Открытый урок по теме "Тема Родины в творчестве С. Есенина"
методическая разработка по русскому языку (11 класс)
Тема Родины в творчестве С. Есенина
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.04 КБ |
Предварительный просмотр:
«Тема Родины в лирике С. А. Есенина».
Ход урока
1.Приветствие. Орг. момент.
Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада вас приветствовать. Меня зовут Татьяна Николаевна. И на ближайшие 40 минут я ваш учитель литературы.
Слайд 1. (обложка)
Я надеюсь, что наша сегодняшняя работа принесет только хорошие эмоции нам и гостям урока.
Слайд 2. Создание «проблемной» ситуации.
Просмотр видеоролика. /любая хроника 19-20 вв./
- Определить исторический отрезок. Какое это время? Определите примерные даты (конец 19 начало 20 веков). Как вы поняли это?
- Что можно сказать о литературе и искусстве в этот период? Что-то особенное происходило в этот период в литературной, культурной жизни страны?
- Вспомним определение этого понятия -Серебряный век (что это).
Слайд 3. Определение понятия серебряный век (коротко)
Серебряный век в литературе — это название периода в истории русской литературы, охватывающего конец XIX — начало XX веков. Название дано по аналогии с Золотым веком русской поэзии (первая треть XIX века).
В первую очередь этот период известен поэтическими произведениями. Это время модернизма: экспериментов с символикой, содержанием и формой стиха, поиска новых средств выразительности.
Некоторые литературные направления Серебряного века:
- Символизм (1890-е годы — 1910 год). Зародился в результате кризиса после крушения народничества и роста пессимистических настроений.
- Акмеизм (1912–1921 годы). Акмеисты противопоставляли символизму предметность (материальность) образов, отмечали важность точных значений и художественных деталей.
- Футуризм (1910 год — конец 1920-х). Начало первому авангардистскому движению в русской литературе положил альманах «Садок судей» в 1910 году. Самыми известными поэтами Серебряного века являются Анна Ахматова, Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Александр Блок, Марина Цветаева, Иван Бунин.
Слайд 4. Сегодня мы поговорим о представителе этого периода, человеке, поэте, который прочно вписал свое имя в литературу и историю нашей страны.
Я зачитаю вам его описание. По писанию угадывают Поэта.
- В воспоминаниях Александра Воронского написано так: правильное, с мягким овалом лицо, спокойные, но твёрдые голубые глаза, а волосы, которые невольно заставляли вспоминать о поле, о соломе и ржи.
- А так он описывает себя в стихотворении, посвященном Пушкину:
Мечтая о могучем даре
Того, кто русской стал судьбой,
Стою я на Тверском бульваре,
Стою и говорю с собой.
Блондинистый, почти белесый,
В легендах ставший как туман,
О Александр! Ты был повеса,
Как я сегодня хулиган.
Слайд 5. Ответы детей (Сергей Александрович Есенин)
Слайд 6. Обратите внимание на дату рождения поэта. Сколько лет со дня рождения исполняется в этом году? 130 лет. 130 лет назад в Рязанской губернии родился русский поэт и писатель. Одна из крупнейших личностей Серебряного века. Представитель новокрестьянской поэзии и лирики, а в более позднем периоде творчества — имажинизма. В разные периоды творчества в его стихотворениях находили отражение, образы революции и Родины, деревни и природы, любви и поиска счастья.
Слайд. 7 Чтение стихотворения «Гой, ты Русь….» (видео или аудиозапись, наизусть под музыку)
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Обратите внимание, сколько раз в стихотворении повторяются слова Русь, Родина. Как вы думаете, какова наша тема урока?
Какова тема, с которой мы будем работать? Тема Родины в творчестве С. А. Есенина.
Слайд 8 (тема). Тему запишем в Рабочий лист.
«Россия... Какое хорошее слово... и «роса», и «сила», и «синее что-то...» Слайд 9. Моя лирика жива…
Слайд 10. Цели и задачи
Слайд 11. Картина Богомолки.Познакомимся с еще одним стихотворением и поработаем с текстом. (Чтение стихотворения) /По дороге идут богомолки/
Мы познакомились с двумя текстами. Все ли слова вам понятны? Рабочие листы. 1 задание. Практическая работа. Ответы на вопросы.
Вывод
Диалектизмы в творчестве Сергея Есенина играют следующую роль:
