Тема Родины в творчестве с Есенина
рабочие листы по литературе (11 класс)
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Россия глазами Сергея Есенина
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний
Цель урока:Познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта серебряного века - С.А. Есенина, со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями».
Задачи:-отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения; -формировать и совершенствовать навыки анализа поэтического текста
- развивать образное и эстетическое мышление;
-воспитывать в детях любовь к Родине через любовь к природе.
- учить замечать красоту окружающего нас мира.
Предметный результат:
1. Учащиеся должны знать: Основные события и факты жизни Есенина.
2. Учащиеся должны уметь: Объяснять, почему в одном стихотворении ритм быстрый, динамичный, в другом – размеренный, неторопливый;
3.Учащиеся должны понимать: Каким настроением окрашены стихотворения, уметь передавать это настроение в процессе выразительного чтения.
Метапредметный результат:
Регулятивные-воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;-структурируют знания;-анализируют, делают выводы;-определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя;- умеют работать по предложенному учителем плану;-умеют работать с текстовой информацией: группировать, систематизировать, делать выводы.
Познавательные-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;- составлять алгоритм;
Коммуникативные-слушать и понимать речь других;-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;-уметь формулировать собственное мнение и позицию.
Формы работы на уроке: слово учителя, аналитическая беседа, словарная работа, анализ стихотворного текста, выразительное чтение.
Оснащённость урока: экран, мультимедийный проектор, ноутбук, презентация к уроку, портрет поэта, макет дома,тексты стихотворений С. Есенина, аудиозапись музыки.
Оформление доски:Тема: Сергей Александрович Есенин.Образ Родины и родного дома в стихах поэта.
Оборудование: плакат "Размеры стихосложения", портрет поэта, карточки для работы по группам, заготовки для коллажей, планшеты.
ХОД УРОКА
I. Подготовка к восприятию
1) Приветствие.
2) Сообщение целей урока
Выслушать и воспринять цели урока.
Сегодня на уроке мы продолжим изучать жизненный и творческий путь С. Есенина, с которым вы знакомились в 5 классе, повторим понятие "лирическое произведение", размеры стихосложения и тропы, составим 2 коллажа по теме урока.
По ходу сообщения целей.
3) Запись темы урока и эпиграфа.
Озвучить тему урока и эпиграф.
Давайте запишем тему урока и эпиграф к уроку.
Тема урока: Россия глазами Сергея Есенина.
Эпиграф: "Россия! Сердцу милый край!
Душа сжимается от боли."
С. Есенин
Во время записи.
О чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
II. Восприятие
1) Повторение изученного.
Провести опрос учащихся.
Расскажите о детстве С. Есенина, о его взрослой жизни и гибели.
Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 г. в Рязанской губернии Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове.
С двух лет отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого прошлого все его детство. Его дяди обращались с ним как с животным, например, в 3 года они посадили его на лошадь и пустили её галопом; а однажды его учили плавать: снимали с него одежду и бросали в воду, когда он начинал захлёбываться, говорили ему, что он никуда не годится. После восьми лет заменял им охотничью собаку, плавая за подстреленными утками. В детстве он был большим драчуном, бабушка его за это ругала, но только потому что любила его. Есенин жил с дедушкой и бабушкой по материнской линии, потому что его родители поссорились, и мать отправилась в город добывать пропитание. Это ранило Сергея и отразилось на его творчестве.
По ходу работы.
Мы вспомнили о том, что нам известно о Есенине.
2) Изучение нового.
Рассказать учащимся о теме Родины в творчестве Есенина.
Внимательно прослушайте рассказ о теме Родины в творчестве Есенина, кратко запишите услышанное.
Поэтический мир раннего Есенина (1910-1913) – явление достаточно сложное и многообразное. В этот период создано более 60 стихотворений ("Выткался на озере алый цвет зари...", "Берёза", "Ночь", "Звёзды", "Весенний вечер" и т.д.), которые свидетельствуют о ярко выраженной любви поэта к окружающему миру. Родина, природа, поэтический мир лирического героя становятся основными объектами изображения в лирике. Уже в тот период закладываются основы будущей поэтической системы: использование метафор, простота.
Сейчас прослушаем стихотворение «Ночь», затем определим тему и идею стихотворения (т. 2, стр. 4).
В 1914 г. стихи ещё никому не известного автора впервые появляются в печати, и читающий мир России открывает для себя новую поэтическую «звезду».
Лирика 1914-1915 гг. отразила особенности мироощущения молодого крестьянского поэта, а первый поэтический сборник "Радуница" (1916), в состав которого вошли стихотворения 1910-1915 гг. ("Я странник убогий", "Топи да болота", "Край ты мой заброшенный"), становится своеобразным итогом раннего творчества Сергея Есенина.
Прослушаем стихотворение "Край ты мой заброшенный", определим тему и идею стихотворения.
Главная тема поэзии Есенина – тема Родины. Поэт сказал: "Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве". Образ Руси в дореволюционной лирике многолик и противоречив.
Родина – это и прекрасная "голубая" Русь, поэтическая страна, затерявшаяся в степных просторах, отражающаяся в глубинах синих озер, пропитанная ароматами полевых трав и цветов, про которую поэт скажет: "Люблю до радости и боли".
Родина – это и нищая, многострадальная Россия, "черная, потом пропахшая выть", заброшенный край, «пустырь».
Родина – это и смиренная крестьянская страна, где " мирные пахари" и "добрые молодцы", готовые к любым испытаниям "без печали, без жалоб и слёз".
Родина – это Русь молитвенная, «покойный уголок», где "благодатный, райский дух", где "хаты – в ризах образа", где "берёзы – большие овечки", "ели – монашки".
Лирический герой – богомолец ("Гой ты, Русь моя родная"), пастух ("Я пастух, мои палаты...") или "странник убогий", славящий Господа. Кроткий, как сама природа, он воспринимает мир как Божью благодать:
"Если крикнет рать святая:
'Кинь ты Русь, живи в раю!'
Я скажу: 'Не надо рая,
Дайте Родину мою!'"
Родина – это и Русь мятежная, разбойная, "чёрная". По её дорогам бредут «люди в кандалах», «убийцы или воры», и лирический герой ощущает себя одним из них.
Родина – это преображённая страна, которой предстоит через муки и крест обрести себя.
Предчувствие этого, предсказание будущей революции и гражданской войны звучит в стихотворении "Тучи с ожереба" (т. 1, стр. 87). Поэт зовёт свою Русь, "царевну сонную", приобщиться к "весёлой вере", которой теперь привержен и он ("не в моего ты Бога верила...").
На какие темы ещё писал Есенин? (любви, революции)
В стихотворениях о революции поэт сочетал библейские фразы, сюжеты, цитаты, символику и маршевые, чеканные ритмы, отражающие дух времени:
"Небо как колокол,
Месяц – язык,
Мать моя – Родина,
Я большевик!"
Лирика 1920-1923 гг. свидетельствует о разочаровании Есенина в советской власти. Утопические мечты о социалистическом рае и революции оказались иллюзией. Трагические темы гибели старого мира, противопоставления города и деревни, конфликта власти и крестьянства становятся ведущими в творчестве этих лет.
Образ города-дьявола создан в стихотворении "Мир таинственный, мир мой древний..." (т. 1, стр. 121). В лирике этого периода усиливается тема трагической обречённости личной судьбы поэта.
Трагический разлад оказался непреодолимым. Советская действительность – это чужой для поэта мир, и родная деревня отвергает его. Поэтому грусть о собственной невостребованности, об уходящей в прошлое Родине становится одной из основных тем поэта.
3) Повторение понятия "лирическое произведение".
Подтолкнуть детей на то, чтобы вспомнили понятие.
Давайте вспомним, что такое «лирическое произведение».
Лирическое произведение (от греч. лирикос – поющий под звуки лиры) – это произведение, в котором выражаются мысли и чувства автора, вызванные различными явлениями жизни.
По ходу работы.
Сергей Есенин создал очень много лирических произведений, вся поэзия Есенина – это признание в любви родному краю, родной земле, Родине.
Поэт написал такие строки:
"Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла."
Для С. Есенина понятия "деревня" и "Родина" неразделимы, поэтому так много строк посвящено крестьянской России – его малой Родине.
Чем отличаются понятия "Родина" и "Малая Родина"?
По ходу работы.
Расскажите об основной теме поэзии Есенина.
III. Применение
1) Повторение.
Повторить тропы и размеры стиха.
- Назовите тропы, которые наиболее часто встречаются в произведениях.
- Назовите размеры стиха.
По ходу работы.
2) Дифференцированное задание.
Проследить за выполнением заданий по группам.
Сейчас вы будете работать по группам. 3 и 4 группы приступают к выполнению коллажей. В своих работах вы должны отразить основную тему Есенина, ваши работы станут творческим итогом нашего урока.
2-я группа находит тропы в стихотворениях;
1-я группа определяет размеры стиха.
заготовки для коллажей, стихотворения.
Во время работы и при проверке.
Проверка работ 1 и 2 групп с чтением стихотворений.
IV. Закрепление
1) Подведение итогов урока.
Проверить, усвоен ли материал.
Сейчас 3 и 4 группы продемонстрируют нам свои работы, а мы, глядя на коллажи, расскажем о той России, какой её видел Есенин.
- Какова ведущая роль лирики Есенина?
- Чему учит автор своими произведениями?
- Объясните смысл эпиграфа к уроку.
2) Оценивание.
Сегодня на уроке работали хорошо. Молодцы!
3) Запись д/з: Написать мини-сочинение "Моя малая Родина".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 11 классе. Тема "Жизнь и творчество С. А. Есенина. Тема родины в творчестве Есенина".
Урок посвящен творчеству Есенина, предназначен для учащихся 11 класса. Оборудование: презентация "Есенин", аудиозаписи....

