Конспект урока по литературе "Татьяна - нравственный идеал А.С.Пушкина"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Анна Владимировна Гусева

Конспект урока по литературе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в  9 классе:

«Татьяна – нравственный идеал А.С.Пушкина. Татьяна и Ольга» (По роману в стихах  А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Цели урока:

Обучающая - на основе анализа образа Татьяны Лариной показать, что она  нравственный  идеал А.С. Пушкина, создать условия для анализа и обобщения изученного материала;

Развивающая - развивать умение логически мыслить, делать выводы, а также развивать культуру речи;

 Воспитывающая  -  осмысление нравственно-этических понятий.

Оборудование:  проектор, экран, компьютер.

Пояснения к уроку:  в течение урока на доске выстраивается  цепочка качеств

                                      героини. Это необходимо, чтобы подвести итог урока.

Ход  урока

1.Организационный момент.

На сегодняшнем уроке мы вновь обратимся к страницам гениального пушкинского творения – роману «Евгений Онегин». На предыдущем уроке мы с вами знакомились с историей создания романа ,с его главными  героями. С помощью теста повторим пройденное и  вместе определим тему урока. Откройте тетради, запишите число, оставьте строку для темы урока. Выполните тест.

Слайд № 3:Сколько лет А.С.Пушкин создавал роман «Евгений Онегин»-

а)5 лет; б)7 лет и работа над текстом еще продолжалась;

Слайд №4:Онегинская строфа это: а) Строфа из 14 стихов 4-стопого ямба; б)строфа из 8 стихов где первые 6 рифмуются между собой;

Слайд №5: Сколько сюжетных линий в романе а) Одна; )Две;

Слайд №6:О ком говорил Белинский?  …..-  существо исключительное, натура  глубокая, любящая, страстная А) Татьяна; б)Ольга;

Слайд №7:О ком из героинь романа писал А.С.Пушкин «Люблю …я милую мою» а) Ольга ; б) Татьяна.

Проверка теста: ставьте по 1 баллу за правильный ответ:1-б;2-а; 3-б;4-а;5-б.

Исходя из последних двух заданий  скажите о ком пойдет речь на уроке и давайте сформулируем тему урока. Правильно,  говорить мы с вами будем о Татьяне и тема урока будет звучать так: « Татьяна  Ларина – нравственный идеал А.С.Пушкина. Татьяна и Ольга» Слайд №10.

 Наши цели на уроке - на основе анализа образа Татьяны Лариной показать  , что она  нравственный  идеал А.С. Пушкина, создать условия для анализа и обобщения изученного материала; развивать умение логически мыслить, делать выводы, а также развивать культуру речи;  и осмыслить  нравственно-этические понятия.

2.Работа по теме урока:

- На какие слова в теме урока мы должны обратить особое внимание?

 (нравственность, идеал)

  - Почему? Как вы понимаете слово нравственность, идеал? (ответы учащихся)

  Что включает в себя это понятие? (ответы учащихся)

К уроку вы подбирали цитаты к образам Татьяны и Ольги, готовили сообщения о детстве Татьяны, о ее сне и о именинах, это все поможет нам анализировать текст.

  Пушкин не скрывает своей симпатии к героине, подчеркивая ее искренность, глубину чувств и переживаний, простодушие и преданность в любви. Ее личность проявляется в сфере любовных и семейных отношений.  Татьяна- участница сюжетного действия романа, в котором ее роль сопоставима с ролью Онегина.

    То, что ее характер динамичный, развивающийся, рассмотрим сегодня на уроке. Побеседуем по образу Татьяны по такому плану:

1.Детство и юность Татьяны

2.Встреча с Онегиным и любовь к нему

3.Татьяна в финале романа

Итак, сестры Ларины. Обратимся к Ольге. Слайд №11

Откройте текст романа гл.2 строфа 23.Выразительное чтение:

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда, как утро, весела…

Мы видим в Ольге красивую беспечную, беззаботную. Легкомысленную девушку. Она красива, но обыкновенна, как другие уездные барышни, портрет подобной красавицы есть в любом романе, и поэт пишет, что такой портрет «надоел ему безмерно», Онегин отзывается об Ольге резко: «В чертах у Ольги жизни нет…»

В характере Ольги главное – резвость, беспечность, беззаботность. В этом причина дуэли Онегина и Ленского, причина гибели Владимира Ленского.

