) развитие навыков самоконтроля:

6) развитие схематичного  мышления.

Тип урока:     урок открытия нового знания

Методы и приемы   обучения: комментирование иллюстраций,  упражнения (задания на установления соответствия,

Составление кластера составление предложений по иллюстрациям), устный опрос, рассказ учителя, эвристическая беседа,  взаимоопрос, работа с текстом.

Дарить тепло другим – согреваться самому.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Проверяет готовность учеников к уроку. 

- Ребята, посмотрите друг на друга, загляните друг другу в глаза.

- Как вы почувствовали себя, что вам хочется сделать? (улыбнуться).

- Почему? (Глаза добрые, ласковые, значит, и люди нас окружают добрые, внимательные).

- Вот видите, как много зависит от того, кто нас окружает, нам становится тепло на душе, хочется делать добрые дела.

Ученики проверяют наличие учебного материала к уроку

2. Проверка заданного на

дом материала. 

Стадия  вызова  (создание

мотива к обучению) 

- Какое произведение К.Паустовского вы прочитали?

- Перескажите сказку.

1.Стадия вызова

Эмоциональный настрой

- Рассмотрите иллюстрации к сказке.

- Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на них?

- Чем грозит эта метель людям?

- Что вам известно об этом мальчике?

Приём «Ключевые слова»

Запишите слова  по ассоциации.

Приём «Верите ли вы, что…»

- Филька совершил злодейство?

- Поступок Фильки отразится на жизни жителей деревни Бережки?

- Мальчик сможет совершить добрый поступок и вернуть к себе любовь и доверие окружающих?

Рассматривают иллюстрации. Отвечают на вопросы.

Слушают ответы одноклассников.

Записывают, затем читают.

Отвечают. Слушают ответы одноклассников.

Умение пересказывать прочитанное произведение, используя подробный пересказ.

Умение участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки прочитанного

3.Открытие нового знания

Постановка цели, проблемного вопроса.

- Ребята, над чем мы сегодня будем размышлять?    (Мы попытаемся найти ключик, который откроет нам секреты отношений между человеком и природой, между людьми, между добром и злом и узнаем, какой дорогой должен идти Филька, чтобы сердце его не замерзло.)

- Обратимся к названию сказки: «Тёплый хлеб». Как вы понимаете слово ТЁПЛЫЙ в нём?

- Закончите предложение:

Я думаю, что тёплым может быть…. Что? (Взгляд человека, рукопожатие, отношение с друзьями, дом, щедрость человека, одежда и …)

- Я с вами согласна, тёплыми могут быть и взаимоотношения между людьми и животными. Тепло можно и нужно дарить другим. Это, ребята, сердечное тепло, которое может согревать многих.

- Как вы понимаете слова эпиграфа к уроку?

2. Стадия осмысления

Приём «Чтение с остановкой» (читает учитель).

«Филька нехотя встал….. потянулся к хлебу».

- Как вы думаете, что произойдёт дальше?

«Да ну тебя!...по губам.»

- Что  произойдёт  дальше?

«Конь … до слов   Иди копай»

- Что будет дальше и почему?

 - Прочитайте притчу, которую рассказала бабка Фильке.

- Как вы думаете, какая фраза является ключевой в  разговоре бабки и Фильки?

(мороз стрясся от злобы людской; мужик, обидевший солдата, помер от охлаждения сердца.)
- Как вы понимаете выражение
от охлаждения сердца?
- Как вы думаете, почему поступок Фильки бабка называет
злодейством?

- На что решился Филька, чтобы исправить злодейство?

- Как реагировали взрослые и дети на поступок Фильки?

Исследовательская работа (по группам)

 1 группа Выпишите пословицы и поговорки из сказки.

2 группа Назовите реальные и сказочные мотивы в произведении. Докажите, что это произведение по жанру - сказка.

3 группа Составьте кластеры-характеристики мужика из притчи и Фильки. Какие качества одинаковые? Почему у Фильки не замерзло сердце? 

Высказывают свою точку зрения.

Записывают тему в тетрадь.

Выполняют задания, слушают ответы одноклассников.

Читают эпиграф, анализируют.

Слушают текст, высказывают свои предположения.

Читают притчу.

Отвечают на вопросы.

Работают с текстом, затем рассказывают о выполненной работе.

Оценивают работу одноклассников.

Умение участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки прочитанного

Умение выразительно читать, отвечать на вопросы по прочитанному произведению.

Иметь начальные представления жанрах литературы. Умение характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики

Итоги урока

- Итак, ребята, о чём же эта сказка? Какова её главная мысль? Какие нравственные уроки мы вынесли из неё?

1. Приём «Тонкие и толстые вопросы»

Взаимоопрос.

2. Приём «Дерево предсказаний»

- Как вы думаете, как сложится судьба главных героев?

Что может рассказать Филька об этом через несколько лет?

Отвечают.

Проводят взаимоопрос

Высказывают свои предположения

Умение определять тему, проблему и главную мысль произведения.

Умение участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки прочитанного

Рефлексия

 Продолжите предложения:

- Сегодня я познакомился (узнал)…

- Самым интересным для меня..

- Мне непонятно…

- Я ещё хотел бы узнать…

Продолжают предложения

Домашнее задание

Устное рисование: сердце Фильки в начале сказки и в конце.

Записывают задание в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Н.Д. Телешов "Бела цапля": сказка или быль?" 6 класс

Технологическая карта урока литературы "Н.Д. Телешов  "Бела цапля": сказка или быль?". УМК "Школа 2100". Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. 6 класс...

Технологическая карта урока «Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»

Технологическая карта урока «Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»...

Технологическая карта урока по литературе «К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб»»

Технологическая карта урока по литературе «К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб»»...

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе "Актуализация знаний по сказке К.Паустовского "Теплый хлеб"

Вашему вниманию представлена технологическая карта урока в 5 классе по новым федеральным стандартам. Присутствуют различные виды работ: парные, групповые, индивидуальные. Продумана подготовка к ОГЭ и ...

Технологическая карта урока английского языка по теме: «Любимая сказка/история/рассказ (описание любимой сказки)»

Технологическая карта урока английского языка по теме:«Любимая сказка/история/рассказ (описание любимой сказки)»...