Презентация к уроку по теме "Н.В. Гоголь. Повесть "Шинель": социально-нравственная проблематика. Образ маленького человека. Смысл финала.
презентация к уроку по литературе (8 класс)

Янгулова Светлана Николаевна

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» действительно поднимает глубокие социальные и нравственные проблемы, касающиеся судьбы маленького человека в обществе, где господствуют бюрократизм, равнодушие и лицемерие. Герой повести, Башмачкин, представлен как тихий, незаметный чиновник, чья единственная радость и мечта заключается в приобретении новой шинели. Однако эта простая человеческая потребность становится поводом для издевательств и унижения окружающих.

Жизнь Башмачкина Акакий Акакиевич Башмачкин — скромный титулярный советник, посвятивший всю свою жизнь переписыванию документов. Его существование кажется незначительным и никчемным, однако именно в нём проявляется истинная человечность. Он искренне любит своё дело, несмотря на его монотонность и однообразие. Когда Башмачкин решает приобрести новую шинель, это событие становится для него важнейшим событием всей жизни. Новая шинель символизирует надежду на улучшение своего положения, попытку вырваться из серых будней. Однако счастье Башмачкина оказывается кратковременным. Шинель крадут, и попытки вернуть её приводят лишь к новым унижениям и разочарованиям. Окружающие, включая начальников и чиновников, проявляют полное равнодушие к его проблемам. Это равнодушие и жестокость становятся причиной гибели Башмачкина.

Гротеск и фантастический элемент Финал повести является ярким примером гротеска, где реальный мир переплетается с фантастическим. После смерти Башмачкина его призрак начинает преследовать тех, кто виновен в его судьбе. Этот фантастический поворот подчёркивает глубину социальной несправедливости и бессилие простого человека перед лицом власти и произвола. Гротеск позволяет Гоголю выразить важные мысли о человеческой природе и общественных отношениях. Через образ Башмачкина-пришельца автор показывает, насколько важно относиться к каждому человеку с уважением и вниманием. Призрак Башмачкина становится символом протеста против социального неравенства и несправедливости.

Вопросы для размышления - Почему Гоголь использовал фантастический элемент в финале повести? - Какова роль чиновничества в создании образа маленького человека? - Что значит фраза «нет ничего ценнее человека» в контексте повести? Эти вопросы помогают глубже понять замысел автора и значение его произведения для современного читателя. Повесть «Шинель» остаётся актуальной и сегодня, поскольку проблемы, поднятые Гоголем, продолжают существовать в нашем обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_shinel_wecompress.com_.pptx921.63 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двадцать шестое ноября.

Слайд 2

О каком герое идет речь в данном отрывке? «... я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно не бритого лица, на сгорбленную спину - и не мог надивиться: как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика».

Слайд 3

" Маленький человек" в литературе - обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии, и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение: приниженность, соединяемую с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью. « Маленький человек» - это человек, задавленный бедностью и ощущающий свою ничтожность , не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. З начение словосочетания «маленький человек»

Слайд 4

Тема «Н.В . Гоголь. Повесть «Шинель»: социально-нравственная проблематика. Образ маленького человека. Смысл финала»

Слайд 5

Показать трагизм судьбы «маленького человека» на примере образа Башмачкина ; выявить авторскую позицию и свою собственную к данной проблеме. Цель

Слайд 6

Кто же такой Башмачников Акакий Акакиевич?

Слайд 7

Почему герой назван Акакием? Согласны ли вы, что судьба определилась тогда, когда его нарекли Акакием Акакиевичем ? Как сослуживцы относились к Акакию Акакиевичу ? Сочувствуете ли вы герою? Почему?

