Рабочая программа Коррекция чтение 8 кл
рабочая программа по литературе (8 класс)

Рабочая программа Коррекция чтение 8 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_chtenie_kor_8_klass_2025.doc308.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Саратовской области

Управление образования администрации Новобурасского района

МОУ "СОШ п. Белоярский"

РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

________________________

Комлева Н.Н.

Протокол №1 от 27.08.2025г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________________

Евстифеева Л.В.

Протокол №1 от 28.08.2025 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

________________________

Юркина С.А.

Приказ №68 от 01.09.2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 61728)

учебного предмета «Русский язык»

для обучающихся 8 «К» класса

2025 год

                                                    I.Пояснительная записка

        Рабочая программа   по учебному предмету «Чтение (Литературное чтение)» предназначена для обучающихся  8 «К» класса с нарушением интеллекта и составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 

- Приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными  нарушениями)». (Зарегистрированного в Минюсте РФ 03.02.2015 года);

- Приказа Министерства просвещения Российской Федерацииот22.03.2021г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573);

- Приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 17.07.2024 № 495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства Просвещения Российской Федерации, касающихся федеральных адаптированных образовательных программ»;

-

        Рабочая программа по чтению   для 8 «а» класса разработана на основе Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Чтение (Литературное чтение)» (V-IX) предметная область «Язык и речевая практика»и ориентирована на учебник «Чтение» 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / З.Ф. Малышева. – М.: Просвещение, 2021.

Цель реализации рабочей программы в 8 классе – совершенствование коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков мыслительной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Рабочая программа по чтению в 8 классе   нацелена на решение следующих задач:

- совершенствование сознательного, правильного, выразительного и беглого чтения в соответствии с нормами литературного произношения, умения самостоятельно работать с текстом произведения;

- совершенствовать положительные духовно - нравственные качества личности;

- развитие навыков интонационно правильного оформления предложений (тон, громкость чтения, логические ударения), эффективного сотрудничества, умения работать в группе;

- развитие навыка самоконтроля и самооценки;

- коррекцию недостатков речевой и мыслительной деятельности;

- воспитание интереса к урокам чтения и к чтению как процессу, приобщение к литературе как к искусству слова.

Основными организационными формами работы на уроке чтения (литературное чтение) являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа, работа в парах.

        Процесс обучения чтению предполагает использование следующих методов:

- объяснительно-иллюстративный метод (учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти);

- репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации);

- метод проблемного изложения (учитель ставит проблему и показывает путь её решения);

- частично-поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы);

-исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).

        Специальные методы коррекционно – развивающего обучения: - задания по степени нарастающей трудности; - специальные коррекционные упражнения; - задания с опорой на несколько анализаторов; - методы стимулирования.  

        В программе   по предмету«Чтение (Литературное чтение)» обозначены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Отсутствие достижения этого уровня по русскому языку в 8 классе не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.

        В программе   по учебному предмету «Чтение (Литературное чтение)» обозначены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Отсутствие достижения этого уровня по чтению в 8 классе не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.

        Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными рабочей программой   8 класса по 5-балльной шкале системы отметок. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

Оценка «5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%;

Оценка «4» - «хорошо» ― от 51% до 65% заданий;

Оценка «3» - «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно    выполняют от 35% до 50% заданий.

Результаты оценки достижений предметных результатов дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков в текущем учебном году; запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися в дальнейшем обучении.

В ходе реализации программы «Чтение (Литературное чтение)» в 8 классе так же проводится диагностика всех групп базовых учебных действий, которая отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволит сделать вывод об эффективности проводимой в этом направлении работы.  Она состоит из двух этапов (стартовый – сентябрь, итоговый – май).

Сформированность базовых учебных действий оценивается по следующим критериям:

0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;                                                    

2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнять его самостоятельно;                      

3 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации. Уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития.

Базовые учебные действия отслеживаются в результате наблюдений, опроса, практических действий в игровых ситуациях в виде различных заданий с элементами тестирования.

II. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися

«Чтение (Литературное чтение») как учебный предмет занимает особое место в системе образования обучающихся с нарушением интеллекта. Данный предмет нацелен на формирование не только навыков чтения (правильность, осознанность, выразительность, беглость), но и речевых умений. Что позволяет решать задачи формирования жизненных компетенций обучающихся с умственной отсталостью, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Кроме того, уроки чтения должны развивать у старшеклассников интерес к чтению доступной литературы, а также духовно и нравственно обогащать их.

В 8  классе учебный программный материал представлен  4 разделами:

1.«Устное народное творчество».

2.«Произведения русских писателей XIX века».

3.«Произведения русских писателе 1-й половины  XX века».

4.«Произведения русских писателе 2-й половины  XX века».

Раздел «Устное народное творчество» подразумевает изучение следующих учебных материалов: русские народные бытовые песни, пословицы, сказки. Жанры сказок: волшебные. Бытовые, сказки про животных. Нравственный смысл сказок: добро должно побеждать зло; хочешь счастья – учись уму разуму, не нарушай данного слова. Законы построения сказки: присказка, зачин, троекратное повторение событий, концовка. Былины (в авторском переложении) как отражение исторического прошлого народа.

Содержание работы по данному разделу: знать, что такое устное народное творчество,  жанры УНТ (сказка, пословица, поговорка, баллада, былина). Уметь отличать литературную сказку от народной,  авторскую балладу от народной. Знать главных героев русских былин, понимать смысл  известных  пословиц и поговорок. Пересказывать русские народные сказки, уметь определять главную мысль  произведения, уметь выражать впечатление от прочитанного и характеризовать героев произведений УНТ, уметь самостоятельно выполнять задание  по тексту сказки, былины.

Определять нравственный смысл сказки: добро должно побеждать зло; хочешь счастья – учись уму – разуму; не нарушай данного слова и т.д.

Знать народную точку зрения на добро и зло.

Раздел «Произведения русских писателей XIX века»отражает примерный перечень как дополнение и расширение тематики:биография и творчество А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, К. Пруткова, И.С. Никитина, А.П. Чехова, А.И. Куприна и др.  Произведения содержат краткие биографические сведения и рассказ о том реальном случае, который явился основой для создания, включенного в учебник произведения.

Содержание работы по данному разделу:

Иметь представление о морально-этических и нравственных ценностях, которые утверждает русская литература XIX века, знать о вкладе русских писателей в мировую художественную литературу и культуру. Владеть основными сведениями  о жизни русских писателей и поэтов. Уметь выразительно читать целыми словами прозаический и стихотворный текст.  Анализировать (с помощью учителя) прочитанное, отвечать на вопросы по тексту и задавать собственные вопросы по содержанию, уметь определять главную мысль и позицию (настроение, чувства) автора. Высказывать  собственное впечатление от прочитанного, уметь составлять характеристику героев (с помощью учителя), самостоятельно определять основные черты характеров  персонажей. Уметь составлять план текста (коллективно, с помощью учителя), план рассказа о герое произведения. Уметь пересказать прозаический текст – сжато или подробно. Строить небольшое рассуждение  по заданному началу (на тему дружбы, любви, милосердия) на основе прочитанного и с опорой на личный жизненный опыт. Уметь сопоставлять иллюстрацию в учебнике с текстом произведения. Читать  наизусть стихотворные произведения.

Раздел «Произведения русских писателе 1-й половины  XX века»отражает примерный список авторов: В. Г. Короленко, А. П. Чехов, И., А. М. Горький, С. А. Есенин, А. Н. Толстой, К. М. Симонов.

Содержание работы: Иметь представление о гуманистических идеалах русской литературы первой половины XX  века. Знать основные события жизни русских писателей 1 – й половины 20 в. Определять основные темы их творчества. Уметь выражать свое мнение о писателе как о человеке. Уметь отличать сказку от рассказа. Иметь представление о юморе и  определять юмористические моменты в произведениях. С помощью учителя строить небольшое устное рассуждение на тему мужества, верности, человеколюбия, дружбы. Учиться устному словесному рисованию (описание человека, природы). Делать вывод о герое, поступке героя, о событии в жизни героя. Заучивание наизусть стихотворных произведений, небольшого прозаического текста. Уметь проанализировать чтение и ответ одноклассника  по плану (с помощью учителя), прокомментировать  по плану собственное выразительное чтение.

Раздел «Произведения русских писателей 2-й половины  XX века» представляет примерный список авторов: К. Г. Паустовский, А. Т. Твардовский, В. М. Шукшин, Н. А. Рыленков, Ю. Коваль, Р. П. Погодин, Р. М. Рождественский, В. П. Астафьев. Краткие биографические сведения и рассказ о том реальном случае, который явился основой для создания, включенного в учебник произведения.

