7 класс. Литература. А. П. Платонов «Юшка»
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Литература 7 класс.Произведение А.П. Платонова "Юшка" изучается в разделе содержания программы "Произведения русских писателей XX века".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_kl.platonov_yushka.pptx1.09 МБ
Файл 7kl.platonov_yushka.docx41.92 КБ
Файл blits-opros.docx11.1 КБ
Файл vopros-suzhdenie.docx12.57 КБ
Файл list_samootsenki.docx11.47 КБ
Файл tablitsa.docx11.49 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Станкевич Л.А.,учитель русского языка и литературы МБОУ « Новополтавская СШ»

Слайд 2

ГЕРОЙ 1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Герои Великой Отечественной войны. Г. труда. 2. Главное действующее лицо литературного произведения. Г. трагедии. Г. романа. 3. Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды. Г. нашего времени. 4. Тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление). Г. дня. * Герой Советского Союза - почетное звание, присваивавшееся за доблесть и героизм. (Из словаря С.И. Ожегова)

Слайд 3

«Добрый человек не тот, кто делает добро, а тот, кто не может...?

Слайд 4

…совершить зла» Ю.Никулин

Слайд 5

«Юшка – незаметный герой с большим сердцем»

Слайд 6

Домашнее задание 1.Придумать свою концовку рассказа. 2.Письменно ответить на вопрос «Бывали ли у вас случаи, ситуации, которые вызывали сострадание к людям?»

Слайд 7

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Формат описания урока

  1. Фамилия, имя, отчество автора: Станкевич Любовь Анатольевна
  2. Место работы:  Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новополтавская средняя школа»
  3. Должность: учитель русского языка и литературы
  4. Класс:   7
  5. Предмет: Литература
  6. Тема урока: А. П. Платонов «Юшка»
  7. Место урока в теме и в программе по предмету[1]: Произведение А. П. Платонова «Юшка» изучается в разделе содержания программы «Произведения русских писателей XX  века»
  8. Ключевая идея урока в формате проблемного вопроса[2]: Можно ли считать главного героя (Юшку) героем?
  9. Цель[3] (прописанная через результат): к концу урока каждый ученик будет:

знать:

- опорные понятия: литературный герой, эпитет, антитеза.

уметь (сможет продемонстрировать):

  • давать характеристику героям;
  • анализировать, интерпретировать  рассказ А. П. Платонова «Юшка»;
  • задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на них;  
  • находить необходимую информацию в тексте;
  1. Инструменты и критерии/показатели/индикаторы оценки достижения запланированных результатов[4]: Рабочий лист с таблицей, устный опрос, составление вопросов-суждений.

 11.Организационно-педагогические условия проведения урока[5]

Логика проведения урока

Урок получения новых знаний.

Урок начинается с проверки учителем подготовленности обучающихся  к уроку. Дети садятся по двое. Учитель  выдаёт оценочные листы и знакомит с заявкой на оценку, которая записана на доске.(см.приложение 1) Что является мотивацией  к учебной деятельности.

   Затем проводится словарная работа со словом герой. Этот вид работы далее позволит обучающимся ответить на проблемный вопрос урока. Учитель просит объяснить, как обучающие понимают значение слова герой? Толкование, предложенное обучающимися, записывается в тетрадях. За данный вид работы обучающиеся получают 2балла.Учителем выводится на слайд толкование слова герой из  словаря С. И. Ожегова(см. файл Значение слова герой.pptx) Толкования сравниваются, если  толкование детей близко к одному из значений, данных в словаре, то они могут заработать ещё 1 балл.

   В целях актуализации знаний учитель проводит блиц-опрос по произведению  А.П. Платонова «Юшка» (произведение было прочитано дома). Оценивается индивидуальный труд  обучающихся;  скорость ответа и его правильность. За каждый правильный ответ обучающийся получает 1балл. (см.приложение 2)

   Для того, чтобы активизировать мыслительную и познавательную деятельность обучающихся, учителем ставится проблемный вопрос: Можно ли считать главного героя (Юшку) героем?  Обучающиеся  высказывают свои предположения на заданный вопрос. Проблемный вопрос является ключевой идеей урока и позволяет сориентировать обучающихся в содержании  урока, темы и предмета.

