Р.Л.Стивенсон. «Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Семина Ольга Николаевна

Открытый урок по литературе в 5 классе.

Форма урока: стандартная (традиционная), комбинированный

Тип урока: усвоения новых знаний

Методы и приемы урока: частично-поисковый с элементами эвристической беседы, работа с дополнительной литературой, исследовательский, информационно-коммуникационный, работа с новой лексикой.

Форма урока: стандартная (традиционная), комбинированный

Тип урока: усвоения новых знаний

Методы и приемы урока: частично-поисковый с элементами эвристической беседы, работа с дополнительной литературой, исследовательский, информационно-коммуникационный, работа с новой лексикой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_otkrytyy.docx33.11 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  литературы 5 класс

Тема: Р.Л.Стивенсон.  «Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.


Форма урока: стандартная (традиционная), комбинированный

Тип урока: усвоения новых знаний

Методы и приемы урока: частично-поисковый с элементами эвристической беседы, работа с дополнительной литературой, исследовательский, информационно-коммуникационный, работа с новой лексикой.

Основной метод:  

1. Словесно – иллюстративный.

  • Аналитическая беседа (цель – формировать навык работы с текстом, логически рассуждать и доказывать свою мысль).
  • Исследовательский (цель – развивать познавательную деятельность).
  • Выразительное чтение (цель – развивать творческие способности).
  • Сообщения учеников (цель – развивать познавательную деятельность, учить выступать перед аудиторией).
  •  Наглядный метод (цель – через живопись, музыку создать эмоциональный настрой урока).

3. Метод стимуляции и мотивации  учебно-познавательной деятельности:

- при индивидуальных сообщениях;

- при мини-исследовании;

- при работе с текстом.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная,  групповая, индивидуальная.

Цели урока:

- воспитательные: духовно-нравственное воспитание через произведения литературы; прививать любовь к Родине, литературе, воспитывать патриотизм;

- образовательные: расширение знаний учащихся о  зарубежной литературе, учить анализировать стихотворное произведение; характеристика героя; учить быть внимательным к слову;

- развивающие: развитие  познавательного интереса и любознательности, развитие умения и навыков работы с дополнительной литературой, развитие умения выделять главное, структурировать, систематизировать изученный материал, делать выводы, развитие коммуникативных способностей; развивать речь учащихся, воображение, творческие способности (различных видов универсальных учебных действий – личностных, регулятивных (организация учащимися своей учебной деятельности), познавательных, коммунткативных).

Задачи:

- повторить и углубить знания учащихся по теории литературы: тема произведения, характеристика героя, выразительное чтение стихотворного произведения; средства выразительности;

- знакомить учащихся с элементами анализа литературного произведения; характеристика героев; учить внимательно работать с текстом литературного произведения; познакомить с новыми словами;

- показать тесную связь  видов искусства: музыки – литературы – живописи.

Оборудование: карточки; мультимедийный проектор; компьютер

Ход урока

1. Организационный момент. 1 мин

Приветствует обучающихся и читает четверостишье:

Дорогу осилит идущий,

А знания – помощь в пути.

Упорство, к успеху ведущее,

Мечты ваши в жизнь воплотит.

- Как вы понимаете эти слова? - Успех приходит к тому, кто упорно трудится.

-Желаю вам, ребята, успеха на трудной дороге  познания сегодня на уроке и каждый день. Нужно только помнить, что мечты сбываются у тех, кто готов упорно трудиться.

- Вы готовы сегодня трудиться?

2. Этап актуализации знаний 3 мин

- Я не случайно начала урок со слов «дорога», «путь». Ведь сегодня у нас не обычный урок, а урок-путешествие. Куда? А вот послушайте…(звучит музыка: шотландская волынка).

-Что вы представляли, слушая музыку?  - Какой инструмент звучал?

- Символом какой страны является волынка?

- Как вы думаете, почему именно шотландская волынка звучит на нашем уроке сегодня?

   (Карта Шотландии, виды страны, люди, играющие на волынках)

- Правильно, мы отправляемся путешествовать в Шотландию, точнее на родину шотландского поэта и прозаика Р.Л.Стивенсона, автора  замечательной баллады «Вересковый мед», чтобы познакомиться …

3. Целеполагание   2 мин

-Кто продолжит: с чем и с кем нам предстоит знакомство? Предстоит познакомиться с биографией Р.Л.Стивенсона, его балладой «Вересковый мед».

- Что бы вы хотели узнать на уроке?

* Давайте сформулируем тему и цели урока.