Содержание работы: Иметь представление о гуманистических идеалах русской литературы первой половины XX  века. Знать основные события жизни русских писателей 1 – й половины 20 в. Определять основные темы их творчества. Уметь выражать свое мнение о писателе как о человеке. Уметь отличать сказку от рассказа. Иметь представление о юморе и  определять юмористические моменты в произведениях. С помощью учителя строить небольшое устное рассуждение на тему мужества, верности, человеколюбия, дружбы. Учиться устному словесному рисованию (описание человека, природы). Делать вывод о герое, поступке героя, о событии в жизни героя. Заучивание наизусть стихотворных произведений, небольшого прозаического текста. Уметь проанализировать чтение и ответ одноклассника  по плану (с помощью учителя), прокомментировать  по плану собственное выразительное чтение.

В основе расположения программного материала лежит монографический (хронологический) принцип.  На изучение творчества одного писателя отводится несколько уроков. Знакомство с новым произведением предваряет краткая биографическая справка об авторе, работу над которой необходимо разнообразить при помощи различных демонстрационных средств, пособий и наглядного материала. Сообщаются некоторые литературоведческие понятия, которые отрабатываются в процессе практической деятельности.

На уроках чтения в 8 классе учащиеся учатся давать характеристику различным жанрам: сказка, колыбельная, былина, баллада и т. п. При изучении художественных произведений  следует опираться как на опыт школьников, так и на имеющиеся у них знания. Содержание представлено заданиями, которые ориентируют старшеклассников на анализ художественных произведений, на обсуждение текстов, на творческую работу, на самостоятельную работу с текстами, развивающими речевые и коммуникативные возможности обучающихся.

На уроках чтения в 8 классе идёт постепенное усложнение характера вопросов и заданий и преемственность этих заданий. Вопросов по содержанию прочитанного становится меньше, а вопросов по реконструкции текста, анализу персонажей и произведения в целом, собственной оценки прочитанного – всё больше. В восьмом классе школьники учатся элементарному анализу литературного произведения; им показывают специфические особенности разных литературных жанров; взаимодействие литературы с другими видами искусства; воспитывают художественный вкус.

Особое внимание в программе уделяется внеклассному   чтению, которое ставит задачу формирования читательской самостоятельности учащихся, развитию интереса к детским книгам и разнообразным жанрам (сказки, рассказы, стихи). На уроках внеклассного чтения формируется умение: самостоятельного чтения доступных по содержанию детских книг русских и зарубежных писателей; умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; правильно называть заглавия произведения и его автора; ориентировка в книге по оглавлению; умение вести коллективные дневники внеклассного чтения.

Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по  учебнику путём опроса по чтению, пересказа или комбинированного опроса. В начале (октябрь), середине  (декабрь) и в конце учебного года (май) проводится проверка техники чтения. На данную форму контроля отводится часть урока в первой, второй и четвёртой четвертях. При проверке техники чтения  рекомендуется подбирать незнакомые тексты, но доступные для понимания, примерно  следующего объема (на конец года): 8 класс 90-100 слов.

        При оценке техники чтения принимаются во внимание индивидуальные психофизические особенности обучающихся, акцент делается не на беглость чтения, а на умение отвечать на вопросы и  пересказывать текст.

Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров осознанного гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, анализа жизненных историй, поступков и ситуаций организуется путём проведения  единых тематических уроков в образовательных областях: язык и речевая практика, математика, естествознание, человек и общество, искусство, технология.

С целью решения вопросов по профориентации обучающихся на уроках «Чтение (Литературное чтение)» рассматриваются вопросы профориентационного характера, направленные на знакомство учащихся с многообразием мира профессий. Профессиональная ориентация на уроках чтения осуществляется путем проведения коротких бесед о профессиях, упоминаемых в художественных произведениях, решением проблемных ситуаций, интерактивных заданий.

При переходе на обучение с применением электронных и дистанционных образовательных технологий в рабочую программу предмета «Чтение (Литературное чтение)» вносится корректировка с учетом технических средств обучения (персональный компьютер ученика, выход в интернет,электронная почта, мессенджер – Сферум) для определения способов офлайн и онлайн взаимодействия.  

Разрабатываются задания, вопросы, тест, обеспечивающие осознанное восприятие учебного материала.  Составляются файлы-задания, разрабатывается дидактический материал.  Для осуществления контроля  качества полученных знаний разрабатывается контрольно-измерительный материал:   онлайн-тесты, опросники, задания для контрольных и самостоятельных работ в дистанционном режиме.  

При составлении уроков адаптируется материал основных образовательных порталов:

•        образовательный портал России «ИНФОУРОК. ру»;

•        Российская электронная школа;

•        ВК   сообщество, Коррекционная педагогика. ОВЗ. ФГОС;

Весь учебный материал по предмету «Чтение (Литературное чтение)» размещается на сайте  https://infourok.ru/user/soboleva-oksana-sergeevna?ysclid=lmarhzb649405869174

        Продолжительность урока составляет 40 минут. С целью профилактики утомления на каждом уроке используются различные виды учебной деятельности от 5 до 7 видов. Продолжительность одного вида учебной деятельности составляет 7 – 10 минут.

На 20 минуте урока организуется проведение динамических пауз в виде, комплексов упражнений для профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц и связок нижних конечностей. На протяжении всего урока обеспечивается контроль за осанкой.

Общая продолжительность использования электронных средств обучения на уроке не должна превышать 30 минут.

III. Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Чтение (Литературное чтение)» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» обязательной части учебного плана для 8 класса. На предмет «Чтение » в 8»К» классе отведено 4 часа в неделю.

Количество часов в год составляет 136 часа (4 часа в неделю)

VI. Результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение учащимися личностных результатов:

-развивать творческую личность путём приобщения к литературе как искусству слова;

-развивать способность организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

-совершенствовать духовно – нравственные качества личности (чувство ответственности, сострадание, взаимовыручка, чувство долга и т.п.);

-развивать умения грамотно, точно, ясно излагать свои мысли в устной форме;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

-адекватно самостоятельно оценивать свои суждения, в случае необходимости вносить в них коррективы;

- слушать одноклассников, понимать позицию другого человека;

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;

- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

- работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации.

Предметные результаты.

К концу обучения в 8 классе учащиеся должны уметь:

Минимальный уровень

-читать вслух правильно, выразительно, целыми словами;

-читать про себя проанализированные тексты, читать короткие, доступные тексты самостоятельно;

- пересказывать отдельные части произведения, доступные по изображённым событиям;

- выделять тему произведения, участвовать в обсуждении идеи;

-выражать своё отношение к поступкам героям и событиям с помощью учителя);

- находить в тексте незнакомые слова, учиться их объяснять, опираясь на текст (с помощью учителя);

-учить стихотворение наизусть (объём текста с учётом особенностей учеников);

-участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту.

Достаточный уровень

- читать вслух правильно, бегло, выразительно;

-читать про себя доступные по содержанию тексты;

-выделять тему и идею произведения (последнее задание – с помощью учителя);

-определять черты характера главных героев и выражать своё отношение к ним (с помощью учителя);

- самостоятельно делить текст на части по данному плану или составлять план к выделенным частям текста;

- отбирать (коллективно) опорные слова для пересказа, обращая внимание на лексику, характеризующую эмоциональное состояние действующих лиц, природы, образные выражения, и употреблять их в пересказе;

- пересказывать прочитанный текст с ориентацией на план и опорные слова;

-ставить вопросы к тексту, задавать их одноклассникам;

- выделять незнакомые слова и давать им объяснения (с помощью учителя);

- заучить наизусть 10 стихотворений;

-читать внеклассную литературу, в том числе отдельные статьи из периодической печати, и принимать участие в их обсуждении.

Программа обеспечивает достижение учащимися 3 класса базовых учебных действий:

Личностные учебные действия:

  • понимать учебную задачу, поставленную учителем, и уметь её выполнить;
  •  самостоятельно организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  •  грамотно, точно и ясно излагать свои мысли в устной форме;
  •  работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
  • самостоятельно оценивать свои суждения, уметь вносить в них коррективы;
  • слушать одноклассников, уважительно и с пониманием относиться к позиции другого человека;
  •  высказывать собственное мнение и аргументировать её;
  •  выступать с сообщениями перед сверстниками;
  •  устанавливать рабочие отношения в группе, эффективно сотрудничать;
  •  формулировать и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Коммуникативные учебные действия:

- вступать в контакт и  работать в коллективе, поддерживать коммуникацию;

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.

