Задания для оценки читательской грамотности
учебно-методический материал по литературе

Муравьева Людмила Константиновна

Нескольких эффективных приёмов работы с текстом, способствующих формированию читательской грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания для оценки читательской грамотности

Текст № 1.

Почему Ангара убежала от отца Байкала.

Была у Байкала большая семья: больше 300 сыновей разных имен, больше 30 дочек. А только одна любимица своенравная Ангара. Все они родились в окружающих Байкал высотах и хребтах. Все они вливают свои воды и тем поддерживают отца. Все они у него в повиновении только младшая дочь ослушница.

Резвилась она в водах голомяных*, плескалась в изумрудных волнах, проматывала богатства, которые добывали отец и братья. Но все прощал Байкал своей любимице. Однажды узнала Ангара об Енисее богатыре: ветер ли нашептал, чайки ли рассказали, или поведали странствующие певцы, но поняла красавица, что нет ей жизни без милого. И когда седой старец спал, разорвала Ангара грудью скалы прибрежные и убежала к любимому. Проснулся старик, опечалился, стал кликать - не отзывается, бросился было в погоню, да подвели старые ноги. Схватил он тогда в гневе камень и бросил вслед своенравной беглянке. Так и стоит он поныне под именем Шаманским. Только камень Ангару не удержал, и послал старик за нею сына своего Иркута. Долго плутал Иркут, далеко в горах нашел сестру, но хитрая красавица говорит ему:

- Не будем возвращаться, братец, засмеют нас: меня за то, что убежала, тебя за то, что долго искал, поплыли к Енисею вместе. Я буду ему женой, а ты другом верным.

Так и бежит вечно прочь от отца Байкала Ангара, неся воды своему возлюбленному.

(По материалам бурятской легенды)

*для справки:

голомя - ровный плоский участок какого-либо предмета или плоской поверхности, открытое место на озере, реке или море, удалённое от берега и не защищённое от ветра.

Текст № 2.

Байкал.

Байка́л — озеро тектонического происхождения в южной части Восточной Сибири, глубочайшее озеро планеты Земля, крупнейший природный резервуар пресной воды. Более половины года озеро сковано льдом, период ледостава 15 января — 1 мая, судоходство осуществляется с июня по сентябрь. С 1956 года озеро стало составной частью Иркутского водохранилища, в результате чего уровень воды поднялся на 1.5 м.

Озеро и прибрежные территории отличаются уникальным разнообразием флоры и фауны, бо́льшая часть видов эндемична*. Местные жители и многие в России традиционно называют Байкал морем.

Байкал находится в центре Азии, в России, на границе Иркутской области и Республики Бурятия. Озеро протянулось с севера на юго-запад на 636 км в виде гигантского полумесяца. Ширина Байкала колеблется от 25 до 80 км.

Площадь водной поверхности составляет 31 722 км² (без учёта островов), что примерно равно площади таких стран, как Бельгия, Нидерланды или Дания. По площади водного зеркала Байкал занимает шестое место среди крупнейших озёр мира. Длина береговой линии — 2 100 км.

 Максимальная глубина озера — 1 637 метров.

Запасы воды в Байкале гигантские — 23615,390 км³ (около 19 % мировых запасов пресной воды — во всех пресных озёрах мира содержится 123 тыс. км³ воды). По объёму запасов воды Байкал занимает второе место в мире среди озёр, уступая лишь Каспийскому морю, однако в Каспийском море вода солёная. В Байкале воды больше, чем во всех вместе взятых пяти Великих озёрах и в 25 раз больше, чем в Ладожском озере.

(Статья из учебника географии)

* для справки:

эндемики — это растения или животные, встречающиеся только в определенной географической местности.

Текст № 3.