    На слайде эпиграф к уроку  «Добрый человек не тот, кто делает добро, а тот, кто не может...? (совершить зла)» Ю.Никулин. (см. файл Эпиграф pptx).Обучающимся предлагается закончить эпиграф. Выслушиваются предлагаемые ответы. Делаются предположения о том, как это высказывание связано  с прочитанным рассказом? Ожидаемые ответы: речь пойдёт о добре и зле, о людях добрых и злых. Вместе с учителем формулируют цель урока.

   После целеполагания учитель просит дать определение понятию «Эпитет» и

самостоятельно подобрать не менее 3-х эпитетов (не из текста), характеризующих Юшку. Обучающие работают  индивидуально. За данный вид работы обучающиеся  получают  4 балла. Выслушиваются ответы. Обучающиеся заносят заработанные баллы в лист самооценки.

   Учителем  предлагается поделиться на 2-е группы на основании жеребьёвки. Дети тянут жетоны с номерами группы 1,2. Каждой группе выдаётся рабочий лист с таблицей «Отношение взрослых к Юшке», , «Отношение детей к Юшке», «Отношение Юшки к людям», «Отношение Юшки к природе» (см.приложение 3)

Первая группа получает таблицу  «Отношение взрослых к Юшке», «Отношение детей к Юшке». Вторая группа получает таблицу  «Отношение Юшки к людям», «Отношение Юшки к природе». Работают в группе. Заполняют таблицу цитатами из текста.

Слушают ответы одноклассников, высказывают свое мнение. Делают выводы. Корректируют результаты своей деятельности.

   После сравнения заполненных таблиц, обучающиеся отвечают на вопрос учителя:

- Какой художественный приём лежит в основе произведения? (Противопоставление, антитеза). Правильно ответивший зарабатывает 1 балл.

Учитель просит дать определение понятию «Антитеза». За правильный ответ даётся 1балл.

   Обучающиеся рассаживаются на прежние рабочие места. Учитель даёт задание для работы в паре. От обучающихся требуется сформулировать  3 вопроса-суждения по тексту, используя карточку № 2 (вопрос-суждение). (см.приложение 4)Задать их однокласснику, сидящему рядом. За правильно сформулированные вопросы обучающие получают 3 балла.

   Заключительным этапом урока является рефлексия. На основе проделанной работы обучающиеся делают вывод о герое произведения, т.о., отвечают на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

Предполагаемый вывод: «Юшка – незаметный герой с большим сердцем»

Приходят к выводу, что Юшка жил не напрасно, что его можно считать не только героем произведения, но и таким героем, «кто вызывает восхищение,  подражание, удивление»(Словарь С. Ожегова)

Заполняют листы самооценки.

   Учитель даёт домашнее задание на выбор. 1.Придумать свою концовку рассказа.

2.Письменно ответить на вопрос «Бывали ли у вас случаи, ситуации, которые вызывали сострадание к людям?»

Обучающиеся делают выбор, записывают домашнее задание.

12.Перечень дидактических материалов[6] 

1.Литература 7 класс. Учеб. для  общеобразоват. организаций. В 2 ч. /В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – 6-е изд.-М.: Просвещение, 2017г.

2. Ожегов С. И. Словарь русского языка [Текст] : 52000 слов / Сост. С. И. Ожегов ; Под общ. ред. акад. С. П. Обнорского. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1952.

3.Карточка № 2 (вопрос – суждение), презентация к теме урока.

13.Оснащение урока[7] Компьютер, проектор.


Приложение 1

Заявка на оценку:

«5» - 19 баллов

«4» - 16-18  баллов

«3» - 12-15  баллов

Лист самооценки

Ф.И. обучающегося_______________________________________________________

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №5

Задание №6

Перевод баллов в отметку.

Общий балл

Объяснил значение слова. (2б.) Дал толкование близкое  к одному из значений, данных в словаре     (1б.)

Дал правильные ответы на блиц-вопросы (7б.)

Дал определение понятию «Эпитет». (1б.)

Подобрал эпитеты(3б.)

