Мастер-класс для учащихся: «Деревья в лирике Сергея Есенина - живые символы Руси»
методическая разработка по литературе (6, 7, 8 класс)

Канабеева Наталья Александровна

Мастер-класс  выстроен по принципу проблемного обучения и исследовательской деятельности. Формат, в котором учащиеся самостоятельно разбирают стихотворения («Береза», «Клён ты мой опавший», «Черёмуха»),  максимально эффективный. Активно исследуется текст, что несомненно развивает навыки аналитического чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass_-_kopiya.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для учащихся: «Деревья в лирике Сергея Есенина - живые символы Руси»

Целевая аудитория: учащиеся 6-11 классов.
Продолжительность: 20 минут.
Цель: 1. Образовательные (предметные):

  • Выявить и проанализировать роль образов деревьев (берёзы, клёна, черёмухи  и др.) в лирике С.А. Есенина.
  • Показать, как через «древесные» образы раскрываются ключевые темы творчества поэта: Родина, природа, любовь, жизнь и смерть, философские размышления.
  • Сформировать понимание того, что деревья у Есенина — это не просто детали пейзажа, а одушевлённые, символически насыщенные образы, неотделимые от концепции «Руси».
  • Проанализировать средства художественной выразительности, с помощью которых создаются образы деревьев (олицетворение, метафора, цветопись, звукопись).

2. Развивающие (метапредметные):

  • Развивать навыки анализа поэтического текста: умение видеть скрытые смыслы, подтекст, символику.
  • Совершенствовать умение сравнивать, обобщать, делать выводы на основе интерпретации нескольких текстов.
  • Развивать образное и ассоциативное мышление, эмоциональную восприимчивость.
  • Обогащать словарный запас и культурный кругозор учащихся.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к родной природе и русской поэзии.
  • Формировать чувство сопричастности к духовным и культурным ценностям, выраженным в творчестве Есенина.
  • Способствовать формированию эстетического вкуса и чуткости к художественному слову.

Понять, как через образы деревьев Есенин выражает свои самые сокровенные чувства к Родине, природе и жизни.

Оборудование:

  • Тексты стихотворений (распечатки или на экране).
  • Рисунки или фотографии берёзы, клёна, черёмухи, рябины, сосен.
  • Музыкальное сопровождение (например, спокойная инструментальная музыка или романсы на стихи Есенина).
  • Листы бумаги, ручки, цветные карандаши или фломастеры.

Ход мастер-класса

1. Вступление: «Вход в есенинский мир» (1-2 минут)

Ведущий: Здравствуйте! Недавно мы отмечали 130-летие одного из самых народных и лиричных поэтов России — Сергея Есенина. Современники говорили о нем: "Есенин — не человек, а дерево". Как вы думаете, что это могло означать?»
( был близок к природе, писал о ней, был «естественным»).

 - Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие - в мир поэзии Сергея Есенина. Но войдём мы в него через особую дверь.

- Как вы думаете, что для Есенина было самым главным, самой большой любовью? (Учащиеся обычно отвечают: Родина, Россия, природа).

- Верно! А давайте представим русскую природу. Какие деревья приходят на ум в первую очередь? (Учащиеся называют: берёза, ёлка, рябина). Именно так! Для Есенина деревья — это не просто часть пейзажа. Это живые существа, друзья, символы. Они радуются, грустят, любят и страдают вместе с поэтом. Сегодня мы будем «читать» деревья как поэтические шифры.

2. Основная часть: «Знакомство с есенинским древоградом» (10 минут)

- На занятии мы рассмотрим несколько самых главных «жителей» есенинского мира.

- Возьмите себе понравившийся листочек дерева.

- Давайте разделимся на 3 группы. Каждая группа получает «досье» на одно дерево-героя.

- Вы должны будете склеить своё дерево из шаблона, лежащего у вас на столах, выразительно прочитать стихотворение, выполнить задания. А потом поделитесь своими впечатлениями о том, что же видел Сергей Есенин в данном дереве.

 Группа 1: Берёза - «невеста» России.

1. Зачитайте стихотворение «Берёза» (1913).

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

2. Найдите средства выразительности стихотворения(тропы) (напишите на обратной стороне веточки берёзы).

