Задания для оценки читательской грамотности
учебно-методический материал по литературе
Нескольких эффективных приёмов работы с текстом, способствующих формированию читательской грамотности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 447 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания для оценки читательской грамотности
Текст № 1.
Почему Ангара убежала от отца Байкала.
Была у Байкала большая семья: больше 300 сыновей разных имен, больше 30 дочек. А только одна любимица своенравная Ангара. Все они родились в окружающих Байкал высотах и хребтах. Все они вливают свои воды и тем поддерживают отца. Все они у него в повиновении только младшая дочь ослушница.
Резвилась она в водах голомяных*, плескалась в изумрудных волнах, проматывала богатства, которые добывали отец и братья. Но все прощал Байкал своей любимице. Однажды узнала Ангара об Енисее богатыре: ветер ли нашептал, чайки ли рассказали, или поведали странствующие певцы, но поняла красавица, что нет ей жизни без милого. И когда седой старец спал, разорвала Ангара грудью скалы прибрежные и убежала к любимому. Проснулся старик, опечалился, стал кликать - не отзывается, бросился было в погоню, да подвели старые ноги. Схватил он тогда в гневе камень и бросил вслед своенравной беглянке. Так и стоит он поныне под именем Шаманским. Только камень Ангару не удержал, и послал старик за нею сына своего Иркута. Долго плутал Иркут, далеко в горах нашел сестру, но хитрая красавица говорит ему:
- Не будем возвращаться, братец, засмеют нас: меня за то, что убежала, тебя за то, что долго искал, поплыли к Енисею вместе. Я буду ему женой, а ты другом верным.
Так и бежит вечно прочь от отца Байкала Ангара, неся воды своему возлюбленному.
(По материалам бурятской легенды)
*для справки:
голомя - ровный плоский участок какого-либо предмета или плоской поверхности, открытое место на озере, реке или море, удалённое от берега и не защищённое от ветра.
Текст № 2.
Байкал.
Байка́л — озеро тектонического происхождения в южной части Восточной Сибири, глубочайшее озеро планеты Земля, крупнейший природный резервуар пресной воды. Более половины года озеро сковано льдом, период ледостава 15 января — 1 мая, судоходство осуществляется с июня по сентябрь. С 1956 года озеро стало составной частью Иркутского водохранилища, в результате чего уровень воды поднялся на 1.5 м.
Озеро и прибрежные территории отличаются уникальным разнообразием флоры и фауны, бо́льшая часть видов эндемична*. Местные жители и многие в России традиционно называют Байкал морем.
Байкал находится в центре Азии, в России, на границе Иркутской области и Республики Бурятия. Озеро протянулось с севера на юго-запад на 636 км в виде гигантского полумесяца. Ширина Байкала колеблется от 25 до 80 км.
Площадь водной поверхности составляет 31 722 км² (без учёта островов), что примерно равно площади таких стран, как Бельгия, Нидерланды или Дания. По площади водного зеркала Байкал занимает шестое место среди крупнейших озёр мира. Длина береговой линии — 2 100 км.
Максимальная глубина озера — 1 637 метров.
Запасы воды в Байкале гигантские — 23615,390 км³ (около 19 % мировых запасов пресной воды — во всех пресных озёрах мира содержится 123 тыс. км³ воды). По объёму запасов воды Байкал занимает второе место в мире среди озёр, уступая лишь Каспийскому морю, однако в Каспийском море вода солёная. В Байкале воды больше, чем во всех вместе взятых пяти Великих озёрах и в 25 раз больше, чем в Ладожском озере.
(Статья из учебника географии)
* для справки:
эндемики — это растения или животные, встречающиеся только в определенной географической местности.
Текст № 3.