Ответил на вопрос.

 (1б.)

Дал определение понятию «Антитеза» (1б.)

Сформулировал 3 вопроса-суждения (3б.)

«5» - 19 б.

«4» - 16-18 б.

«3» - 12-15  б.


Приложение 2

Блиц-опрос. За каждый правильный ответ обучающийся получает 1б.

1.Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. Он работал….

Ответ: в кузнице

2. Звали его … но все люди его называли …

Ответ: Ефимом

Ответ: Юшкой

3. Жалованье его в месяц было…

Ответ: 7р.60 коп.

4. Старый он стал и на вид оплошал от…

Ответ: болезни

5. А лет-то ему было всего…

Ответ: 40

6.Возвращался Юшка в город обыкновенно через…

Ответ: месяц

7.В одно лето, когда приходил срок уходить в дальнюю деревню, он …

Ответ:  никуда не пошёл


Приложение 3

№1

«Отношение взрослых к Юшке»

«Отношение детей к Юшке»

№ 2

«Отношение Юшки к людям»

«Отношение Юшки к природе»


Приложение 4

Карточка № 2 (вопрос-суждение)

1.Чем объяснить,что…?

2.Как доказать, что…?

3.В каком случае…?

4.Когда…?

5.Каким образом…?

6.Вследствии чего…?

7.Почему…?


[1]Данный пункт — это своеобразная пояснительная записка, которая определяет место представляемого урока в теме и в программе по предмету, позволяет проследить связь его содержания с предыдущими и последующими темами и уроками, а также определить динамику формирования знаний, умений и навыков обучающихся.

[2]Ключевая идея урока позволяет сориентировать обучающихся в содержании урока, темы и предмета в целом; ключевая идея помогает сформулировать конкретные учебные цели к уроку и подобрать задания к ним. Ключевая идея формулируется в формате проблемного вопроса. Проблемный вопрос не предполагает простого вспоминания и воспроизведения знаний. Проблемными являются те вопросы, которые вызывают затруднения у обучающихся, поскольку у них нет заранее готового ответа на эти вопросы. Ответ на проблемные вопросы обучающиеся получают (ищут) самостоятельно в ходе урока.

Признаки проблемного вопроса:

  • открытый — не имеет простого, краткого, быстрого и заранее известного ответа,
  • требует обоснования,
  • дискуссионный,
  • требует мышления на высоких когнитивных уровнях (анализ, дедукция, обобщение, прогнозирование и др.),
  • опирается на ключевые идеи предмета или даже выходит за его рамки.

[3] Цель должна соответствовать технологии SMART:

S (Specific)  Конкретные – цель должна быть четко сформулирована, направлена на изменение конкретной ситуации.

M (Measurable)  Измеримые – если у цели не будет каких-либо измеримых параметров, то будет невозможно определить, достигнут ли результат (ожидаемый результат, заложенный в цели, должен быть измерен качественно или количественно через систему индикаторов реализации цели).

A (Attainable) – Достижимые: цели используются в качестве стимула для решения каких-то задач и, таким образом, дальнейшего продвижения вперед за счет достижения успеха. Стоит ставить достаточно сложные цели (предполагающие усилия), но при этом они должны быть достижимыми.

R (Result-oriented) – Ориентированные на результат (релевантные): цели должны характеризоваться исходя из результата, а не количества проделываемой работы.

T (Time-bounded) – Соотносимые с конкретным сроком: цель должна быть выполнима в определенном временном измерении.

Цель должна определяться и формулироваться через результат деятельности обучающегося.

[4] К инструментам, с помощью которых можно проверить достижение запланированных результатов, относятся: устный/письменный опрос, публичное выступление (презентация чего-либо), создание продукта, тест, самостоятельная/контрольная работа и т.п.

Критерии/показатели/индикаторы напрямую связаны с теми заданиями, которые даются обучающимся для проверки достижения запланированных результатов. Например, если инструмент проверки – тест, то в данном разделе вам необходимо включить сам тест со всеми вопросами и вариантами ответов на них, обозначить правильные ответы и вес каждого правильного ответа. Другой пример – результатом обучения у вас будет выполнение задания при устном или письменном опросе. Следовательно, вам необходимо привести формулировку самого задания, формат представления ответа на задание (например, таблица, перечень вопросов на которые надо ответить, требования к оформлению текста и т. п.), критерии оценки этого задания (сколько баллов и за что ставится или какая оценка и за что конкретно ставится) + шкалу перевода баллов в отметку (если в критериях обозначены баллы).

