Полный анализ содержанияГончарова "Обломов"
презентация к уроку по литературе (10, 11 класс)

Презентация наполнена лекционным материалом. Анализ произведения Гончарова "Обломов". Подходит для основной школы и СПО.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Обломов» (1852) Иван Александрович Гончаров (1812-1891)

Слайд 2

Иван Александрович Гончаров – русский писатель XIX века, автор трёх знаменитых романов: «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв». Детство и образование: Родился в купеческой семье 6 (18) июня 1812 года в Симбирске. С семи лет воспитывался крестным, моряком в отставке, Н. Н. Трегубовым. Учился в частном пансионе, затем в Московском коммерческом училище, а с 1831 по 1834 год – в Московском университете на факультете словесности. Начало карьеры и писательский путь: После университета работал секретарем губернатора в Симбирске, затем переехал в Петербург и устроился переводчиком в Министерство финансов. В 1840-х годах начал публиковать свои первые произведения, включая юмористические повести «Лихая болесть» и «Счастливая ошибка», а также «Обыкновенную историю» (1847).

Слайд 3

Кругосветное плавание и "Фрегат "Паллада"" : В 1852–1854 годах участвовал в кругосветном плавании на военном корабле «Паллада» как секретарь экспедиции, что нашло отражение в его известном цикле путевых очерков "Фрегат "Паллада"". "Обломов" и последующие произведения: После возвращения из плавания в 1859 году издал свой главный роман «Обломов», который стал новым явлением в русской литературе и принес ему широкую известность. Позднее, в 1869 году, был опубликован его последний роман «Обрыв», который не имел такого успеха. Последние годы: До конца жизни служил в цензурном комитете, преподавал словесность цесаревичу. Последние годы жизни провел уединенно в Санкт-Петербурге, где и скончался 27 сентября 1891 года .

Слайд 4

История создания и контекст Иван Александрович Гончаров работал над романом с 1847 по 1859 год. Замысел произведения появился у писателя после публикации «Обыкновенной истории», которую В. Г. Белинский раскритиковал за бездеятельный образ «дворянского романтика». Гончаров утрировал эту идею, сконцентрировавшись на образе настоящего сибарита Ильи Ильича, несамостоятельного, не желающего подняться с дивана. Первой в 1848 году в альманахе при журнале «Современник» была опубликована глава «Сон Обломова», которая является «увертюрой всего романа». Вымышленная Обломовка была вдохновлена в том числе патриархальным укладом родного города писателя, Симбирска (ныне Ульяновск).

Слайд 5

План всего романа был готов в 1849 году, тогда же написан и черновик первой части. Работа растянулась на несколько лет из-за кругосветного путешествия, в которое писатель отправился на фрегате «Паллада». В результате основная работа над романом велась в 50-е годы XIX века, когда в Российской империи готовились к отмене крепостного права в преддверии реформы Александра II. Дух перемен отразился и на героях романа, среди которых наблюдается стремление к деятельности (Андрей и Ольга) и одновременно миросозерцательность Ильи Ильича. Три части романа Гончаров написал в Мариенбаде, заключительные главы четвертой части были дописаны в 1858 году. Перед печатью писатель дополнил ряд сцен, сократил некоторые части. Роман был полностью опубликован в четырех номерах «Отечественных записок» в 1859 году и стал обсуждаемым литературным событием.

