Роберт Льюис Стивенсон: жизнь и творчество. «Вересковый мед». Подвиг героя.
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Крюкова Наталья Викторовна

Урок по литературе. 5 класс.

Цель: знакомство с творчеством шотландского писателя Р.Л.Стивенсона; изучение баллады "Вересковый мед"

Задачи:

  • повторить знания о литературной балладе;
  • показать героический характер баллады "Вересковый мед";
  • развивать навыки выразительного чтения, продолжать работать над навыками правильного, сознательного, беглого чтения;
  • воспитывать любовь к литературе, чувство патриотизма.
Тип урока: комбинированный с использованием презентации и аудиозаписи баллады чтецом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Роберт Льюис Стивенсон: жизнь и творчество. «Вересковый мед». Подвиг героя.

Цель: знакомство с творчеством шотландского писателя Р.Л.Стивенсона; изучение баллады "Вересковый мед"

Задачи:

  • повторить знания о литературной балладе;
  • показать героический характер баллады "Вересковый мед";
  • развивать навыки выразительного чтения, продолжать работать над навыками правильного, сознательного, беглого чтения;
  • воспитывать любовь к литературе, чувство патриотизма.

Оборудование: мультимедиапроектор, портрет писателя, тексты баллады "Вересковый мед", презентация.

Тип урока: комбинированный

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Добрый день, ребята, вы знаете, что литература-это не просто учебный предмет, это область знаний, которая позволяет переноситься нам в любые времена и места. Вот и сегодня мы совершим с вами увлекательное литературное путешествие в древнюю Шотландию, которую в римскую эпоху именовали Каледонией,  страной верескового мёда, с целью познакомиться с этой удивительной страной и её историей, узнать об английском писателе, шотландце по происхождению Р.Л.Стивенсоне и его творчестве. Урок поможет задуматься над противоречивостью и сложностью жизненного выбора, который порой надо сделать человеку.

  1. Вступительное слово учителя (или подготовленного ученика) о жизни и творчестве Стивенсона.

(1 слайд презентации)

Стивенсон родился в Англии в семье потомственного морского инженера. И отец, и дед Стивенсона были изобретателями. Смысл своей жизни отец будущего писателя видел в строительстве маяков и мечтал, чтобы его сын продолжил эту традицию.

Но сын не стал инженером. С детства он видел паруса и море, слышал удары волн о суровые рифы; во время летних каникул он ездил по Шотландии, слушал рассказы жителей о кораблекрушениях, о безжалостных бурунах и таинственных горных вершинах. Все это питало воображение мальчика и будило в нем любовь к родному краю. Позже он обработает народные поверья, напишет о Шотландии стихотворения и романы, рассказы и очерки.

Но жизнь писателя не была простой. В детстве он заболел туберкулезом и часто бывал надолго прикован к постели. Сам Стивенсон так писал об этом: «Детство мое, по правде сказать, было безрадостное. Жар, бред, бессонница, тягостные дни, нескончаемые ночи». Во время учебы в университете состояние его настолько ухудшается, что врачи советуют ему сменить климат и поехать на юг Франции. Стивенсон описывает это путешествие в путевых очерках, которые становятся первым опубликованным  произведением писателя (1873г.).

Стивенсон мечтал о путешествиях, о прекрасном мире, полном приключений, где живут красивые, сильные люди. Он сделал такой прекрасной свою жизнь, он создал притягательный мир приключений в своих книгах.

Стивенсон с семьей переехал в Америку, затем нанял яхту и семь месяцев плавал по южным морям, сам греб, прорубал дорогу в лесных зарослях, ездил верхом, общался с новыми людьми. Болезнь, подчиненная жажде жизни и сильной воле человека, отступила.

Стивенсон купил участок земли на одном из островов Самоа в Океании (Тихий океан). Он подружился с местными жителями, помогал им, много работал  физически, но при этом не было года, чтобы в печати не появлялось новое произведение Стивенсона. К нему часто приезжали гости, о его жизни ходили легенды.

