Рабочий лист по поэме М. Лермонтова "Мцыри"
рабочие листы по литературе (8 класс)
В помощь учителю литературы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 119.67 КБ |
Предварительный просмотр:
8 класс
Рабочий лист по поэме «Мцыри» М. Ю. Лермонтова
№ 1. Всмотритесь в изображение Лермонтова, написанного художником П. Заболотским в 1837 году. Что старался передать художник в портрете поэта? Почему?
№ 2. Познакомьтесь с романтизмом и его отличительными чертами. Докажите, что поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» относится к романтизму.
Романтизм — литературное направление конца XVIII — начала XIX веков, которое господствовало в европейской и русской литературе.
Некоторые черты романтизма:
- Субъективизм. Доминирующее значение имеет субъективная позиция писателя, тяготение к пересозданию действительности.
- Идеализация внутреннего мира. Глубокое внимание к внутреннему миру человека, культ индивидуальности и уникальных личных переживаний.
- Стремление к прошлому. Частое обращение к старине, преданиям, легендам, народной поэзии, мифам и сказкам.
- Мистицизм и духовность. Пропитанность мистическими элементами, жажда веры и поиск духовного начала в жизни и искусстве.
- Борьба с реальностью. Протест против буржуазной прозы жизни, стремление противопоставить ей свободную творческую фантазию.
- Универсализм. Тенденция к охвату всего многообразия мира и универсальности искусства.
- Эстетизация природы и экзотика. Внимание к природе, экзотическим пейзажам и необычным образам жизни, которые противопоставляются серой действительности.
- Героика и возвышенность. Изображение героических, масштабных личностей, обладающих неистовой страстью и благородством.
- Философская и религиозная рефлексия. Поэзия как синтез философии и религии, стремление к постижению высших истин и смыслов жизни.
- Разрыв с классицизмом. Освобождение чувства, воображения и поэтической личности от строгих рационалистических устоев классицизма.
Формула романтизма в литературе и искусстве заключается в изображении необычного героя в необычных обстоятельствах и противопоставлении реального мира идеальному. Эти принципы отражают ключевые черты романтизма — направления, возникшего в конце XVIII века и просуществовавшего до первой половины XIX века.
Исключительный герой — личность, не типичная, живущая в конфликте с обществом. Некоторые черты:
- не желает принимать законы общества, считая их несправедливыми;
- одинокий герой, обречённый на непонимание, на изгнанничество;
- страстный герой с сильным характером, его мировоззрение не совместимо с обыденной реальностью.
Необычные обстоятельства — жизнь, не похожая на действительную: иные страны, далёкие эпохи, фантастический мир. Чтобы подчеркнуть исключительность героя, его часто помещают в экзотический пейзаж (например, горы или пустыня).
Ответ: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 3. История создания, реальная основа поэмы.
Опираясь на материал для справок, дайте развёрнутый ответ на вопросы: Когда была создана поэма? Почему события происходят на Кавказе? Какую роль сыграл Кавказ в жизни М.Ю.Лермонтова? Какие ещё произведения писателя, посвящённые Кавказу, вам известны? Какое жизненное событие легло в основу поэмы? Почему поэма так называется? Как вы понимаете значение эпиграфа? Что добавляет к значению эпиграфа знание Библейской истории?
Материал для справок:
В 1837 году Лермонтов задумал написать « записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится». От этой записи до появления «Мцыри» прошло 8 лет. За это время Лермонтов несколько раз возвращался к задуманному сюжету. Сперва он пишет поэму «Исповедь», действие которой происходит в Испании в середине века. Герой «Исповеди»- монах, нарушивший обет, полюбивший монахиню и осужденный за это на смерть. В 1835-1836 годах появляется поэма «Боярин Орша», герой которой, Арсений, бесправный раб могущественного боярина, воспитанный в монастыре, влюбляется в барышню и также предан суду монахов, но ему удаётся бежать. В этих двух произведениях, где большое место занимают монологи-исповеди, есть строки, которые позже вошли в поэму «Мцыри», написанную в 1839 году. Именно в ней замысел Лермонтова нашёл наиболее совершенное воплощение.