Слайд 8

Какие черты характера героя можно назвать, слушая отрывок ? (с.361-362) Как этот отрывок характеризует Башмачкина ? (с. 362-363) Каким вы увидели Акакия Акакиевича «за обедом»? (с. 361) Как речь характеризует героя? (с. 367) Анализ прочитанных отрывков

Слайд 9

Согласны ли вы, что Акакий Акакиевич – маленький человек ? Почему повесть о человеке названа «Шинель »? Какие ассоциации у вас вызывает слово шинель? Почему же герой решил сшить новую шинель ? На какие жертвы он идёт ради этого?

Слайд 10

Заполните таблицу, что положительного и что отрицательного принесла шинель герою . Изменился ли герой, приобретя шинель? + -

Слайд 11

Что стало причиной смерти героя?

Слайд 12

Раз в жизни Башмачкин ощутил свою значимость. Нет, не благодаря своим достоинством, а благодаря шинели. Для других стремление к такой «значительности» было естественным, для него – нет. И расплата не заставляет себя ждать. Жизнь все расставляет на места с катастрофической скоростью: вечер в той части города, которая считается «лучшей», приемная значительного лица, болезнь и смерть. И последнее одеяние Башмачкина соответствует его положению на государственной лестнице: врач советует хозяйке брать не дубовый, а сосновый гроб – дешевле. Холодный Петербург встретил и проводил Башмачкина по одежде. Шинель, вещь заменили личность, чин заменил человека .

Слайд 13

«Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нём его никогда не было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимание и естество наблюдателя, не пропускающего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть её в микроскоп. Существо, переносившее покорно канцелярские насмешки и без всякого чрезвычайного дела сошедшее в могилу, но для которого всё же хотя перед самым концом жизни мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь, и на которого так же потом нестерпимо обрушилось несчастие, как обрушивалось на царей и повелителей мира…».

Слайд 14

Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира. Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Это бунт, хотя его можно назвать “бунт на коленях”. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства. Гоголь не хочет давать утешительной развязки, не хочет успокаивать совесть читателя. Каков смысл подобного финала и зачем автор использует гротеск - сочетание реального и фантастического?

Слайд 15

К живой душе взывает Гоголь , потому что вокруг чаще всего свиные рыла , как в кошмарном сне героя комедии “ Ревизор ”. Страшно от мертвых душ . С лова из рассказа Чехова “ Крыжовник ”: “ Надо , чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и напоминал о несчастных и обездоленных , о пошлости в нашей жизни , о “ маленьких людях ”. Зачем автор нам рассказывает такую печальную историю?

Слайд 16

Что унесете вы сегодня с собой с урока ? - Чему научились ? - Над чем задумались ? Составить синквейн по теме урока. Рефлексия

Слайд 17

Написать сочинение-рассуждение на тему «Человек должен быть «маленьким»?»; чтение комедии «Ревизор». Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ "маленького человека" в повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Данная презентация содержит наглядный материал, иллюстрации к повести Н.В.Гоголя "Шинель"....

Образ маленького человека в повести Н.В. Гоголя "Шинель"

Цель: Раскрыть образ "маленького человека".Задачи: ·         Провести идейно-тематический анализ произведения; выработать навыки определения характера главного ...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"

Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...

Урок литературы с использованием проектно-исследовательской технологии по теме: "Образ маленького человека в повести «Станционный смотритель»"

Урок открытия нового знания с использованием  проектно-исследовательской и коммуникативной технологий (исследование «Кто такой маленький человек», дискуссия)...

Урок по литературе "Образ "маленького человека" в творчестве Н.В. гоголя"

Урок с использованием технологии критического чтения и письма...

Материал для урока литературы в 8 классе по теме "Образ маленького человека в повести н. В. Гоголя "Шинель"

Материал (тех.карта+презентация) для урока литературы по теме "Образ маленького человека в повести н. В. Гоголя "Шинель".Цель урока: Раскрыть образ «маленького человека» в п...

Конспект урока по теме "Н.В. Гоголь "Шинель": социально-нравственная проблематика. Образ маленького человека. Смысл финала".

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» действительно поднимает глубокие социальные и нравственные проблемы, касающиеся судьбы маленького человека в обществе, где господствуют бюрократ...