- Тема урока: Р.Л.Стивенсон.  «Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

- Сегодня мы  познакомимся с биографией поэта, его творчеством и в частности с балладой «Вересковый мед». Запись в тетрадь

Для работы над нужно разделиться на группы: географы, историки, биологи.

Путешествие начинается. В добрый путь!

4. Открытие новых знаний

- Знакомо ли вам имя Роберта Льюиса Стивенсона? Может быть, кто-то помнит его произведения? (ответы учащихся). (Скорее всего дети вспомнят  "Остров сокровищ")

Для краткого знакомства с жизнью и творчеством Стивенсона я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофильм. Во время просмотра внимательно слушайте и запоминайте основные даты, названия книг, написанных автором.

(Просмотр видеофильма) 7 мин
Итак, что же вы узнали об Р.Л. Стивенсоне из просмотренного видеофрагмента?
∙ Родился в 1850 году в Эдинбурге.
∙ Много болел в детстве.
∙ По настоянию отца поступает на юридических факультет, но позднее решает посвятить себя литературному творчеству и в 23 года становится профессиональным литератором.
∙ Увлекается путешествиями, во время одного из них знакомится со своей будущей супругой – Френсис Осборн.
∙ В конце своей жизни (1887 год) уезжает сначала в Америку, затем совершает морское путешествие, в конце 1890 года покупает часть земли на одном из островов Самоа и поселяется там.
∙ Умер в 1894 году, в возрасте 44 лет.

- Вот такая непростая судьба у Р.Л.Стивенсона. Но это не помешало ему стать писателем. Он написал множество прекрасных произведений (более 30 томов). Самые известные из них – романы «Остров сокровищ», «Черная стрела», «Похищенный».

5. Работа в группах над заданиями. (5 мин за группы)

- Чтобы лучше понять это произведение, необходимо больше узнать о стране, о том времени, о вереске. У вас на столах лежат карточки. Вам необходимо изучить данный материал и познакомить с ним весь класс. На выполнение задания 5 мин.

1 группа. «Удивительная страна Шотландия».

ГЕОГРАФЫ: 2мин

- Посмотрите на карту (показывает на карту). На территории этой небольшой по размерам страны есть похожая на глубокую рану, нанесенную саблей великана, долина Грейт-Глен, которая прорезает Северо-Шотландское нагорье по диагонали от Атлантического океана до Северного моря. Большую часть её  занимают узкие, вытянутые озёра. По обоим берегам озёр круто вздымаются горы. Нижние склоны покрыты лесами, которые выше сменяются лугами, поросшими вереском и жёсткими травами, а на вершинах выживает только альпийская растительность. По горным долинам стекают реки, образуя водопады и прокладывая себе дорогу через лесистые лощины к озёрам. Символы этой земли - клетчатая материя и волынка

2 группа. ИСТОРИКИ.  Пикты. 2мин

- «Scotland» – так звучит слово «Шотландия» по-английски. А как перевести это слово на русский язык? «Land» - земля, «Scot» - скотты. Земля скоттов! Кроме них, территорию Шотландии населяли племена бриттов, англосаксов и пиктов. Как появились пикты, никто не знает. Известно только, что пикты объединились в союз племен, а потом в Королевство пиктов. Расцвет государства пиктов – 8 век. В начале 9 века пикты были завоеваны скоттами и вскоре смешались с ними. Пикты – это был таинственный народ, населявший Северную часть Шотландии, древнейший народ этой страны. Одним из основных  их занятий, согласно древней легенде, было изготовление меда. Поэтому их еще называли медоварами. А мед у пиктов был не простой, а вересковый.

3 группа. БИОЛОГИ.  Вереск. 2мин

Вереск – это вечнозеленое растение высотой 30 – 50 сантиметров. Листочки мелкие, свернутые, темно-зеленого цвета. Цветки мелкие, сиренево-розовые, колокольчатые. Плод – маленькая коробочка, в которой созревают очень мелкие семена.

Растет вереск на песчаных пустошах. Ему ничего не страшно: ни холод, ни ветер, ни снег. Живет до сорока лет и за это время обогащает почву. В народе говорят: поселился вереск – будет, где жить.

Во время цветения вереска над ним стоит гул от шмелей и пчёл, собирающих нектар, который потом превращают в мёд. Лечебные свойства верескового мёда восхвалялись в песнях и легендах. Зацветает вереск поздно – в конце июля, в августе. Он продолжает радовать глаза людей ковром из цветов, когда другие цветы уже завяли.

Шотландию называют страной верескового мёда, потому что это страна гор, покрытых душистым вереском. У вереска, кроме медоносных свойств, много других полезных свойств для здоровья человека. Его используют для приготовления чая, сиропа, напитка.