«Ехали мы к Байкалу по берегу Ангары, которая берет начало из Байкала и впадает в Енисей. Зрите карту. Берега живописные. Горы и горы, на горах всплошную леса. Погода была чудная, тихая, солнечная, теплая; я ехал и чувствовал почему-то, что я необыкновенно здоров; мне было так хорошо, что и описать нельзя. Это, вероятно, после сиденья в Иркутске и оттого, что берег Ангары на Швейцарию похож. Что-то новое и оригинальное. Ехали по берегу, доехали до устья и повернули влево; тут уже берег Байкала, который в Сибири называют морем. Зеркало. Другого берега, конечно, не видно: 90 верст. Берега высокие, крутые, каменистые, лесистые; направо и налево видны мысы, которые вдаются в море, вроде Аю-Дага или феодосийского Тохтабеля. Похоже на Крым. Станция Лиственичная расположена у самой воды и поразительно похожа на Ялту; будь дома белые, совсем была бы Ялта. Только на горах нет построек, так как горы слишком отвесны и строиться на них нельзя…»
(Из письма А.П.Чехова матери Евгении Яковлевне,
сестре Марии и брату Михаилу)
Текст № 4.
Когда силой чудотворною
Огонь подземный разорвал
Меж горами степь просторную –
Хлынул волнами Байкал…
... Вдруг утес – гора упорная –
Преградила путь ему
И, как крепость непокорная,
Не пускала вдаль волну…
Но напряг он грудь свободную –
С треском рухнула гора –
И по ней волной холодною
Зашумела Ангара!..
(Стихотворение М.Ф. Кривошеина)
Текст № 5.
«Алмазные грани Байкала, лето 2020»
Лучший отдых на Байкале летом 2020 - это экскурсионный тур «Алмазные Грани Байкала»! Автоэкскурсии по Байкалу, прогулки на теплоходе по озеру, купание в прохладной, но кристально-чистой воде Священного озера сравнимы с чудесным, сказочным сном, во время которого захватывает дух от необычайной красоты и суровости!
Участники тура поделены на небольшие группы, каждую из которых весь тур сопровождает один гид. Все экскурсии включены в стоимость тура! Проживание без переездов в небольшой благоустроенной гостинице, где Ваши соседи такие же участники тура – единомышленники! Завтраки, ужины и пять обедов, включены в стоимость тура и готовятся в соответствии с расписанием экскурсий. Разнообразное, не повторяющееся, по-сибирски, сытное питание, вкуснейший чай с саган дайля* и чабрецом – приятное дополнение тура. Прибавьте к этому тёплую, дружественную атмосферу общения между туристами и обслуживающим персоналом!
Система "Все включено по-байкальски"! Данную программу мы разработали таким образом, чтобы во время тура Вы только наслаждаться красотой и уникальностью Байкала. В стоимость тура входят все основные экскурсии, трехразовое питание (за исключением обеда в первый и свободный дни), трансфер во время проведения тура, проживание в благоустроенном номере!
(Статья из туристической брошюры)
*для справки:
саган дайля – травяной чай
Задания.
Прочитайте все предложенные тексты и ответьте на вопросы.
Задание 1. Что означают эти цифры? Приведите в соответствие цифры из первой колонки с данными из второй колонки (текст № 1)
1 | 31722 м2 | А | Запасы воды в Байкале |
2 | 1637 м | Б | Длина береговой линии |
3 | 2100 км | В | Максимальная глубина озера |
4 | 23615, 390 км3 | Г | Площадь водной поверхности |
Поле для ответа:
1 | |
2 | |
3 | |
4 |
Задание 2. Найдите в тексте 1 прилагательные в превосходной степени и выпишите их вместе с существительными, с которыми они связаны.
Задание 3. Прочитайте утверждения. Верны ли они? Поставьте напротив утверждения в таблице «Да», если оно верное, и «Нет», если неверное.
Утверждения | Да | Нет |
Судоходство осуществляется с июня по сентябрь. | ||
Ширина Байкала колеблется от 10 до 50 м. | ||
В Байкале воды больше, чем во всех вместе взятых пяти Великих озерах. | ||
Местные жители и многие в России традиционно называют Байкал рекой. |
Задание 4. Тебе были предложены для чтения пять текстов. Каждый из них был написан с определённой целью. Из приведённого ниже списка выбери цель написания каждого текста:
- рассказать о последовательно происходящих событиях;
- передать свои чувства и размышления;
- сообщить информацию.
Ниже в таблице поставь рядом с названием каждого текста номер возможной цели его написания.
Текст | Цель написания |
Текст № 1. Байкал | |
Текст № 2. Из письма А. П. Чехова | |
Текст № 3.Почему Ангара убежала от отца Байкала | |
Текст №4. Когда силой чудотворною… | |
Текст №5. Алмазные грани Байкала, лето 2020 |
Задание 5. В какой текст можно было бы поместить данную информацию? Обведи правильный ответ. Своё мнение обоснуй.