Умер Стивенсон от кровоизлияния в мозг, когда ему было 44 года. Похоронили его на вершине горы, которая возвышается над островов. С этой горы человек, насколько хватает глаз, видит беспредельный морской простор. После смерти Стивенсона было издано 30 томов его сочинений.

Лучшие произведения Стивенсона – «Остров сокровищ», «Черная стрела», «Похищенный», «Катриона», сборник стихотворений «Детский цветник стихов» (в другом переводе – «Сад стихов для детей»).

  1. Словарная работа.

Прежде чем мы перейдем к прослушиванию, чтению и анализу баллады «Вересковый мед», давайте поработаем с незнакомыми словами, которые нам встретятся.

(2 – 5 слайды презентации)

  1. Легенда о происхождении верескового меда.

- Существует легенда о происхождении меда из вереска. (6 слайд презентации)

  1.  Прослушивание баллады Р.Л.Стивенсона «Вересковый мед». (У сильного класса – подготовленного учащегося).

  1. Анализ баллады.

1) Первичное восприятие произведения. (7 слайд презентации)

- Понравилась ли вам баллада?

- О каких событиях рассказала баллада «Вересковый мед»?

- Подберите строчки к иллюстрациям, представленным в презентации.

2)Работа в группах с текстом.

Класс  делится на 3 группы (удобнее распределить по рядам), которым дается задание (8 слайд презентации).

На листочках предлагаются вопросы-помощники. В течение 5 – 7 минут каждая группа готовит ответ, а затем один из учащихся от каждой группы выступает перед классом.

1 группа. Используя текст, охарактеризуйте шотландского короля.

  1. Каким показан король? (Безжалостным)
  2. Чем недоволен шотландский король, ведь он уничтожил всех своих врагов?
  3. Все ли ему подчинились?
  4. Чем он грозит пленникам?

Вопрос всему классу:

- Можно ли жестокостью покорить народ?

2 группа. Используя текст, назовите черты характера пиктов.

  1. Кто такие пикты? Что является их гордостью?
  2. Как они защищали свои земли?
  3. Как  вели себя мальчик и карлик перед королем?
  4. Как отреагировал мальчик на слова карлика?
  5. Выдал ли старый пикт тайну, и какова оказалась цена этой тайны?

3 группа. Пейзаж в произведении.

  1. Найдите описание природы в балладе.
  2. С какой целью автор вводит пейзаж?
  3. Проследите, как меняется природа.
  4.  Найдите выражения, которые помогают понять авторскую позицию к героя и событиям.

3)Дискуссия.

Вопросы для дискуссии:

- Как вы относитесь к поступку отца?

- Почему старик пожертвовал сыном?

- Почему старый пикт называл тайну святой?

  1. Теория литературы.
  1. Повторение понятия баллады и ее признаков.

(9 слайд презентации)

- Докажите, пользуясь теорией, что «Вересковый мед» - это баллада.

( исторический сюжет; трагический эпизод в истории войны: смерть последних пиктов; герои – истинные патриоты; элемент тайны – рецепт меда, умирающий вместе с героями; характеры героев раскрываются в диалоге; эмоциональное сочувствие автора; пейзажный зачин и пейзажная концовка).

  1. Вспомните, что такое сюжет и как называются его части.

(10 слайд презентации)

Определите, какие строки соответствуют сюжетным частям. Заполните таблицу.

Сюжетные части

В балладе

Экспозиция

Рассказ о маленьком народе, о меде, который «они варили и выпивали и.. судьбе радовались»

Завязка

Шотландский король истребил всех пиктов.

Развитие действия

Король хотел узнать секрет медоваров, он взял в плен отца и сына. Разговор старика и короля. Гибель молодого пикта.

Кульминация

Смерть старого пикта, который не выдал тайны верескового меда.