Регулятивные учебные действия:

- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

- осознанно действовать на основе устных и письменных инструкций для решения практических и учебных задач;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

 - уметь читать вслух, про себя правильно, бегло, выразительно доступные по содержанию тексты;

  • уметь формулировать, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
  • уметь осуществлять самостоятельно и с опорой на план и опорные слова различные виды пересказов (полный, выборочный, по ролям)
  • уметь выделять тему, идею произведения;
  • участвовать в беседе: высказывать свою точку зрения, аргументировать её, слушать и понимать позицию другого человека;
  • делить самостоятельно текст на части по заданному плану или составлять план к выделенным                          частям текста;
  • определять черты характера главных действующих лиц и выражать своё отношение к ним;
  • заучивать стихотворение наизусть;
  • самостоятельно выбирать, читать доступные детские книги из школьной (домашней) библиотеке.

V. Содержание учебного предмета

V. 1. Содержание программы

Устное народное творчество.

Статья «Сказки». Русская народная сказка «Волшебное кольцо». Пословицы и поговорки. Баллады «Перчатка» В. А. Жуковского, «Нашла коса на камень» И.З. Сурикова. Былина «Садко» (Отрывок).

Произведения русских писателей XIX века

Изучаемые произведения:

А.С. Пушкин. Биография, М.Я. Басин «Публичное испытание», И,И.Пущин «Записки о Пушкине», А.С. Пушкин «Памятник», «Во глубине сибирских руд», «Зимнее утро», «И.И. Пущину», «Няне», «Сожжённое письмо» (Отрывок),»Я вас любил…», «Сказка о попе и его работнике Балде».

М.Ю. Лермонтов. Биография, М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта» (Отрывок), «Родина» (Отрывок), «Парус», «Сосна», «Сказка про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (Отрывок).

И.А. Крылов. Биография, И.А. Крылов «Волк на псарне», «Осёл и Соловей», «Муха и Пчела».

Н.А. Некрасов. Биография, Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда» (Отрывок), «В полном разгаре страда деревенская…», «Мороз, Красный нос» (Отрывок), «Русские женщины» (Отрывок).

И.С. Тургенев. Биография, И.С. Тургенев «Муму» (В сокращении).

Л.Н. Толстой. Биография, Л.Н. Толстой «После бала» (В сокращении).

Произведения русских писателей первой половины XX века

Изучаемые произведения: А.П. Чехов. Биография, А.П. Чехов «Лошадиная фамилия».  В.Г. Короленко. Биография, В.Г. Короленко «Слепой музыкант» (Отрывки). М. Горький. Биография, М. Горький «Макар Чудра» (Отрывок). С.А. Есенин. Биография, С.А. Есенин «Спит ковыль…», «Пороша», «Отговорила роща золотая…». А.П. Платонов. Биография, А.П. Платонов «Разноцветная бабочка» (Сказка). А.Н. Толстой. Биография, А.Н. Толстой «Русский характер». Н.А. Заболоцкий. Биография, Н.А. Заболоцкий «Некрасивая девочка».

Произведения русских писателей второй половины XX века

Изучаемые произведения: К.Г. Паустовский. Биография, К.Г. Паустовский «Телеграмма» ( В сокращении). Р.И. Фраерман. Биография, Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» (Отрывки). Л.А. Кассиль. Биография, Л.А. Кассиль «Пекины бутсы». А.Т. Твардовский. Биография, А.Т. Твардовский «Василий Тёркин» (Отрывки из поэмы). В.М. Шукшин. Биография, В.М. Шукшин «Гринька Малюгин» (В сокращении). В.П. Астафьев. Биография, В.П. Астафьев «Далёкая и близкая сказка» (Глава из повести «Последний поклон»). Р.П. Погодин. Биография, Р.П. Погодин «Алфред». А.А. Сурков. Биография, А.А. Сурков «Родина».

Уроки внеклассного чтения

Изучаемые произведения: на выбор учителя.

Содержание работы: Читать самостоятельно рекомендованные учителем произведения, статьи из  газет и журналов. Уметь передать впечатление от прочитанного, кратко пересказать содержание прозаического произведения (отрывка из произведения). Уметь работать в группе по плану анализа  произведения, статьи журнала или газеты. Давать небольшой развернутый аргументированный ответ по одному из пунктов плана. Выполнять устное словесное рисование (иллюстрация к эпизоду). Участвовать в обсуждении прочитанных книг;  вести  дневник внеклассного чтения, составлять отзыв о прочитанной книге, а так же работать с уголком внеклассного чтения.

V. 2. Тематический план

№ п/п

                                  Наименование    разделов

Кол-во

часов

1.

Устное народное творчество.

11

2.

Произведения русских писателей XIX века.

54

3.

Произведений русских писателей 1-й половины XX века.

33

4.

Произведений русских писателей 2-й половины XX века.

32

Всего

136ч

VI. Календарно-тематическое планирование уроков чтения

 1 четверть

(4 часа в неделю)

п/п

Тема урока

Дидактическая цель

Основные виды деятельности

Кол- во часов

Дата

Коррекция

Пл-я

Фак-я

Устное народное творчество

1.

Статья «Сказки».

Познакомить с содержанием статьи «Сказки».

Выявлять  знания школьников об устном народном творчестве, видах сказок. Прослушивать текста, читаемого учителем. Нахождение непонятных слов и объяснение их (с помощью учителя). Чтение текста цепочкой по абзацам. Выборочное чтение отрывков из произведения по заданию учителя. Отгадывать викторины по известным  русским народным сказкам. Работа по вопросам из учебника. Привести примеры и сравнить  сказки. Определять главной мысли сказок.

1ч.

02.09

2.

Сказка «Волшебное кольцо»

Познакомить со сказкой «Волшебное кольцо»

Прослушивать текст сказки, читаемого учителем. Находить непонятные слова и объяснить их (с помощью учителя). Анализировать произведения по вопросам учителя. Читать по ролям. Работать над выяснением морали сказки, признаков волшебной сказки, поэтики сказки, сказочных формул. Работать над смыслом волшебных сказок, с примерами похожих сказок.

3ч.

02.09

03.09

05.09

3.

Пословицы и поговорки

Познакомить с содержанием статьи.

Прослушивать тексты народных произведений малых форм. Работать над их смысловым значением. Совместно подобрать пословицы и поговорки по разной тематике с использованием иллюстративного материала. Использовать элементы драматизации Игра:"Покажи» пословицу". Провести викторину - "Пословицы и поговорки".

1ч.

08.09

4.

Статья «Баллады».

Познакомить с содержанием статьи «Баллады»

Познакомиться  с новым жанром литературы «баллада». Работать по вопросам учителя. Работать над выразительными средствами языка и над выразительным чтением. Выборочно прочитать предложенные баллады: "Светлана" В.А. Жуковского, "Песнь о вещем Олеге" А.С.Пушкина, "Генерал Топтыгин" Н.А.Некрасова.  

Анализировать произведения по вопросам учителя. Работать над выразительными средствами языка. Выяснять идеи и главной мысли произведения, роль короля и зверей, их характеристика. Работать с иллюстративным материалом. Высказывать личностное отношения к героям произведения.

1ч.

09.09

5.

В. А. Жуковский «Перчатка»

Познакомить с повестью «Перчатка»

1ч.

10.09

6.

И. З. Суриков

«Нашла коса на камень»

Познакомить со стихотворением «Нашла коса на камень»

Находить непонятные слова и объяснение их (с помощью учителя). Анализировать произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Читать по ролям. Сравнивать анализ поступков персонажей, составлять характеристики героев произведений. Краткий пересказ отрывков из произведений. Просматривать видео  произведения.

1ч.

12.09

7.

Статья «Былины».

Познакомить с содержанием статьи «Былины»

Продолжать знакомства школьников с былинами. Выявлять особенности этого жанра, отличия былины от сказки. Отвечать на вопросы учителя. Работать над выразительным чтением. Выборочное чтение.

Анализировать произведения по вопросам учителя. Работать над спокойным голосом при прочтении данной басни. Работать над сложными для понимания словами и выражениями на стр.30. Выяснять идеи и главной мысли произведения. Работать с иллюстративным материалом. Составлять характеристики персонажей. Использовать былинного слога для собственного  сочинения о случае из жизни  школьников.

1ч.

15.09

8.

Былина «Садко»

Познакомить с отрывком из былины «Садко»

1ч.

16.09

9.

Внеклассное чтение. Чтение произведений устного народного творчества разных жанров

Обобщить знания по самостоятельно изученным произведениям.

Выборочное чтение и рассказывание понравившихся отрывков из сказок. Работа с иллюстративным материалом к сказкам, в том числе выполненными самими учащимися. Работа с выставкой книг, дневником внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения. Работа над пониманием особенностей жанра сказки, видами сказок (волшебные, бытовые, о животных). Проведение конкурса, викторины, соревнования по знаниям сказок. Рисование героя сказок, на которого хотели бы быть похожим Работа в парах, группах.