В Байкал впадает 336 рек и ручьев, однако это число учитывает лишь постоянные притоки. Самые крупные из них — Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин, Турка, Снежная, Сарма. Из озера вытекает одна река — Ангара.
- Текст № 1. Байкал
- Текст № 2.Из письма А. П. Чехова
- Текст № 3. Почему Ангара убежала от отца Байкала
- Текст № 4. Когда силой чудотворною…
- Текст №5. Алмазные грани Байкала, лето 2020
Задание 6. Опираясь на полученные из текстов сведения, объясни, почему Байкал называют жемчужиной России. Приведи два аргумента.
Задание 7. С какими географическими объектами сравнивает
А.П. Чехов прибайкальские места? Текст 2.
Задание 8. Прочитай утверждения. Верны ли они? Поставь напротив утверждения отметку в графе «Да», если утверждение верно, и в графе «Нет», если оно ошибочно.
Утверждение | Да | Нет |
Байкал находится в центре Азии, в России, на границе Иркутской области и Республики Бурятия (текст 1) | ||
Байкал и Ангару называют братом и сестрой (текст 3) | ||
Станция Лиственичная расположена у самой воды и поразительно похожа на Ялту, потому что дома белые, совсем как в Ялте (текст 2) | ||
В тексте 4 говорится о происхождении озера Байкал и реки Ангары |
Задание 9. Что предлагает экскурсионный тур по Байкалу туристам? (текст 5) Выбери правильные ответы:
- автоэкскурсии по Байкалу;
- лазание по горам;
- прогулки на теплоходе по озеру;
- ныряния под воду;
- купание в воде Священного озера.
Ключи:
Задание | Ответ. Критерии оценивания. | Баллы |
Задание 1 | 1 Г; 2 В; 3 Б; 4 А | |
В ответе дано верное соотнесение данных | 1 балла | |
В ответе есть неверное соотнесение | 0 баллов | |
Задание 2 | Глубочайшее озеро, крупнейший резервуар, крупнейших озер | |
Верно найдено три словосочетания | 2 балла | |
Верно найдено 1-2 словосочетания | 1 балл | |
Словосочетания не найдены или определены неверно | 0 баллов | |
Задание 3 | Да, Нет, Да, Нет. | |
В ответе даны верные утверждения | 1 балла | |
В ответе есть неверные утверждения | 0 баллов | |
Задание 4 | 3,2,1,2,3 | |
Верно указаны все цифры | 2 балла | |
Есть 1-2 недочета | 1 балл | |
Более 2 недочетов | 0 баллов | |
Задание 5 | Текст 5. Так как предложенный отрывок содержит точную информацию, написан в научном стиле, в нем нет изобразительно-выразительных средств, отсутствует оценочная лексика и т.д. | |
Верно определен текст, дано обоснование ответа | 2 балла | |
Верно определен текст, но обоснование отсутствует | 1 балл | |
Ответа нет или текст определен неверно | 0 баллов | |
Задание 6 | Отличаются уникальным разнообразием флоры и фауны; по объёму запасов воды Байкал занимает второе место в мире среди озёр; берега живописные и т.д. | |
Приведено 2 аргумента | 1 балл | |
Аргументы не приведены или приведены неверные суждения | 0 баллов | |
Задание 7 | Аю-Даг, Тохтабель, Крым, Ялта, Швейцария. | |
Приведены 2-3 географических объекта | 1балл | |
Приведено менее 2 объектов | 0 баллов | |
Задание 8 | Да, Нет, Нет, Да. | |
В ответе даны верные утверждения | 1 балла | |
В ответе есть неверные утверждения | 0 баллов | |
Задание 9 | 1,3,5 | |
Дан верный ответ | 1 балл | |
Ответ не дан или указаны не все цифры | 0 баллов |
№ задания | Компетентностная область оценки | Уровень сложности | Формат ответа |
1. | Умение находить и извлекать информацию | Средний | Краткий ответ |
2. | Умение находить и извлекать информацию | Средний | Краткий ответ |
3. | Умение интегрировать и интерпретировать информацию | Средний | Краткий ответ |
4. | Умение интегрировать и интерпретировать информацию | Средний | Краткий ответ |
5. | Осмысление информации | Высокий | Краткий ответ |
6. | Умение находить и извлекать информацию | Высокий | Развернутый ответ |
7. | Умение находить и извлекать информацию | Средний | Краткий ответ |
8. | Умение интегрировать и интерпретировать информацию | Средний | Краткий ответ |
9. | Умение находить и извлекать информацию | Средний | Выбор ответа |
Пользуясь планом, проанализируйте и оцените выполненную работу.