Слайд 6

Сюжет и композиция Часть первая Часть вторая, часть третья Часть четвертая Экспозиция (до IV главы второй части ) Основное действие (история любви Обломова и Ольги Ильинской) Эпилог

Слайд 7

В первой части показан один день из жизни Обломова, действие происходит в его кабинете. Глава I содержит описание внешности героя, его привычек, образа жизни, отношений со слугой Захаром. ___________________________________________________ Во II-IV главах к Обломову один за другим приходят знакомые - Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев. Каждый из гостей представляет собой альтернативу образа жизни Обломова, но деятельность их оценивается героем критически. Знакомые пытаются вытянуть Илью Ильича в Петергоф на гуляния в честь первого мая. Обломов же пытается поделиться с ними своими проблемами: во-первых, он вынужден искать другую квартиру, во-вторых, староста в письме сообщает, что дела в имении Обломова идут плохо, и поэтому он будет высылать меньше денег. Илья Ильич надеется на помощь своего друга Андрея Штольца. ___________________________________________________

Слайд 8

V-VI главы содержат биографические экскурсы - рассказ о неудачной попытке героя начать карьеру чиновника и рассказ об учебе героя в Москве. ___________________________________________________ Главы VII и Х посвящены слуге Обломова Захару. ___________________________________________________ Важное место в структуре романа занимает глава IX первой части - «Сон Обломова». Герою снится родное поместье Обломовка, «благословенный уголок земли». «Сон Обломова» сам писатель назвал «увертюрой ко всему роману». Просыпается Обломов от смеха своего друга Андрея Штольца, приездом которого в XI главе заканчивается первая часть. ____________________________________________________

Слайд 9

В главах I-II второй части ретроспективно показаны детство и отрочество Андрея Штольца. __________________________________________________ В главе IV герои спорят о смысле жизни. Каждый из них отстаивает свои жизненные принципы, свои идеалы: Обломов мечтает о семейной идилии в барской усадьбе, для Штольца же смысл жизни в труде. Этой главой заканчивается Экспозиция и начинается основное действие романа. ___________________________________________________ Деятельный Штольц поражен ленью и апатией Обломова, он старается вернуть его к активной жизни, « теперь или никогда! » Обломов начинает выезжать, читает, пишет, собирается за границу. Лето Обломов проводит на даче, расположенной по соседству с дачей Ильинских, с которыми его знакомит Штольц. Дочь Ильинских Ольга производит на Обломова сильное впечатление, Ольга в свою очередь хочет его «спасти», «поднять» и «переделать». Обломов влюбляется в нее, Ольга отвечает ему взаимностью. Обломов просит руки Ольги и получает согласие.

Слайд 10

В третьей части Обломов занят приготовлениями к свадьбе.Под влиянием Ольги Илья Ильич становится деятельным человеком, меняет свой образ жизни: переезжает на другую квартиру, посылает поверенного в деревню, чтобы привезти в порядок имение. ___________________________________________________ С наступлением осени энергия Обломова идет на спад: его беспокоят толки о предстоящей свадьбе, отсутствие благоприятных вестей из деревни. В Петербурге Обломов реже видится с Ольгой (для него плохая погода и разведенные мосты - непреодолимое препятствие). Любовь с наступлением осени остывает. Под предлогом болезни Обломов не видится с Ольгой, и тогда она, обеспокоенная, сама приезжает к нему на квартиру. Приезд Ольги пугает Обломова - вместо радости он тревожится о слухах, которые может вызвать приезд девушки. Параллельно с угасанием любви к Ольге в Обломове рождается чувство к хозяйке квартиры Агафье Пшеницыной, хозяйственной и скромной вдове, которая

Слайд 11

окружает Обломова заботой. Неприятные известия из деревни заставляют Илью Ильича отложить свадьбу «года на два», пока дела его «придут в порядок и появятся необходимые средства» . Ольга, понимая, что все ее усилия «возродить» Обломова напрасны, расторгает помолвку. От душевного потрясения Обломов заболевает «нервною горячкою». __________________________________________________ В четвертой части показана дальнейшая судьба героев. Обломов нашел свой идеал семейной жизни в браке с Пшеницыной, у него рождается сын, которого он называет в честь друга Андреем. Герой полностью возвращается к прежнему образу жизни, «обломовщина» ( «атрофия воли, тяга к покою, инертность, иждивенчество») поглотила его. Умирает Илья Ильич от апоплексического удара (инсульта). Ольга Ильинская выходит замуж за Штольца. После смерти Обломова Штольцы берут на себя заботы об образовании и воспитании его сына.Захар, верный слуга Обломова, после смерти хозяина оказывается на паперти.

