Учебный исследовательский проект по литературе«Основная поэтическая тема пейзажной лирики Ф. И. Тютчева»
творческая работа учащихся по литературе (7 класс)
Проект выполнен ученицей 7 класса Наумовой Елизаветой. Задачи исследовательской работы: 1. Рассказать о художественных образах и средствах их создания в стихотворениях Ф. И. Тютчева
2. Доказать или опровергнуть гипотезу исследования:
Ф. И. Тютчев запечатлевал в своих произведениях то, что его волновало: радовало, настораживало, восхищало, тревожило и т.д.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта: 1. Рассказать о художественных образах и средствах их создания в стихотворениях Ф. И. Тютчева 2. Доказать или опровергнуть гипотезу исследования: Ф. И. Тютчев запечатлевал в своих произведениях то, что его волновало: радовало, настораживало, восхищало, тревожило и т.д.
План исследования 1. Объект исследования: стихотворения «Весенняя гроза», «Песок сыпучий по колени…», «Тихой ночью, поздним летом…», «Как неожиданно и ярко…» 2 . Предмет исследования : мгновения жизни, запечатлённые поэтом, поэтический язык, как средство создания художественных образов. 3. Метод исследования : анализ текстов художественных произведений с точки зрения художественных образов и художественных средств.
4. Задачи исследования: внимательное чтение стихотворений ; анализ используемых художественных средств; формулировка выводов; презентация результата исследования. Материалы, которыми я пользуюсь для исследования: а ) Текст художественных произведений. б ) Таблица «Анализ лирического произведения» в ) Таблица «Художественно-изобразительные средства языка. Тропы» г ) Поисковая система Google ( Интернет )
«Весенняя гроза» Запечатлена картина весенней грозы, завораживающего разгара природного явления. Взрыв эмоций: восхищение красотой явления, радость. Художественные средства: Олицетворения: гром « резвяся и играя» грохочет , «бежит» поток, всё «вторит» громам. Метафоры: повисли «перлы дождевые», солнце «нити золотит» Эпитеты: первый гром, раскаты молодые, поток проворный, шум нагорный, вторит весело, ветреная Геба, громокипящий кубок . Аллегория: Геба… громокипящий кубок с неба пролила.
«Песок сыпучий по колени…» Картина наступления ночи над полем, на окраине леса. Чувство тревоги, беспокойства, грусти. Художественные средства: Олицетворения : ночь глядит из каждого куста Метафоры : день меркнет, тени в одну слилися тень. Эпитеты : черней и чаще бор глубокий, грустные места, ночь хмурая. Сравнение: ночь хмурая, как зверь стоокий
«Тихой ночью, поздним летом…» Картина ночного поля. Вызывает чувство спокойного одиночества, ощущение любования гармонией. Художественные средства: Метафоры: блестят золотистые волны нив, убелённые луной. Эпитеты : тихой ночью, поздним летом, сумрачным светом, усыпительно-безмолвны Олицетворение: нивы дремлющие зреют .
«Как неожиданно и ярко…» Запечатлено мгновение возникшей радуги Чувство восхищения сменяется грустным раздумьем над быстротечностью жизни. Художественные средства: Олицетворения : Один конец в леса вонзила, другим за облака ушла, полнеба охватила, изнемогла. Метафоры : воздушная арка, радужное видение, нега для очей, воздвиглась в торжестве Эпитеты : воздвиглась торжественно и ярко, минутное торжество
Вывод Поэт смог уловить мгновения жизни, волнующие его, изобразить лирические пейзажи так, чтобы читатель смог почувствовать то же, что и автор, подарить чувства, которые испытывал сам. Он великолепный мастер, способный подобрать наиболее яркое, ёмкое языковое средство для изображения словесной картины. Так ярко передать увиденное мог только тот, кто способен видеть, чувствовать и любить родную природу. А. Н. Некрасов говорил об умении Ф.И. Тютчева так: «мог уловить именно те черты, которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева. (Урок с применением модульной технологии)
Каждый учитель литературы сталкивается с проблемой отсутствия в учебниках хорошо продуманных, разнообразных заданий и вопросов для раскрытия идейного замысла и понимания содержания ...
Пейзажная лирика Ф.И. Тютчева
Пояснительная записка.Данный урок разработан для учащихся 8-х классов в рамках подготовки к ГИА по литературе и является завершающим в системе уроков по изучению лирики 19 века (в рамках с...
Урок литературы в 5 классе по теме: "Пейзажная лирика Тютчева Ф.И"
Технологическая карта урока. Тема. Цели. УУД ....
Конспект урока на тему "Пейзажная лирика Б. Пастернака"
Конспект урока по лирике Б.Пастернака. Литературоведческий анализ нескольких стихотворений: «Как бронзовой…», «Февраль», «Ты в ветре, веткой пробующем…»Цель: Выяснить, из чего складывается пейзаж...
Методическая разработка урока литературы " Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева"
Разработка плана-конспекта по литературе 6 класс по творчеству Ф.И.Тютчева....
Литературная гостиная. Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева
Литературная гостиная. Пейзажная лирика Ф.И.ТютчеваЦели и задачи:Пробудить интерес к поэзии;Помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять чувства и настроение поэта;Углубить ...
Урок литературы в 5 классе "Пейзажная лирика Ф.И. Тютчева".
Урок литературы – это встреча с прекрасным. И данный урок не исключение, поэтому старалась его построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и запомнил...