ВЫСТУПЛЕНИЯ ГРУПП  5мин

6. Работа с понятием «баллада».

-Давайте вспомним, что нам известно о балладе как литературном жанре.

Опрос: ?Что такое баллада? Баллада – стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.

?Какими бывают баллады? - Баллады бывают народные и литературные. Делятся на исторические, героические, любовные, комические, волшебные.

- Баллада «Вересковый мёд» литературная или народная? (Литературная, т.к. у неё есть автор – Стивенсон).

– Назовите приметы литературной баллады.

(Сюжет, диалог, тайна, зачин и концовка, чувства автора, чувства героев).

– Уточните: какой сюжет, какая композиция, какой финал.

(Напряжённый сюжет, неожиданный финал).

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

7. Работа с текстом учебника

1. Заголовок.

-Заголовок в произведении –  очень важный элемент.

? Как вы думаете, что скрывается в таком простом названии?

-Этот мед - что-то очень важное, если о нем сообщается в самом заглавии, или с ним связано какое очень значительное событие, м.б. из-за него что-то произошло.

2. Подзаголовок.

? О чем говорит подзаголовок баллады?

Что автор переработал народное произведение (легенду, предание) и создал на его основе свое.

Это позволяет читателям верить тому, о чем рассказал поэт, ведь он поведал о том, что было в реальной жизни.

3.     Читаем   1-4 строфы.

? Каким настроением проникнут зачин баллады?

- Настроением грусти, сожаления о трагической судьбе пиктов.

?Какими  вы представляете себе пиктов? - Маленькие, тихие. Очень трудолюбивые и мирные люди.

? Что мы узнали о войне, произошедшей на шотландской земле в те далекие времена?

-Война была жестокой. кровопролитной.

? Как, не описывая сражений, поэт заставил нас почувствовать весь ужас произошедшего?

-Мы видим последствия битвы (4-я строфа).

4. Читаем  5-8 строфы.

? Чем был вереск для пиктов? Вереск для пиктов – это традиция их народа, то, что объединяет их как народ.

? Как защищали они свои земли? Подтвердите текстом. Охарактеризуйте пиктов.(эпитеты)

? Что чувствует король? Почему? Зачем ему вересковый мед?

Король недоволен, глядит угрюмо: завоеваны земли пиктов, а напитка пиктов он так и не отведал. Значит победа еще не полная, пикты не покорены.

5.     Читаем  9-14 строфы.

? Как вы представляете себе встречу короля и последних пиктов?

Слайд   (Кадры из мультфильма по балладе Стивенсона)

- Король - победитель, он гордо сидит на коне, как бы возвышается над пиктами. Он большой и сильный. А старик и мальчик маленькие, робкие. Они слабы и беззащитны перед силой жестокого короля-завоевателя

?Чем грозит король последним  пиктам? Пытками и смертью.

? Чем ответили ему пикты? Молчанием 

? Как к пиктам относится автор? Как это отражено в тексте баллады? Зачитайте.

Автор  сочувствует  пиктам, это выражено через эпитеты  ("малютки-медовары", "бедные пикты", "маленькие люди")

? Каково отношение автора к шотландскому королю? Почему?

Шотландского короля он осуждает, называет безжалостным. По его приказу пиктов согнали с их земель и всех убили.

? Что будет дальше, как вы думаете? Назовите возможные версии дальнейшего развития событий.

 (2-3 варианта продолжения сюжета).

Озвучивают версии.

1) Пикты не раскроют секрета и погибнут.

2) Не выдержат пыток и откроют секрет меда.

3) Пикты не раскроют секрет,  и король их отпустит.

6.   Читаем   15-21 строфы.

?Что мог сказать старик?

?Каков финал баллады? Выскажите свои версии.

Озвучивают версии.

1)Старик останется жив, раскрыв секрет меда.

2) Враги все равно убьют старика-пикта, раскрывшего секрет меда.

3).Старик не раскроет врагам тайну и погибнет.

7. Читаем  22-23 строфы.

? Почему старик решил обмануть шотландцев?

Старик боялся, что сын не выдержит пыток, желал ему более легкой и быстрой смерти, чем на костре.

? О какой тайне идет речь в финале баллады? Почему для старика это «святая тайна»?

- Тайна – это рецепт верескового меда. «Святая тайна», потому что это самое ценное в их жизни, это сама жизнь

?Почему пикты не выдали секрета верескового меда?

Потому что это их традиции, если их передать, значит предать свою историю, свой народ.