Развязка

-

- Какая часть сюжета отсутствует в этом произведении? (Развязка).

- Почему автор исключает этот элемент?

  1. Подведение итогов. Запись вывода.

- В произведении нет ни одного имени маленьких пиктов? Почему?

(Автор показывает типичность образа).

Запись в тетради нового понятия:

Типичный - воплощающий в себе характерные, часто встречающиеся, особенности какого-либо типа лиц, явлений, предметов.

- Какова тема и основная мысль произведения?

Запись в тетрадь:

Тема: героическая смерть последних людей из маленького народа медоваров.

Основная мысль: борьба за независимость и свободу против завоевателей.

 

Вывод: В конце произведения все маленькие пикты умирают. Но можно ли это считать поражением? Нет, ведь король так и не узнал секрет приготовления верескового меда. Он истребил всех пиктов, но не смог подчинить их себе. В этом главный смысл произведения. Мы можем с уверенностью сказать, что пикты победили короля своей стойкостью, мужеством, умением противостоять злу и насилию, даже в такую минуту, когда тебе грозит смерть.

  1. Рефлексия.

(11 слайд презентации).

Закончите фразы:

Самое интересное в балладе – это…

Любовь к Родине – это..

В этой балладе прославляются такие человеческие качества, как…

Сегодняшний урок научил меня…

  1. Прослушивание песни-баллады «Вересковый мед».

 

  1. Запись домашнего задания.

Подготовить выразительное чтение баллады «Вересковый мед» (наизусть – по выбору).

Нарисовать иллюстрации к балладе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роберт Льюис Стивенсон. Английский писатель и поэт шотландского происхождения, автор всемирно известных приключенческих романов и повестей: «Остров сокровищ», «Черная стрела», «Похищенный», «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда » и др. Мир скучен для скучных людей. Р.Л.Стивенсон

Слайд 2

Баллада «Вересковый мед». Словарная работа Вассал – феодал, зависевший от более крупного феодала-сюзерена и получавший от него за несение военной службы и выполнение других обязанностей земельные владения и покровительство (в средние века в Западной Европе). Вельможа – лицо, которое руководит страной, правитель. Пучина, нурт , нурты – водоворот.

Слайд 3

Шотландия

Слайд 4

Пикты Народ, который в первые столетия жил на территории Шотландии.

Слайд 5

Вереск обыкновенный – это растение, которое относят к семейству вересковых, является очень ветвистым, вечнозеленым кустарником. Вересковый кустарник на первый взгляд довольно прост, но, тем не менее, это растение обладает какой-то внутренней притягательностью и манит своей простой красотой. Когда зацветает вереск, пустоши, на которых он растет, преображаются, становясь лилово-розовым ковром.

Слайд 6

Легенда происхождения верескового меда Когда эльфы ушли от нового мира и спрятались в Шотландии, они стали добывать вересковый мед. А из него делали свой знаменитый эль, который не позволял им забыть величие Древнего мира. Мед был волшебным напитком., который хранил память и не позволял человеку забыть самого себя.

Слайд 7

«Вересковый мед»

Слайд 8

Анализ баллады «Вересковый мед» 1 группа 2 группа 3 группа Используя текст, охарактеризуйте шотландского короля Используя текст, назовите черты характера пиктов Определите, с какой целью автор вводит пейзаж.

Слайд 9

Баллада и ее особенности. Баллада - жанр лирической поэзии с повествовательным сюжетом на легендарную, историческую, сказочную или бытовую тему. Признаки баллады: Героический характер Наличие сюжета Необычный пейзаж Диалог Эмоциональное сочувствие автора Моралистический итог

Слайд 10

Композиция «Верескового меда» Сюжетные части В балладе Экспозиция Завязка Развитие действия Кульминация Развязка

Слайд 11

Рефлексия Закончите фразы: Самое интересное в балладе – это… Любовь к Родине – это.. Сегодняшний урок научил меня…

