Урок литературы в 8 классе. Мастерская письма "Нет поэта без Родины" (По творчеству С.А.Есенина и Л.В.Кокышева)
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Педагогическая мастерская - одна из личностно - ориентированных технологий. Обучение в мастерской ведется с использованием текстов русской и алтайской литературы. Урок посвящен сравнительно - сопоставительному анализу стихотворений поэтов. Воспитывает чувство патриотизма.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 598.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Бельтирская средняя общеобразовательная школа имени К.Тебековой»
Мастерская письма.
«Нет поэта без Родины»
(По творчеству С.А.Есенина и Л.В.Кокышева)
Подготовила:
Якоякова Чейнеш Николаевна
учитель русского языка и литературы
с.Новый Бельтир, 2023
Урок построен как мастерская творческого письма.
Педагогическая мастерская – одна из личностно-ориентированных технологий. Обучение в мастерской ведется с использованием текстов русской и алтайской литературы. Процесс работы в мастерской предоставляет каждому ученику возможность реализовать себя в познании учебной деятельности и поведении, опираясь на собственный опыт, способности, интересы, ценностные ориентиры. Обращение учителя к личностному опыту, обмен мнениями в группах способствуют углублению и расширению знаний о творчестве поэтов.
Урок посвящен сравнительно-сопоставительному анализу стихотворений алтайской и русской литератур. Воспитывает чувство патриотизма, любви к своей Отчизне, своему народу, родному краю, природе. Повышает познавательный интерес к национальным традициям и ценностям других народов.
Предмет: Русская литература
Класс: 8
Тема урока: «Нет поэта без Родины» (По творчеству С.А.Есенина и Л.В.Кокышева)
Тип урока: развитие связной речи.
Форма урока: творческая мастерская.
Цель урока:
Образовательные:
- Обучение умению строить устное и письменное монологическое высказывание.
- Обучение умению грамотно сформулировать собственную мысль, полученные впечатления.
- Обучение умению интерпретировать.
Развивающие:
- Развитие устной и письменной речи учащихся.
- Развитие творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей.
Воспитательные:
Воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к языкам и культурным традициям разных народов.
Планируемые результаты: формирование умения анализировать литературный текст.
Методы: сравнение, анализ, синтез.
Оборудование: выставка книг С.А.Есенина и Л.В.Кокышева, слайдовая презентация, раздаточный материал.
Приём: чтение с пометками (ИНСЕРТ) |
Детям рекомендовано во время чтения, при обнаружении незнакомых слов, делать пометки карандашом.
Ход урока.
#1054;рганизационный момент. «Поэтический».
1) Учитель предлагает прочитать высказывания о Родине и определить авторов этих строк. Высказывания проецируются на экране.
1) «Все мое творчество – о России, Россия – главная тема моих стихов. Без этой темы я не был бы поэтом». 2) «Родина – это то, что просто и весело, ясно; это то, что может устоять против любого урагана». | 1)Как прекрасен и добр мой Алтай! Как богат он – поди сосчитай! Перед ним я навеки в долгу. Как его я прославить могу? 2)Ӧрӧ ӧзуп, сагышка једеле, |
Ответы групп: данные высказывания принадлежат самому лиричному и самому загадочному русскому поэту XX века С. Есенину и выдающемуся алтайскому поэту Л.В.Кокышеву.
2) Сообщение целей и задач урока.
Нынешний год в Республике Алтай ознаменован юбилейной датой- 90-летием алтайского поэта и писателя Лазаря Васильевича Кокышева. Трудно представить Л.В.Кокышева 90-летним. Он навсегда остался в памяти алтайского народа, родных и близких, друзей и знакомых 42-летним писателем, мыслителем и юмористом.
Лазарь Кокышев как феномен российской литературы дорог нам, алтайцам, как Р.Гамзатов-дагестанцам, С.Есенин-русским, М.Карим-балкарцам и т.д.Он жил и творил вместе с другими писателями, коллегами по перу, такими же патриотами своей малой родины.
#1055;остановка проблемного вопроса.
Откуда берется любовь к Отечеству? Что нужно делать, чтобы стать настоящим поэтом?Попытаемся найти ответ на этот вопрос в течение урока.
3. Работа в группах. Портреты писателей проецируется на экране.
А сейчас углубим ваши знания и поближе познакомимся с ними.
Лазарь Васильевич Кокышев | Сергей Александрович Есенин |
Он очень любил свою Родину – Алтай. Он оставил неизгладимый след в алтайской литературе. Человек с незаурядными творческими способностями, хорошо владевший искусством слова, блестящий знаток алтайского фольклора, автор многих интересных произведений… | Родился в 1895 году в селе Константиново, в простой крестьянской семье. Его воспитывал дед, человек который очень разбирался в церковных книгах. Есенин окончил 4 класса в сельском училище, церковно-учительскую школу, затем отправился в Москву… |
- Посмотрите внимательно портреты писателей. Что общего?
(внимательно слушаем ответы групп)
Вывод: Неслучайно сравнивают Лазаря Васильевича Кокышева с Сергеем Есениным. Они – певцы родной природы.
Кровная связь с родиной и подлинная народность, горячая любовь ко всему живому и предельная искренность, удивительная лиричность – эти качества характерны для творчества двух поэтов. Основная тема, вокруг которой идет разговор на уроке – родная природа в творчестве Есенина и Кокышева. Ведь для обоих поэтов любовь к природе, к родине естественна как дыхание.
#1040;ктуализация.
-Если мы хотим параллельно анализировать два литературных произведения, какой же метод мы будем использовать?
Ожидаемый ответ: сравнение.
-Сравнительно-сопоставительный анализ – это метод, на основе которого лежит операция сравнения. Любое сравнение предполагает выделение общих и отличительных черт, поиск причин и смысла данных отличий. Цель анализа – выявление своеобразия художественных текстов, специфики авторского видения.
5. Работа в группах. Сравнительно-сопоставительный анализ стихотворений.
1 группа. «Стихи об отчем доме»
