Рабочий лист по поэме М. Лермонтова "Мцыри"
рабочие листы по литературе (8 класс)

Мареева Юлия Николаевна

В помощь учителю литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_rabochiy_list_po_poeme_mtsyri.docx119.67 КБ

Предварительный просмотр:

8 класс

Рабочий лист по поэме «Мцыри» М. Ю. Лермонтова

№ 1. Всмотритесь в изображение Лермонтова, написанного художником П. Заболотским в 1837 году.  Что старался передать художник в портрете поэта?  Почему?

Mikhail_lermontov.jpg

№ 2. Познакомьтесь с романтизмом и его отличительными чертами. Докажите, что поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» относится к романтизму.

Романтизм — литературное направление конца XVIII — начала XIX веков, которое господствовало в европейской и русской литературе. 

Некоторые черты романтизма:

  • Субъективизм. Доминирующее значение имеет субъективная позиция писателя, тяготение к пересозданию действительности.
  • Идеализация внутреннего мира. Глубокое внимание к внутреннему миру человека, культ индивидуальности и уникальных личных переживаний.
  • Стремление к прошлому. Частое обращение к старине, преданиям, легендам, народной поэзии, мифам и сказкам.
  • Мистицизм и духовность. Пропитанность мистическими элементами, жажда веры и поиск духовного начала в жизни и искусстве.
  • Борьба с реальностью. Протест против буржуазной прозы жизни, стремление противопоставить ей свободную творческую фантазию.
  • Универсализм. Тенденция к охвату всего многообразия мира и универсальности искусства.
  • Эстетизация природы и экзотика. Внимание к природе, экзотическим пейзажам и необычным образам жизни, которые противопоставляются серой действительности.
  • Героика и возвышенность. Изображение героических, масштабных личностей, обладающих неистовой страстью и благородством.
  • Философская и религиозная рефлексия. Поэзия как синтез философии и религии, стремление к постижению высших истин и смыслов жизни.
  • Разрыв с классицизмом. Освобождение чувства, воображения и поэтической личности от строгих рационалистических устоев классицизма.


Формула романтизма в литературе и искусстве заключается в изображении необычного героя в необычных обстоятельствах и противопоставлении реального мира идеальному. Эти принципы отражают ключевые черты романтизма — направления, возникшего в конце XVIII века и просуществовавшего до первой половины XIX века. 

Исключительный герой — личность, не типичная, живущая в конфликте с обществом. Некоторые черты:

  • не желает принимать законы общества, считая их несправедливыми;
  • одинокий герой, обречённый на непонимание, на изгнанничество;
  • страстный герой с сильным характером, его мировоззрение не совместимо с обыденной реальностью.

Необычные обстоятельства — жизнь, не похожая на действительную: иные страны, далёкие эпохи, фантастический мир. Чтобы подчеркнуть исключительность героя, его часто помещают в экзотический пейзаж (например, горы или пустыня). 

Ответ: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 3. История создания, реальная основа поэмы.

Опираясь на материал для справок, дайте развёрнутый ответ на вопросы: Когда была создана поэма? Почему события происходят на Кавказе? Какую роль сыграл Кавказ в жизни М.Ю.Лермонтова? Какие ещё произведения писателя, посвящённые Кавказу, вам известны? Какое жизненное событие легло в основу поэмы? Почему поэма так называется?  Как вы понимаете значение эпиграфа? Что добавляет к значению эпиграфа знание Библейской истории?

Материал для справок:

В 1837 году Лермонтов задумал написать « записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится». От этой записи до появления «Мцыри» прошло 8 лет. За это время Лермонтов несколько раз возвращался к задуманному сюжету. Сперва он пишет поэму «Исповедь», действие которой происходит в Испании в середине века. Герой «Исповеди»- монах, нарушивший обет, полюбивший монахиню и осужденный за это на смерть. В 1835-1836 годах появляется поэма «Боярин Орша», герой которой, Арсений, бесправный раб могущественного боярина, воспитанный в монастыре, влюбляется в барышню и также предан суду монахов, но ему удаётся бежать. В этих двух произведениях, где большое место занимают монологи-исповеди, есть строки, которые позже вошли в поэму «Мцыри», написанную в 1839 году. Именно в ней замысел Лермонтова нашёл наиболее совершенное воплощение.

