Пейзажная лирика Ф.И. Тютчева
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Пояснительная записка.
Данный урок разработан для учащихся 8-х классов в рамках подготовки к ГИА по литературе  и является завершающим  в системе уроков по изучению лирики 19 века (в рамках спецкурса по литературе «Литературное течение как отражение развития человеческой мысли»). 
Темой разработки является анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Что ты клонишь над водами…», и выбор именно данной темы вполне обоснован. В заданиях ГИА в части 1 в качестве одного из вариантов даны задания, являющиеся элементами анализа поэтического произведения. В части 2 также представлено задание, заключающееся в оценке  произведений поэтов 19 века. 
В основу урока был положен общенаучный принцип экзистенциональности,  что соответствует существующим ФГОС, ведь на уроках литературы главным является именно чувственное восприятие произведения. 
Тип – урок-исследование – также отвечает требованиям, выдвигаемым к современному уроку литературы. И самостоятельная работа учащихся, их поисковая и исследовательская деятельность, способствует наиболее полному и глубокому усвоению материала. 
Цель – совершенствование умений анализа и интерпретации лирического произведения, полностью реализуется благодаря методам работы на уроке (исследовательский, эвристический). 
Урок проводится в нестандартной обстановке, учащиеся разделены на группы, сидящие полукругом,  не создается ощущения доминирования педагога, что благоприятствует самостоятельной работе учеников, выдвижению различных предположений и вариантов ответов на поставленные вопросы.  
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Данный урок разработан для учащихся 8-х классов в рамках подготовки к ГИА по литературе  и является завершающим  в системе уроков по изучению лирики 19 века (в рамках спецкурса по литературе «Литературное течение как отражение развития человеческой мысли»).

Темой разработки является анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Что ты клонишь над водами…», и выбор именно данной темы вполне обоснован. В заданиях ГИА в части 1 в качестве одного из вариантов даны задания, являющиеся элементами анализа поэтического произведения. В части 2 также представлено задание, заключающееся в оценке  произведений поэтов 19 века.

В основу урока был положен общенаучный принцип экзистенциональности,  что соответствует существующим ФГОС, ведь на уроках литературы главным является именно чувственное восприятие произведения.

Тип – урок-исследование – также отвечает требованиям, выдвигаемым к современному уроку литературы. И самостоятельная работа учащихся, их поисковая и исследовательская деятельность, способствует наиболее полному и глубокому усвоению материала.

Цель – совершенствование умений анализа и интерпретации лирического произведения, полностью реализуется благодаря методам работы на уроке (исследовательский, эвристический).

Урок проводится в нестандартной обстановке, учащиеся разделены на группы, сидящие полукругом,  не создается ощущения доминирования педагога, что благоприятствует самостоятельной работе учеников, выдвижению различных предположений и вариантов ответов на поставленные вопросы.  

        

Тема: Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Что ты клонишь над водами…»

Тип урока: урок-исследование (урок-анализ поэтического текста).

Вид: изучения новых знаний и умений

Цель: совершенствование умений анализа и интерпретации лирического произведения.

Задачи:

  1. Обучение приемам анализа поэтического текста.
  2. Развитие способности эстетического восприятия учащимися явлений литературы и отраженной в ней действительности.
  3. Воспитание эстетического вкуса учащихся.

Предварительная подготовка: ученики заранее разделены на группы, учащийся готовится к художественному чтению произведения, группа готовит выступление на тему «Природа в поэзии Ф.И. Тютчева».

План урока:

  1. Организационный  момент (1 минута)
  2. Прослушивание аудиозаписи (3 минуты)
  3. Первичное восприятие произведения, впечатления учащихся (2 минуты), определение темы и задач урока (1 минута).
  4. Выступление учащихся:  «Природа в поэзии Ф.И. Тютчева (7 минут) (презентация)
  5. Физкультминутка (2 минуты).
  6. Выразительное чтение учащимся стихотворения (1 минута).
  7. Особенности лирического героя и авторской позиции (фронтальная работа 3-4 минуты)
  8. Анализ стихотворения по предложенному плану (каждая группа учащихся анализирует стихотворение в определенном аспекте). Жанр и композиция произведения; звуковой и цветовой фон стихотворения; лексические, морфологические и синтаксические особенности; средства художественной выразительности в произведении (4-5 минут). (раздаточный материал).
  9. Выступление учащихся (5 минут)
  10. Совместное обобщение групповых работ, создание единого «полотна» (3-4 минуты). Панно из работ групп, совместное обсуждение, создание единой картины стихотворения.  
  11. Рефлексия   (3-4 минуты).
  12.  Домашнее задание: «нарисовать» стихотворение.
  13.  Аудиозапись с романсом В. Агафонова «Что ты клонишь над водами…»

Ход урока:

1. Звучит  романс  «Что ты клонишь над водами…» в исполнении

В. Агафонова (Приложение)

2. Слово учителя: Ребята, только что вы прослушали романс в исполнении  Валерия Агафонова. Как вы думаете, кто является автором этих строк? Почему вы так думаете? (образы природы, в которых заключены переживания человека, характерны для лирики Ф.И. Тютчева). Это произведение не имеет названия, мы обозначаем его по первой строчке «Что ты клонишь над водами…».

Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок? (анализу стихотворения).

Какую цель мы с вами ставим сегодня перед собой? Чего мы должны достигнуть?

  1. Слово учителя: сейчас мы с вами прослушаем и оценим выступление одноклассников, подготовивших краткий рассказ о роли и месте  природы в поэзии Ф.И. Тютчева (выступление детей).