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Итого |
Возможное количество баллов | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 12 |
Набранный балл |
Максимальный балл за выполнение работы – 12.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки
по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | 5 | 4 | 3 | 2 |
Количество баллов | 11-12 | 9-10 | 7-8 | 0-6 |
Задания для диагностики читательской грамотностиучащихся 7-8 классов
Старейший театр Казани
11 февраля 2019 года в Казанском академическом русском Большом драматическом театре им. В.И. Качалова состоялось торжественное открытие театрального музея. Долгожданное событие стало настоящим праздником – двухвековая история Качаловского вмещает в себя известные в России имена и множество нетривиальных фактов.
Первые зрители приходили не в здание на улице Баумана, где сейчас располагается театр. Представления проходили в небольшом доме купца Мергасова на улице Воскресенской (ныне ул. Кремлевская). Именно с этого момента, осенью 1791 года театр в Казани начинает существовать как феномен общественной и культурной жизни.
На представления мог прийти любой горожанин, причем ставили на сцене не только драму, но и оперу. Театр носил название Баратаевский, в честь своего основателя казанского губернатора князя Баратаева. Просуществовал этот театр до 1796 года, пока представления не прекратились общероссийским трауром - умерла Екатерина II.
Павел 1 стал не только зрителем Казанского театра, но и повлиял на его судьбу. В 1798 году император прибыл в Казань. По такому случаю в городе был организован пышный бал с показом театрального представления. О предстоящих премьерах, как и сейчас, оповещали с помощью афиш, но только рукописных. Их размещали на фасаде театра, а особо почетным горожанам разносились сторожем. Спектакль был представлен крепостной труппой помещика Павла Петровича Есипова, который, по свидетельству современников, был «ушибленный театром». После представления Есипов спросил позволения у императора показывать спектакли в Казани. Павел 1 согласился с условием, что для этого будет построено театральное здание. И уже в 1802 году недалеко от современной площади Свободы было построено деревянное здание театра.
Известно, что Есипов установил высокие цены на билеты и в 1814 году разорился. В 1815 году из-за крупного пожара здание театра сгорело.
Из газеты «Казанские губернские ведомости» 1850 года мы узнаем, что в Казани был построен каменный театр, а площадь перед театром впоследствии стала именоваться «Театральной» (ныне площадь Свободы). Театр стал одним из самых больших в Российской империи. Зрительный зал вмещал до 1150 зрителей. Сцена была устроена по образцу Императорских столичных театров, с раздвижным полом. Провалами и подъемом кулис.
С 1852 года художественную часть театра возглавил знаменитый тогда на всю страну антрепренер Николай Милославский-Фридебург, сыгравший здесь свои коронные роли, в том числе Гамлета, Чацкого, Кречирского, Жадова. С этого момента начинается период истории, который краеведы называют «золотым».
Почему театр называется Качаловским? В Казань Качалов приезжает, чтобы закончить учебу в Казанском университете и одновременно работать в труппе Михаила Бородая. Сначала играл небольшие роли, но пользовался большой популярностью у местных гимназисток.
Уже в 1900 году Василия Качалова пригласили в Московский художественный театр (МХТ), там он стал одним из ведущих артистов, одним из первых получил звание Народного артиста СССР.
В 1948 году после смерти Качалова постановлением Совета министров СССР было решено присвоить имя артиста Казанскому Большому драматическому театру. В 2005 году в фойе-атриуме театра был установлен единственный памятник в России Василию Качалову.
Когда театр стал большим? В 1919 году в здании Казанского городского театра случился пожар. Тушить было нечем, в городе был поврежден водопровод. Драматическая труппа в этой ситуации была вынуждена переехать в здание Большого театра на улице Большой проломной (ныне улица Баумана). Уже столетие драматическая труппа театра работает в этом здании.
