Муму
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе "Муму" 5 класс
Тема: И.С. Тургенев. «Муму». Сострадание и протест в рассказе.
Цель: Способствовать формированию у учащихся понимания нравственных проблем, поднятых в рассказе «Муму», развивать навыки анализа литературного текста, формировать сострадательное отношение к слабым и беззащитным.
Задачи:
- Образовательные: Закрепить знания учащихся о жизни и творчестве И.С. Тургенева, помочь осмыслить содержание рассказа «Муму», выявить основные темы и проблемы произведения.
- Развивающие: Развивать навыки анализа художественного текста, умение выражать свои мысли и аргументировать свою точку зрения, развивать эмоциональную сферу учащихся, их способность к сопереживанию.
- Воспитательные: Воспитывать чувство сострадания к слабым и беззащитным, формировать негативное отношение к жестокости и несправедливости, воспитывать нравственные качества личности.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Формы работы: Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы работы: Беседа, аналитическая работа с текстом, дискуссия, проблемное обучение.
Оборудование: Портрет И.С. Тургенева, текст рассказа «Муму», иллюстрации к рассказу, мультимедийная презентация (по возможности).
Ход урока:
I. Организационный момент. (Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку).
II. Актуализация знаний.
- Вступительное слово учителя: Сегодня мы с вами продолжим знакомство с русской литературой XIX века и обратимся к творчеству Ивана Сергеевича Тургенева. Вспомните, что вам известно об этом писателе? Какие его произведения вы читали?
- Беседа: Какие чувства у вас вызывает слово "сострадание"? А слово "протест"? (Учитель записывает ответы на доске).
- Мотивация учебной деятельности: Сегодня мы прочитаем рассказ, который заставит вас задуматься о многих важных вещах: о жестокости и милосердии, о власти и бесправии, о любви и преданности. Речь пойдет о рассказе И.С. Тургенева "Муму".
III. Изучение нового материала.
- История создания рассказа: (Краткое сообщение учителя об истории создания рассказа "Муму", связанной с реальным случаем, произошедшим в доме Варвары Петровны Тургеневой, матери писателя).
- Чтение и анализ рассказа. (Учитель организует чтение рассказа по частям, сопровождая его вопросами и комментариями).
- Первая часть: Описание Герасима. Какие эпитеты и сравнения использует автор для характеристики главного героя? Какое впечатление производит Герасим? (Учитель обращает внимание на богатырскую силу Герасима, его трудолюбие, молчаливость и обособленность).
- Вторая часть: Отношения Герасима и Татьяны. Почему Герасим обратил внимание на Татьяну? Что объединяет Герасима и Татьяну? (Учитель акцентирует внимание на их схожей судьбе, бесправии и одиночестве).
- Третья часть: Появление Муму. Как Муму изменила жизнь Герасима? Почему Герасим так привязался к собаке? (Обсуждение темы одиночества и потребности в любви и привязанности).
- Четвертая часть: Приказ барыни. Как меняется поведение Герасима после приказа барыни? Почему он решает сам утопить Муму? (Анализ причин протеста Герасима, его внутреннего конфликта).
(Важно останавливаться и обсуждать ключевые эпизоды рассказа, обращая внимание на художественные детали, язык и стиль повествования).
- Работа в группах. (Учащиеся делятся на группы и получают задания для анализа текста).
- Группа 1: Охарактеризуйте образ барыни. Какие черты характера выделяет автор? Почему барыня отдает приказ уничтожить Муму? (Анализ образа барыни как символа самодурства и жестокости).
- Группа 2: Какие чувства вызывает у вас поступок Герасима? Считаете ли вы, что он поступил правильно, утопив Муму сам? Аргументируйте свой ответ. (Дискуссия о нравственном выборе Герасима).
- Группа 3: Какие проблемы поднимает автор в рассказе "Муму"? Сформулируйте основную мысль произведения. (Определение основных тем и проблем рассказа: проблема бесправия, проблема жестокости, проблема сострадания, проблема протеста).
IV. Закрепление изученного материала.
- Фронтальная беседа:
- Почему рассказ называется "Муму"? Какова роль Муму в рассказе? (Обсуждение символического значения образа Муму).
- Какие эпизоды рассказа произвели на вас наибольшее впечатление? Почему?
- Как заканчивается рассказ? О чем говорит поступок Герасима, который уходит в деревню? (Анализ финала рассказа как проявления протеста против несправедливости и бесправия).
- Составление кластера или синквейна по теме "Герасим" или "Муму". (Индивидуальная работа учащихся).
V. Итоги урока.
- Обобщающее слово учителя: Рассказ "Муму" – это не просто история о несчастной собаке и глухонемом крестьянине. Это рассказ о человеческом достоинстве, о праве на свободу и счастье, о сострадании и протесте. Этот рассказ заставляет нас задуматься о том, как важно быть милосердными и справедливыми по отношению к тем, кто слабее и беззащитнее нас.
- Выставление оценок за работу на уроке.
VI. Домашнее задание.
- Написать эссе на тему: "Что я чувствую, прочитав рассказ "Муму"?".
- (По желанию) Нарисовать иллюстрацию к одному из эпизодов рассказа.
VII. Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие чувства у вас вызвал рассказ "Муму"?
- Что вам захотелось сделать после прочтения этого рассказа?
(Учитель даёт учащимся возможность поделиться своими мыслями и впечатлениями об уроке и рассказе).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по рассказу И.С. Тургенева "Муму"
«Крепостное право и Личность. Такое возможно?» Урок по рассказу И.С.Тургенева "Муму"...

Литературная игра: «Умники и умницы» по рассказу И.С.Тургенева «Муму».
Литературная игра по типу телевизионной передачи "Умники и умницы" по рассказу Тургенева И.С. "Муму"...

Урок литературы в 5 классе. И.С.Тургенев "Муму"
Конспект урока литературы в 5 классе «Жизнь Герасима в деревне и в городе»И.С.Тургенев «Муму»…он вырос, немой и могучий, как дереворастет на плодородной почве. · Художественно – ...
Тестовое задание по литературе для неслышащих учащихся (6 класс). Тест по теме: И. Тургенев "Муму".
Данный тестовый материал предлагается для проверки усвоения учащимися изученного учебного материала по теме. Дети должны самостоятельно выбрать правильный ответ из предложенных вариантов. П...

Урок «Самое замечательное лицо из всей челяди» (по рассказу И.С.Тургенева «Муму»»)
Педагогический подход к обучению учащихся строится по доминирующей цели образования, то есть используется комплексный подход к обучению, развитию и воспитанию школьников.Цели не ранжируются, и н...
Литературный турнир по произведению И. С. Тургенева "Муму".
Данная презентация позволяет повторить рассказ....

Открытый урок на тему"Рассказ И.С. Тургенева "Муму"
Обобщающий урок по рассказу И.С. Тургенева "Муму"Цель:1.Дать полную характеристику образу главного героя рассказа – Герасиму;показать нравственную силу Герасима, его превосходство над другими ге...
