Дорогою добра
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Бадмаева Аюна Бадма-Дашиевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dorogoyu_dobra_po_rasskazu_a.platonova_yushka.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока «Дорогою добра» по рассказу А.Платонова «Юшка»

Тема: «Дорогою добра». Анализ рассказа А.П. Платонова «Юшка».

Цель: Раскрыть нравственный смысл рассказа А.П. Платонова «Юшка», показать роль добра, самопожертвования и любви в жизни человека.

Задачи:

  • Образовательные:
  • Углубить понимание обучающимися творчества А.П. Платонова.
  • Проанализировать содержание рассказа «Юшка», выявить основные темы и проблемы.
  • Обогатить словарный запас учащихся, работа с лексикой текста.
  • Развивающие:
  • Развивать навыки анализа художественного текста, умения выделять главное, обобщать, делать выводы.
  • Развивать умение выражать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения.
  • Развивать творческое мышление, воображение.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать чувства сострадания, милосердия, добра, уважения к окружающим.
  • Формировать нравственные ценности: доброта, любовь, самопожертвование.
  • Способствовать формированию у учащихся активной жизненной позиции.

Тип урока: Комбинированный (анализ художественного произведения).

Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: Словесный (беседа, рассказ, объяснение), аналитический, проблемный, творческий.

Оборудование: Текст рассказа А.П. Платонова «Юшка», мультимедийный проектор, презентация, иллюстрации к рассказу, карточки с заданиями.

Ход урока:

I. Организационный момент (2 мин)

  • Приветствие.
  • Проверка готовности учащихся к уроку.
  • Создание эмоционального настроя.

II. Актуализация знаний (5 мин)

  • Ребята, давайте вспомним, что такое добро? (Предполагаемые ответы: помощь, сочувствие, любовь, забота, милосердие).
  • А зло? (Предполагаемые ответы: ненависть, жестокость, зависть, равнодушие).
  • Как вы думаете, что важнее в жизни: добро или зло? Почему? (Предполагаемые ответы: Добро, потому что делает мир лучше, приносит радость и счастье).
  • Вспомните произведения, где герои совершают добрые поступки.

III. Постановка цели и задач урока (3 мин)

  • Сегодня мы поговорим о рассказе А.П. Платонова «Юшка».
  • Как вы думаете, о чем этот рассказ? (Предполагаемые ответы: О добром человеке, о нелегкой судьбе, о жестокости).
  • Наша задача - понять, в чем заключается нравственный смысл рассказа, чему он учит.
  • Что мы должны выяснить на уроке? (Предполагаемые ответы: Кто такой Юшка? Почему к нему так относились? Что он оставил после себя?).

IV. Изучение нового материала (25 мин)

  1. Краткий рассказ об А.П. Платонове (презентация).
  2. Беседа по содержанию рассказа:
  • Кто такой Юшка? Опишите его.
  • Зачитывание отрывков из текста: «Он был мал ростом и худ…», «Лицо у него было морщинистое и некрасивое…».
  • Как относились к Юшке окружающие? Почему?
  • Как дети относились к Юшке? Почему? (Ответы детей подкрепляются цитатами из текста).
  • Как взрослые относились к Юшке? Почему? (Ответы детей подкрепляются цитатами из текста).
  • Почему Юшка не злился на людей?
  • Зачитывание отрывка: «Он знал, что его любят…».
  • Как вы понимаете слова «Юшка ходил как побитая собака»?
  • К кому Юшка испытывал особенную любовь?
  • (К девушке, которую он навещал каждое лето и отдавал ей все свои деньги)
  • Что случилось с Юшкой? Как он умер?
  • Кто узнал настоящую правду о Юшке после его смерти?
  • (Девушка-сирота, которую он поддерживал)
  • Какую роль сыграла в жизни города воспитанница Юшки?
  1. Анализ эпизодов.
  • Эпизод 1: Сцена избиения Юшки детьми.
  • Какое впечатление производит этот эпизод?
  • Что чувствует Юшка? Почему он терпит?
  • Как этот эпизод характеризует детей?
  • Эпизод 2: Смерть Юшки.
  • Какие чувства вызывает этот эпизод?
  • Почему никто не пожалел Юшку?
  • Что изменилось в городе после смерти Юшки?
  • Эпизод 3: Появление девушки-сироты.
  • Кто это? Почему она приехала?
  • Что она рассказала о Юшке?
  • Какое впечатление произвела на жителей города история Юшки?
  1. Работа с лексикой.
  • Объяснение значений слов: доброта, милосердие, сострадание, самопожертвование, жестокость, равнодушие.
  • Примеры использования этих слов в рассказе.