Слайд 12

Темы Тематика романа «Обломов» охватывает все сферы жизни дворян 19 столетия: Воспитание – Писатель подчёркивает важность воспитания. Он показывает, насколько разными могут вырасти дети, воспитывавшиеся в разных условиях. Для сравнения он показывает две крайности — строгие родители и мягкотелые родители. В обоих случаях результаты слишком утрированы и категоричны: Андрею для счастья не хватает душевности, а Илье — активности и практицизма. Детство – Детство в романе изображено важным этапом в построении человеческой личности. Уже в детстве герои романа стали теми, кто они есть. Однако воспринимают они его совершенно по-разному. Для Штольца детство стало источником опыта, а для Обломова — потерянным раем и мечтой.

Слайд 13

Любовь – По мнению Гончарова, любовь – прекрасное чувство. Она способна действительно изменить человека. Однако в то же время она способна причинить и ужасный вред. Ильинская переживает неудачный роман, хоть и не без последствий, а Обломов ещё сильнее закрывается в себе. Поэтому в чувстве важно идти до конца, и если уж менять под его влиянием, то меняется необратимо. Иначе неудачная попытка перемен обернется разбитым сердцем и изменой самому себе. Мечта – Человек, который способен мечтать – прекрасен. Однако Гончаров показывает, что тот, кто живёт только мечтами, обречён на трагедии в реальной жизни. Илья Ильич и его «хрустальная душа» не приспособлены к самостоятельному существованию и обрекают всех окружающих на необходимость жертвы во имя их спасения. Дружба – Гончаров изобразил довольно редкое явление в русской литературе – настоящую дружбу. Штольц и Обломов, являясь полными противоположностями, всегда готовы помочь друг другу.

Слайд 14

Они дополняют себя за счет общения с товарищем и открывают для себя то недоступное, что отделено от них самих. Счастье Обломова заключалось в воспоминаниях о давно ушедшем детстве, в котором он был огорожен от суеты реального мира. Безопасность, изобилие и комфорт — вот его стихия. Идеалом Ильи Ильича была инфантильная и сытая жизнь на широкую ногу, не обремененная трудом. Труд – Гончаров бесконечно уважает трудящегося человека, который самостоятельно добился успеха. Однако на примере Штольца он демонстрирует, что такой человек может впасть в крайность, превратиться в надёжный, но шаблонный механизм, который воспринимает жизнь лишь с точки зрения работы ради самой работы.

Слайд 15

Проблемы Проблематика романа «Обломов» столь же интересна и насыщена: Лишний человек – Гончаров изобразил образ человека, который из-за своего барского воспитания оказывается не способным жить в реальном мире. Через образ Обломова писатель демонстрировал деградацию помещичьего дворянства, не способного приспособиться к изменениям в быту и нравах. Хорошо это или плохо, но общество не может вечно содержать паразитов вроде Ильи Ильича, несмотря на их хрустальную душу. Поэтому вполне логичным представляется его положение атавизма, который понемногу уходит в прошлое. Обломовщина – Под этим словом Гончаров подразумевал образ мыслей, при котором человек, отказываясь от настоящего, погружается в идеалистические воспоминания о прошлом. Он не созидает и не разрушает, а просто созерцает галерею воспоминаний. Обломовщина – это отказ от действий, неизбежно заканчивающийся смертью души.