С.А.Есенин «Низкий дом с голубыми ставнями» Низкий дом с голубыми ставнями, До сегодня еще мне снится Восхищаться уж я не умею Полюбил я седых журавлей Примерный анализ: Основная мысль- память об отчем доме неподвластна времени. Характерна автобиографическая основа, ностальгия по детству. В жилах поэта течет крестьянская кровь. Постепенно переключает внимание на природу отчего края… | Л.В.Кокышев «Старый дом» Дом заброшенный, Бедный мой, дряхлый старик, Здравствуй, здравствуй, узнал ты меня? Это я, самых долгих дорог ученик… Что-то в печке осевшей не видно огня, Да и пыльные окна незрячи уже! Дом заброшенный, отчий аил, Словно детство нежданно проснулось в душе, - Столько грусти и нежности ты пробудил! Ведь когда я остался в войну за отца, я чинил тебя крепкой древесной корой… Ты топился по-черному, дым у лица Плавал едко, но был ты живой и родной. Колыбели берестяной вспомнился скрип. Вьюг слепящих Пронзительный вспомнился стон. И весенних капелей я вспомнил, старик, Смех серебряный, праздничный звон! Где же ты мой домовой, что меня так пугал, Где тепло очага, чаепитье гостей? Только ветер скулит, прижимаясь к ногам; Да и сам я давно уж промерз до костей. Нежный мамин напев не согреет теперь: «Спи, - я слушал, зажмурясь, - коровы придут, Как увидят, что спишь, - и положат под дверь Белый, будто луна, пребольшущий курут». О тебе я печалился даже во сне. Дом заброшенный, отчий аил, Словно детство нежданно проснулось во мне,- Столько грусти и нежности Ты пробудил! Примерный анализ: Жизнь прожитая в аиле пронизывает все существо героя: здесь он впитал в себя радость, добро и тепло, здесь он вырос и сформировался. Любовь к «малой» Родине, родному алтайскому языку, сама жизнь - бытия художественно выражаются через близкие географические и национальные образы, реалии, детали… |
Вывод: Дом – это начало начал, это исток всего, что есть в человеке.Чувство любви к Родине начинается с любви к своему дому, семье. Из произведений родной и русской литературы вы поняли, что воспитание патриотизма начинается в семье, в отчем доме.
2 группа. «Стихи о природе»
С.А.Есенин Вот уж вечер. Роса. Блестит на крапмве. Я стою у дороги, Прислонившись к иве. От луны свет большой Прямо на крышу. Где-то песнь соловья Вдалеке я слышу. Хорошо и тепло, Как зимой у печки. Как большие свечки. И вдали за рекой, Видно, за опушкой, Сонный сторож стучит Мертвой колотушкой. | Л.В.Кокышев Я по склону горы одиноко брожу. Там, внизу, распростерся родной городок. Сквозь листву золотую туда я гляжу, Как струится людской муравьиный поток. Постою, опершись на рябиновый ствол, Поразмыслю немного над жизнью людей. Ничего, что от них я на время ушёл – Очень многое нынче отсюда видней. Люди строят судьбу свою, строят страну, Люди вечно спешат, люди всюду нужны, И не часто приходят сюда, в тишину Просто нет у них времени для тишины. Упрекать их – не вправе. А жизнь все летит! Я иду по траве, по живому ковру, И невольно душа моя нынче грустит, Как рябиновый куст на осеннем ветру! |
Вывод: Родина – это высокие горы, с вечными ледниками. Озера с черно – голубыми глазами, бурные реки, утренний блеск росы на лугу… Родная природа учила поэтов чистоте и возвышенности чувств. Выражение чувств через явления природы – одна из особенностей лирики Сергея Есенина и Лазаря Кокышева.
Именно с этого начинается любовь к своей малой Родине. Любящий свою малую Родину, должен уважать обычаи и традиции своего народа, знать историю своего края. Любить и охранять природу и животных родного края.
3 группа. «К новым людям»
С.А.Есенин Я покинул родимый дом, Золотою лягушкой луна Я не скоро, не скоро вернусь! Примерные ответы: После окончания школы в 1912 году Есенин отправляется в Москву, где постепенно становится известным поэтом. Но никогда он не забывал родного села и всегда, когда было особенно трудно, припадал душой и сердцем к родной рязанской земле, вновь обретая животворную силу для своих прекрасных стихотворений о родном крае, о России. | Л.В.Кокышев «К новым людям» До свидания, мама прощай! Над горами – осеннее пламя. До свиданье, мой маленький край! Я вернусь по весне С журавлями. Скоро птицы на юг полетят И по-птичьи тоскливо заплачут, Но они возвратятся назад, - Разве может случиться Иначе? Разве можно весной усидеть Вдалеке от родного гнездовья, Разве можно О родине петь Вдалеке от родного гнездовья?! И в Москве мне свой край не забыть… Вечерами, Конспекты листая, захочу я опять побродить По гористым тропинкам Алтая. И захочется так, Что – невмочь, Хоть беги на вокзале за билетом, - И опять я бессонную ночь Проведу у окошка без света… Слышу, кедры мне шепчут: «Держись! Будет дождь, Будет слякоть и вьюга! Не страшись, - Ты идешь в эту жизнь От железной рогатины плуга…!» И дорога ложится к ногам, И огромное солнце восходит – К новым людям И к новым краям Беспокойное сердце уводят. |
Вывод:
От любви к малой Родине рождается любовь к большой Родине. Недаром многие поэты и писатели посвятили свои произведения своей Родине.
В произведениях этих двух поэтов прослеживаются огромная любовь, восхищение, гордость своей родиной, родной природой.
Лирика и алтайского и русского поэтов о природе, о ее величии дает нам, читателям, высокое эстетическое развитие, воспитывает в нас хороший вкус, чувство патриотизма, умение правильно оценить произведение и получить от этого наслаждение.
6. Рефлексивный этап.
- Как пробудить в человеке чувство любви к Родине?
Вывод: именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Быть патриотом не так уж сложно, настоящая любовь не только выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами.
Патриотами не рождаются, ими становятся. Так что – всё в наших руках!
Л.В. Кокышев и С.А. Есенин горячо любили свой родной дом, родных и близких людей, свою малую и большую Родину. Поэтому мы говорим: «Нет поэта без Родины». Отсюда рождается умение писать душевные стихи. Вот почему они являются знаменитыми народными поэтами на века.
7. Домашнее задание.
Написать сочинение «О чем меня заставили задуматься стихи С.А. Есенина и Л.В. Кокышева?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Тема Родины в творчестве С.А.Есенина».
познакомить учащихся с поэтическими произведениями С.Есенина, посвященными России; проследить эволюцию чувства к Родине в лирике поэта; показать, как связано мироощущение поэта с образным строем его л...

