Мир поэзии серебряного века
план-конспект занятия по литературе (5 класс)
Урок посвящен обзорному онакомлению учащихся с некоторыми поэтами серебряного века,с особенностями их мировосприятия и мироощущения.
Урок состоит из трех этапов:
– на первом этапе при помощи эмоционально-образного слова учителя создается атмосфера, способствующая более благоприятному восприятию поэзии;
– на втором этапе происходит чтение стихотворения и их фрагментарный анализ, включающий различные приемы, актуализирующие восприятие и воображение учащихся;
– на третьем этапе звучит обобщающее слово учителя и предлагается учащимся литературное творчество, которое в дальнейшем поможет учителю выявить особенности восприятия учащимися поэзии серебряного века
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МИР ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Урок обзорного типа
Цели урока: Пробудить интерес к поэзии. Познакомить учащихся с некоторыми поэтами серебряного века. Акцентировать внимание на особенностях мировосприятия и мироощущения поэтов.
Оформление урока: Портреты поэтов, распечатанные тексты стихотворений, детские рисунки.
Тип урока: Вводный урок комбинированного типа.
Технология урока: диалоговое обучение
Приемы работы на уроке: Слово учителя, беседа, лингвистический комментарий, эмоционально-образный комментарий, работа с эпиграфом, фрагментарный анализ текста, иллюстрирование, устное словесное рисование, литературное творчество учащихся.
Структура урока: Поэтапная, что позволяет варьировать этапы в зависимости от уровня подготовки класса, настроения учащихся и их восприятия.
Урок состоит из трех этапов:
– на первом этапе при помощи эмоционально-образного слова учителя создается атмосфера, способствующая более благоприятному восприятию поэзии;
– на втором этапе происходит чтение стихотворения и их фрагментарный анализ, включающий различные приемы, актуализирующие восприятие и воображение учащихся;
– на третьем этапе звучит обобщающее слово учителя и предлагается учащимся литературное творчество, которое в дальнейшем поможет учителю выявить особенности восприятия учащимися поэзии серебряного века.
Содержание урока
Предлагаем эпиграф к уроку: «Стихи – это разговор художника с человечеством наедине». И.Сельвинский.
Можно ли пересказать стихи? Если да, то что от этого теряется? Нельзя обыденными словами выразить чувства, которые тебя переполняют. Вот мы иногда говорим: «Мне так хорошо, что я этого не могу выразить словами». Что это значит? Чувства не переводимы на обычный язык. Известна древняя индийская легенда: мудрец Вальмики, гуляя, наткнулся на разоренное гнездо пичужки и, потрясенный увиденным, заговорил стихами. Так, согласно этой древней легенде, родилась поэзия. Хочется верить, что это было действительно так, так как в обычной жизни мы стихами не говорим.
Один философ говорил, что в основе лирики лежат «переживания и страсти сердца и духа». Прав ли он?
Чем лирика отличается от других родов литературы? Истинная поэзия более чем проза связана с волнениями души человеческой. «Волна и камень…, лед и пламень…». Как вы думаете, какие слова можно отнести к прозе, а какие к поэзии?
Проза иногда может себе позволить быть «камнем» и «льдом», так как автор, рассказывая нам о различных событиях, может и не выдавать своего волнения. Это читатель грустит, возмущается, ужасается, а автор как бы устраняется от переживания. Стихи же – прямое и открытое выражение чувств и переживаний того, кто их пишет. Вот послушайте, как известный поэт двадцатого века Борис Пастернак сказал о поэзии:
Это – круто налившийся свист,
Это – щелканье сдавленных льдинок,
Это – ночь, леденящая лист,
Это – двух соловьев поединок.
Как вы думаете, можно ли продолжить эти строки? Попробуйте сами сказать о поэзии столь же образно. Посоревнуйтесь с поэтом. (Творческая работа).
Есть ли у вас любимые поэты, любимые стихи? Вспомните свою первую встречу с поэзией. Какие стихи вам особенно запомнились? (Разговор о поэтах, стихах и любимых темах. Если учащиеся захотят прочесть любимые стихи, то дать им эту возможность)
Сегодня вы услышите имена поэтов, живших и творивших в том веке, в котором живете и вы. Это было – начало двадцатого века, а поэзия этого времени называется «поэзией серебряного века». Эти поэты жили на стыке двух веков, как и мы с вами. И это, по их словам, являлось миссией, данной свыше. Кто-то всю жизнь хотел исполнять роль вестника, писал о конце света, кто-то мечтал о Прекрасной Даме, кто-то открывал иные миры и писал о них, но, в сущности, они смогли увидеть мир в его необычности и целостности, в противоречии и гармонии. А чтобы передать свои чувства и ощущения, они «творили» слова, создавали новые, вкладывали в уже известные другой смысл, и из всего этого получались необычные, волшебные картины, которые порой трудно расколдовать.
На этом этапе осуществляется чтение и беседа по каждому из предложенных учащимся стихотворениям. В процессе работы применяются приёмы по развитию эмоционально–образного восприятия и творческого воображения учащихся.
С. Есенин. «Там, где капустные грядки»
1. Озаглавьте стихотворение.
2..Оживите картину, которая возникла в вашем воображении при чтении этого стихотворения. Что вы себе представляете?
3. Какие слова, фразы удивили вас? Какие строчки обращают на себя особое внимание? Что помогло представить образы живыми? Какое слово сразу бросилось в глаза?
4. Какие слова связаны со словом «кленёночек» и помогают представить образную картину?
5. Назовите метафоры в этом стихотворении.
6. Можно ли сказать, что поэт рисует словом? Мысленно раскрасьте эту картинку.
7. Попробуйте на листе бумаги при помощи кисти и красок передать ту мысль, которую поэт передаёт словами.
К.Бальмонт. «Я вольный ветер, я вечно вею».
- Перечислите известные вам явления природы. Какое из них ближе вам? С каким из них вы можете связать свой внутренний мир?
- Представьте себе, что вы именно это явление природы. Попробуйте описать, что вы чувствуете?
- Послушайте стихотворение. Почему К. Бальмонт пишет о ветре? Как поэту удаётся передать свои ощущения?
- Каким настроением овеяно стихотворение? Какие слова и выражения помогают вам это почувствовать?
- Как поэту удаётся создать образ ветра?
В. Хлебников. «Там, где жили свиристели».
- Чем удивило вас это стихотворение? Понравилось ли оно вам? Чем?
- Что вы представляете, слушая эти строки?
- Какие слова непонятны вам? Попробуйте их расколдовать.
- Какие строки вы сразу запомнили? Почему?
- С каким другим искусством вам хотелось бы сравнить это стихотворение – с музыкой или с живописью?
Эмоционально-образный комментарий учителя.
Шум леса. Полёт и пение птиц. Звуки, летящие в бесконечность неба. Как передать словами «изнутри» эти ощущения: и шум елей, и тихую тень птичьего полёта? Поэт не может обойтись обычными словами, и он придумывает новые, образованные по принципу словотворчества, по аналогии с другими явлениями и с другими словами.
Лингвистический комментарий.
Времири – от «время» и «реять» неуловимость, свобода
Времирь (ср. снегирь) времени
Погоны от «петь»
Свиристели – лесная птица из отряда воробьиных, лесной жаворонок.
Вабна (вабный) – лакомый, заманчивый, от «вабить» – подманивать птицу или зверя подражанием их голосу.
Заинтересовало ли вас стихотворение В.Хлебникова? Чем?
О.Мандельштам «Смутно дышашими листьями».
- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
- О каком времени года идёт речь в стихотворении? Как вы это поняли?
- Почему поэт заканчивает стихотворение вопросом?
- Как бы вы прочитали это стихотворение? (Учащиеся слушают выразительное чтение учителя, пробуют читать сами).
Б.Пастернак «Июль».
1. Чем удивило вас стихотворение Б.Пастернака?
2. Что показалось неожиданным?
3. Чем необычен мир лета в стихотворении?
4. Что помогает нам не только его представить, но и почувствовать?
5. Как поэту удаётся «оживить» июль?
6. Можно ли сказать, что Б.Пастернак нарисовал «портрет» июля?
7. Нарисуйте свой поэтический «портрет» летнего месяца.
3. Слово учителя.
В восприятии лирики важно проникнуться настроением и чувством автора, понять, о чём он говорит и научиться этому сопереживать. При этом, конечно, рождаются свои чувства и переживания.
Прочтите эпиграф к сегодняшнему уроку. Как вы понимаете эти слова И.Сельвинского? Подлинное творение искусства всегда предназначено многим и очень разным людям. Потому что темы, поднимаемые различными поэтами, вечные. Любовь, разлука, грусть, отчаяние, презрение, мольба, восхищение, дружба, тоска, – все эти чувства одинаково свойственны всем людям и всем поколениям читателей.
Сегодня мы слушали и читали стихи разных поэтов серебряного века. Как вы думаете, почему стихи, написанные, например, сто лет назад, могут волновать нас, читателей почти 21-го века? Потому что всех их объединяет одно: они подарили нам прекрасный и добрый МИР ПОЭЗИИ. Пусть он поможет открыть вам свой мир красоты.
Домашнее задание: учащимся предлагается творческая работа на размышление: продолжите начало фразы: «Когда я слушаю стихи поэтов серебряного века…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЦОР презентация к уроку литературы 11 кл "ПОЭЗИЯ “СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА” ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ И ВЗГЛЯДЫ НА НИХ"
ЦОР презентация поможет более подробно рассказать об основных течениях в начале 20 века...