Первоначально здание было построено в 1833 году по проекту П.Г. Пятницкого для купца Синякова. Окончательный свой облик театр приобрел после многократных перестроек к 1914 году. Название «Большой» здание получило из-за своих размеров.
Сегодня Театральный музей Казанского БДТ – это крупнейший театральный музей Татарстана. Его коллекция насчитывает более 20 тысяч единиц хранения на площади почти 400 кв. метров.
Прочитайте текст и выполните задания
Задание 1.
Определите стиль текста, выберите и запишите правильный ответ.
А) научный Б) художественный В) публицистический
Задание 2.
В тексте 13 абзацев. В каком абзаце рассказывается о том, что в конце 19 века театр стал одним из самых больших в Российской империи. Выберите правильный ответ:
а) в 6-ом | б) во 12-ом | в) в 11-ом |
Задание 3.
В тексте вам встретились слова «премьера», «антрепренёр», «атриум» и «реконструкция». Ниже даны определения этих слов, взятые из толкового словаря. Установите соответствие между словом и его определением. Запишите нужные слова на месте пропусков.
- _______________________ - восстановление
- . ______________________- первый показ
3. _______________________- владелец частного театра
4. __________________- центральное, хорошо освещенное пространство фойе
Задание 4.
Прочитайте данные ниже предложения. Что в них нужно исправить? Подчеркните ошибки и запишите ниже исправленные предложения. «В начале XIX века о предстоящих премьерах, как и сейчас, оповещали с помощью печатных афиш. Их размещали на фасаде театра, а особо почетным горожанам они разносились курьером».
Задание 5.
Кому мог быть интересен этот текст? Напишите свой вариант.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6.
«Театр почитался величайшей святыней, и любое нарушение порядка в нем подлежало немедленно наказанию, как преступление против ее величества публики», - утверждал Иоганн Вольфганг Гёте.
Сопоставьте условные обозначения с описанием запрещающих правил поведения в театре. Заполните вторую строку таблицы соответствующими буквами.
А Б В Г
Выключи мобильный телефон. | |
Вход с едой запрещен. | |
Запрещена видеосъемка | |
Запрещено входить в зал с напитками. | |
Запрещена фотосъемка. |
Задание 7.
Что мог бы сказать 1-ой участник разговора в поддержку своего мнения?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8.
Найдите одно утверждение, которое противоречит содержанию текста:
- Качалов приезжает в Казань, чтобы работать в труппе Михаила Бородая
- Памятники В. Качалову установлены во многих городах России
- После смерти актера его имя было присвоено Казанскому Большому драматическому театру.
- Василий Качалов работал в Московском художественном театре.
Задание 9.
22 августа 2015 года состоялась первая из трёх запланированных экскурсий-прогулок, которую проводили заведующий музеем КАРБДТ им. В.И. Качалова Роман Копылов и сотрудник Международного института антиквариата Алина Ершова. О судьбе русского театра в Казани пришли послушать около тридцати любителей истории Казани.
Используя текст и карту, составьте маршрут экскурсии - прогулки по Казани вместе с КАРБДТ им. В.И. Качалова. Начните его с площадки перед НКЦ «Казань».
Задание 10.
Изучите афишу к постановке спектакля «Пиковая дама» и ответьте на вопросы. В каком жанре поставлено произведение? В каком году состоялась премьера спектакля? Где она состоялась? Можно ли будет во время антракта сходить в буфет?
Задание 11
Изучите билет на спектакль «Пиковая дама». Сможет ли ребенок пяти лет посетить спектакль?