Слайд 16

Образ жизни Обломова – Писатель в определённой степени симпатизирует своему герою, показывая его моральное превосходство перед бездушностью и суетливостью окружающих, однако Гончаров демонстрирует, что образ жизни Обломова губителен не только для него, но и для тех, кто от него зависит. Сын его остался сиротой из-за инфантильности отца. Смысл жизни – Писатель демонстрирует нам две крайности. С одной стороны, мы видим Обломова, который всю свою жизнь посвятил ленивым рассуждениям и мыслям, а с другой стороны, Штольца, для которого в этой жизни не существует ничего, кроме работы. Ни Обломов, ни Штольц так и не обрели подлинного счастья и смысла жизни. Гончаров показал бесперспективность двух жизненных крайностей.

Слайд 17

Причины лежания Обломова – Гончаров показал несовершенство дворянского воспитания и общества, которые в конечном итоге породили прослойку людей, не приспособленных к любой человеческой деятельности. Именно барин нашел свое место на диване, ведь только его жизнь не принуждала к труду. Он родился с серебрянкой ложкой во рту и не имел достаточной мотивации, чтобы найти свое место под солнцем. Зачем, если и так все есть? Обломов мог бы являться в общество и транжирить деньги там, как и большинство его сверстников-дворян, но по характеру он был замкнутым и апатичным человеком без интересов. Только мечты и думы занимали его, а потому его образ мышления и происхождение соединились в одной точке — на диване. Лень показана в романе, как самый опасный человеческий порок, который приводит человека сначала к духовной, а потом и физической смерти.

Слайд 18

Основная идея Гончаров изобразил в романе отмирание старой России и начало новой эпохи, в этом общественный смысл романа «Обломов»: С одной стороны, мы видим помещичье дворянство в лице Обломова, находящееся в глубоком мировоззренческом кризисе, бессильное и безразличное ко всему. С другой стороны, мы можем наблюдать новое поколение русских людей в лице Штольца – трудолюбивых, талантливых капиталистов, дельцов, которые живут только работой и зарабатыванием денег. Главная мысль автора заключается в надежде, что Россия сможет подчерпнуть из двух миров только самое лучшее.

Слайд 19

«Сон Обломова» - IX глава первой части - композиционный центр произведения. Единственная глава, имеющая название; занимает обособленное положение по отношению к основному сюжету романа. Пародийно-ироническая идиллия «золотого века», того образа жизни, который сформировал характер Обломова. Обломовка- благословенный, тихий и счастливый край. «Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их». _______________________________________________________________ Обломовка изолирована от мира - она расположена далеко и от столичных, и от губернских городов, для ее жителей «ближайшая

Слайд 20

пристань Волги все равно, что Колхида или Геркулесовы Столпы». Любое проникновение внешней жизни вызывает страх, отторгается: письмо, пришедшее в Обломовку, четыре дня не открывается, мужик в канаве принимается за «странного змея или оборотня». _______________________________________________________________ Интересы семьи Обломовых сосредоточены на домашних заботах и еде. После обеда вся деревня погружается в сон: « Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти. Все мертво, только из всех углов несется разнообразное храпенье на все тоны и лады ». _______________________________________________________________ Родители Обломова проводят время в праздности: отец « день-деньской только и знает, что ходит из угла в угол, заложив руки назад, нюхает табак и сморкается, а матушка переходит от кофе к чаю, от чая к обеду ». При этом за хозяйством никто не следит, управляющий ворует.

Слайд 21

Обломова-ребенка балуют, не отпускают ни на шаг, подавляют живость и резвость из опасений за его здоровье. Илья растет «лелеемый, как экзотический цветок в теплице, и так же, как последний под стеклом, он рос медленно и вяло. Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая». В Обломове воспитали лень, барство, презрение к труду и крепостным. _______________________________________________________________ Жанр романа Социально-бытовой. Гончаров исследует социальные корни «обломовщины» на фоне картин провинциальной и петербургской жизни; Философский . Автор исследует глубинные законы жизни, осмысляет общечеловеческие проблемы действия и бездействия, любви, счастья; Психологический . Гончаров раскрывает внутренний мир своих героев.