Урок литературы 7 класс "ЧЕРЕЗ ЛИНИЮ ФРОНТА - ЧЕРЕЗ ЛИНИЮ ЖИЗНИ ( творчество поэтов-участников ВОВ)"
Конспект урока....

Литературная гостиная "Нет поэта без Родины...". По творчеству С.А.Есенина.
Литературный материал сопровождается видео и аудиофайлами. Материал будет интересен всем поклонникам творчеста С.А. Есенина....

Урок литературы. 9 класс. М.Ю.Лермонтов - певец родины и свободы
Цели урока: прививать интерес к русской классической литературе, продолжить знакомство с личностью и поэзией М.Ю.Лермонтова; нацелить детей на понимание основных тем творчества поэта; показать злободн...
Внеклассное мероприятие по литературе в 11 классе к юбилею С.А.Есенина »Тема Родины в творчестве С.А.Есенина» (Литературное кафе) Учитель МОУ» Филимоновская СОШ» Мешкова В.Н.
Цели урока: - раскрыть своеобразие личности С.А.Есенина, основной мотив его творчества,- донести до учащихся мысль о том, что биография и творчество поэта – биография и творчество исключит...

Конспект урока литературы в 11 классе по теме "Эволюция темы родины в творчестве С. Есенина"
Тип урока: объяснение нового материала ( с использованием технологии проблемного обучения, опережающего обучения, технологии сотрудничества)...

Интегрированный урок по теме "Образ Родины в творчестве С.А.Есенина. Имя прилагательное.
Интегрированный урок по русскому языку и литературе для учащихся 6 класса разработан по обновленным ФГОС ООО. Тема урока: Тема Родины в творчестве С.А. Есенина (на примере стихотворения «Низкий ...