урок литературы на тему "Голубая Русь" Сергея Есенина"(Тема Родины в творчестве С.Есенина)
Урок-исследование проводится после знакомства с творческой биографией поэта. Объектом исследования становится "голубая Русь" С Есенина....

Тема урока: «Тема Родины в творчестве С.А.Есенина».
познакомить учащихся с поэтическими произведениями С.Есенина, посвященными России; проследить эволюцию чувства к Родине в лирике поэта; показать, как связано мироощущение поэта с образным строем его л...
Внеклассное мероприятие по литературе в 11 классе к юбилею С.А.Есенина »Тема Родины в творчестве С.А.Есенина» (Литературное кафе) Учитель МОУ» Филимоновская СОШ» Мешкова В.Н.
Цели урока: - раскрыть своеобразие личности С.А.Есенина, основной мотив его творчества,- донести до учащихся мысль о том, что биография и творчество поэта – биография и творчество исключит...

Конспект урока литературы в 11 классе по теме "Эволюция темы родины в творчестве С. Есенина"
Тип урока: объяснение нового материала ( с использованием технологии проблемного обучения, опережающего обучения, технологии сотрудничества)...

«Технологическая карта урока литературы в 11 классе с использованием ЭОР и ЦОР по теме: «Тема Родины в творчестве С.Есенина»
laquo;Технологическая карта урока литературы в 11 классе с использованием ЭОР и ЦОР по теме: «Тема Родины в творчестве С.Есенина»...
Открытый урок по теме "Тема Родины в творчестве С. Есенина"
Тема Родины в творчестве С. Есенина...