Метафоры:

«Принакрылась снегом, точно серебром» (снег уподобляется драгоценному металлу).

«Распустились кисти белой бахромой» (снег на ветвях — это не просто осадок, а элемент роскошного убранства).

«Горят снежинки в золотом огне» (снег не просто лежит, он сияет и переливается).

Сравнения: «точно серебром» — прямое сравнение, которое задает тон всей картине, делая её драгоценной и изысканной.

Олицетворения:

Берёза «принакрылась» (как человек).

Заря «лениво обходя кругом» (как живое существо).

Тишина «сонная».

Эпитеты: «белая берёза», «пушистых ветках», «снежною каймой», «сонной тишине», «золотом огне», «новым серебром».

3. Найдите образы:

- Как Есенин «очеловечивает» березу? Кому уподоблена берёза? (Невесте, красавице). (Запишите на обратной стороне веточки берёзы)

 4. Определите настроение стихотворения:

-  Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? (чистая светлая радость, умиротворение, нежность). (Запишите на обратной стороне веточки берёзы)

 5.Символ:

- Что мы подразумеваем под берёзой? Кого или что она нам напоминает? (Запишите на обратной стороне веточки берёзы)

Группа 3: Черёмуха - символы любви.

1.Прочитайте стихотворение.

Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.

Черёмуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.

Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

2. Найдите средства выразительности стихотворения(тропы) (напишите на обратной стороне листочка черёмухи).

Олицетворение:

Черёмуха «расцвела», «завила кудри», «развесившись, стоит».

Ручей «бежит, струится», «обдает ветки», «поет песенки».

Эпитеты: 

«черёмуха душистая» (воздействие на обоняние),

«ветки золотистые», «зелень золотистая» (зрение),

«роса медвяная» (вкус, обоняние),

«зелень пряная» (обоняние),

«ручей гремучий», «серебряный».

Сравнения: «Ветки золотистые, // Что кудри, завила». Черёмуха сразу уподобляется девушке с красивыми вьющимися волосами.

Метафоры: «Зелень... сияет в серебре» (роса); «зелень... на солнышке горит».

3.Найдите образы:

- Кого напоминает нам черёмуха? (напишите на обратной стороне листочка черёмухи).

4. Определите настроение:

-  Какое чувство вызывает это стихотворение? (восторг перед пробуждением природы, выраженный через нежность, звонкую динамику и чувство всеобщей гармонии) (напишите на обратной стороне листочка черёмухи).

Группа 3: Клён — «брат» и двойник поэта.

1.Зачитайте отрывок из стихотворения.

Клён ты мой опавший, клён заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.

И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку.

2. Найдите средства выразительности стихотворения(тропы) (напишите на обратной стороне листочка клёна).

Олицетворение: 

«Клен заледенелый»

«Сам себе казался таким же кленом»

«Подслушал шум и свист ветров»

«Никто, ничьих не подслушал речей»

«Улыбкой странной»

Метафоры: «Клен ты мой опавший» (метафора ушедшей жизни), «Я сам отживший» (метафора усталости от жизни).

Сравнение: «Сам себе казался таким же кленом» – прямое сравнение героя с деревом.

3.Найдите образы:

- Кого напоминает этот клен? (уставшего, повидавшего жизнь человека, бунтаря, самого поэта, его уставшую, но не сломленную душу). (Запишите на обратной стороне листочка клёна)

4. Определите настроение:

-  Какое чувство вызывает это стихотворение? (Грусть и увядание, одиночество и отчуждение, усталость и принятие) (Запишите на обратной стороне листочка клёна).

3.Общая дискуссия. (5 мин)

- А сейчас каждая группа прочитает своё стихотворение выразительно.

- Как Есенин «очеловечивает» березу? Кому она уподоблена ? (Невесте, красавице).

- Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? (чистая светлая радость, умиротворение, нежность).

- Береза наиболее часто становится героиней его произведений – 47стихотворений написал Есенин. Ей посвящены лучшие стихи.

- Посмотрите на слайд, здесь приведены отрывки из других стихотворений про берёзу.