  1. Физкультминутка (проводит ответственный в классе)

  1. Художественное чтение произведения «Что ты клонишь над водами…» заранее подготовленным учащимся.
  2. Слово учителя: Ребята, какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Какие образы возникают в вашем воображении? Кто, по-вашему, является лирическим героем стихотворения? Как объяснить обращение к иве как к живому существу? Является ли это олицетворением? (Одушевление природы- это не художественный прием, а философское убеждение).Какова тема и идея стихотворения? (Ива и струя приобретают статус знаков и создают отдельный мир. Склонение ветвей имеет два смысла: стремление защитить и преклонение перед чужим горем,  ива – жизнь человека, чередование светлых и темных полос жизни. Смысл – человек не должен склоняться перед жизненными невзгодами.  Второй образ – воды. Это символ безжалостного времени, как бы человек не пытался остановить время, он лишь «смеется над тобой…». Настоящее время глаголов указывает на постоянство данного явления). В чем же особенность тютчевского изображения природы?  (тема природы связана с философским осмыслением жизни. Сходство природы и человека, противопоставление мироздания и малой части Вселенной).

  1. Слово учителя:  Мы выяснили в чем заключается содержательная сторона произведения. Как вы думаете, каким образом  автор доносит до нас эти чувства и мысли? Какими приемами он пользуется? (языковые средства, тропы и фигуры, звукопись и цветопись и т.п.)  Мы создадим с вами  «единое полотно» произведения.  Каждая из групп учащихся будет анализировать его  в определенном аспекте, а затем мы с вами вместе создадим  картину этого произведения.

Работа в группах (план анализа стихотворений в определенном аспекте у учащихся на столах). Рассматриваются  следующие аспекты: жанр и композиция произведения; звуковой и цветовой фон стихотворения; лексические, морфологические и синтаксические особенности; средства художественной выразительности в произведении.

  1. После окончания групповой работы один представитель из группы представляет итог работы над произведением.  (Результат работы группы написан на листах, причем на цветных.  Жанр и композиция – коричневый, звуковой и цветовой фон – зеленый, языковые особенности – желтый, средства художественной выразительности – голубой.  Листы прикрепляются на заранее подготовленный стенд.  Когда все собрано в единое целое, замечаем, что цвета соответствуют цветовому ощущению стихотворения.)

  1. Слово учителя: Ребята, давайте теперь все вместе создадим общую картину произведения, опорные вопросы представлены на доске (Слайд).
  1. Какова композиция стихотворения? Как
  2. Каковы языковые особенности произведения?  Какие предложения преобладают в первой строфе, а какие – во второй?
  3. В чем особенность звукописи и цветописи в стихотворении?
  4. Какие средства художественной выразительности использованы?
  1. Рефлексия. Подведение итогов урока. (Слайд)
  1. В чем же заключается идея произведения? Какое настроение хотел передать автор читателям?
  2. Как вы думаете, такое изображение природы характерно только для этого произведения Ф.И. Тютчева?

  1. Домашнее задание (Слайд).

Слово учителя: Сегодня мы с вами всесторонне изучили замечательное произведение Ф.И. Тютчева «Что ты клонишь над водами…». Мы изучили особенности формы, проникли в содержание. И логичным завершением будет иллюстрация данного стихотворения. В качестве домашнего задания вам предлагается создать иллюстрацию к данному произведению. Причем не нужно ограничиваться уже предложенными образами, вы можете нарисовать те чувства, которое вызывает у вас данное произведение.  

  1.  А сейчас, в качестве завершающей точки, я предлагаю вам еще раз прослушать романс «Что ты клонишь над водами…», но уже через призму тех знаний, которые вы усвоили на сегодняшнем уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева. (Урок с применением модульной технологии)

 Каждый учитель литературы сталкивается с проблемой отсутствия в учебниках хорошо продуманных, разнообразных заданий и вопросов для раскрытия идейного замысла и понимания содержания ...

Урок литературы в 5 классе по теме: "Пейзажная лирика Тютчева Ф.И"

Технологическая карта урока. Тема. Цели. УУД ....

Методическая разработка урока литературы " Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева"

Разработка плана-конспекта по литературе 6 класс по творчеству Ф.И.Тютчева....

Литературная гостиная. Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева

Литературная гостиная.  Пейзажная лирика Ф.И.ТютчеваЦели и задачи:Пробудить интерес к поэзии;Помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять чувства и настроение поэта;Углубить ...

Урок литературы в 6 классе. Тема: «Особенности пейзажной лирики в творчестве Ф.И.Тютчева». Обучение анализу стихотворения ( «Неохотно и несмело», «Весенняя гроза», «С поляны коршун поднялся…»)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКАВ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕОБЩАЯ ЧАСТЬПредметЛитератураКласс6Тема урока Тема: «Особенности пейзажной лирики в творчестве Ф.И.Тютч...

Учебный исследовательский проект по литературе «Основная поэтическая тема пейзажной лирики Ф. И. Тютчева»

Проект выполнен ученицей 7 класса Наумовой Елизаветой. Задачи исследовательской работы: 1. Рассказать о художественных образах и средствах их создания в стихотворениях Ф. И. Тютчева2. Доказать или опр...

Урок литературы в 5 классе "Пейзажная лирика Ф.И. Тютчева".

Урок  литературы – это встреча с  прекрасным.  И данный  урок  не  исключение, поэтому старалась его построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и запомнил...