[5] Организационно-педагогические условия включают в себя: описание логики проведения урока и организационные моменты, связанные с его проведением и представляются в формате рекомендаций по проведению урока другим педагогом. При описании хода урока (логики его проведения) необходимо последовательно представить деятельность педагога и обучающихся: с чего начинается урок, как разворачивается; какие задания, с какой целью и каким обучающимися даются; какие учебные материалы используются (отбор учебного содержания необходимо проводить в соответствии с целями урока, возрастным особенностями обучающихся, его личностной значимости и практической направленности); какие оргформы, где и с какой целью используются в ходе урока (фронтальная, индивидуальная, групповая работа). Если используется групповая форма работы, необходимо указать основания деления на группы. В ходе описания необходимо отразить где и в каком виде, согласно каким критериям будет проводится оценивание знаний и умений обучающихся (текущий и промежуточный контроль (при наличии) и итоговый контроль, направленный на проверку достижения запланированных вами результатов).

ВАЖНО:

  • обосновать необходимость всех видов работ и заданий в соответствии с их направленностью н достижение запланированных результатов;
  • в ходе описания логики проведения урока делать сноски на конкретные дидактические материалы, которые можно представить в приложении или в виде отдельных файлов; в случае обращения к учебнику необходимо указать выходные данные учебника и привести текст, с которым будут работать обучающиеся;
  • организационно-педагогические условия и логика проведения урока должны быть представлены в виде связного текста (использование технологических карт и сценариев урока запрещено);
  • писать простым понятным языком, избегать клише и общих слов;
  • все используемые сокращения расшифровываются.

[6] К дидактическим материалам урока относятся все раздаточные и наглядные материалы (включая аудио и видео файлы). В данном пункте необходимо перечислить все дидактические материалы и сделать сноски на них, сами материалы размещаются в Приложениях к описанию урока или прикладываются к нему в виде отдельных файлов. Пример оформления перечня дидактических материалов:

  • Текст для работы группы 1 «Откуда взялись бабочки» (см. Приложение 1)
  • Презентация об эволюции бабочек (см. файл Эволюция бабочек.pptx)
  • Таблица сравнительных характеристик бабочек разных полушарий (см. файл Сравни бабочек.docx)
  • Микроистория. Превращение бабочки – видео, ссылка https://youtu.be/fLIPq8xZi4k 

[7] В данном пункте необходимо указать необходимое оборудование, включая оснащение рабочего места педагога, обучающихся, кабинета в целом.



Предварительный просмотр:

Блиц-опрос. За каждый правильный ответ обучающийся получает 1б.

1.Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. Он работал….

Ответ: в кузнице

2. Звали его … но все люди его называли …

Ответ: Ефимом

Ответ: Юшкой

3. Жалованье его в месяц было…

Ответ: 7р.60 коп.

4. Старый он стал и на вид оплошал от…

Ответ: болезни

5. А лет-то ему было всего…

Ответ: 40

6.Возвращался Юшка в город обыкновенно через…

Ответ: месяц

7.В одно лето, когда приходил срок уходить в дальнюю деревню, он …

Ответ:  никуда не пошёл



Предварительный просмотр:

Карточка № 2 (вопрос-суждение)

1.Чем объяснить,что…?

2.Как доказать, что…?

3.В каком случае…?

4.Когда…?

5.Каким образом…?

6.Вследствии чего…?

7.Почему…?

            Карточка № 2 (вопрос-суждение)

1.Чем объяснить,что…?

2.Как доказать, что…?

3.В каком случае…?

4.Когда…?

5.Каким образом…?

6.Вследствии чего…?

             7.Почему…?

Карточка № 2 (вопрос-суждение)

1.Чем объяснить,что…?

2.Как доказать, что…?

3.В каком случае…?

