Дорогою добра
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока «Дорогою добра» по рассказу А.Платонова «Юшка»
Тема: «Дорогою добра». Анализ рассказа А.П. Платонова «Юшка».
Цель: Раскрыть нравственный смысл рассказа А.П. Платонова «Юшка», показать роль добра, самопожертвования и любви в жизни человека.
Задачи:
- Образовательные:
- Углубить понимание обучающимися творчества А.П. Платонова.
- Проанализировать содержание рассказа «Юшка», выявить основные темы и проблемы.
- Обогатить словарный запас учащихся, работа с лексикой текста.
- Развивающие:
- Развивать навыки анализа художественного текста, умения выделять главное, обобщать, делать выводы.
- Развивать умение выражать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения.
- Развивать творческое мышление, воображение.
- Воспитательные:
- Воспитывать чувства сострадания, милосердия, добра, уважения к окружающим.
- Формировать нравственные ценности: доброта, любовь, самопожертвование.
- Способствовать формированию у учащихся активной жизненной позиции.
Тип урока: Комбинированный (анализ художественного произведения).
Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: Словесный (беседа, рассказ, объяснение), аналитический, проблемный, творческий.
Оборудование: Текст рассказа А.П. Платонова «Юшка», мультимедийный проектор, презентация, иллюстрации к рассказу, карточки с заданиями.
Ход урока:
I. Организационный момент (2 мин)
- Приветствие.
- Проверка готовности учащихся к уроку.
- Создание эмоционального настроя.
II. Актуализация знаний (5 мин)
- Ребята, давайте вспомним, что такое добро? (Предполагаемые ответы: помощь, сочувствие, любовь, забота, милосердие).
- А зло? (Предполагаемые ответы: ненависть, жестокость, зависть, равнодушие).
- Как вы думаете, что важнее в жизни: добро или зло? Почему? (Предполагаемые ответы: Добро, потому что делает мир лучше, приносит радость и счастье).
- Вспомните произведения, где герои совершают добрые поступки.
III. Постановка цели и задач урока (3 мин)
- Сегодня мы поговорим о рассказе А.П. Платонова «Юшка».
- Как вы думаете, о чем этот рассказ? (Предполагаемые ответы: О добром человеке, о нелегкой судьбе, о жестокости).
- Наша задача - понять, в чем заключается нравственный смысл рассказа, чему он учит.
- Что мы должны выяснить на уроке? (Предполагаемые ответы: Кто такой Юшка? Почему к нему так относились? Что он оставил после себя?).
IV. Изучение нового материала (25 мин)
- Краткий рассказ об А.П. Платонове (презентация).
- Беседа по содержанию рассказа:
- Кто такой Юшка? Опишите его.
- Зачитывание отрывков из текста: «Он был мал ростом и худ…», «Лицо у него было морщинистое и некрасивое…».
- Как относились к Юшке окружающие? Почему?
- Как дети относились к Юшке? Почему? (Ответы детей подкрепляются цитатами из текста).
- Как взрослые относились к Юшке? Почему? (Ответы детей подкрепляются цитатами из текста).
- Почему Юшка не злился на людей?
- Зачитывание отрывка: «Он знал, что его любят…».
- Как вы понимаете слова «Юшка ходил как побитая собака»?
- К кому Юшка испытывал особенную любовь?
- (К девушке, которую он навещал каждое лето и отдавал ей все свои деньги)
- Что случилось с Юшкой? Как он умер?
- Кто узнал настоящую правду о Юшке после его смерти?
- (Девушка-сирота, которую он поддерживал)
- Какую роль сыграла в жизни города воспитанница Юшки?
- Анализ эпизодов.
- Эпизод 1: Сцена избиения Юшки детьми.
- Какое впечатление производит этот эпизод?
- Что чувствует Юшка? Почему он терпит?
- Как этот эпизод характеризует детей?
- Эпизод 2: Смерть Юшки.
- Какие чувства вызывает этот эпизод?
- Почему никто не пожалел Юшку?
- Что изменилось в городе после смерти Юшки?
- Эпизод 3: Появление девушки-сироты.
- Кто это? Почему она приехала?
- Что она рассказала о Юшке?
- Какое впечатление произвела на жителей города история Юшки?
- Работа с лексикой.
- Объяснение значений слов: доброта, милосердие, сострадание, самопожертвование, жестокость, равнодушие.
- Примеры использования этих слов в рассказе.
V. Закрепление изученного материала (7 мин)
- Групповая работа.
- Класс делится на группы. Каждой группе дается задание:
- 1 группа: Охарактеризовать Юшку.
- 2 группа: Охарактеризовать жителей города.
- 3 группа: Сформулировать основную мысль рассказа.
- Представление результатов работы групп.
- Индивидуальная работа.
- Ответить письменно на вопрос: «Чему учит рассказ «Юшка»?» (2-3 предложения).
VI. Подведение итогов урока (3 мин)
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что вас больше всего поразило в рассказе?
- Какой урок вы извлекли для себя?
- Как вы думаете, актуален ли этот рассказ в наше время? Почему?
VII. Домашнее задание (2 мин)
- Написать сочинение-рассуждение на тему: «Нужны ли такие люди, как Юшка, в современном мире?».
- (Дополнительное задание) Нарисовать иллюстрацию к рассказу.
VIII. Рефлексия (2 мин)
- Что вам понравилось на уроке?
- Что было самым сложным?
- Оцените свою работу на уроке.
Завершение урока.
Спасибо за урок!
Дополнительные (возможные) элементы урока:
- Просмотр фрагмента фильма или мультфильма, иллюстрирующего тему урока.
- Музыкальное сопровождение (звуки природы, тихая грустная мелодия).
- Чтение стихотворений о добре и милосердии.
- Обсуждение реальных примеров проявления добра и зла в жизни.
- Использование интерактивной доски для выполнения заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта " Дорогою добра, к истокам веры"
Тема очень актуальна в наши дни. Предлагаю к обсуждению этот проект. Надеюсь, что он обязательно поможет кому- то в его работе....

Рабочая программа по нравственно-этическому воспитанию"Дорогами добра"
Программа «Дорогами добра» предназначена для воспитанников 7 – 8 классов коррекционной школы.Она актуальна и своевременна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отно...

Семейная академия " Дорогою добра", посвященная Дню Семьи
Сценарий семейного праздника " Дорогою добра" посвящен Дню семьи. В нем подобраны песни, стихотворения, посвященные семье....

проект дорога добра
В настоящее время дети-инвалиды в нашем обществе являются наиболее уязвимой группой населения с позиций социальных прав и свобод: они не подлежат обучению в обычных школах, чем лишаются необходимого и...

проект дорога добра
В настоящее время дети-инвалиды в нашем обществе являются наиболее уязвимой группой населения с позиций социальных прав и свобод: они не подлежат обучению в обычных школах, чем лишаются необходимого и...
ДОРОГОЮ ДОБРА. СОЗДАНИЕ СЦЕНАРИЕВ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ
ТЕМА «ДОРОГОЮ ДОБРА. СОЗДАНИЕ СЦЕНАРИЕВ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ» Цели: Образовательные: познакомить с понятием о социальной рекламе, видами социальной рекламы, научить составлять слоганы для соц...

Социальный проект "Диалог поколений" направление "Дорогою добра"
В настоящее время существует недостаток в общении подрастающего поколения с пожилыми людьми, не понимание и не "принимание" взглядов и интересов между ними. Возникает необходимостью в духо...