1ч.

17.09

Произведения русских писателей XIX века.

10.

А. С. Пушкин.

Биография

Познакомить с биографией А.С. Пушкина

Продолжать знакомства с биографией и основными этапами творчества А. С. Пушкина. Прослушивать текст произведения, читаемого учителем. Работать с презентационным и иллюстративным материалом по теме. Отгадывать викторины по известным произведениям А.С. Пушкина. Выборочное чтение. Отвечать на вопросы учителя по тексту. Беседовать о знакомых учащимся произведениях А. С. Пушкина.

1ч.

19.09

11.

М. Я. Басина

«Публичное испытание»

Познакомить с рассказом «Записки о Пушкине»

Совершенствовать технику чтения. Анализировать текст по вопросам учителя. Выборочное чтение. Работать над сложными для понимания словами и выражениями. Работать с иллюстративным материалом. Развивать умения задать вопрос по тексту. Работать над пересказом текста по плану. Выучить отрывок из данного произведения на стр.37-38.

1ч.

22.09

12.

И. И. Пущин

«Записки о Пушкине»

Познакомить с отрывком из рассказа «Записки о Пушкине»

Совершенствовать технику чтения. Анализировать текст по вопросам учителя. Выборочное чтение. Работать над сложными для понимания словами и выражениями. Работать с иллюстративным материалом. Соотносить текст с историческими событиями. Развивать умения задать вопрос по тексту. Работать над кратким пересказом текста. Вспомнить с помощью иллюстраций лицейские годы И.И.Пущина и А.С.Пушкина.

1ч.

23.09

13.

А. С. Пушкин

«Памятник» (отрывок)

Познакомить с отрывком из стихотворения «Памятник»

Работать над выразительным чтением. Определять главную мысль стихотворения. Работать над выразительными средствами языка. Работать над словами и выражениями сложными для понимания, кто такие декабристы. Соотносить текст стихотворения с историческими событиями в начале 19 века. Работать с иллюстративным материалом. Заучивать стихотворения наизусть.

1ч.

24.09

14.

А. С. Пушкин

 «Во глубине сибирских руд…»

Познакомить со стихотворением «Во глубине сибирских руд»

Работать над выразительным чтением. Определять главную мысль стихотворения. Работать над выразительными средствами языка. Работать над словами и выражениями сложными для понимания, кто такие декабристы. Соотносить текст стихотворения с историческими событиями в начале 19 века. Работать с иллюстративным материалом. Заучивать стихотворения наизусть.

1ч.

26.09

15.

А. С. Пушкин

«Зимнее утро»

Познакомить со стихотворением «Зимнее утро»

Прослушивать текста произведения, читаемого учителем.  Находить непонятных слов и объяснение их (с помощью учителя). Читать стихотворения, расстановка пауз, каждый чтец заканчивает на паузе. Самостоятельное чтение и выразительное чтение отрывков произведения. Составлять рассказа-описания погоды зимним утром. Выразительное чтение стихотворения. Работать над словесным рисованием.

1ч.

29.09

16.

А. С. Пушкин

«И. И. Пущину»

Познакомить со стихотворением «И.И. Пущину»

Прослушивать  и анализировать тексты стихотворений по вопросам учителя.  Выборочное чтение обучающимися. Рассуждать совместно со своими одноклассниками и учителем на тему дружбы. Определять  главную мысль в стихотворениях. Соотнести тексты стихотворений с реальными историческими событиями. Заучивать одного из стихотворений наизусть.

1ч.

30.09

17.

А. С. Пушкин

«Няне»

Познакомить со стихотворением «Няне»

Прослушивать и анализировать тексты стихотворений по вопросам учителя.  Работать над выразительным чтением. Определять  главную мысль в стихотворениях. Соотносить тексты стихотворений с реальными историческими событиями. Работать с иллюстративным материалом, презентацией.  Заучивать одного из стихотворений наизусть.

1ч.

01.10

18.

А. С. Пушкин

«Сожжённое письмо» (отрывок)

Познакомить с отрывком из стихотворения «Сожжённое письмо»

Прослушивать и анализировать тексты стихотворений по вопросам учителя.  Работать над выразительным чтением. Выборочное чтение. Определять  главную мысль в стихотворениях. Соотносить тексты стихотворений с реальными историческими событиями. Работать с иллюстративным материалом, презентацией.

Раскрывать тему любви в стихах Пушкина. Заучивать одного из стихотворений наизусть.

1ч.

03.10

19.

А. С. Пушкин

«Я вас любил…»

Познакомить со стихотворением «Я вас любил...»

Прослушивать и анализировать тексты стихотворений по вопросам учителя.  Работать над выразительным чтением. Выборочное чтение. Определять  главную мысль в стихотворениях. Соотносить тексты стихотворений с реальными историческими событиями. Работать с иллюстративным материалом, презентацией.

Раскрывать тему любви в стихах Пушкина. Заучивать одного из стихотворений наизусть.

1ч.

06.10

20.

А. С. Пушкин

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

Познакомить со сказкой «Сказка о попе и о работнике Балде»

Прослушивать чтения текста произведения, читаемого учителем.  Находить непонятных слов и объяснение их (с помощью учителя). Читать текст цепочкой по абзацам. Выборочное чтение отрывков из произведения по заданию учителя. Участвовать в беседе с опорой на текст сказки и собственный опыт, впечатления с выборочным чтением отрывков из произведения. Работать над техникой чтения (правильность, интонация, насмешливый тон). Ответы на вопросы учебника на стр.53

2ч.

07.10

08.10

21.

Внеклассное чтение.

Обобщить знания по самостоятельно изученным произведениям.

Выборочное чтение и рассказывание понравившихся отрывков. Работа с иллюстративным материалом, в том числе выполненными самими учащимися. Работа с выставкой книг, дневником внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения. Работа над пониманием особенностей жанра. Работа в парах, группах.

1ч.

10.10

22.

М. Ю. Лермонтов.

Биография

Познакомить с биографией М.Ю.Лермонтова

Продолжить знакомства с биографией и основными этапами творчества М. Ю. Лермонтова. Выборочное чтение. Отвечать на вопросы учителя по тексту. Беседовать о знакомых учащимся произведениях М. Ю. Лермонтова. Самостоятельное составление вопросов к тексту

1ч.

13.10

23.

М. Ю. Лермонтов

«Смерть поэта» (отрывок)

Познакомить с отрывком из стихотворения «Смерть поэта»

Работать над выразительным чтением стихотворения. Работать над средствами художественной выразительности. Анализировать текст по вопросам учителя. Определять главную мысль стихотворения. Соотносить текст с реальными историческими событиями.

1ч.

14.10

24.

М. Ю. Лермонтов

«Родина»

Познакомить с отрывком из стихотворения «Родина»

Беседовать с опорой на иллюстративный материал, музыку, произведения искусства, рассуждение на тему -  любовь к Родине. Выразительное чтение стихотворения. Анализировать стихотворения по вопросам учителя. Работать над выразительными средствами языка. Чтение текста цепочкой по предложениям. Создавать иллюстрации к произведениям. Заучивать стихотворения "Родина" наизусть.

1ч.

15.10

25.

М. Ю. Лермонтов

«Парус»

Познакомить со стихотворением «Парус»

Прослушивать и анализировать тексты стихотворений по вопросам учителя.  Анализировать стихотворений по вопросам учителя. Устное словесное рисование. Раскрывать темы одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова. Определять главную мысль. Заучивать одног из стихотворений наизусть.

1ч.

17.10

26.

М. Ю. Лермонтов

«Сосна»

Познакомить со стихотворением «Сосна»

Прослушивать и анализировать тексты стихотворений по вопросам учителя.  Анализировать стихотворений по вопросам учителя. Устное словесное рисование. Раскрывать темы одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова. Определять главную мысль. Заучивать одног из стихотворений наизусть.

1ч.

20.10

27.

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». (Отрывки).

Познакомить с отрывками из произведения «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Выделять непонятных слов: Гой еси, опричник, стольник, гнушаться, трапеза, гуслярный звон, Нонече, душегуб, охульник.Тесовые кровельки, сажень, охотницкийбой ,бесталанная, тороватый, безымянная могила.

1часть Подчеркивать детали описания пира, которые говорят о древности этого события. Выявить, что вызвало гнев царя, что он предложил Кирибеевичу. Вывод об отношении царя к Кирибеевичу. Находить в тексте описание красоты русской женщины. Словесный портрет Алены Дмитревны.