   Действие поэмы происходит в Грузии, которую Лермонтов хорошо знал. Возникновение замысла биограф поэта П.А.Висконтов связывает с путешествием по Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета (рядом с Тбилиси), расположенную в месте слияния рек Арагвы и Куры; собор Светицховели, где находятся могилы последних грузинских царей Ираклия 2 и Георгия 12. Там,по свидетельству родственников поэта А.П. Шан-Гирея и А.А.Хастатова, Лермонтов встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребёнком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермилов оставил его в монастыре. Маленький горец долго не мог привыкнуть к монастырской жизни, тосковал и делал попытки убежать на родину. Последствием одной такой попытки была долгая тяжёлая болезнь, едва не убившая его. Однако в конце концов он смирился со своей долей и провёл жизнь в стенах древней обители.

Прообразом описанного в поэме монастыря стал монастырь Джвари, стоящий на горе напротив Свети Цховели, на другой стороне реки.

Первоначально рукопись называлась «Бэри», что по-грузински – монах. Мцыри на грузинском языке значит «неслужащий монах», нечто вроде послушника. Это нерусское слово имеет двойной смысл: пришелец, чужеземец и одинокий человек.

Вот что говорит легенда о происхождении эпиграфа

Есть легенда об иудейском царе Сауле и его сыне Ионафане, юноше «негодном и непокорном», как в пылу гнева назвал его отец. Однажды Саул дал клятву: кто из его воинов вкусит хлеба до вечера, пока не отомстит своим врагам, тот будет проклят и погибнет. Ионафан нарушил клятву. Самовольно напав на врагов и разгромив их, он, смертельно усталый, в лесу обмакнул палку в медовый сот «и обратил рукою к устам своим, и посветлели глаза его». Саул, узнав об этом, решил умертвить сына. Ионафан нарушил запрет и фразу «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» он произносит в ожидании казни. Народ вступился за него и не дал ему умереть.

Первоначально Лермонтов хотел выбрать другой эпиграф – французское изречение «У каждого есть только одна родина», но впоследствии от него отказался.

№ 4. Определите тему и идею произведения: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 5. Ответьте на вопросы:

  1. Что видел Мцыри на свободе?
  2. Что делал он, вырвавшись из монастыря?
  3. Что узнал о себе герой за три блаженных дня?
  4. Почему так кратко изложение жизни Мцыри в монастыре?
  5. Почему, по-вашему, повествование передано герою? Что такое «исповедь»? В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?
  6. Какова цель побега Мцыри? (Выписать цитаты в тетрадь)
  7. Что увидел и узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний?
  8. Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?
  9. Почему погиб Мцыри?

№ 6. Какие художественно-изобразительные средства использует автор для того, чтобы передать состояние природы и чувства героя?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________№ 7.  Что дало Мцыри испытать ощущение Счастья?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 8.  Что же значит для Мцыри счастье?

Я считаю, что понятие счастья Мцыри сродни понятиям ________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к поэме "Мертвые души". Листая страницы поэмы. Образы помещиков.

Презентация к поэме Гоголя "Мертвые души". "Листая страницы поэмы. Образы помещиков в поэме Н.Гоголя "Мертвые души". Презентация составлена к уроку литературы для учащихся 9 классов. Материал можно ис...

рабочий лист к поэме "Мцыри" М.Ю. Лермонтова

Рабочий лист может быть полезен на первом уроке изучения поэмы "Мцыри" М.Ю. Лермонтова в 8-м классе....

Рабочий лист по поэме «Полтава»

Рабочий лист используется на уроке литературы в 8 классе. Задания подобраны с целью проверить качество понимания темы произведения....

Рабочий лист по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

рабочий лист может быть использован на уроке литературы в 8 классе для работы над поэмой "Мцыри" или предложен как домашнее задание для повторения и закрепления изученного материала...

Рабочий лист для педагогов по теме «Применение рабочих листов для организации работы учащихся и повышения интереса к предмету».

Рабочий лист - эффективный инструмент для организации работы обучающихся. Данный рабочий лист создан для педагогов в рамках методической работы по теме «Применение рабочих листов  для орган...

Рабочий лист по литературе для 6 класса на тему "Античная литература. Гомер. Поэмы «Илиада» и «Одиссея»"

Рабочий лист разработан в рамках образовательной программы основной школы и соответствует требованиям учебной программы по литературе для 6-х классов....