Слушание  музыки  (песня-баллада  «Вересковый мёд»)

8. ПРОСЛУШИВАНИЕ БАЛЛАДЫ

9. Подведение итогов

Выводы: - Сделаем выводы из прочитанного.

– Как вы думаете, почему баллада называется «Вересковый мёд», а не, например, «Старик и сын»?

(Вересковый мед – это святая тайна, которую пикты никому не выдали. Они погибли непокоренными, непобежденными).

?Во имя чего жертвует сыном старик-пикт? Ведь был же у него выбор: сохранить жизнь свою и сына, выдав секрет. Во имя сохранения памяти предков, во имя верности Родине.

? Почему у героя нет имени? Так поступил бы каждый из пиктов.

2.  - О чём это произведение? (О том, что человеку приходится иной раз пожертвовать личным ради гражданского долга, проявить свой патриотизм)

? Какова основная мысль  (идея) баллады?

Даже маленькие люди могут обладать такой неимоверной силой духа, что сломить их невозможно. Они непобедимы, пока у них есть Родина.  Родина -  самое ценное, что есть у человека. А вересковый мед – символ Родины.

Умереть за Родину – значит совершить что? (Подвиг)

Как называется чувство любви к Родине? («Патриотизм»).

- О чем же заставляет задуматься это произведение? (о любви к своей Родине и традициям своих предков, о мужестве и смелости, о жестокости сердца)

- Баллада Стивенсона «Вересковый мёд» была переведена на русский язык С. Маршаком не случайно в 1942 году. Это было трудное время для России, потому что шла Великая Отечественная война. И  победа над врагом зависела от каждого человека. Это произведение призывает быть стойкими, любить Родину. Умереть за Отчизну – это подвиг.

 Информация о домашнем задании

По выбору: 1) Выразительное чтение наизусть  любые 4 строфы из баллады “Вересковый мёд”.

2) Иллюстрирование кульминационного момента произведения

3) Написать миниатюру «Почему надо читать балладу Стивенсона «Вересковый мёд»?»

Рефлексия

Лексическая работа. Закончи предложения.

«Вересковый мед» Р. Стивенсона является …

Она заставила меня задуматься о …

Вересковый мед стал символом …

- Появилось ли желание прочитать другие стихотворения Стивенсона?

Заканчивая наш урок, я обращаю ваше внимание на маленькие карточки, лежащие у вас на столах. Я задам вам вопрос, на который вы ответите молча, выбрав свой вариант ответа (чёрный или белый), оставьте его лежащим на парте той стороной вверх, которую вы выбрали.

Вопрос: Как вы относитесь к поступку отца? Что вызывает у вас в душе поступок героя: осуждение или понимание?

Задача не в том, чтобы найти “правильный” ответ, а в том, чтобы показать сложность и противоречивость жизни, необходимость страшного выбора перед которым порой жизнь ставит человека, трагизм этого выбора.

- Как вы оцениваете свою работу?

Вот и подошло к концу наше литературное путешествие. Я думаю, оно было увлекательным и полезным. Мы достигли поставленной цели, узнали много интересного о замечательном писателе Р.Л. Стивенсоне и, надеюсь, вам захочется читать его произведения.

СПАСИБО всем, кто сегодня со всеми вместе  упорно трудился и помог сделать успешным наш урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Р.Л.Стивенсон. "Вересковый мёд"

Методическая  разработка  урока по зарубежной  литературе  в  5 классе....

Разработка урока словесности в 6 классе по балладе Роберта Льюиса Стивенсона "Вересковый мёд"

В разработке представлены географические, исторические сведения о Шотландии, подробное описание растения вереск, рассказ о жизни и творчестве писателя, анализ баллады. К уроку прилагается презентация....

Урок литературы 5 класс "Художественный мир баллады Р.Л.Стивенсона "Вересковый мед" (ФГОС)

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме "Художественный мир баллады Р.Л.Стивенсона "Вересковый мед" (ФГОС)...

Урок литературы в 5 классе по теме Р.Л. Стивенсон " Вересковый мед"

Конспект с презентацией к уроку литературы по теме Р.Л. Стивенсон " Вересковый мед"...

Роберт Льюис Стивенсон. Вересковый мёд.

Урок литературы в разделе "Зарубежная литература" в 5 классе. Методическая разработка урока с презентацией....

Урок по балладе Стивенсона "Вересковый мёд".

В презентации рассматривается вопрос личности поэта, присутствует работа с литературными терминами, работа с текстом (на знание сюжета и понимание идеи произведения). В конце даётся творческое задание...