Слайд 22

Илья Ильич Обломов Значение имени. Фамилия героя семантически связана с глаголами «ломиться», «обламываться» и ассоциируется со словом «обломок». Обломов сломлен жизнью, все попытки воскресить его заканчиваются крахом. Возможна также связь со словом «облый» - «округлый», «округловатый» (это значение зафиксировано в словаре В.И. Даля). Имя героя - Илья Ильич - замыкается на себе, способ существования предков Обломова находит в нем конечное завершение. Источники образа. Образ Ильи Обломова соотносится с образом богатыря Ильи Муромца, героя киевского цикла русских былин, который до 33 лет не мог двигаться. Но, в отличие от фольклорного героя, получившего исцеление от старцев и совершившего впоследствии множество подвигов, воскрешение Обломова оказывается невозможным.

Слайд 23

Литературные источники образа - гоголевские герои (Подколесин, Тентетников, Манилов, старосветские помещики) и герои более ранних произведений самого Гончарова (Егор Адуев, Александр Адуев). Реальным прототипом образа Обломова считают самого И.А. Гончарова. Портрет. Внешность героя производит двойственное впечатление: «приятная наружность», однако с «отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица»; грация и мягкость движений, однако тело его казалось «слишком изнеженным для мужчины». Мягкость «была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души». Внешность героя носит отпечаток его образа жизни - Обломов, по выражению Штольца, «наспал свои недуги»: «обрюзг не по летам», у него «сонный взгляд», на него нападает нервический страх. При описании внешности и образа жизни героя используются детали: удобный широкий халат и диван, на котором герой проводит большую

Слайд 24

часть времени (символы лени). Комната Обломова поражает запущенностью: «По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, <...> могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки ». Происхождение, биография. Обломов-дворянин 32-33-х лет, имеет чин коллежского секретаря. К началу действия романа он «безвыездно живет двенадцатый год в Петербурге», куда он приехал из Обломовки - родового имения, расположенного в глухой провинции, «чуть не в Азии». По приезде в Петербург Обломов «был полон разных стремлений, все на чего-то надеялся, ждал много от судьбы, и от самого себя».

Слайд 25

В детстве Обломов учился кое-как, в учебе видел «наказание, ниспосланное небом за наши грехи». Имея способности, не обладал волей, поэтому быстро бросал начатую работу. Служба также не удалась, так как Обломов не видел в ней смысла и робел перед начальством. После допущенной оплошности (Обломов по ошибке отправил нужную бумагу вместо Астрахани в Архангельск) он подал в отставку. Не испытал Обломов и настоящей любви, так как « к сближению с женщинами ведут большие хлопоты ». В итоге жизнь Обломова свелась « к еде, сну,лежанию на диване и ссорам со слугой Захаром ». Все свободное время Обломов обдумывает разнообразные планы по устройству имения, которым не суждено реализоваться. Таков герой в начале романа.

Слайд 26

Неоднозначность образа . Обломовот природы наблюдателен, он способен к глубокому проникновению в суть вещей. Его бездейственность является по сути протестом против бессмысленной деятельности людей его круга. Обломов критикует погоню за чинами, лицемерие, суету, лживость, зависть, лежащие в основе такой деятельности. В споре со Штольцем Обломов говорит: «Я только не вижу нормальной жизни в этом. Нет, это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку...», однако идеал семейной жизни, который Обломов рисует в противопоставление «ненормальной жизни», оказывается все той же обломовщиной.