2 часть. Описывать молодого купца Степана Парамоновича. Отношение Алены Дмитревны к происшедшему. Оценивать  Кирибеевича. Определение главной мысли этой части.

3 часть. Находить  в тексте сравнения , используемые автором для описания утра. Сравнивать поведение Кирибеевича и Степана Парамоновича перед боем. Как царь «наградил» победителя?

3ч.

21.10

22.10

24.10

Всего в 1 четверти 32   часа.

2 четверть

 (4 часа в неделю)

п/п

Тема урока

Дидактическая цель

Основные виды деятельности

Кол- во часов

Дата

Коррекция

Пл-я

Фак-я

Произведения русских писателей XIX века.

1.

И.А. Крылов. Биография.

Познакомить с биографией И.А.Крылова

Познакомиться  с биографией и основными этапами творчества баснописца. Басня – литературный жанр. Объяснять слова: высокопоставленный чиновник, паразитизм, тунеядство, мораль.

1ч.

05.11

2.

И.А. Крылов

«Волк на псарне»

Познакомить с басней И.А. Крылова «Волк на псарне»

Работать над выборочным чтением. Работать над выразительным чтением. Читать по ролям. Работа с иллюстративным материалом. Анализировать произведения по вопросам учителя. Соотносить басни «Волк на псарне» с историческими событиями.  Характеристика персонажей. Выделение непонятных слов: овчарня, хлев, дубье, гончие . Соотносить героев басен с поступками и чертами характера людей. Словесное рисование. Использование элементов драматизации. Заучивать басни наизусть. Определять морали басни.

1ч.

07.11

3.

И.А.Крылов

«Осёл и Соловей»

Познакомить с басней И.А.Крылова «Осёл и Соловей»

1ч.

10.11

4.

И.А. Крылов

«Муха и Пчела»

Познакомить с басней И.А.Крылова «Муха и Пчела»

1ч.

11.11

5.

Н.А.Некрасов. Биография

Познакомить с биографией Н.А. Некрасова

Продолжить знакомство с биографией и основными этапами творчества Н.А. Некрасова. Выборочное чтение. Отвечать на вопросы учителя по тексту. Беседовать   о знакомых учащимся произведениях Н.А. Некрасова. Самостоятельное составление вопросов к тексту. Словарная работа: Бурлаки, воскрешал, стать.

1ч.

12.11

6.

Н.А. Некрасов.

«Размышления у парадного подъезда» (отрывок)

Познакомить с отрывком из произведения «Размышления у парадного подъезда»

Беседовать с опорой на иллюстративный материал. Работать над выразительным чтением. Отвечать на вопросы по содержанию. Выборочное чтение.  Работать над сложными для понимания словами и выражениями. Высказывать впечатления от прочитанного. Находить в стихотворении обращений автора к родной земле, Волге, народу. Объяснение с помощью учителя слов: Обитель, скорбь, палаты, почил. Совершенствовать технику чтения, выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений. Беседа по картине И.Е. Репина «Бурлаки на Волге». Нахождение в стихотворении строк, которые могут служить подписью к картине.

1ч.

14.11

7.

Н.А. Некрасов

«В полном разгаре страда деревенская…»

Учить определять главную мысль, описывать события, последовательность сказки, выражать своё отношение к героям произведения

Работать над выразительным чтением. Беседовать с опорой на иллюстративный материал. Отвечать на вопросы: что говорит поэт о тяжелой доле русской крестьянки, в чем тяжесть  женского подневольного труда и женской доли в поэзии Н.А. Некрасова. Выяснять позиции автора. Обмениваться мнениями. Составлять характеристики героев с помощью учителя.

1ч.

17.11

8.

Н.А. Некрасов «Мороз, красный нос» (отрывок)

Учить определять главную мысль, описывать события, последовательность сказки, выражать своё отношение к героям произведения

 Беседовать с опорой на иллюстративный материал. Работать над выразительным чтением.    Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение.  Работать над сложными для понимания словами и выражениями. Высказывание впечатлений от прочитанного. Устное словесное рисование. Составлять характеристику  русской женщины по данному в учебнике плану (стр 87) .Заучивать   отрывков из стихотворения наизусть. Соотносить стихотворения с реальными  историческими событиями.

1ч.

   18.11

9.

Н.А. Некрасов «Русские женщины» ( отрывок)

Расширение представлений учащихся о писателе и его творчестве. Обеспечение эстетического восприятия  произведения. Обеспечение понимания авторского замысла и идеи произведения.

Беседовать с опорой на иллюстративный материал. Работать над выразительным чтением.   Выборочное чтение.  Работать над сложными для понимания словами и выражениями. Высказывать впечатления от прочитанного. Беседовать о декабристах и их жёнах, последовавших за своими мужьями в ссылку в Сибирь. Соотносить стихотворения с реальными историческими событиями. Выразительное чтение  стихотворения: с глубоким чувством – обращение к русским людям; спокойным голосом – описание дороги в шахте; взволнованно, с паузами, выделяя голосом восклицания, - встречу Марии с мужем. Объяснять с помощью учителя слов:  Бремя, дерзость, простер, оковы.

1ч.

19.11

10.

Обобщение по творчеству Н.А.Некрасова

Обобщение и систематизация материала по изученным литературным произведениям. Расширение читательского кругозора. Обеспечение мотивации к чтению художественной литературы.

Развивать техники чтения. Беседовать о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, видеофрагменты, музыку, знания и опыт обучающихся. Составлять рассказа по плану. Коллективное обсуждение, высказывание личного мнения обучающихся  по изученным произведениям. Пересказывать отрывков из произведений, чтение наизусть отрывков из стихотворений. Работать в парах и группах. Повторять и закреплять сложные для понимания слова и выражения. Анализировать и обсуждать образа крестьянина  и русской женщины.

1ч.

21.11

11.

И.С. Никитин.

Биография. «Русь»

Обеспечение целостного восприятия и осмысление текста статьи. Расширение представлений учащихся о поэте и его творчестве.

Знакомиться с биографией и основными этапами творчества И.В. Никитина. Выборочное чтение. Отвечать на вопросы учителя по тексту.  Самостоятельное составление вопросов к тексту. Беседовать с опорой на иллюстративный материал, музыку, произведения искусства. Отвечать на вопросы учителя, составление рассказа о детстве и юношестве  поэта. Выразительное чтение. Объяснять с помощью учителя слов: Мурава, эпитет, метафора, сравнение, лунь.

Определять главную тему стихотворений И.С. Никитина. Выразительное чтение стихотворения. Анализировать стихотворения. Работать над   средствами художественной выразительности.  Определять главной мысли. Устное словесное рисование. Находить в тексте слов и выражений, передающих передать величие  родины, красоту родной земли. Находить в тексте строки, где говорится о любви к родине, о защите её от врагов. Заучивать  стихотворения наизусть.

1ч.

24.11

12.

И.С. Никитин

«Утро на берегу озера»

Обеспечение целостного восприятия и осмысление текста статьи. Расширение представлений учащихся о писателе и его творчестве

Беседовать с опорой на иллюстративный материал. Работать над выразительным чтением.    Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение.  Работать над средствами художественной выразительности. Определение чувств поэта. Делеить на смысловые части стихотворения, озаглавливание этих частей.  Находить описания природы и чтение её спокойно, плавно. Энергичное и звучное чтение описания рыбной ловли. Работать с иллюстрацией. Словесное рисование.

1ч.

25.11

13.

Внеклассное чтение.

Стихи русских поэтов

Обобщить знания по самостоятельно изученным произведениям.

Выборочное чтение и рассказывание понравившихся отрывков. Работа с иллюстративным материалом, в том числе выполненными самими учащимися. Работа с выставкой книг, дневником внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения. Работа над пониманием особенностей жанра стихотворения. Проведение конкурса, викторины, соревнования по знаниям стихотворений. Рисование героя, на которого хотели бы быть похожим Работа в парах, группах.

1ч.

26.11

14.

И.С. Тургенев.

Биография

Учить определять главную мысль, описывать события, последовательность сказки, выражать своё отношение к героям произведения

Знакомиться с биографией и основными этапами творчества И.С. Тургенева. Выборочное чтение. Отвечать на вопросы учителя по тексту.  Самостоятельно составлять вопросы к тексту.   Составление плана. Подробный пересказ по плану. Беседовать об историческом времени, крепостном праве и влиянии его на судьбы людей.

1ч.

28.11

15.

И.С. Тургенев

«Муму»

Расширение представлений учащихся о писателе и его творчестве. Обеспечение эстетического восприятия  произведения. Обеспечение понимания авторского замысла и идеи произведения.