Ключи
№ задания | Содержание верного ответа | Максимальный балл | |
1 | В. Публицистический | 1 | |
Другой ответ | 0 | ||
2 | А. В 6 абзаце | 1 | |
Другой ответ | 0 | ||
3 | 1.Реконструкция 2.Премьера 3.Антрепренёр 4.Атриум | 4 По 1 баллу за каждый правильный ответ | |
4 | «В начале XIX века о предстоящих премьерах, как и сейчас, оповещали с помощью печатных афиш. Их размещали на фасаде театра, а особо почетным горожанам они разносились курьером». | 1 | |
«О предстоящих премьерах в начале IXX века, как и сейчас, оповещали с помощью афиш, но только рукописных, а особо почетным горожанам разносились сторожем». | 1 | ||
5 | Школьникам, которые впервые знакомятся с профессиональным театральным искусством | 1 | |
Школьникам, которые знакомятся с драматургией как видом искусства | 1 | ||
Учителю: в области воспитания основ зрительской культуры школьников | 1 | ||
Старшеклассникам, которые могут реализовать свои творческие потребности в постановке спектакля | 1 | ||
Руководителю театральной студии для организации театрально-творческой работы с детьми | 1 | ||
6 | Выключи мобильный телефон. | Б | 1 |
Вход с едой запрещен. | А | 1 | |
Запрещена видеосъемка | Г | 1 | |
Запрещено входить в зал с напитками. | А | 1 | |
Запрещена фотосъемка. | В | 1 | |
7 | Театр - один из видов искусства, сочетающий в себе слово, визуальные и звуковые образы | 1 | |
Игра актеров – это самое главное, а спецэффекты – лишь приятное дополнение, без которого вполне можно обойтись. | 1 | ||
Основной закон театра – внутреннее соучастие зрителей в происходящих на сцене событиях | 1 | ||
8 | 2. В 2005 году в фойе-атриуме театра был установлен единственный памятник в России Василию Качалову | 1 | |
9 | Первые театральные постановки в Казани, которые проходили в Архиерейской школе, которая находилась при Федоровском монастыре, на месте современного Национального культурного центра. В 1728 году ученики школы начали давать спектакли по библейским сюжетам. С этого-то момента и началась история развития русского театра в Казани. В конце XVIII века в Казани уже появляется профессиональный театр. | 1 | |
Вторым знаковым местом для театральной Казани является Площадь Свободы, именно там когда-то происходили все основные театральные события. И площадь называлась Театральной. | 1 | ||
Путь прогулки пролегал через Ленинский сад, когда-то бывший Николаевской площадью, на которой любил смотреть выступления балаганщиков маленький Федя Шаляпин, живший с родителями неподалеку. Именно с Яковым Мамоновым, «отдававшим себя на потребу публике», связывал в будущем свою любовь к театру маститый артист Федор Шаляпин. В Казанском городском театре он оказался в первый раз в возрасте одиннадцати лет. И театр оказал влияние на дальнейшую судьбу гениального артиста. | 1 | ||
Остановимся напротив знаменитых «номеров Михайлова», которые сейчас реставрирует компания ASG. Планируется, что после окончания реставрации в «номерах Михайлова» будет уголок, посвященный памяти артиста Василия Ивановича Качалова. Сейчас это единственный памятник, который является «живым» свидетелем пребывания Качалова в Казани. Ведь именно в номерах этого дома по улице Лобачевского, дом 3 жил с 1887 по 1889 годы будущий великий артист, который приехал в Казань, чтобы играть на сцене городского театра, а заодно – завершить обучение на юридическом факультете университета. | 1 | ||
После «номеров Михайлова» путь пролегал через дом Мергасова по улице Кремлевская. Сейчас в этом здании филиал Российского торгово-экономического университета. А когда-то там был первый профессиональный театр в Казани. | 1 | ||
Завершилась театральная прогулка на улице Баумана около здания Казанского академического русского большого драматического театра им. В.И. Качалова | 1 | ||
10 | В жанре театральной фантазии | 1 | |
В марте 1999 года | 1 | ||
В городе Марсель, Франция | 1 | ||
Нет, спектакль без антракта | 1 | ||
11 | Нет, спектакль 12+ | 1 | |
Максимальный балл за выполнение работы – 34
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0-13 | 14-20 | 21-28 | 29-34 |
Параметры представленных заданий
№ задания | Компетентностная область оценки | Уровень сложности | Формат ответа |
1 | Находить и извлекать информацию | средний | с выбором ответа |
2 | Находить и извлекать информацию | средний | с выбором ответа |
3 | Интегрировать и интерпретировать сообщения из текста | высокий | с выбором ответа |
4 | Осмысление и оценка содержания текста | высокий | развернутый ответ |
5 | Осмысление и оценка содержания текста | высокий | развернутый ответ |
6 | Интегрировать и интерпретировать сообщения из текста | средний | с выбором ответа |
7 | Осмысление и оценка содержания текста | высокий | развернутый ответ |
8 | Находить и извлекать информацию | средний | с выбором ответа |
9 | Осмысление и оценка содержания текста | высокий | развернутый ответ |
10 | Находить и извлекать информацию | средний | развернутый ответ |
11 | Находить и извлекать информацию | низкий | развернутый ответ |
Приложение 1
Анкета для читателя.
