Копилка жизненных рецептов (исследовательский проект по литературе)
проект по литературе (10 класс)

Наталья Викторовна Дудкина

Сегодняшняя литература, пренебрегая таким жанром, как притча, допускает серьезное упущение. Молодым людям нужны уроки нравственности, высокой морали, изложенные в притчах, художественной особенностью и жанровым своеобразием которых является формирование этих качеств. И такой жанр малой литературной формы, как притча, во многом может поспособствовать этому.

В своей работе мы комплексно рассмотрели притчу, показали, как можно использовать её в современной жизни, так как мораль и нравственные заветы никогда не теряют своей актуальности. Жанр философской причты расширяет вечные темы, ставит вечные проблемы. Она помогает человеку в соответствии с его возрастом осмыслить мир собственных представлений, своё место в мире и своё отношение к нему. Практический материал подобранных притч затрагивает проблемы межличностного общения, модели поведения, вопросы эмоционального характера и благополучия человека в обществе, семье, среди других людей. Через литературный материал можно понять свои проблемы, их причины, постараться решить их приемлемыми для окружающих и безболезненными для самих себя способами, опираясь на опыт предшествующих поколений, описанный в предлагаемых притчах.

 В воспитательной беседе или просто беседе  благодаря ситуативной модели какой – либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании.

Подобранные нравственно - философские притчи, проверяющие умение понимать и анализировать содержание предложенных текстов, выявляют общий культурный уровень человека, раскрывают сложные основы человеческой жизни. Образы притч могут быть и примером для подражания, ибо в них заложен глубокий смысл и мощный воспитательный аспект.

Теоретическая значимость работы – использование материалов исследовательской работы на классных часах, при изучении литературы в профильных классах на уроках, что позволяет усилить интерес к предмету и постижению нравственного смысла изучаемого произведения, заставляет задуматься над содержанием нравственного опыта человечества.

Практическая значимость работы - приобретение опыта решения нравственных задач, «подсказки» в решении жизненных проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon dunskaya_proekt.pdf748.71 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект по предмету "Литература" для 10 класса "Литературный Петербург"

Проект проводится в течение 2-го полугодия в 10 классе. Задача проекта: использование возможностей города Санкт-Петербурга, как центра русской культутры и литературы, использование его богатой литерат...

Исследовательский проект по литературе "Почему не у всех детей есть детство?"

Данная  работа представляет собой самостоятельный анализ произведений разных авторов о детстве. Работа состоит из двух частей: анализ произведений и социологический опрос.В  работе при...

Исследовательский проект по литературе

Исследовательский проект ученицы 9 класса "Образы славянских богов в книге Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки" Проект был защищён как устный экзамен по выбору в 2009 году...

Учебный исследовательский проект по литературе «Основная поэтическая тема пейзажной лирики Ф. И. Тютчева»

Проект выполнен ученицей 7 класса Наумовой Елизаветой. Задачи исследовательской работы: 1. Рассказать о художественных образах и средствах их создания в стихотворениях Ф. И. Тютчева2. Доказать или опр...

Исследовательский проект по литературе «Судьбы людей, похожих на Андрея Соколова»

9мая 2020 года наш народ отмечает знаменательную дату 75-летияпобеды в Великой Отечественной войне. Каждый прошедший год отдаляет нас от событий этой войны. Участвуя в шествиях, посвященных Великой по...

Рецепт счастья (интегрированный урок литература+английский язык)

Данный  бинарный урок формирует у учащихся представление о понятии “счастье”, воспитывает ценностное отношение к счастью, бережному отношению к этому чувству; побуждает детей к самосо...