-анализировать содержание  по вопросам  учителя

 -соотносить событий с реальной исторической эпохой

 -работать с иллюстративным материалом

 -работать  над сложными для понимания словами и выражениями.

 -выполнять чтение по ролям отрывков текста

 -делить текст на части, составлять  план

 -давать характеристику героям

8ч.

01.12

02.12

03.12

05.12

08.12

09.12

10.12

12.12

16.

Обобщение по творчеству И.С. Тургенева

Обеспечение целостного восприятия и осмысление текста статьи. Расширение представлений учащихся о поэте и его творчестве.

Развивать технику чтения. Беседовать о прочитанном произведении с опорой на иллюстрации, видеофрагменты, музыку, знания и опыт обучающихся.  Пересказывать отрывки из произведений, пересказ от имени главного героя. Работать в парах и группах. Повторять и закреплять сложные для понимания слов и выражений. Анализировать и обсуждать образа героя произведения, поведения и поступков. Размышлять над поступком героя с точки зрения современной жизни. Анализировать литературное произведения с точки зрения отражения в нём нравственных истин. С помощью учителя строить небольшое устное рассуждение на тему верности,  дружбы. Делать вывод о герое, поступке героя, о событии в жизни героя.

1ч.

15.12

17.

Л.Н. Толстой.

Биография

Расширение представлений учащихся о поэте и его творчестве. Совершенствование навыка сознательного выразительного чтения

Продолжить знакомства с биографией и основными этапами творчества писателя. Выборочное чтение.  Отвечать на вопросы учителя по тексту. Беседовать   о знакомых учащимся произведениях Л.Н. Толстого. Самостоятельное составление вопросов по  тексту. Беседа на тему: «Самое яркое воспоминание писателя о своем детстве» . Краткий рассказ о деятельности, которой занимался Л.Н.Толстой. Как прошли последние дни жизни Л.Н.Толстого.

1ч.

16.12

18.

Л.Н. Толстой

«После бала»

Обеспечение целостного восприятия и осмысление текста статьи. Расширение представлений учащихся о писателе и его творчестве

  Совершенствовать технику чтения. Анализировать произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение.  Определять места событий, которые происходят в рассказе. Выяснять причину счастья рассказчика. Описать внешности и поведения полковника и Вареньки на балу. Высказывание учащихся о характере полковника. Определение главной мысли произведения. Работа с иллюстрацией на стр. 124. Краткий пересказ  от первого лица. Краткий пересказ от третьего лица. Выражение личного отношения к героям произведения.

    Найти в тексте подтверждение тому, что действия происходят во времена крепостного права. Какие чувства охватывают рассказчика после увиденной сцены наказания, найти в тексте эти строки. Сравнить с чувствами из 1 части. Сравнить, каким человеком был полковник на балу и, каким оказался на самом деле. Причины угасания любви Ивана Васильевича. Коллективное обсуждение вопроса: Почему рассказ называется «После бала»? можно ли было его назвать «На балу»?  Словарная работа: ломовые, шпицрутены

4ч.

17.12

19.12

22.12

23.12

Произведения русских писателей 1-й половины XX века

19.

А.П. Чехов. Биография

Расширение представлений учащихся о писателе и его творчестве. Обеспечение целостного восприятия произведения, понимание замысла и идеи произведения.

Продолжать знакомства с биографией и основными этапами творчества писателя. Выборочное чтение.  Отвечать на вопросы учителя по тексту. Беседа   о знакомых учащимся произведениях А.П. Чехова. Самостоятельное составление вопросов по тексту. Найти в  биографическом очерке пояснение к словам Чехова: «В детстве у меня не было детства». Какие талантливые склонности проявлялись у Чехова в детстве?

1ч.

24.12

20.

А.П. Чехов «Лошадиная фамилия»

Обеспечение целостного восприятия и осмысление текста статьи. Расширение представлений учащихся о поэте и его творчестве.

Совершенствовать технику чтения. Анализировать рассказ по вопросам  учителя. Выборочное чтение.   Работать с иллюстративным материалом. Работа  над сложными для понимания словами (заговор, пользует, уезд, акцизный, депеша) и выражениями.  Определять главную мысль произведения. Находить смешного и комичного в рассказе. Читать по ролям. Обратить внимание на интонацию, тон голоса при чтении по ролям. Показать, где нужно:  нетерпение, недоумение, злость, раздражение, неуверенность, удивление.

  Прочитать отрывок о приказчике. В чем проявляется комизм его поведения? Объяснение названия рассказа «Лошадиная фамилия». Инсценировка  эпизодов из рассказа.    

2ч.

26.12

29.12

21.

Внеклассное чтение. Рассказы А.П. Чехова

Обобщить знания по самостоятельно изученным произведениям.

Выборочное чтение и рассказывание понравившихся отрывков. Работа с иллюстративным материалом, в том числе выполненными самими учащимися. Работа с выставкой книг, дневником внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения.. Рисование героя сказок, на которого хотели бы быть похожим Работа в парах, группах.

1ч.

30.12

Всего во 2 четверти 32 час.

3 четверть

(4 часа в неделю)

п/п

Тема урока

Дидактическая цель

Основные виды деятельности

Кол- во часов

Дата

Коррекция

Пл-я

Фак-я

Произведения русских писателей 1-й половины XX века

1.

В.Г. Короленко.

Биография

Обеспечение целостного восприятия и осмысление текста статьи. Расширение представлений учащихся о писателе и его творчестве

Продолжить знакомства с биографией и основными этапами творчества писателя. Выборочное чтение.  Отвечать на вопросы учителя по тексту. Беседовать   о знакомых учащимся произведениях А.П. Чехова. Самостоятельное составление вопросов по тексту. Совершенствовать техники чтения.   Беседовать по теме «В чём смысл жизни?»

1ч.

12.01

2.

В.Г. Короленко

«Слепой музыкант»

Обеспечение целостного восприятия и осмысление текста статьи. Расширение представлений учащихся о поэте и его творчестве.

Учить определять главную мысль, описывать события, последовательность сказки, выражать своё отношение к героям произведения

Совершенствовать технику чтения. Работать над выразительным и выборочным чтением. Чтение по ролям. Словарная работа, объяснение смысла выражения: Пётр, ставший уже юношей, вырос, как тепличный цветок.  Анализировать текста по вопросам учителя. Работать с иллюстративным материалом. Пересказывать с использованием иллюстрации, ответы на вопросы с помощью иллюстрации. Работать над характеристикой героев повести, определение главной черты в поведении каждого из них. Сравниванивать героев повести в детские и юношеский годы. Работа над пересказом содержания прочитанного. Выявлять основной мысли повести. Высказывать своё мнение о прочитанном, о героях повести. Коллективное обсуждение произведения.

12ч

13.01

14.01

16.01

19.01

20.01

21.01

23.01

26.01

27.01

28.01

30.01

02.02

3.

М. Горький.
Биография

Учить определять главную мысль, описывать события, последовательность сказки, выражать своё отношение к героям произведения

Знакомиться с биографией и основными этапами творчества А. М. Горького. Выборочное чтение. Отвечать на вопросы учителя по тексту. Беседовать о знакомых учащимся произведениях М. Горького. Самостоятельное составление вопросов по тексту. Краткий пересказ о жизни и творчестве писателя.

03.02

  4.

М. Горький

«Макар Чудра»

(отрывок)

Расширение представлений учащихся о писателе и его творчестве. Обеспечение эстетического восприятия  произведения. Обеспечение понимания авторского замысла и идеи произведения.

Совершенствовать технику чтения. Словарная работа. Работать над выборочным чтением (подтверждение своего ответа строками из текста). Читать по ролям. Анализировать текста по вопросам учителя. Находить сравнений, которыми пользуется автор при описании внешности Лойко. Работать с иллюстративным материалом. Пересказ прочитанного текста. Выявлять основную мысль произведения. Высказывать своё мнение о прочитанном. Коллективное обсуждение произведения.

04.02

06.02

09.02

  5.

С.А. Есенин.

Биография

Обеспечение целостного восприятия и осмысление текста статьи. Расширение представлений учащихся о писателе и его творчестве.

Знакомиться с биографией и основными этапами творчества С. А. Есенина. Словарная работа. Ответы на вопросы учителя по тексту, выборочное чтение. Беседа о знакомых учащимся произведениях С. А. Есенина, выявление главных мотивов его творчества. Самостоятельное составление вопросов по тексту. Краткий пересказ о жизни и творчестве автора.

10.02

  6.

С.А. Есенин

«Спит ковыль…»

Обеспечение целостного восприятия и осмысление текста статьи. Расширение представлений учащихся о поэте и его творчестве.