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/09/27/s_5f70513d63af2/1528598_8.jpeg

«Ехали мы к Байкалу по берегу Ангары, которая берет начало из Байкала и впадает в Енисей. Зрите карту. Берега живописные. Горы и горы, на горах всплошную леса. Погода была чудная, тихая, солнечная, теплая; я ехал и чувствовал почему-то, что я необыкновенно здоров; мне было так хорошо, что и описать нельзя. Это, вероятно, после сиденья в Иркутске и оттого, что берег Ангары на Швейцарию похож. Что-то новое и оригинальное. Ехали по берегу, доехали до устья и повернули влево; тут уже берег Байкала, который в Сибири называют морем. Зеркало. Другого берега, конечно, не видно: 90 верст. Берега высокие, крутые, каменистые, лесистые; направо и налево видны мысы, которые вдаются в море, вроде Аю-Дага или феодосийского Тохтабеля. Похоже на Крым. Станция Лиственичная расположена у самой воды и поразительно похожа на Ялту; будь дома белые, совсем была бы Ялта. Только на горах нет построек, так как горы слишком отвесны и строиться на них нельзя…»

(Из письма А.П.Чехова матери Евгении Яковлевне,

сестре Марии и брату Михаилу)

Текст № 4.

Когда силой чудотворною
Огонь подземный разорвал
Меж горами степь просторную –
Хлынул волнами Байкал…
... Вдруг утес – гора упорная –
Преградила путь ему
И, как крепость непокорная,
Не пускала вдаль волну…
Но напряг он грудь свободную –
С треском рухнула гора –
И по ней волной холодною
Зашумела Ангара!..

(Стихотворение М.Ф. Кривошеина)

Текст № 5.

«Алмазные грани Байкала, лето 2020»

Лучший отдых на Байкале летом 2020 - это экскурсионный тур «Алмазные Грани Байкала»! Автоэкскурсии по Байкалу, прогулки на теплоходе по озеру, купание в прохладной, но кристально-чистой воде Священного озера сравнимы с чудесным, сказочным сном, во время которого захватывает дух от необычайной красоты и суровости!

Участники тура поделены на небольшие группы, каждую из которых весь тур сопровождает один гид. Все экскурсии включены в стоимость тура! Проживание без переездов в небольшой благоустроенной гостинице, где Ваши соседи такие же участники тура – единомышленники! Завтраки, ужины и пять обедов, включены в стоимость тура и готовятся в соответствии с расписанием экскурсий. Разнообразное, не повторяющееся, по-сибирски, сытное питание, вкуснейший чай с саган дайля* и чабрецом – приятное дополнение тура. Прибавьте к этому тёплую, дружественную атмосферу общения между туристами и обслуживающим персоналом!

Система "Все включено по-байкальски"! Данную программу мы разработали таким образом, чтобы во время тура Вы только наслаждаться красотой и уникальностью Байкала. В стоимость тура входят все основные экскурсии, трехразовое питание (за исключением обеда в первый и свободный дни), трансфер во время проведения тура, проживание в благоустроенном номере!

(Статья из туристической брошюры)

*для справки:

саган дайля – травяной чай

Задания.

Прочитайте все предложенные тексты и ответьте на вопросы.

Задание 1. Что означают эти цифры? Приведите в соответствие цифры из первой колонки с данными из второй колонки (текст № 1)


1

31722 м2

А

Запасы воды в Байкале

2

1637 м

Б

Длина береговой линии

3

2100 км

В

Максимальная глубина озера

4

23615, 390 км3

Г

Площадь водной поверхности


Поле для ответа:

1

2

3

4


Задание 2. Найдите в тексте 1 прилагательные в превосходной степени и выпишите их вместе с существительными, с которыми они связаны.



Задание 3. Прочитайте утверждения. Верны ли они? Поставьте напротив утверждения в таблице «Да», если оно верное, и «Нет», если неверное.


Утверждения

Да

Нет

Судоходство осуществляется с июня по сентябрь.

Ширина Байкала колеблется от 10 до 50 м.

В Байкале воды больше, чем во всех вместе взятых пяти Великих озерах.

Местные жители и многие в России традиционно называют Байкал рекой.

Задание 4. Тебе были предложены для чтения пять текстов. Каждый из них был написан с определённой целью. Из приведённого ниже списка выбери цель написания каждого текста:

  1. рассказать о последовательно происходящих событиях;
  2. передать свои чувства и размышления;
  3. сообщить информацию.

Ниже в таблице поставь рядом с названием каждого текста номер возможной цели его написания.

Текст

Цель написания

Текст № 1. Байкал

Текст № 2. Из письма А. П. Чехова

Текст № 3.Почему Ангара убежала от отца Байкала

Текст №4. Когда силой чудотворною…

Текст №5. Алмазные грани Байкала, лето 2020

Задание 5. В какой текст можно было бы поместить данную информацию? Обведи правильный ответ. Своё мнение обоснуй.