Вывод: Образ березы – это образ юной девушки, прекрасной, невинной, милой. С образом березы тесно переплетается и тема Родины. Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к России. Сила лирики поэта заключается в том, что в ней чувство любви к Родине выражается не отвлеченно, а конкретно, в зримых образах, через картины родного пейзажа. «Моя лирика жива одной большой любовью, - говорил Есенин, - любовью к Родине. Чувство родины- основное в моем творчестве».

 

- Кого напоминает нам черёмуха?

-  Какое чувство вызывает это стихотворение? (восторг перед пробуждением природы, выраженный через нежность, звонкую динамику и чувство всеобщей гармонии)

- Черемухе, иве, сосне посвящено (14),

Вывод

Стихотворение «Черёмуха» — это гимн весне, молодости и гармонии. Есенин не просто описывает пейзаж, он погружает читателя в живой, дышащий, чувствующий мир, где всё пронизано любовью и радостью бытия. Он предстает тонким лириком, влюбленным в красоту родной рязанской природы.

- Давайте посмотрим видео и споём о клёне вместе с певцом.

- Кого напоминает этот клен? (уставшего, повидавшего жизнь человека, бунтаря, самого поэта, его уставшую, но не сломленную душу). Клен – это разудалый, слегка разухабистый парень, с буйной копной непричесанных волос, так как у него круглая крона, похожая на копну волос или на шапку.

- Как поэт обращается к клёну? («клён ты мой»). Какое чувство в этом обращении? (Дружеское, родственное, даже любовное).

- Клёну Есенин посвятил 15 стихотворений.

Вывод: Клён у Есенина -  это в первую очередь символ-двойник самого лирического героя, его души, его судьбы. Это стихотворение – прощальный взгляд на прожитое, где единственным верным и понимающим спутником оказывается не человек, а дерево, ставшее символом собственной судьбы поэта. Оно остается одним из самых любимых читателями произведений Есенина благодаря своей искренности, мелодичности и глубокому, общечеловеческому смыслу.

4. Рефлексия и итог: «Что мы открыли?» (1 мин)

-  Давайте подведём итог. Так какие же они, деревья у Есенина?

- Это олицетворения (они живые).

- Это символы (Родины, души, любви, мудрости).

- Это друзья и собеседники поэта.

Заключительные слова: Есенин научил нас видеть душу в природе. Выйдя сегодня на улицу, посмотрите на деревья по-новому. Может быть, вы тоже увидите в старой берёзе - невесту, а в огненных гроздьях рябины — чью-то горящую любовь. Поэзия Есенина — это ключ к диалогу с природой. Спасибо за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературного вечера "Лирика Сергея Есенина"

Сценарий литературного вечера, посвященный творчеству русского поэта Сергея Есенина, будет интересен творческим учителям литературы и их ученикам.  Судьба поэта в его стихах - так можно коротко с...

Имажинизм: особенности литературного направления. Имажинизм в лирике Сергея Есенина. (Презентация к уроку литературы в 11 классе в двух частях)

презентация разбита на две части только для  удобства скачивания материала, изначально это было единое целое, тем не менее презентацию можно использовать и отдельными частями, например, по темам ...

Философская лирика Сергея Есенина

Данная презентация предназначена для изучения философской лирики С. Есенина в 11 классе...

Открытый урок пл литературе в 6-м классе на тему "Тема природы в лирике Сергея Есенина"

Мы продолжаем знакомство и изучение творчества Сергея Есенина в разделе «Тема родной природы в стихотворениях поэтов 20 века». На уроке  будем читать,изучать, анализировать стихотворен...

Образ матери в лирике Сергея Есенина

В презентации представлен урок для 11 класса "Образ матери в лирике Сергея Есенина"...

Видеоурок по творчеству С.А. Есенина "Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина "

Урок посвящен теме Родины и природы в лирике замечательного русского поэта Сергея Есенина.         Сергей Александрович Есенин вошёл в литературу как поэт-лирик, самобытный и ...

Методическая разработка урока по творчеству С.А. Есенина "Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина"

Урок по дисциплине «Литература» «Тема Родины и поэзии в лирике Сергея Есенина» знакомит студентов с особенностями творческого метода поэта, истоками народности. Студенты делятся своими исследованиями ...