Слайд 12

Интернет-ресурсы: https://yandex.ru/images/search?nomisspell=1&text=%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D0%BC%D1%91%D0%B4%20%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B0&img_url=http%3A%2F%2Fyou-happy.ru%2Fuploads%2Fposts%2F2013-08%2F1377243787_461286_original.jpg&pos=23&rpt=simage https://yandex.ru/images/search?nomisspell=1&text=%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D0%BC%D1%91%D0%B4%20%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B0&img_url=http%3A%2F%2Fwww.playcast.ru%2Fuploads%2F2011%2F05%2F14%2F2524455.png&pos=21&rpt=simage https://yandex.ru/images/search?nomisspell=1&text=%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D0%BC%D1%91%D0%B4%20%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B0&img_url=http%3A%2F%2Ffotoham.ru%2Fimg%2Fpicture%2FApr%2F23%2F5ee63482aa6aab0df096c24feefdb0fd%2F1.jpg&pos=0&rpt=simage https://yandex.ru/images/search?nomisspell=1&text=%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D0%BC%D1%91%D0%B4%20%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B0&img_url=http%3A%2F%2Fyou-happy.ru%2Fuploads%2Fposts%2F2013-08%2F1377243470_0_7ebbd_e846a2ad_orig.jpg&pos=6&rpt=simage https://yandex.ru/images/search?p=1&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%20%D1%88%D0%BE%D1%82%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%B8&img_url=http%3A%2F%2Fwww.planet-nwes.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2FOptimized-shotlandia-ebola-638x280.jpg&pos=53&rpt=simage https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fs1.fotokto.ru%2Fphoto%2Ffull%2F61%2F611305.jpg&p=2&text=%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BA%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&noreask=1&pos=76&rpt=simage&lr=240 https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BA%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&noreask=1&img_url=http%3A%2F%2Favemey.narod.ru%2Fphotos%2Fpic316_1280.jpg&pos=4&rpt=simage&lr=240 http://ltravi.ru/serdtse-i-sosudy/veresk-obyknovennyj.html https://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Ffarm4.staticflickr.com%2F3926%2F15022299147_3a96078c4b_o.jpg&text=%D1%81%D0%BC%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D1%8B&noreask=1&pos=20&lr=240&rpt=simage


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока словесности в 6 классе по балладе Роберта Льюиса Стивенсона "Вересковый мёд"

В разработке представлены географические, исторические сведения о Шотландии, подробное описание растения вереск, рассказ о жизни и творчестве писателя, анализ баллады. К уроку прилагается презентация....

Роберт Льюис Стивенсон. Вересковый мёд.

Урок литературы в разделе "Зарубежная литература" в 5 классе. Методическая разработка урока с презентацией....

Буктрейлер к книге "Остров Сокровищ" Роберта Льюиса Стивенсона

Среди новых форм продвижения литературы всё активнее заявляет о себе буктрейлер - короткий видеорассказ о книге.Этот буктрейлер создан в формате презентации, здесь раскрываются самые яркие моменты про...

Презентация к уроку литературы. Биография Роберта Льюиса Стивенсона

Роберт Льюис Стивенсон - английский писатель шотландского происхождения, крупнейшая фигура национального неоромантизма, признанный мастер приключенческого жанра, поэт - родился в Эдинбурге 13 ноября 1...

Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мед».

Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мед»....

Р.Л.Стивенсон. «Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Открытый урок по литературе в 5 классе.Форма урока: стандартная (традиционная), комбинированныйТип урока: усвоения новых знанийМетоды и приемы урока: частично-поисковый с элементами эвристической бесе...

Дистанционный урок литературы. 5 класс. "Роберт Льюис Стивенсон. "Вересковый мёд".

Учащимся предложен учебный материал, рекомендован порядок самостоятельной работы над темой в условиях дистанционного обучения. Обозначены обязательные и рекомендованные этапы урока....