В Байкал впадает 336 рек и ручьев, однако это число учитывает лишь постоянные притоки. Самые крупные из них — Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин, Турка, Снежная, Сарма. Из озера вытекает одна река — Ангара.

  1. Текст № 1. Байкал
  2. Текст № 2.Из письма А. П. Чехова
  3. Текст № 3. Почему Ангара убежала от отца Байкала
  4. Текст № 4. Когда силой чудотворною…
  5. Текст №5. Алмазные грани Байкала, лето 2020

Задание 6. Опираясь на полученные из текстов сведения, объясни, почему Байкал называют жемчужиной России. Приведи два аргумента.

Задание 7. С какими географическими объектами сравнивает

А.П. Чехов прибайкальские места? Текст 2.

Задание 8. Прочитай утверждения. Верны ли они? Поставь напротив утверждения отметку в графе «Да», если утверждение верно, и в графе «Нет», если оно ошибочно.

Утверждение

Да

Нет

Байкал находится в центре Азии, в России, на границе Иркутской области и Республики Бурятия (текст 1)

Байкал и Ангару называют братом и сестрой (текст 3)

Станция Лиственичная расположена у самой воды и поразительно похожа на Ялту, потому что дома белые, совсем как в Ялте (текст 2)

В тексте 4 говорится о происхождении озера Байкал и реки Ангары

Задание 9. Что предлагает экскурсионный тур по Байкалу туристам? (текст 5) Выбери правильные ответы:

  1. автоэкскурсии по Байкалу;
  2. лазание по горам;
  3. прогулки на теплоходе по озеру;
  4. ныряния под воду;
  5. купание в воде Священного озера.

Ключи:

Задание

Ответ. Критерии оценивания.

Баллы

Задание 1

1 Г; 2 В; 3 Б; 4 А

В ответе дано верное соотнесение данных

1 балла

В ответе есть неверное соотнесение

0 баллов

Задание 2

Глубочайшее озеро, крупнейший резервуар, крупнейших озер

Верно найдено три словосочетания

2 балла

Верно найдено 1-2 словосочетания

1 балл

Словосочетания не найдены или определены неверно

0 баллов

Задание 3

Да, Нет, Да, Нет.

В ответе даны верные утверждения

1 балла

В ответе есть неверные утверждения

0 баллов

Задание 4

3,2,1,2,3

Верно указаны все цифры

2 балла

Есть 1-2 недочета

1 балл

Более 2 недочетов

0 баллов

Задание 5

Текст 5. Так как предложенный отрывок содержит точную информацию, написан в научном стиле, в нем нет изобразительно-выразительных средств, отсутствует оценочная лексика и т.д.

Верно определен текст, дано обоснование ответа

2 балла

Верно определен текст, но обоснование отсутствует

1 балл

Ответа нет или текст определен неверно

0 баллов

Задание 6

Отличаются уникальным разнообразием флоры и фауны; по объёму запасов воды Байкал занимает второе место в мире среди озёр; берега живописные и т.д.

Приведено 2 аргумента

1 балл

Аргументы не приведены или приведены неверные суждения

0 баллов

Задание 7

Аю-Даг, Тохтабель, Крым, Ялта, Швейцария.

Приведены 2-3 географических объекта

1балл

Приведено менее 2 объектов

0 баллов

Задание 8

Да, Нет, Нет, Да.

В ответе даны верные утверждения

1 балла

В ответе есть неверные утверждения

0 баллов

Задание 9

1,3,5

Дан верный ответ

1 балл

Ответ не дан или указаны не все цифры

0 баллов

задания

Компетентностная

область оценки

Уровень сложности

Формат ответа

1.

Умение находить и извлекать информацию

Средний

Краткий ответ

2.

Умение находить и извлекать информацию

Средний

Краткий ответ

3.

Умение интегрировать и интерпретировать информацию

Средний

Краткий ответ

4.

Умение интегрировать и интерпретировать информацию

Средний

Краткий ответ

5.

Осмысление информации

Высокий

Краткий ответ

6.

Умение находить и извлекать информацию

Высокий

Развернутый ответ

7.