Действие поэмы происходит в Грузии, которую Лермонтов хорошо знал. Возникновение замысла биограф поэта П.А.Висконтов связывает с путешествием по Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета (рядом с Тбилиси), расположенную в месте слияния рек Арагвы и Куры; собор Светицховели, где находятся могилы последних грузинских царей Ираклия 2 и Георгия 12. Там,по свидетельству родственников поэта А.П. Шан-Гирея и А.А.Хастатова, Лермонтов встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребёнком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермилов оставил его в монастыре. Маленький горец долго не мог привыкнуть к монастырской жизни, тосковал и делал попытки убежать на родину. Последствием одной такой попытки была долгая тяжёлая болезнь, едва не убившая его. Однако в конце концов он смирился со своей долей и провёл жизнь в стенах древней обители.
Прообразом описанного в поэме монастыря стал монастырь Джвари, стоящий на горе напротив Свети Цховели, на другой стороне реки.
Первоначально рукопись называлась «Бэри», что по-грузински – монах. Мцыри на грузинском языке значит «неслужащий монах», нечто вроде послушника. Это нерусское слово имеет двойной смысл: пришелец, чужеземец и одинокий человек.
Вот что говорит легенда о происхождении эпиграфа
Есть легенда об иудейском царе Сауле и его сыне Ионафане, юноше «негодном и непокорном», как в пылу гнева назвал его отец. Однажды Саул дал клятву: кто из его воинов вкусит хлеба до вечера, пока не отомстит своим врагам, тот будет проклят и погибнет. Ионафан нарушил клятву. Самовольно напав на врагов и разгромив их, он, смертельно усталый, в лесу обмакнул палку в медовый сот «и обратил рукою к устам своим, и посветлели глаза его». Саул, узнав об этом, решил умертвить сына. Ионафан нарушил запрет и фразу «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» он произносит в ожидании казни. Народ вступился за него и не дал ему умереть.
Первоначально Лермонтов хотел выбрать другой эпиграф – французское изречение «У каждого есть только одна родина», но впоследствии от него отказался.
№ 4. Определите тему и идею произведения: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 5. Ответьте на вопросы:
- Что видел Мцыри на свободе?
- Что делал он, вырвавшись из монастыря?
- Что узнал о себе герой за три блаженных дня?
- Почему так кратко изложение жизни Мцыри в монастыре?
- Почему, по-вашему, повествование передано герою? Что такое «исповедь»? В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?
- Какова цель побега Мцыри? (Выписать цитаты в тетрадь)
- Что увидел и узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний?
- Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?
- Почему погиб Мцыри?
№ 6. Какие художественно-изобразительные средства использует автор для того, чтобы передать состояние природы и чувства героя?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________№ 7. Что дало Мцыри испытать ощущение Счастья?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 8. Что же значит для Мцыри счастье?
Я считаю, что понятие счастья Мцыри сродни понятиям ________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к поэме "Мертвые души". Листая страницы поэмы. Образы помещиков.
Презентация к поэме Гоголя "Мертвые души". "Листая страницы поэмы. Образы помещиков в поэме Н.Гоголя "Мертвые души". Презентация составлена к уроку литературы для учащихся 9 классов. Материал можно ис...

рабочий лист к поэме "Мцыри" М.Ю. Лермонтова
Рабочий лист может быть полезен на первом уроке изучения поэмы "Мцыри" М.Ю. Лермонтова в 8-м классе....
Рабочий лист по поэме «Полтава»
Рабочий лист используется на уроке литературы в 8 классе. Задания подобраны с целью проверить качество понимания темы произведения....

Рабочий лист по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
рабочий лист может быть использован на уроке литературы в 8 классе для работы над поэмой "Мцыри" или предложен как домашнее задание для повторения и закрепления изученного материала...

Рабочий лист для педагогов по теме «Применение рабочих листов для организации работы учащихся и повышения интереса к предмету».
Рабочий лист - эффективный инструмент для организации работы обучающихся. Данный рабочий лист создан для педагогов в рамках методической работы по теме «Применение рабочих листов для орган...

Рабочий лист по литературе для 6 класса на тему "Античная литература. Гомер. Поэмы «Илиада» и «Одиссея»"
Рабочий лист разработан в рамках образовательной программы основной школы и соответствует требованиям учебной программы по литературе для 6-х классов....