Слайд 27

Андрей Иванович Штольц Портрет. Портрет Штольца контрастен портрету Обломова: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, <...> есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные ». Происхождение, воспитание. Отец Штольца - немец, в юности приехавший в Россию из Саксонии. Это педантичный, суровый, грубоватый человек, привыкший сам пробивать себе дорогу в жизни. Отец воспитывал сына в строгости, стараясь развить в нем самостоятельность, исполнительность. Мать Штольца - русская, это поэтическая, сентиментальная натура: « Она бросалась стричь Андрюше ногти, завивать кудри, шить изящные воротнички и манишки; заказывала в городе курточки; учила его прислушиваться к задумчивым звукам Герца, пела ему о цветах, о поэзии жизни, шептала о блестящем

Слайд 28

призвании то воина, то писателя, мечтала с ним о высокой роли, какая выпадает иным на долю...» От матери Андрей наследует язык и веру. По замыслу Гончарова, в образе Штольца должны сочетаться лучшие качества его родителей: трезвость, расчетливость, деловитость, знание людей с одной стороны и душевная тонкость, эстетическая восприимчивость, поэтичность - с другой. Деятельность. Штольц - антипод Обломова. Он всего в жизни привык добиваться сам. Для Штольца труд, к которому Обломов чувствует отвращение, - «образ, содержание, стихия и цель жизни». «Он служил, вышел в отставку, занялся своими делами и в самом деле нажил дом и деньги. Он участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу.Он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента - посылают его; нужно написать какой -нибудь проект или приспособить новую идею к делу - выбирают его. <...> он ездит и в свет и читает: когда он успевает - Бог весть ».

Слайд 29

Неудачность образа. Наименее живой образ в романе: в нем чувствуется «сконструированность и функциональность». Сам Гончаров был недоволен образом Штольца, считал, что он «слаб, бледен», «из него слишком голо выглядывает идея». Резко отзывался об образе Штольца и А.П.Чехов: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собой довольная. Наполовину он сочинен, на три четверти ходулен». Женские образы Два идеала женской любви в романе Ольга Ильинская любовь-долг Агафья Пшеницина любовь-обожание

Слайд 30

Ольга Сергеевна Ильинская Агафья Матвеевна Пшеницына В портрете Ольги подчеркивается гармоничность ее натуры, душевная глубина и артистичность: « если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии ». « Кто ни встречал ее, даже рассеянный, и тот на мгновение останавливался перед этим так строго и обдуманно, артистически созданным существом ». Во внешности Пшеницыной отсутствует аристократическая утонченность, в ней подчеркивается бесхитростность, простота и здоровье. « Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. <...> Глаза серовато- простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил ».

Слайд 31

Ольга Сергеевна Ильинская Агафья Матвеевна Пшеницына У Ольги « губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли », « над бровью лежала маленькая складка, в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль ». « То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз ». « Платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке, чтоб увеличить объем бедер и уменьшить талию. От этого даже и закрытый бюст ее, когда она была без платка, мог бы послужить живописцу или скульптору моделью крепкой, здоровой груди, не нарушая ее скромности ».

Слайд 32

Ольга Сергеевна Ильинская Агафья Матвеевна Пшеницына Ольга – поэтическая натура,она музыкальна, любит природу. Исполнение арии из оперы Беллини «Норма» пробуждает чувства Обломова, становится символом их возвышенной любви. Пшеницына всецело поглощена заботами о хозяйстве. Она сразу вызывает у Обломова интерес и симпатию – его привлекают круглые белые локти Пшеницыной. Ольга одарена пытливым умом – она расспрашивает Штольца и Обломова о различных явлениях, просит порекомендовать книги. Обломов вынужден ночами не спать, чтобы ответить на ее Пшеницына умственно неразвита, ее интересы ограничены домашним хозяйством. Она скромна, неразговорчива. « На всякий же вопрос, не касавшийся какой-нибудь положительной,

Слайд 33

Ольга Сергеевна Ильинская Агафья Матвеевна Пшеницына вопросы. Самолюбивая, гордая, властная, она уверена, что сможет изменить Обломова. Ольга сильнее Обломова, который не проходит испытание ее любовью, но она оказывается глубже Штольца: в браке с ним она испытывает неудовлетворенность и жажду настоящей деятельности. известной ей цели, она отвечала усмешкой и молчанием». «Усмешка у ней была больше принятая форма, которою прикрывалось незнание, что в том или другом случае надо сказать или сделать».