Совершенствовать технику чтения, работать над выразительным чтением стихотворения. Словарная работа, объяснение смысла выражений: спит ковыль, плачут вербы, шепчут тополя, окрик журавлиный. Выборочное чтение. Беседовать с опорой на иллюстративный материал, произведения искусства, музыку. Словесное рисование. Работать над средствами художественной выразительности. Анализировать стихотворения, размышление о чувствах поэта, вызванных картинами родной природы. Раскрывать темы красоты русской природы и любви к родной земле в поэзии С. А. Есенина. Заучивать стихотворение наизусть.

11.02

7.

С.А. Есенин

«Пороша»

Обеспечение целостного восприятия и осмысление поэтического текста. Расширение представлений учащихся о поэте и его творчестве.

Работать с иллюстративным материалом. Совершенствование техники чтения. Словарная работа. Работать над выразительным чтением (чтение стихотворения плавно, спокойно, задумчиво). Анализировать стихотворения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Словесное рисование. Работать над средствами художественной выразительности. Раскрывать темы красоты русской природы и любви к родной земле в поэзии С. А. Есенина. Заучивать стихотворения наизусть.

13.02

8.

С.А. Есенин

«Отговорила роща золотая…»

Расширение представлений учащихся о поэте и его творчестве. Совершенствование навыка сознательного выразительного чтения

Совершенствовать технику чтения. Словарная работа. Работать над выразительным чтением (чтение стихотворения тихим печальным голосом). Выборочное чтение. Словесное рисование. Работать над средствами художественной выразительности. Анализировать стихотворения по вопросам учителя. Раскрывать темы красоты русской природы и любви к родной земле в поэзии С. А. Есенина. Высказывать своё мнение о прочитанном.

16.02

9.

Обобщение по творчеству С.А. Есенина

Обобщение и систематизация материала по изученным литературным произведениям. Расширение читательского кругозора.

Развивать технику чтения. Беседовать о прочитанном произведении с опорой на иллюстрации, видеофрагменты, музыку, знания и опыт обучающихся.  Коллективное обсуждение, высказывание личного мнения обучающихся  по изученным  произведениям. Работать в парах и группах. Повторять и закреплять сложных для понимания слов и выражений. Анализировать и размышление о чувствах поэта, вызванных картинами родной природы. Краткий рассказ о основных моментах жизни и творчества поэта. Устное словесное рисование (описание  природы).

17.02

10.

А.П. Платонов

Биография.

Обеспечение целостного восприятия и осмысление текста статьи. Расширение представлений учащихся о поэте и его творчестве.

Учить определять главную мысль, описывать события, последовательность сказки, выражать своё отношение к героям произведения

Знакомиться с биографией и основными этапами творчества А. П. Платонова. Краткий пересказ о жизни и творчестве автора.
Совершенствовать технику чтения. Выборочное чтение. Отвечать на вопросы учителя по тексту. Высказывают своё мнение о прочитанном. Приводят примеров из жизни или из книг о беспредельной материнской любви. Нахождение в произведении описания реальной жизни и сказочных моментов. Анализируют произведения, выявление его главной мысли. Самостоятельная работа по составлению вопросов по тексту. Работают над пересказом прочитанного текста.

18.02

11.

А.П.Платонов «Разноцветная бабочка»

Учить определять главную мысль, описывать события, последовательность сказки, выражать своё отношение к героям произведения

20.02

24.02

12.

Внеклассное чтение.

Обобщить знания по самостоятельно изученным произведениям.

Выборочное чтение и рассказывание понравившихся отрывков. Работа с иллюстративным материалом, в том числе выполненными самими учащимися. Работа с выставкой книг, дневником внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения. Рисование героя сказок, на которого хотели бы быть похожим Работа в парах, группах.

1ч.

25.02

13.

А.Н. Толстой

Биография.

Расширение представлений учащихся о писателе и его творчестве. Обеспечение эстетического восприятия  произведения. Обеспечение понимания авторского замысла и идеи произведения.

-отвечать на вопросы учителя по тексту

-анализировать текст

-выполнять пересказ текста

27.02

14.

А.Н. Толстой

«Русский характер»

Обеспечение целостного восприятия и осмысление текста статьи. Расширение представлений учащихся о писателе и его творчестве.

4ч.

02.03

03.03

04.03

06.03

15.

Н.А. Заболоцкий.

Биография.

Обеспечение целостного восприятия и осмысление текста статьи. Расширение представлений учащихся о поэте и его творчестве.

Знакомятся биографией и основными этапами творчества Н. А. Заболоцкого. Выборочное чтение. Отвечают на вопросы учителя по тексту. Самостоятельное составление вопросов по тексту. Краткий пересказ о жизни и творчестве автора.
Работают над выразительным чтением. Анализируют стихотворения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Описывают внешний вид девочки. Работают с иллюстративным материалом. Рисовать устные иллюстрации к стихотворению. Составлять рассуждений о красоте души, о внешней  красоте человека. Обмениваться мнениями, коллективное обсуждение.  

1ч.

10.03

16.

Н.А. Заболоцкий.

«Некрасивая девочка»

Обеспечение целостного восприятия и осмысление поэтического текста. Расширение представлений учащихся о поэте и его творчестве.

1ч.

11.03

Произведения русских писателей 1-й половины XX века

17.

К.Г.Паустовский Биография

Обеспечение целостного восприятия и осмысление текста статьи. Расширение представлений учащихся о поэте и его творчестве.

Знакомиться с биографией и основными этапами творчества К.Г.паустовского. Краткий пересказ о жизни и творчестве автора.
Совершенствовать технику чтения. Выборочное чтение. Отвечать на вопросы учителя по тексту. Высказывают своё мнение о прочитанном. Приводят примеров из жизни или из книг о беспредельной материнской любви. Нахождение в произведении описания реальной жизни и сказочных моментов. Анализируют произведения, выявление его главной мысли. Самостоятельная работа по составлению вопросов по тексту. Работают над пересказом прочитанного текста

13.03

18.

К.Г.Паустовский «Телеграмма»

Обеспечение целостного восприятия и осмысление текста статьи. Расширение представлений учащихся о писателе и его творчестве.

16.03

17.03

18.03

19.

Л.А. Кассиль.

Биография.

Обеспечение целостного восприятия и осмысление текста статьи. Расширение представлений учащихся о поэте и его творчестве.

Учить определять главную мысль, описывать события, последовательность сказки, выражать своё отношение к героям произведения

Знакомиться с биографией и основными этапами творчества Л. А. Кассиля. Выборочное чтение. Отвечать на вопросы учителя по тексту. Краткий пересказ жизни и творчества автора.
Совершенствовать технику чтения. Читать по ролям. Выборочное чтение. Анализировать текст по вопросам учителя. Работать над характеристикой героя, составление характеристики по плану. Составлять словесного портрета. Работать с иллюстративным материалом. Озаглавливание частей текста. Работать над пересказом. Пересказывать прочитанный с сохранением прямой речи. Работать над основной мыслью произведения. Высказывать своего мнения о прочитанном, впечатлений, которые произвёл рассказ. Коллективное обсуждение произведения.

20.03

20.

Л.А. Кассиль.

 «Пекины бутсы»

Учить определять главную мысль, описывать события, последовательность сказки, выражать своё отношение к героям произведения

23.03

24.03

25.03

27.03

Всего в 3 четверти 42часов.        

4 четверть

(4 часа в неделю)

п/п

Тема урока

Дидактическая цель

Основные виды деятельности

Кол- во часов

Дата

Коррекция

Пл-я

Фак-я

Произведения русских писателей 2 –й половины XX века

1.

Р.И. Фраерман.

Биография.

Обеспечение целостного восприятия и осмысление текста статьи. Расширение представлений учащихся о поэте и его творчестве.

Знакомиться с биографией и основными этапами творчества Р. И. Фраермана. Выборочное чтение. Отвечать на вопросы учителя по тексту. Самостоятельное составление вопросов по тексту. Краткий пересказ о жизни и творчестве автора.
Совершенствовать технику чтения. Чтение по ролям. Работать над выборочным чтением. Анализировать текст по вопросам учителя. Работать с иллюстративным материалом. Работать над характеристикой героев, составление их словесного портрета. Озаглавливание частей текста. Работать над пересказом. Выявлять основную мысль произведения, раскрытие темы дружбы, взаимовыручки, первой любви в произведении. Высказывать своего мнения о прочитанном. Коллективное обсуждение произведения.

06.04

2.

Р.И. Фраерман.

«Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»

Обеспечение целостного восприятия и осмысление поэтического текста. Расширение представлений учащихся о поэте и его творчестве .