- Подчёркивают самобытность стихов. Использование областных слов даёт возможность прочувствовать колорит жизненной обстановки.
- Позволяют поэту ярко, образно рисовать картины деревенского пейзажа. Он изображает родную «чахленькую местность» и преображённую цветением весны, красками лета, радостным настроением «страну берёзового ситца».
- Помогают создать неповторимый творческий почерк поэта. Диалектизмы, родная рязанская речь, органически влившаяся в общий поток творчества Есенина, позволяют ему «петь по-свойски самобытно».
Особенности Есенина, как поэта, заключаются в тесной связи его поэзии с фольклором и народными традициями. Автор активно использовал элементы разговорной речи, показывая городу экзотику окраин, куда столичные литераторы даже не смотрели. Этим колоритом он покорил придирчивую публику, которая нашла в его творчестве национальную самобытность.
Слайд 15(аудио). Я хочу прочитать еще одно стихотворение. Обратите внимание, оно размещено рядом с картиной. (зачитаь) Скажите, кто из вас любит рисовать? Или любил рисовать раньше? Можно ли без карандаша и красок нарисовать картину? Ответ с помощью слов\ средств художественной выразительности. Работа 2 в рабочем листе.
Вывод.
Поэт любил родной край, свою родину-Россию. Не случайно до сих пор Есенин - поэт, которого поют больше, чем кого-либо другого. Он создал незабываемые поэтические картины родной земли, умело используя художественные средства языка.
Слайд 16. Историческая хроника (революция, гражданская война).
Какие крупные исторические события происходили в этот период?
(Переход к отклику Есенина на эти события и как они отразились в стихах)
Я предлагаю прочитать отрывок одно из поздних стихотворений «Русь советская».
Чтение с остановкой.
- В чем заключается внутренний разлад героя?
- Какие чувства переживает герой?
- Принимает ли изменения, произошедшие в стране?
Слайд.17. Обратите внимание на заключительный столбик этого стихотворения
Слайд 18 Вопросы. Итог
Несмотря на тяжёлую долю, выпавшую его Родине, до последнего любил и восхищался ею. В этом отрывке как раз и выражена преданность своей стране и малой родине, которой поэт восхищался всю жизнь.
Слайд 19.
А что для каждого из вас малая родина? Можете ли вы назвать звук, цвет, образ с которым она ассоциируется. Даю одну минуту подумать.
/На доске понятия/
А каких поэтов своей малой родины вы помните / Давид Кугультинов, Иван Убушаев,
Слайд 20. В качестве завершения нашего урока мне хотелось бы предложить вам тоже побыть немного поэтами и в качестве отклика на наш урок составить синквейн по теме урока.
Спасибо за замечательные стихи. Я хочу поблагодарить вас за работу на уроке. Я считаю, что каждый из вас поработал на отлично. Отдельное спасибо….
Надеюсь, урок был для вас полезен. Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-проект "Тема Родины в творчестве В.В.Маяковского
Технологическая карта урока Учитель: Ерахтина Альбина Львовна. Предмет: литература. Класс: 11. Тема урока: «Тема Родины в творчестве В.В.Маяковского» ( «Вот она, Россия, моя любимая ...

урок литературы на тему "Голубая Русь" Сергея Есенина"(Тема Родины в творчестве С.Есенина)
Урок-исследование проводится после знакомства с творческой биографией поэта. Объектом исследования становится "голубая Русь" С Есенина....

Конспект урока литературы в 11 классе по теме "Эволюция темы родины в творчестве С. Есенина"
Тип урока: объяснение нового материала ( с использованием технологии проблемного обучения, опережающего обучения, технологии сотрудничества)...

Открытый урок по теме: «Жизнь и творчество Сергея Александровича Есенина»
Открытый урок для обучающихся 1 курса СПО по теме: "Жизнь и творчество Сергея Александровича Есенина". (технологическая карта)...
Самостоятельная работа. 11 класс. Тема "Образ Родины в творчестве С. Есенина"
Представлен материал для самостоятельное изучения темы " Образ Родины С. Есенина"...

«Технологическая карта урока литературы в 11 классе с использованием ЭОР и ЦОР по теме: «Тема Родины в творчестве С.Есенина»
laquo;Технологическая карта урока литературы в 11 классе с использованием ЭОР и ЦОР по теме: «Тема Родины в творчестве С.Есенина»...