Умение находить и извлекать информацию

Средний

Краткий ответ

8.

Умение интегрировать и интерпретировать информацию

Средний

Краткий ответ

9.

Умение находить и извлекать информацию

Средний

Выбор ответа

Пользуясь планом, проанализируйте и оцените выполненную работу.

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Итого

Возможное количество баллов

1

2

1

2

2

1

1

1

1

12

Набранный балл

Максимальный балл за выполнение работы – 12.

Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки

по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

5

4

3

2

Количество баллов

11-12

9-10

7-8

0-6

Задания для диагностики читательской грамотностиучащихся 7-8 классов

Старейший театр Казани

11 февраля 2019 года в Казанском академическом русском Большом драматическом театре им. В.И. Качалова состоялось торжественное открытие театрального музея. Долгожданное событие стало настоящим праздником – двухвековая история Качаловского вмещает в себя известные в России имена и множество нетривиальных фактов.

Первые зрители приходили не в здание на улице Баумана, где сейчас располагается театр. Представления проходили в небольшом доме купца Мергасова на улице Воскресенской (ныне ул. Кремлевская). Именно с этого момента, осенью 1791 года театр в Казани начинает существовать как феномен общественной и культурной жизни.

На представления мог прийти любой горожанин, причем ставили на сцене не только драму, но и оперу. Театр носил название Баратаевский, в честь своего основателя казанского губернатора князя Баратаева. Просуществовал этот театр до 1796 года, пока представления не прекратились общероссийским трауром - умерла Екатерина II.

Павел 1 стал не только зрителем Казанского театра, но и повлиял на его судьбу. В 1798 году император прибыл в Казань. По такому случаю в городе был организован пышный бал с показом театрального представления. О предстоящих премьерах, как и сейчас, оповещали с помощью афиш, но только рукописных. Их размещали на фасаде театра, а особо почетным горожанам разносились сторожем. Спектакль был представлен крепостной труппой помещика Павла Петровича Есипова, который, по свидетельству современников, был «ушибленный театром». После представления Есипов спросил позволения у императора показывать спектакли в Казани. Павел 1 согласился с условием, что для этого будет построено театральное здание. И уже в 1802 году недалеко от современной площади Свободы было построено деревянное здание театра.

Известно, что Есипов установил высокие цены на билеты и в 1814 году разорился. В 1815 году из-за крупного пожара здание театра сгорело.

Из газеты «Казанские губернские ведомости» 1850 года мы узнаем, что в Казани был построен каменный театр, а площадь перед театром впоследствии стала именоваться «Театральной» (ныне площадь Свободы). Театр стал одним из самых больших в Российской империи. Зрительный зал вмещал до 1150 зрителей. Сцена была устроена по образцу Императорских столичных театров, с раздвижным полом. Провалами и подъемом кулис.

С 1852 года художественную часть театра возглавил знаменитый тогда на всю страну антрепренер Николай Милославский-Фридебург, сыгравший здесь свои коронные роли, в том числе Гамлета, Чацкого, Кречирского, Жадова. С этого момента начинается период истории, который краеведы называют «золотым».

Почему театр называется Качаловским? В Казань Качалов приезжает, чтобы закончить учебу в Казанском университете и одновременно работать в труппе Михаила Бородая. Сначала играл небольшие роли, но пользовался большой популярностью у местных гимназисток.

Уже в 1900 году Василия Качалова пригласили в Московский художественный театр (МХТ), там он стал одним из ведущих артистов, одним из первых получил звание Народного артиста СССР.

В 1948 году после смерти Качалова постановлением Совета министров СССР было решено присвоить имя артиста Казанскому Большому драматическому театру. В 2005 году в фойе-атриуме театра был установлен единственный памятник в России Василию Качалову.

Когда театр стал большим? В 1919 году в здании Казанского городского театра случился пожар. Тушить было нечем, в городе был поврежден водопровод. Драматическая труппа в этой ситуации была вынуждена переехать в здание Большого театра на улице Большой проломной (ныне улица Баумана). Уже столетие драматическая труппа театра работает в этом здании.

Первоначально здание было построено в 1833 году по проекту П.Г. Пятницкого для купца Синякова. Окончательный свой облик театр приобрел после многократных перестроек к 1914 году. Название «Большой» здание получило из-за своих размеров.