Обобщение и систематизация материала по изученным литературным произведениям. Расширение читательского кругозора..

07.04

08.04

10.04

13.04

3.

А.Т. Твардовский.

«Василий Тёркин»

Расширение представлений учащихся о писателе и его творчестве. Обеспечение эстетического восприятия  произведения. Обеспечение понимания авторского замысла и идеи произведения.

Знакомиться с биографией и основными этапами творчества Л. А. Кассиля. Выборочное чтение. Отвечать на вопросы учителя по тексту. Краткий пересказ жизни и творчества автора.
Совершенствовать технику чтения. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Анализировать текста по вопросам учителя. Работать над характеристикой героя, составление характеристики по плану. Составлять словесный портрет. Работать с иллюстративным материалом. Озаглавливание частей текста. Работать над пересказом. Пересказывать прочитанный с сохранением прямой речи. Работать над основной мыслью произведения. Высказывать своего мнения о прочитанном, впечатлений, которые произвёл рассказ. Коллективное обсуждение произведения.

14.04

15.04

17.04

20.04

4.

Внеклассное чтение

Обобщить знания по самостоятельно изученным произведениям.

Выборочное чтение и рассказывание понравившихся. Работа с иллюстративным материалом, в том числе выполненными самими учащимися. Работа с выставкой книг, дневником внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения. Рисование героя, на которого хотели бы быть похожим Работа в парах, группах.

1ч.

21.04

5.

В.М. Шукшин.

Биография.

Обеспечение целостного восприятия и осмысление текста статьи. Расширение представлений учащихся о писателе и его творчестве.

Знакомиться с биографией и основными этапами творчества В. М. Шукшина. Выбирать чтение. Отвечать на вопросы учителя по тексту. Самостоятельное составление вопросов. Краткий пересказ жизни и творчества автора.
Совершенствовать технику чтения. Чтение по ролям. Работать над выборочным чтением. Анализировать текст по вопросам учителя. Работать с иллюстративным материалом. Работать над характеристикой героя. Составлять словесный портрет. Оценивать поступки героя, сравнивание его поведения на пожаре и остальных людей. Работать над пересказом. Выявлять основную мысль произведения, раскрытие в нём темы подвига. Высказывать своё мнения о прочитанном. Коллективное обсуждение произведения.

22.04

6.

В.М. Шукшин.

 «Гринька Малюгин»

Обеспечение целостного восприятия и осмысление текста статьи. Расширение представлений учащихся о поэте и его творчестве.

24.04

27.04

7.

В.А. Астафьев.

Биография.

Обеспечение целостного восприятия и осмысление поэтического текста. Расширение представлений учащихся о поэте и его творчестве.

Знакомиться с биографией и основными этапами творчества В. П. Астафьева. Выборочное чтение. Отвечать на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях В. П. Астафьева. Краткий пересказ жизни и творчества автора.
Совершенствовать технику чтения. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением. Анализировать текст по вопросам учителя. Работать с иллюстративным материалом. Работать над характеристикой героя. Составлять словесный портрет. Разделять отрывки на части озаглавливание частей. Пересказывать с использованием составленного плана. Работать над основной мыслью произведения, раскрытие темы грусти, одиночества. Высказывать своё  мнения о прочитанном. Коллективное обсуждение произведения.

28.04

8.

В.А. Астафьев.

«Далёкая и близкая звезда»

29.04

06.05

08.05

9.

Р.П. Погодин.

Биография.

Расширение представлений учащихся о писателе и его творчестве. Обеспечение эстетического восприятия  произведения. Обеспечение понимания авторского замысла и идеи произведения.

Продолжать знакомства с биографией и основными этапами творчества Р. П. Погодина. Выборочное чтение. Отвечать на вопросы учителя по тексту. Беседовать о прочитанных учащимися произведениях Р. П. Погодина.
Совершенствовать технику чтения. Чтение по ролям. Работать над выборочным чтением. Анализировать текста по вопросам учителя. Работать над характеристикой героев. Работать над пересказом. Пересказывать вторую главу по частям:
занятия ребят летом; разговоры на брёвнах; появление деда Улана; заявление Стёпки. Самостоятельное разделение третьей главы на части, их озаглавливание, пересказ по составленному плану. Работать с иллюстративным материалом. Работать над основной мыслью произведения. Высказывать своего мнения о прочитанном. Коллективное обсуждение произведения.

12.05

10.

Р.П. Погодин.

«Алфред»

Обеспечение целостного восприятия и осмысление текста статьи. Расширение представлений учащихся о писателе и его творчестве.

13.05

15.05

18.05

19.05

20.05

11.

А.А. Сурков.

Биография.

«Родина»

Обеспечение целостного восприятия и осмысление текста статьи. Расширение представлений учащихся о поэте и его творчестве.

Знакомиться с биографией и основными этапами творчества А. А. Суркова. Выборочное чтение. Отвечать на вопросы учителя по тексту. Самостоятельно составлять вопросы.
Беседовать с опорой на иллюстративный материал. Работать над выразительным чтением. Анализировать текста по вопросам учителя. Соотносить текст с реальными историческими событиями. Выборочное чтение. Работать над описанием природы. Определять основной идеи стихотворения, его главной мысли. Высказывать своего мнения о прочитанном, впечатления, которое произвело стихотворение.

22.05

12.

А.А. Сурков.

 «Родина»

Обеспечение целостного восприятия и осмысление текста статьи. Расширение представлений учащихся о поэте и его творчестве.

25.05

13.

Внеклассное чтение.

Развивать интерес к чтению через произведения зарубежных писателей.

Читать и обсуждать произведения зарубежных писателей. Совершенствовать технику чтения. Выборочное чтение. Рассказывать отрывки из прочитанных произведений. Анализировать прочитанные произведения. Давать характеристику героев и их поступков. Высказывать свое мнения о прочитанном, коллективное обсуждение. Работать в парах и группах. Работать с иллюстративным материалом, дневниками внеклассного чтения, выставкой книг, уголком внеклассного чтения.

26.05

Всего в 4 четверти 26 часов.

VII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Освоение учебного предмета «Чтение (литературное чтение)»   предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучения для создания материально – технической поддержки процесса обучения, развития и воспитанияучащихся 8 класса с  легкой степенью умственной отсталости:

Демонстрационные и печатные пособия:

  • магнитная доска;
  • комплект «Портреты писателей, поэтов»;
  • коллекция картин «Времена года»;
  • наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с тематикой, определённой в стандарте образования для детей с лёгкой степенью умственной отсталости по чтению;
  • демонстрационные  карточки:  «Мир животных»,  «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Птицы домашние», «Природные явления», «Деревья и кустарники».

Экранно-звуковые пособия:

  • аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений;
  • видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (биография писателей, экранизация изучаемых произведений);
  • презентации, соответствующие содержанию обучения.

Технические средства обучения:

  • персональный ноутбук;
  • многофункциональное устройство;
  • мультимедиа  проектор в комплекте с креплением;
  • интерактивная доска;
  • цифровая видеокамера;
  • мультимедийный  проектор;
  • документ-камера;
  • мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике по чтению.

Для реализации программного   содержания используются следующие учебные пособия:

        Чтение.  8 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы/  авт.- сост. З.Ф. Малышева 14 издание,  перераб. – М. : Просвещение, 2019. – 287 с. : ил. – ISBN 978-5-09—068214 – 5

Нормативно-правовые документы:

  1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
  3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;

Учебно-методическая литература:

  1. Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы – М.: Просвещение, 2011.
  2. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. – М.: Просвещение, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению 7-8 класс коррекции 8 вида

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Чтение»   7-8 класс(обучение по специальной (коррекционной программе VIII вида) ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ПО СМЕШАННОМУ ТИПУ У ДЕТЕЙ С НВОНР, ФНР (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ)

К числу важнейших задач логопедической работы в школе относится повышение эффективности и качества обучения учащихся. Поэтому программа рассчитана на своевременное предупреждение и устранение имеющихс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ПО СМЕШАННОМУ ТИПУ У ДЕТЕЙ С НВОНР, ФНР (3 ГОД ОБУЧЕНИЯ)

Цель данной системы коррекционного обучения -  усвоение значений слова, расширение стоящих за словом системы связей, восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического  ст...

Рабочая программа по чтению (литературному чтению) 5 «В» класс на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по чтению (литературному чтению) 5 «В» класс на 2019-2020 учебный год...

Рабочая программа по чтению (литературное чтение) 6 «в» класс 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по чтению (литературное чтение) 6 «в» класс 2019-2020 учебный год...

Рабочая программа Коррекция чтение 9 кл

Рабочая программа Коррекция чтение 9 кл...