Хороший ли я читатель?
Задумывались ли Вы о том, как надо правильно читать? Что происходит в Вашей голове, когда Вы читаете? Что такое активный, эффективный, гибкий читатель? Ответьте на вопросы анкеты, выбрав один из ответов: ДА, НЕТ, ИНОГДА.
1. Я активный читатель, я думаю во время чтения не только о сюжете, но и том, как я читаю. ______
2. До начала чтения я ставлю себе цель и проверяю себя — правильно ли я читаю. ______
3. Разные тексты я читаю по-разному. Если это повествовательный текст, то я обращаю внимание на его персонажей, время и место действия. В информационном тексте я обращаю внимание на факты, в тексте — рассуждении — на мнения, на точку зрения, аргументы. ______
4. До начала чтения я читаю заголовок и подзаголовки, просматриваю названия глав, иллюстрации. ______
5. До начала чтения я спрашиваю себя: о чем может быть эта книга, этот текст? Я прогнозирую содержание. ______
6. Иногда я читаю текст быстро, иногда медленно, иногда пропускаю несколько предложений, иногда перечитываю. _______
7. Во время чтения я задаю себе вопрос: о чем эта часть текста? Соединяется ли она по смыслу с предшествующей? Я слежу за своим пониманием текста. _______
8. Я обращаю внимание на незнакомые слова, определяю их значение по контексту, спрашиваю у других, смотрю в словаре. ______
9. Закончив чтение, я спрашиваю себя: а) что я узнал нового? б) что еще я знаю по этому вопросу? в) что еще мне хочется узнать? ______
10. Закончив чтение, я запоминаю имя автора книги, ее название и свои впечатления о ней. _____
11. Закончив чтение, я задаю себе вопрос: все ли я понял в этом тексте? Могу ли я его кратко пересказать? ______
12. Я веду Дневник Чтения (Портфель читателя), где записываю ответы на все вопросы. ______
Подсчёт результатов:
Да – 1 балл;
Нет – 0 баллов;
Иногда – 0,5 балла.
Анализ результатов:
12 баллов – очень хороший читатель;
6 баллов – средний уровень;
Менее 6 – надо улучшать умения читать.
Таким образом, одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного читателя, способного отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Это бесспорно актуальная проблема, которая требует пристального внимания и действенного решения и побуждает к поиску стратегий работы с разными видами текстов.
Итак, сегодня на нашем выступлении мы постарались вам показать, на наш взгляд, эффективные приемы работы с текстом, систематизации и обобщения учебного материала и развитие интереса к чтению. Продуктивного чтения и алгоритмов работы с не сплошными текстами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Задания для оценки читательской грамотности учащихся 5–6-х классов
В статье представлены задания, которые направлены на формирование читатетельской грамотности обучающихся 5-6 классов. Тексты объединены темой "Вселенная"...

Повторение по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными на основе анализа текста краеведческой направленности с заданиями, направленными на формирование и оценку читательской грамотности».
Урок русского языка в 9 классе с заданиями, направленными на формирование читательской грамотности учащихся. Использован краеведческий материал по Приморскому краю....
Практические задания по формированию и оценке читательской грамотности на уроках русского языка для 5-9 классов
Современный человек вынужден учиться в течение всей жизни. Основы умения учиться закладываются, как известно, в школьный период. Одним из условий эффективного образования является сформированность клю...
Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы для 5 класса
Задания направлены на формирование и диагностику сформированности читательской грамотности обучающихся 5 классов на уроках литературы....
Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы для 6 класса
Задания направлены на формирование и диагностику сформированности читательской грамотности обучающихся 6 классов...
Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы в 7 классе
Задания направлены на формирование и диагностику сформированности читательской грамотности обучающихся 7 классов...