Сегодня Театральный музей Казанского БДТ – это крупнейший театральный музей Татарстана. Его коллекция насчитывает более 20 тысяч единиц хранения на площади почти 400 кв. метров.

Прочитайте текст и выполните задания

Задание 1.

Определите стиль текста, выберите и запишите правильный ответ.

А) научный Б) художественный В) публицистический

Задание 2.

В тексте 13 абзацев. В каком абзаце рассказывается о том, что в конце 19 века театр стал одним из самых больших в Российской империи. Выберите правильный ответ:

а) в 6-ом

б) во 12-ом

в) в 11-ом

Задание 3.

В тексте вам встретились слова «премьера», «антрепренёр», «атриум» и «реконструкция». Ниже даны определения этих слов, взятые из толкового словаря. Установите соответствие между словом и его определением. Запишите нужные слова на месте пропусков.

  1. _______________________ - восстановление
  2. . ______________________- первый показ

3. _______________________- владелец частного театра

4. __________________- центральное, хорошо освещенное пространство фойе

Задание 4.

Прочитайте данные ниже предложения. Что в них нужно исправить? Подчеркните ошибки и запишите ниже исправленные предложения. «В начале XIX века о предстоящих премьерах, как и сейчас, оповещали с помощью печатных афиш. Их размещали на фасаде театра, а особо почетным горожанам они разносились курьером».

Задание 5.

Кому мог быть интересен этот текст? Напишите свой вариант.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6.

«Театр почитался величайшей святыней, и любое нарушение порядка в нем подлежало немедленно наказанию, как преступление против ее величества публики», - утверждал Иоганн Вольфганг Гёте.

Сопоставьте условные обозначения с описанием запрещающих правил поведения в театре. Заполните вторую строку таблицы соответствующими буквами.

А Б В Г

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/09/27/s_5f70513d63af2/1528598_9.jpeg https://fsd.multiurok.ru/html/2020/09/27/s_5f70513d63af2/1528598_10.jpeg https://fsd.multiurok.ru/html/2020/09/27/s_5f70513d63af2/1528598_11.jpeg https://fsd.multiurok.ru/html/2020/09/27/s_5f70513d63af2/1528598_12.png

Выключи мобильный телефон.

Вход с едой запрещен.

Запрещена видеосъемка

Запрещено входить в зал с напитками.

Запрещена фотосъемка.



Задание 7.1528598_13

Что мог бы сказать 1-ой участник разговора в поддержку своего мнения?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 8.

Найдите одно утверждение, которое противоречит содержанию текста:

  1. Качалов приезжает в Казань, чтобы работать в труппе Михаила Бородая
  2. Памятники В. Качалову установлены во многих городах России
  3. После смерти актера его имя было присвоено Казанскому Большому драматическому театру.
  4. Василий Качалов работал в Московском художественном театре.

Задание 9.

22 августа 2015 года состоялась первая из трёх запланированных экскурсий-прогулок, которую проводили заведующий музеем КАРБДТ им. В.И. Качалова Роман Копылов и сотрудник Международного института антиквариата Алина Ершова. О судьбе русского театра в Казани пришли послушать около тридцати любителей истории Казани.

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/09/27/s_5f70513d63af2/1528598_14.jpeg https://fsd.multiurok.ru/html/2020/09/27/s_5f70513d63af2/1528598_15.jpeg

Используя текст и карту, составьте маршрут экскурсии - прогулки по Казани вместе с КАРБДТ им. В.И. Качалова. Начните его с площадки перед НКЦ «Казань».


Задание 10.

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/09/27/s_5f70513d63af2/1528598_16.jpeg

Изучите афишу к постановке спектакля «Пиковая дама» и ответьте на вопросы. В каком жанре поставлено произведение? В каком году состоялась премьера спектакля? Где она состоялась? Можно ли будет во время антракта сходить в буфет?

Задание 11

Изучите билет на спектакль «Пиковая дама». Сможет ли ребенок пяти лет посетить спектакль?