Слайд 34

Ольга Сергеевна Ильинская Агафья Матвеевна Пшеницына Любовь Ольги требовательна, героиня убеждена, что она должна заставить Обломова жить по-другому, привить ему любовь к труду, к работе над собой. Она требует от Обломова соответствия своему идеалу мужчины и когда понимает, что изменить Обломова ей не удастся, бросает его. Пшеницына любит Обломова, не требуя ничего взамен. « Она как будто вдруг перешла в другую веру и стала исповедовать ее, не рассуждая, что это за вера, какие догматы в ней, а слепо повинуясь ее законам ». Она «полюбила Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечимую лихорадку». Для обеих героинь любовь к Обломову означает пробуждение и расцвет личности, однако характер этой любви и ее итоги различны.

Слайд 35

Критика Роман был восторженно принят и читателями, и критиками, и породил множество споров. Обломов в русской литературе стал универсальным поводом для обсуждения разных социальных проблем. Литературный критик Дмитрий Писарев, оценил роман за ювелирный образ Обломова, который, по его мнению, выражал тяжёлую болезнь русского общества. В то же время Писарев очень негативно оценил образы Штольца и Ильинской, не увидев в них жизни и достоверности. Знаменитый русский публицист – Герцен, напротив, увидел в романе лишь попытку сыграть на образе лишнего человека, популяризированного Пушкиным и Лермонтовым. Он утверждал, что в новом российском обществе нет и не может быть лишних людей.

Слайд 36

Обломов в русской критике стал едва ли не самым любимым персонажем для анализа. Каждого рецензента зацепила его вызывающая лень: «Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обуславливается, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-нибудь границу. Это нравственное рабство Обломова составляет едва ли не самую любопытную сторону его личности… Он раб каждой женщины, каждого встречного…» (Н.А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?») Особенно трепетно Обломова защищал Дружинин, ведь он разглядел в ленивом и праздном барине глубокую натуру: «Нежная, любящая натура Обломова вся озаряется через любовь – и может ли быть иначе, с чистою, детски ласковой русской душой, от которой даже ее леность отгоняла растление с искушающими помыслами. Илья Ильич высказывался вполне через любовь свою, и Ольга, зоркая девушка, не осталась слепа перед теми сокровищами, что перед ней открылись…» (А.В. Дружинин. «“Обломов”. Роман И.А. Гончарова»)

Слайд 37

Значение романа «Обломов» для русской литературы признавали даже такие общепризнанные авторитеты, как Л.Н. Толстой: «Обломов» – капитальная вещь, которой давно, давно не было… Но что приятнее… это что «Обломов» имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременный в настоящей публике». (Л.Н. Толстой) Своеобразие романа «Обломов» заключается в том, что каждый критик по-своему прав, ведь персонажи произведения неоднозначны и интересны под любым из этих ракурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СХЕМА ПОЛНОГО АНАЛИЗА УРОКА

Материал полезен для начинающих учителей, для зам.директора по УВР. В данном материале представлена схема анализа урока, которая включает в себя следующие этапыАнализ: 1. цели урока....

Анализ работы образовательного учреждения, работающего в режиме "Школа полного дня"

Анализ работы за учебный год образовательного учреждения, работающего в режиме "Школа полного дня"...

Выступление на районном методическом объединении «Подготовка учащихся к итоговой аттестации за курс основной и полной школы: уровень, качество образовательной подготовки выпускников, сравнительный анализ результатов ЕГЭ и ОГЭ, диагностика затруднений»

Выступление на районном методическом объединении «Подготовка учащихся к итоговой аттестации за курс основной и полной школы: уровень, качество образовательной подготовки выпускников, сравнительный ана...

Полный план анализа произведения

План анализа художественного произведения на уроках литературы...