(Образ Ольги необходим в романе: с помощью антитезы Ольга- Татьяна мы лучше понимаем необычность Татьяны.)Как автор описывает Татьяну гл.2стр.26-27.Дается характеристика Ольги и Татьяны.

Слайд №12:Подумайте!В чем своеобразие характеристики сестер Лариных?

Что было в Ольге? Чего не было? Что было в Татьяне? Чего не было? Почему сестры Ларины не бывают вместе? Первое знакомство с Татьяной происходит в строфе №25 «Итак она звалась Татьяна.. Слайд №13.

О детстве Татьяны, ее увлечениях расскажет Быковская Е.

Слайд № 14 Подумайте! «Почему Пушкин назвал Татьяну « русскою душою»?1.Простонародное имя ,2.Связь с природой,3.Любовь к книгам.4.Мечтательность,одуховоренность,4.Сосредоточенность на внутренних движениях души. Можно сказать, что Татьяну отличает от сестры простота и естественность?

- Неудивительно, что, увидев в первый раз Онегина, так непохожего на знакомых ей молодых людей, Татьяна сразу приняла Онегина за такого «всегда восторженного героя» и влюбилась в него.

Послушаем, как пишет Пушкин о приходе любви, как рассказывает о состоянии души влюблённой девушки.

(Выразительное чтение строфы 7-8 главы 3-й.

И в сердце дума заронилась;

Пора пришла, она влюбилась.

Так в землю падшее зерно

Весны огнём оживлено.)

- Мы видим, что мысли заняты героем, чувства, переполняющие её – любовь.

Можно ли назвать любовь Татьяны чужим чувством, заимствованным из романов?

(Нет, любовь Татьяны – настоящее, большое чувство, как бы по-книжному оно ни проявлялось.)

В романах героиня находит свой «тайный жар, свои мечты, плоды сердечной полноты», мы видим, что Татьяна  - «натура глубокая, любящая, страстная», как сказал о Татьяне В.Г.Белинский. Чувства переполняют Татьяну, она вся в ожидании счастья, её преследуют мечты, её воображение постоянно рисует любимые черты. Поэтому она решается написать письмо Онегину. Слайд №15 Выразительное чтение письма Татьяны к Онегину.

 Благородно ли поступил  Онегин получив письмо Татьяны.

- Как вы можете  объяснить смелый поступок Татьяны – написать Онегину письмо, открыть душу?   (Она не сомневается, что Онегин должен её полюбить)

  Гл. 3, стр. 24,25                                                                

-  Какие душевные муки пережила Татьяна, прежде чем послала письмо Онегину?  (Волнуется, не находит себе места)  Гл. 3, стр. 32,33

Давайте обратимся к кульминации второй сюжетной линии «Сон Татьяны» и «Именины Татьяны» Расскажет о сне Кияшов Александр. Слайд №16.

Сообщение об именинах сделает Иванов Денис. Ребята представьте , что мы тоже на балу у Лариных. Давайте пригласим друг друга на танец. Встали, поклонились, присели , улыбнулись, сели. Продолжим работу над анализом. Слайд №17.Татьяна увидела во сне не ужасы, не сказку: ее тонкий ум не мог не оценить окружавших ее людей. И она чувствует, что Онегин не чудовище! Но испытания дружбой наш герой не выдержал. На именинах Онегин ведет себя по законам света. Его поведение- поведение светского ловеласа, а дуэль следствие его душевного равнодушия.

Давайте  сравним сон  и именины Татьяны, мы видим страх и одиночество Татьяны. Слайд № 18.

3 часть нашего анализа.

На протяжении всего романа мы наблюдаем, с какой теплотой и нежностью рассказывает нам автор о своей героине. Пушкин любит Татьяну и, пожалуй, нигде это так не чувствуется, как в восьмой главе.  Восьмая глава -  это апофеоз Татьяны и окончательный приговор Онегину. 

Такова Татьяна  у Пушкина, и с этим невозможно спорить: об этом говорит уже её первое появление в заключительной главе. 

- Что происходит в 8-й главе? 