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/09/27/s_5f70513d63af2/1528598_17.jpeg

Ключи

№ задания

Содержание верного ответа

Максимальный балл

1

В. Публицистический

1

Другой ответ

0

2

А. В 6 абзаце

1

Другой ответ

0

3

1.Реконструкция

2.Премьера

3.Антрепренёр

4.Атриум

4

По 1 баллу за каждый правильный ответ

4

«В начале XIX века о предстоящих премьерах, как и сейчас, оповещали с помощью печатных афиш. Их размещали на фасаде театра, а особо почетным горожанам они разносились курьером».

1

«О предстоящих премьерах в начале IXX века, как и сейчас, оповещали с помощью афиш, но только рукописных, а особо почетным горожанам разносились сторожем».

1

5

Школьникам, которые впервые знакомятся с профессиональным театральным искусством

1

Школьникам, которые знакомятся с драматургией как видом искусства

1

Учителю: в области воспитания основ зрительской культуры школьников

1

Старшеклассникам, которые могут реализовать свои творческие потребности в постановке спектакля

1

Руководителю театральной студии для организации театрально-творческой работы с детьми

1

6

Выключи мобильный телефон.

Б

1

Вход с едой запрещен.

А

1

Запрещена видеосъемка

Г

1

Запрещено входить в зал с напитками.

А

1

Запрещена фотосъемка.

В

1

7

Театр - один из видов искусства, сочетающий в себе слово, визуальные и звуковые образы

1

Игра актеров – это самое главное, а спецэффекты – лишь приятное дополнение, без которого вполне можно обойтись.

1

Основной закон театра – внутреннее соучастие зрителей в происходящих на сцене событиях

1

8

2. В 2005 году в фойе-атриуме театра был установлен единственный памятник в России Василию Качалову

1

9

Первые театральные постановки в Казани, которые проходили в Архиерейской школе, которая находилась при Федоровском монастыре, на месте современного Национального культурного центра. В 1728 году ученики школы начали давать спектакли по библейским сюжетам. С этого-то момента и началась история развития русского театра в Казани. В конце XVIII века в Казани уже появляется профессиональный театр.

1

Вторым знаковым местом для театральной Казани является Площадь Свободы, именно там когда-то происходили все основные театральные события. И площадь называлась Театральной.

1

Путь прогулки пролегал через Ленинский сад, когда-то бывший Николаевской площадью, на которой любил смотреть выступления балаганщиков маленький Федя Шаляпин, живший с родителями неподалеку. Именно с Яковым Мамоновым, «отдававшим себя на потребу публике», связывал в будущем свою любовь к театру маститый артист Федор Шаляпин. В Казанском городском театре он оказался в первый раз в возрасте одиннадцати лет. И театр оказал влияние на дальнейшую судьбу гениального артиста.

1

Остановимся напротив знаменитых «номеров Михайлова», которые сейчас реставрирует компания ASG. Планируется, что после окончания реставрации в «номерах Михайлова» будет уголок, посвященный памяти артиста Василия Ивановича Качалова. Сейчас это единственный памятник, который является «живым» свидетелем пребывания Качалова в Казани. Ведь именно в номерах этого дома по улице Лобачевского, дом 3 жил с 1887 по 1889 годы будущий великий артист, который приехал в Казань, чтобы играть на сцене городского театра, а заодно – завершить обучение на юридическом факультете университета.

1

После «номеров Михайлова» путь пролегал через дом Мергасова по улице Кремлевская. Сейчас в этом здании филиал Российского торгово-экономического университета. А когда-то там был первый профессиональный театр в Казани.

1

Завершилась театральная прогулка на улице Баумана около здания Казанского академического русского большого драматического театра им. В.И. Качалова

1

10

В жанре театральной фантазии

1

В марте 1999 года

1

В городе Марсель, Франция

1

Нет, спектакль без антракта

1

11

Нет, спектакль 12+

1

Максимальный балл за выполнение работы – 34

Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0-13

14-20

21-28

29-34

Параметры представленных заданий

№ задания

Компетентностная область оценки

Уровень сложности

Формат ответа

1

Находить и извлекать информацию

средний

с выбором ответа

2

Находить и извлекать информацию

средний

с выбором ответа

3

Интегрировать и интерпретировать сообщения из текста

высокий

с выбором ответа

4

Осмысление и оценка содержания текста

высокий

развернутый ответ

5

Осмысление и оценка содержания текста

высокий

развернутый ответ

6

Интегрировать и интерпретировать сообщения из текста

средний

с выбором ответа

7

Осмысление и оценка содержания текста

высокий

развернутый ответ

8

Находить и извлекать информацию

средний

с выбором ответа

9

Осмысление и оценка содержания текста

высокий

развернутый ответ

10

Находить и извлекать информацию

средний

развернутый ответ

11

Находить и извлекать информацию

низкий

развернутый ответ

Приложение 1

Анкета для читателя.

