Технологическая карта урока литературы "Добро, любовь и доверие в сказке К.Паустовского "Теплый хлеб"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Технологическая карта урока литературы "Добро, любовь и доверие в сказке К.Паустовского "Теплый хлеб"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №15 города Кузнецка
Добро, любовь и доверие в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»
Ярославцева Людмила Анатольевна
Добро, любовь и доверие в сказке К. Паустовского «Теплый хлеб»
Оборудование: использование ИКТ, мультимедийный проектор, компьютерная презентация.
Цели урока:
Содержательная: 1) организовать читательскую деятельность учащихся на основе их личностных наблюдений, жизненного опыта для постижения смысла сказки; 2) учить видеть и понимать процесс становления образа, смысл поступков героя; 3) показать, какие нравственные проблемы подняты в сказке.
Деятельностная:
1) создание условий для усвоения темы:
2) создание ситуаций успеха:
3) развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности:
4) обучение индивидуальной рефлексии достижения цели.
5) развитие навыков самоконтроля:
6) развитие схематичного мышления.
Тип урока: урок открытия нового знания
Методы и приемы обучения: комментирование иллюстраций, упражнения (задания на установления соответствия,
Составление кластера составление предложений по иллюстрациям), устный опрос, рассказ учителя, эвристическая беседа, взаимоопрос, работа с текстом.
Дарить тепло другим – согреваться самому.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент | Проверяет готовность учеников к уроку. - Ребята, посмотрите друг на друга, загляните друг другу в глаза. - Как вы почувствовали себя, что вам хочется сделать? (улыбнуться). - Почему? (Глаза добрые, ласковые, значит, и люди нас окружают добрые, внимательные). - Вот видите, как много зависит от того, кто нас окружает, нам становится тепло на душе, хочется делать добрые дела. | Ученики проверяют наличие учебного материала к уроку | |
2. Проверка заданного на дом материала. Стадия вызова (создание мотива к обучению) | - Какое произведение К.Паустовского вы прочитали? - Перескажите сказку. 1.Стадия вызова Эмоциональный настрой - Рассмотрите иллюстрации к сказке. - Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на них? - Чем грозит эта метель людям? - Что вам известно об этом мальчике? Приём «Ключевые слова» Запишите слова по ассоциации. Приём «Верите ли вы, что…» - Филька совершил злодейство? - Поступок Фильки отразится на жизни жителей деревни Бережки? - Мальчик сможет совершить добрый поступок и вернуть к себе любовь и доверие окружающих? | Рассматривают иллюстрации. Отвечают на вопросы. Слушают ответы одноклассников. Записывают, затем читают. Отвечают. Слушают ответы одноклассников. | Умение пересказывать прочитанное произведение, используя подробный пересказ. Умение участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки прочитанного |
3.Открытие нового знания | Постановка цели, проблемного вопроса. - Ребята, над чем мы сегодня будем размышлять? (Мы попытаемся найти ключик, который откроет нам секреты отношений между человеком и природой, между людьми, между добром и злом и узнаем, какой дорогой должен идти Филька, чтобы сердце его не замерзло.) - Обратимся к названию сказки: «Тёплый хлеб». Как вы понимаете слово ТЁПЛЫЙ в нём? - Закончите предложение: Я думаю, что тёплым может быть…. Что? (Взгляд человека, рукопожатие, отношение с друзьями, дом, щедрость человека, одежда и …) - Я с вами согласна, тёплыми могут быть и взаимоотношения между людьми и животными. Тепло можно и нужно дарить другим. Это, ребята, сердечное тепло, которое может согревать многих. - Как вы понимаете слова эпиграфа к уроку? 2. Стадия осмысления Приём «Чтение с остановкой» (читает учитель). «Филька нехотя встал….. потянулся к хлебу». - Как вы думаете, что произойдёт дальше? «Да ну тебя!...по губам.» - Что произойдёт дальше? «Конь … до слов Иди копай» - Что будет дальше и почему? - Прочитайте притчу, которую рассказала бабка Фильке. - Как вы думаете, какая фраза является ключевой в разговоре бабки и Фильки? (мороз стрясся от злобы людской; мужик, обидевший солдата, помер от охлаждения сердца.) - На что решился Филька, чтобы исправить злодейство? - Как реагировали взрослые и дети на поступок Фильки? Исследовательская работа (по группам) 1 группа Выпишите пословицы и поговорки из сказки. 2 группа Назовите реальные и сказочные мотивы в произведении. Докажите, что это произведение по жанру - сказка. 3 группа Составьте кластеры-характеристики мужика из притчи и Фильки. Какие качества одинаковые? Почему у Фильки не замерзло сердце? | Высказывают свою точку зрения. Записывают тему в тетрадь. Выполняют задания, слушают ответы одноклассников. Читают эпиграф, анализируют. Слушают текст, высказывают свои предположения. Читают притчу. Отвечают на вопросы. Работают с текстом, затем рассказывают о выполненной работе. Оценивают работу одноклассников. | Умение участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки прочитанного Умение выразительно читать, отвечать на вопросы по прочитанному произведению. Иметь начальные представления жанрах литературы. Умение характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики |
Итоги урока | - Итак, ребята, о чём же эта сказка? Какова её главная мысль? Какие нравственные уроки мы вынесли из неё? 1. Приём «Тонкие и толстые вопросы» Взаимоопрос. 2. Приём «Дерево предсказаний» - Как вы думаете, как сложится судьба главных героев? Что может рассказать Филька об этом через несколько лет? | Отвечают. Проводят взаимоопрос Высказывают свои предположения | Умение определять тему, проблему и главную мысль произведения. Умение участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки прочитанного |
Рефлексия | Продолжите предложения: - Сегодня я познакомился (узнал)… - Самым интересным для меня.. - Мне непонятно… - Я ещё хотел бы узнать… | Продолжают предложения | |
Домашнее задание | Устное рисование: сердце Фильки в начале сказки и в конце. | Записывают задание в дневник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Н.Д. Телешов "Бела цапля": сказка или быль?" 6 класс
Технологическая карта урока литературы "Н.Д. Телешов "Бела цапля": сказка или быль?". УМК "Школа 2100". Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. 6 класс...

Технологическая карта урока в 5 классе по литературе "Сказки и сказы"
Технологическая карта урока по литературе....

Технологическая карта урока «Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»
Технологическая карта урока «Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»...

Технологическая карта урока по литературе «К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб»»
Технологическая карта урока по литературе «К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб»»...

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе "Актуализация знаний по сказке К.Паустовского "Теплый хлеб"
Вашему вниманию представлена технологическая карта урока в 5 классе по новым федеральным стандартам. Присутствуют различные виды работ: парные, групповые, индивидуальные. Продумана подготовка к ОГЭ и ...

Технологическая карта урока английского языка по теме: «Любимая сказка/история/рассказ (описание любимой сказки)»
Технологическая карта урока английского языка по теме:«Любимая сказка/история/рассказ (описание любимой сказки)»...

