Открытый урок по теме "Тема Родины в творчестве С. Есенина"
методическая разработка по русскому языку (11 класс)

Тема Родины в творчестве С. Есенина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_rodiny_v_tvorchestve_s._esenina.docx28.04 КБ

Предварительный просмотр:

              «Тема Родины в лирике С. А. Есенина».

                                              Ход урока

1.Приветствие. Орг. момент.

       Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада вас приветствовать. Меня зовут Татьяна Николаевна. И на ближайшие 40 минут я ваш учитель литературы.

Слайд 1. (обложка)

   Я надеюсь, что наша сегодняшняя работа принесет только хорошие эмоции нам и гостям урока.

Слайд 2. Создание «проблемной» ситуации.

    Просмотр видеоролика. /любая хроника 19-20 вв./

  1. Определить исторический отрезок. Какое это время? Определите примерные даты (конец 19 начало 20 веков). Как вы поняли это?
  2. Что можно сказать о литературе и искусстве в этот период? Что-то особенное происходило в этот период в литературной, культурной жизни страны?
  3.  Вспомним определение этого понятия -Серебряный век (что это).

Слайд 3. Определение понятия серебряный век (коротко)

Серебряный век в литературе — это название периода в истории русской литературы, охватывающего конец XIX — начало XX веков.  Название дано по аналогии с Золотым веком русской поэзии (первая треть XIX века). 

В первую очередь этот период известен поэтическими произведениями. Это время модернизма: экспериментов с символикой, содержанием и формой стиха, поиска новых средств выразительности. 

Некоторые литературные направления Серебряного века:

  • Символизм (1890-е годы — 1910 год). Зародился в результате кризиса после крушения народничества и роста пессимистических настроений. 
  • Акмеизм (1912–1921 годы). Акмеисты противопоставляли символизму предметность (материальность) образов, отмечали важность точных значений и художественных деталей. 
  • Футуризм (1910 год — конец 1920-х). Начало первому авангардистскому движению в русской литературе положил альманах «Садок судей» в 1910 году. Самыми известными поэтами Серебряного века являются Анна Ахматова, Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Александр Блок, Марина Цветаева, Иван Бунин. 

Слайд 4. Сегодня мы поговорим о представителе этого периода, человеке, поэте, который прочно вписал свое имя в литературу и историю нашей страны.

 Я зачитаю вам его описание. По писанию угадывают Поэта.

  1. В воспоминаниях Александра Воронского написано так: правильное, с мягким овалом лицо, спокойные, но твёрдые голубые глаза, а волосы, которые невольно заставляли вспоминать о поле, о соломе и ржи.
  2. А так он описывает себя в стихотворении, посвященном Пушкину:

Мечтая о могучем даре

Того, кто русской стал судьбой,

Стою я на Тверском бульваре,

Стою и говорю с собой.

Блондинистый, почти белесый,

В легендах ставший как туман,

О Александр! Ты был повеса,

Как я сегодня хулиган.

Слайд 5. Ответы детей (Сергей Александрович Есенин)

Слайд 6. Обратите внимание на дату рождения поэта. Сколько лет со дня рождения исполняется в этом году? 130 лет.  130 лет назад в Рязанской губернии родился русский поэт и писатель. Одна из крупнейших личностей Серебряного века. Представитель новокрестьянской поэзии и лирики, а в более позднем периоде творчества — имажинизма. В разные периоды творчества в его стихотворениях находили отражение, образы революции и Родины, деревни и природы, любви и поиска счастья.

Слайд. 7 Чтение стихотворения «Гой, ты Русь….» (видео или аудиозапись, наизусть под музыку)

Гой тыРусьмоя родная,

Хаты — в ризах образа...

Не видать конца и края —

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Обратите внимание, сколько раз в стихотворении повторяются слова Русь, Родина. Как вы думаете, какова наша тема урока?

Какова тема, с которой мы будем работать? Тема Родины в творчестве С. А. Есенина.

Слайд 8 (тема). Тему запишем в Рабочий лист.

 «Россия... Какое хорошее слово... и «роса», и «сила», и «синее что-то...» Слайд 9. Моя лирика жива…

Слайд 10.  Цели и задачи

Слайд 11. Картина Богомолки.Познакомимся с еще одним стихотворением и поработаем с текстом. (Чтение стихотворения) /По дороге идут богомолки/

Мы познакомились с двумя текстами. Все ли слова вам понятны? Рабочие листы. 1 задание. Практическая работа. Ответы на вопросы.