 - Как рисует Пушкин портрет Татьяны-княгини ? Гл. 8, стр. 14 (Во внешнем облике Татьяны-княгини Пушкин отмечает гармоническое  сочетание естественности и простоты, но по сути дела Татьяна — прежняя, но… 

- Неужели в Татьяне ничего не изменилось?  Вспомните, какой наказ даёт Евгений Татьяне в саду (зачитать слова текста)                                                  

- Разве она не научилась?      

Пожалуй, это последнее пожелание Татьяна  выполнила с лихвой: она научилась  властвовать собою и даже в этом превзошла  своего  учителя. Слайд №19  - Почему же Татьяна так держится?

(Она узнала законы света, в котором опасно выставлять напоказ свои чувства.)

 - Как Татьяна воспринимает светскую жизнь?

(Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище,

За те места, где в первый раз,

Онегин, видела я Вас…)

 - В 40 строфе мы видим прежнюю милую Татьяну.

…Княгиня перед ним, одна.

Сидит не убрана, бледна,

Письмо какое-то читает

И тихо слёзы льёт рекой,

Опершись на руку щекой.

- В сердце Татьяны жива любовь к Онегину. Почему же она отвергает его любовь? Слайд № 20

(…Я вышла замуж. Вы должны,

Я Вас прошу, меня оставить…

Я Вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана.

Я буду век ему верна.)

Счастье невозможно для Татьяны. Чистый и цельный человек, она не может и не хочет обманывать мужа, которого уважает.

Уйти же от него к Онегину – значило бы разрушить и свою репутацию, и главное, жизнь другого человека.

Татьяна не считает себя вправе жертвовать счастьем, спокойствием мужа ради своего счастья. В этом – проявление благородства, верности долгу, высоких нравственных принципов героини.

Слайд № 20  Пусть Онегин знает о жизни все, а Татьяна ничего, зато она сильнее его, сильнее нравственно, потому что близка к своим истокам, она - "русская душою". Этого-то как раз и лишен герой. В конечном счёте именно это объясняет развязку романа.  

- Посмотрите, какой ряд качеств героини у нас получился.  Можно ли человека, наделённого такими качествами назвать идеалом?

- А нравственным?

Скажите действительно ли  Татьяна со своеобразным  характером живет мучительно, трудно, но богато. А Ольга живет легко, весело, но нищенски?

- Достигли мы цели урока? Слайд № 21.

Допишите предложения: на уроке я узнал…

Я задумался…

Итог урока:  В Татьяне Пушкин соединил то, что по-настоящему любил в русской женщине: яркое своеобразие личности, простоту и непосредственность души, честность и верность. Она сильная натypa, ее легко представить среди жен декабристов, шедших за своими мужьями в Сибирь.

Оценки.

Домашнее задание: выучить письмо Татьяны к Онегину  наизусть.

Литература:

Н. Долинина «Прочитаем Онегина вместе» - «Детская литература», 1985 г.

И.В. Золотарева, Н.В.Егорова «Поурочные разработки по литературе 9 класс»- «Москва» 2008 г.

А.С.Пушкин «Избранное» - «Москва» 1972 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 9 классе "Татьяна Ларина- нравственный идеал А.С.Пушкина"

Методическая разработка к уроку литературы в 9 классе. Предназначена для проведения урока в разделе" Творчество А.С.Пушкина. Роман "Евгений Онегин".В ходе урока использованысовременные образовательные...

Открытый урок по литературе "Маша Миронова - нравственный идеал А. С. Пушкина"

Конспек открытого урока по литеартуре в 8 классе "Маша Миронова - нравственный идеал А. С. Пушкина" (урок - размышление)...

Урок в 8 классе "Маша Миронова - нравственный идеал А.С. Пушкина

Урок разработан с применением ТРКМ. Основой является проблемный вопрос: "Смела ли Маша?" По мере ответа на данный вопрос учащиеся раскрывают для себя характер героини....

Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина — нравственный идеал А. С. Пушкина. Ольга и Татьяна Ларины: сходство и различие»

Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений  Онегин». Татьяна  Ларина  — нравственный  идеал  А. С. Пушкина. Оль...

Технологическая карта урока с презентацией в 9 классе на тему "А. С. ПУШКИН «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». ТАТЬЯНА ЛАРИНА — НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ А. С. ПУШКИНА"

Подробный урок с презентацией в 9 классе на тему "А. С. ПУШКИН «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». ТАТЬЯНА ЛАРИНА — НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ А. С. ПУШКИНА."...