Хороший ли я читатель?

Задумывались ли Вы о том, как надо правильно читать? Что происходит в Вашей голове, когда Вы читаете? Что такое активный, эффективный, гибкий читатель? Ответьте на вопросы анкеты, выбрав один из ответов: ДА, НЕТ, ИНОГДА.

1. Я активный читатель, я думаю во время чтения не только о сюжете, но и том, как я читаю. ______

2. До начала чтения я ставлю себе цель и проверяю себя — правильно ли я читаю. ______

3. Разные тексты я читаю по-разному. Если это повествовательный текст, то я обращаю внимание на его персонажей, время и место действия. В информационном тексте я обращаю внимание на факты, в тексте — рассуждении — на мнения, на точку зрения, аргументы. ______

4. До начала чтения я читаю заголовок и подзаголовки, просматриваю названия глав, иллюстрации. ______

5. До начала чтения я спрашиваю себя: о чем может быть эта книга, этот текст? Я прогнозирую содержание. ______

6. Иногда я читаю текст быстро, иногда медленно, иногда пропускаю несколько предложений, иногда перечитываю. _______

7. Во время чтения я задаю себе вопрос: о чем эта часть текста? Соединяется ли она по смыслу с предшествующей? Я слежу за своим пониманием текста. _______

8. Я обращаю внимание на незнакомые слова, определяю их значение по контексту, спрашиваю у других, смотрю в словаре. ______

9. Закончив чтение, я спрашиваю себя: а) что я узнал нового? б) что еще я знаю по этому вопросу? в) что еще мне хочется узнать? ______

10. Закончив чтение, я запоминаю имя автора книги, ее название и свои впечатления о ней. _____

11. Закончив чтение, я задаю себе вопрос: все ли я понял в этом тексте? Могу ли я его кратко пересказать? ______

12. Я веду Дневник Чтения (Портфель читателя), где записываю ответы на все вопросы. ______

Подсчёт результатов:
Да – 1 балл;
Нет – 0 баллов;
Иногда – 0,5 балла.

Анализ результатов:
12 баллов – очень хороший читатель;
6 баллов – средний уровень;
Менее 6 – надо улучшать умения читать.

Таким образом, одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного читателя, способного отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Это бесспорно актуальная проблема, которая требует пристального внимания и действенного решения и побуждает к поиску стратегий работы с разными видами текстов.

Итак, сегодня на нашем выступлении мы постарались вам показать, на наш взгляд, эффективные приемы работы с текстом, систематизации и обобщения учебного материала и развитие интереса к чтению. Продуктивного чтения и алгоритмов работы с не сплошными текстами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Задания для оценки читательской грамотности учащихся 5–6-х классов

В статье представлены задания, которые направлены на формирование читатетельской грамотности обучающихся 5-6 классов. Тексты объединены темой "Вселенная"...

Повторение по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными на основе анализа текста краеведческой направленности с заданиями, направленными на формирование и оценку читательской грамотности».

Урок русского языка в 9 классе с заданиями, направленными на формирование читательской грамотности учащихся. Использован краеведческий материал по Приморскому краю....

Практические задания по формированию и оценке читательской грамотности на уроках русского языка для 5-9 классов

Современный человек вынужден учиться в течение всей жизни. Основы умения учиться закладываются, как известно, в школьный период. Одним из условий эффективного образования является сформированность клю...

Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы для 5 класса

Задания направлены на формирование и диагностику сформированности читательской грамотности обучающихся 5 классов на уроках литературы....

Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы для 6 класса

      Задания направлены на формирование и диагностику сформированности читательской грамотности обучающихся 6 классов...

Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы в 7 классе

      Задания направлены на формирование и диагностику сформированности читательской грамотности обучающихся 7 классов...