Презентации к урокам по теме "Поэзия серебряного века"
Поэзия «серебряного века» (считается, что это наименование было впервые предложено известным русским философом Н. Бердяевым) – выдающийся феномен в истории русской литературы. На протяжении каких–нибу...

Презентации к урокам по теме "Поэзия серебряного века"
Поэзия «серебряного века» (считается, что это наименование было впервые предложено известным русским философом Н. Бердяевым) – выдающийся феномен в истории русской литературы. На протяжении каких–нибу...
«Весь мир – театр» Концепция мира как театрального действия в поэзии «Серебряного века»
Статья рассматривает концепцию мира как театрального действия в поэзии "Серебряного" века...
Зачетная работа по теме "Поэзия Серебряного века". Литература. 11 класс.
Данная публикация поможет учителю в рациональной организации проверки усвоения материала по теме "Поэзия Серебряного века". Одиннадцатиклассники могут использовать зачетные вопросы для самоконтроля, з...
Презентация "Все начинается с любви". Поэзия Серебряного века.
Презентация является фрагментом урока, служит прекрасным началом темы "Поэзия Серебряного века". Каждый учитель может использовать ее на собственном уроке, используя описательные вопросы и задания....

Урок литературы в 11 классе по теме "Поэзия серебряного века" с использованием ИКТ.
Поэзия «серебряного века» (считается, что это наименование было впервые предложено известным русским философом Н. Бердяевым) – выдающийся феномен в истории русской литературы. На протяжении каки...