Вывод

Диалектизмы в творчестве Сергея Есенина играют следующую роль:

  • Подчёркивают самобытность стихов. Использование областных слов даёт возможность прочувствовать колорит жизненной обстановки. 
  • Позволяют поэту ярко, образно рисовать картины деревенского пейзажа. Он изображает родную «чахленькую местность» и преображённую цветением весны, красками лета, радостным настроением «страну берёзового ситца». 
  • Помогают создать неповторимый творческий почерк поэта. Диалектизмы, родная рязанская речь, органически влившаяся в общий поток творчества Есенина, позволяют ему «петь по-свойски самобытно». 

Особенности Есенина, как поэта, заключаются в тесной связи его поэзии с фольклором и народными традициями. Автор  активно использовал элементы разговорной речи, показывая городу экзотику окраин, куда столичные литераторы даже не смотрели. Этим колоритом он покорил придирчивую публику, которая нашла в его творчестве национальную самобытность.

Слайд 15(аудио). Я хочу прочитать еще одно стихотворение. Обратите внимание, оно размещено рядом с картиной. (зачитаь) Скажите, кто из вас любит рисовать? Или любил рисовать раньше? Можно ли без карандаша и красок  нарисовать картину? Ответ с помощью слов\ средств художественной выразительности. Работа 2 в рабочем листе.

Вывод.

Поэт любил родной край, свою родину-Россию. Не случайно до сих пор Есенин - поэт, которого поют больше, чем кого-либо другого. Он создал незабываемые поэтические картины родной земли, умело используя художественные средства языка.

Слайд 16. Историческая хроника (революция, гражданская война).

Какие крупные исторические события происходили в этот период?

 (Переход к отклику Есенина на эти события и как они отразились в стихах)

Я предлагаю прочитать отрывок одно из поздних стихотворений «Русь советская».

Чтение  с остановкой.

  1. В чем заключается внутренний разлад героя?
  2. Какие чувства переживает герой?
  3. Принимает ли изменения, произошедшие в стране?

    Слайд.17. Обратите внимание на заключительный столбик этого стихотворения

Слайд 18 Вопросы. Итог

  Несмотря на тяжёлую долю, выпавшую его Родине, до последнего любил и восхищался ею. В этом отрывке как раз и выражена преданность своей стране и малой родине, которой поэт восхищался  всю жизнь.

Слайд 19.

А что для каждого из вас малая родина? Можете ли вы назвать звук, цвет, образ с которым она ассоциируется. Даю одну минуту подумать.

/На доске понятия/

А каких поэтов своей малой родины вы помните / Давид Кугультинов, Иван Убушаев,

Слайд 20. В качестве завершения нашего урока мне хотелось бы предложить вам тоже побыть немного поэтами и в качестве отклика на наш урок составить синквейн по теме урока.

Спасибо за замечательные стихи. Я хочу поблагодарить вас за работу на уроке. Я считаю, что каждый из вас поработал на отлично. Отдельное спасибо….

Надеюсь, урок был для вас полезен. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-проект "Тема Родины в творчестве В.В.Маяковского

Технологическая карта урока   Учитель: Ерахтина Альбина Львовна. Предмет: литература. Класс: 11. Тема урока: «Тема Родины в творчестве В.В.Маяковского»  ( «Вот она, Россия, моя любимая ...

урок литературы на тему "Голубая Русь" Сергея Есенина"(Тема Родины в творчестве С.Есенина)

Урок-исследование проводится после знакомства с творческой биографией поэта. Объектом исследования становится "голубая Русь" С Есенина....

Конспект урока литературы в 11 классе по теме "Эволюция темы родины в творчестве С. Есенина"

      Тип урока: объяснение нового материала ( с использованием технологии проблемного обучения, опережающего обучения, технологии сотрудничества)...

Открытый урок по теме: «Жизнь и творчество Сергея Александровича Есенина»

Открытый урок для обучающихся 1 курса СПО по теме: "Жизнь и творчество Сергея Александровича Есенина". (технологическая карта)...

Самостоятельная работа. 11 класс. Тема "Образ Родины в творчестве С. Есенина"

Представлен материал для самостоятельное изучения темы " Образ Родины С. Есенина"...

«Технологическая карта урока литературы в 11 классе с использованием ЭОР и ЦОР по теме: «Тема Родины в творчестве С.Есенина»

laquo;Технологическая карта урока литературы в 11 классе с использованием ЭОР и ЦОР по теме: «Тема Родины в творчестве С.Есенина»...

Тема Родины в творчестве с Есенина

Тема Родины в творчестве С Есенина...