4.Когда…?

5.Каким образом…?

6.Вследствии чего…?

7.Почему…?

Карточка № 2 (вопрос-суждение)

1.Чем объяснить,что…?

2.Как доказать, что…?

3.В каком случае…?

4.Когда…?

5.Каким образом…?

6.Вследствии чего…?

             7.Почему…?

Карточка № 2 (вопрос-суждение)

1.Чем объяснить,что…?

2.Как доказать, что…?

3.В каком случае…?

4.Когда…?

5.Каким образом…?

6.Вследствии чего…?

7.Почему…?

Карточка № 2 (вопрос-суждение)

1.Чем объяснить,что…?

2.Как доказать, что…?

3.В каком случае…?

4.Когда…?

5.Каким образом…?

6.Вследствии чего…?

             7.Почему…?

Карточка № 2 (вопрос-суждение)

1.Чем объяснить,что…?

2.Как доказать, что…?

3.В каком случае…?

4.Когда…?

5.Каким образом…?

6.Вследствии чего…?

7.Почему…?

            Карточка № 2 (вопрос-суждение)

1.Чем объяснить,что…?

2.Как доказать, что…?

3.В каком случае…?

4.Когда…?

5.Каким образом…?

6.Вследствии чего…?

7.Почему…?

Карточка № 2 (вопрос-суждение)

1.Чем объяснить,что…?

2.Как доказать, что…?

3.В каком случае…?

4.Когда…?

5.Каким образом…?

6.Вследствии чего…?

7.Почему…?

Карточка № 2 (вопрос-суждение)

1.Чем объяснить,что…?

2.Как доказать, что…?

3.В каком случае…?

4.Когда…?

5.Каким образом…?

6.Вследствии чего…?

             7.Почему…?



Предварительный просмотр:

Лист самооценки

Ф.И. обучающегося_______________________________________________________

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №5

Задание №6

Перевод баллов в отметку.

Общий балл

Объяснил значение слова. (2б.) Дал толкование близкое  к одному из значений, данных в словаре     (1б.)

Дал правильные ответы на блиц-вопросы (7б.)

Дал определение понятию «Эпитет». (1б.)

Подобрал эпитеты(3б.)

Ответил на вопрос.

 (1б.)

Дал определение понятию «Антитеза» (1б.)

Сформулировал 3 вопроса-суждения (3б.)

«5» - 19 б.

«4» - 16-18 б.

«3» - 12-15  б.



Предварительный просмотр:

№1

«Отношение взрослых к Юшке»

«Отношение детей к Юшке»

№ 2

«Отношение Юшки к людям»

«Отношение Юшки к природе»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Побеждай зло добром (Урок литературы в 7 классе. Платонов. "Юшка")

Урок литературы в 7 классе по произведению А. П. Платонова «Юшка». Урок-презентация. Цель данного урока: знакомство учащихся с творчеством писателя; комментированное чтение и анализ произведения...

А.Платонов "Юшка"

Урок литературы в 7 классе...

Презентация урока на тему "Андрей Платонович Платонов "Юшка"

Материал предназначен для изучения рассказа А.П.Платонова "Юшка"...

. Платонов. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Призыв к состраданию и уважению к человеку.

Образовательная - показать своеобразие личности писателя, особенности языка Платонова; Воспитательная – вызвать сочувствие к герою рассказа «Юшка» Развивающая - развивать навыки анализа текста ...

Презентация к уроку литературы "А. Платонов. "Юшка"" 7 класс

Данная презентация составлена на основе учебника и ряда учебных пособий по изучению творчества Платонова. На уроке благодоря лаконичным  вопросам можно легко проанализировать суть самого произвед...

Урок литературы в 7 классе «А. Платонов «Юшка». Юшка – незаметный герой с большим сердцем»

Урок знакомит учащихся  ещё с одним произведением из художественного наследия писателя.  Это небольшой рассказ о человеке с большим, добрым сердцем....

Конспект урока по литературе в 7 классе А.Платонов" Юшка"

Конспект урока  литературы   по рассказу  Андрея Платонова "Юшка" с использованием разнообразных интерактивных упражнений и игр....