V. Закрепление изученного материала (7 мин)

  • Групповая работа.
  • Класс делится на группы. Каждой группе дается задание:
  • 1 группа: Охарактеризовать Юшку.
  • 2 группа: Охарактеризовать жителей города.
  • 3 группа: Сформулировать основную мысль рассказа.
  • Представление результатов работы групп.
  • Индивидуальная работа.
  • Ответить письменно на вопрос: «Чему учит рассказ «Юшка»?» (2-3 предложения).

VI. Подведение итогов урока (3 мин)

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • Что вас больше всего поразило в рассказе?
  • Какой урок вы извлекли для себя?
  • Как вы думаете, актуален ли этот рассказ в наше время? Почему?

VII. Домашнее задание (2 мин)

  • Написать сочинение-рассуждение на тему: «Нужны ли такие люди, как Юшка, в современном мире?».
  • (Дополнительное задание) Нарисовать иллюстрацию к рассказу.

VIII. Рефлексия (2 мин)

  • Что вам понравилось на уроке?
  • Что было самым сложным?
  • Оцените свою работу на уроке.

Завершение урока.

Спасибо за урок!

Дополнительные (возможные) элементы урока:

  • Просмотр фрагмента фильма или мультфильма, иллюстрирующего тему урока.
  • Музыкальное сопровождение (звуки природы, тихая грустная мелодия).
  • Чтение стихотворений о добре и милосердии.
  • Обсуждение реальных примеров проявления добра и зла в жизни.
  • Использование интерактивной доски для выполнения заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта " Дорогою добра, к истокам веры"

Тема очень актуальна в наши дни. Предлагаю к обсуждению этот проект. Надеюсь, что он обязательно поможет кому- то в его работе....

Рабочая программа по нравственно-этическому воспитанию"Дорогами добра"

Программа «Дорогами добра» предназначена для воспитанников 7 – 8 классов коррекционной школы.Она актуальна и своевременна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отно...

Семейная академия " Дорогою добра", посвященная Дню Семьи

Сценарий  семейного  праздника " Дорогою  добра"   посвящен  Дню  семьи.  В  нем  подобраны  песни,  стихотворения, посвященные  семье....

проект дорога добра

В настоящее время дети-инвалиды в нашем обществе являются наиболее уязвимой группой населения с позиций социальных прав и свобод: они не подлежат обучению в обычных школах, чем лишаются необходимого и...

проект дорога добра

В настоящее время дети-инвалиды в нашем обществе являются наиболее уязвимой группой населения с позиций социальных прав и свобод: они не подлежат обучению в обычных школах, чем лишаются необходимого и...

ДОРОГОЮ ДОБРА. СОЗДАНИЕ СЦЕНАРИЕВ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ

ТЕМА «ДОРОГОЮ ДОБРА. СОЗДАНИЕ СЦЕНАРИЕВ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ» Цели: Образовательные: познакомить с понятием о социальной рекламе, видами социальной рекламы, научить составлять слоганы для соц...

Социальный проект "Диалог поколений" направление "Дорогою добра"

В настоящее время существует недостаток в общении подрастающего поколения с пожилыми людьми, не понимание и не "принимание" взглядов и интересов между ними. Возникает необходимостью в духо...