Имажинизм: особенности литературного направления. Имажинизм в лирике Сергея Есенина. (Презентация к уроку литературы в 11 классе в двух частях)
презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме

презентация разбита на две части только для  удобства скачивания материала, изначально это было единое целое, тем не менее презентацию можно использовать и отдельными частями, например, по темам "Имажинизм как литературное течение", "Имажинизм в творчестве С.Есенина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imazhinizm_chast1.pptx1.36 МБ
Файл imazhinizm_chast2.pptx639.71 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности литературного направления. Имажинизм в лирике Сергея Есенина. (Презентация к уроку литературы в 11 классе) часть первая Автор презентации: учитель русского языка и литературы ГБОУ школы №560 Санкт-Петербурга Васильева Марианна Анатольевна Имажинизм

Слайд 2

Имажинизм (от фр. и англ. image — образ) — литературно-художественное течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма. Имажинизм как поэтическое движение возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали приехавший из Пензы Анатолий Мариенгоф , бывший футурист Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин.

Слайд 3

Орден заключал в себе два крыла: правое и левое. Правое крыло образовала группа из пяти поэтов, куда входили Сергей Есенин, Рюрик Ивнев, Александр Кусиков , Иван Грузинов и Матвей Ройзман . Левое же крыло включало в себя Вадима Шершеневича , Анатолия Мариенгофа , Николая Эрдмана , его брата декоратора Бориса, а также художника Георгия Якулова . Те поэты, которые решили учиться у классиков, при этом, внося в стихи метафору, вступили в правое крыло во главе с Есениным, те, которые увлекались стилем раннего Маяковского, итальянскими футуристами и английскими имажистами , вступили в левое крыло под руководством Мариенгофа и Шершеневича . Анатолий Мариенгоф, Сергей Есенин, Александр Кусиков, Вадим Шершеневич. Москва, 1919 г.

Слайд 4

Взгляды левого крыла вызывали возражения у Есенина. Против нападок на футуристов он не протестовал, но, естественно, не мог согласиться с такими строками декларации: «Тема, содержание - это слепая кишка искусства…» «Всякое содержание в художественном произведении так же глупо и бессмысленно, как наклейка из газет на картины…»

Слайд 5

Однако, противоположные взгляды на поэзию, содержание и образ не мешали им долгое время жить дружно, хотя и яростно спорить друг с другом. Вот как описал в своих стихах А. Мариенгоф один из таких споров: Опять вино И нескончаемая лента Немеркнущих стихов. Есенин , с навыком степного пастуха Пасет столетья звонкой хворостиной. Чуть опаляя кровь и мозг, Жонглирует словами Шершеневич , И чудится, что меркнут канделябровые свечи, Когда взвивается ракетой парадокс. Под мариенгофским черным вымпелом На северный безгласный полюс Флот образов Сурово держит курс. И чопорен и строг словесный экипаж. Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич, Иван Грузинов, Шеришевская.Фотография. 1919 год

Слайд 6

В 1919—1925 гг. имажинизм был наиболее организованным поэтическим движением в Москве; устраивались популярные творческие вечера в артистических кафе, выпускалось множество авторских и коллективных сборников. Имажинисты также приобрели скандальную известность своими эпатажными выходками, такими как «переименование» московских улиц, «суды» над литературой, роспись стен Страстного монастыря антирелигиозными надписями.

Слайд 7

Вадим Габриэлевич Шершеневич (24 января (5 февраля) 1893, Казань — 18 мая 1942,Барнаул) — поэт, переводчик, один из основателей и главных теоретиков имажинизма.

Слайд 8

В 1919 Шершеневич — один из главных основателей группы имажинистов. В 1918 публикует одно из самых значительных своих произведений — любовную поэму «Крематорий», являющуюся своего рода ответом на «Облако в штанах» Маяковского. Читает стихи с эстрады, пользуясь громадной популярностью среди московской публики; продолжается начавшееся ещё до революции соперничество Шершеневича с Маяковским. Был председателем московского отделения Всероссийского союза поэтов. Для творчества Шершеневича характерно нагнетание городских метафор, тематика трагической чувственной любви, эпатаж, как и у ранних футуристов, бурлескные образы, сознательно экспериментальная «брюсовская» разработка приёмов .С формальной точки зрения — акцентный стих (который он разрабатывал параллельно с Маяковским) и тактовик, позже диссонансная рифма.

Слайд 9

Анатолий Борисович Мариенгоф Анатолий Борисович Мариенгоф (24 июня (6 июля) 1897, Нижний Новгород — 24 июня 1962, Ленинград) — русский поэт-имажинист, драматург, автор мемуаров.

Слайд 10

Поэзия Мариенгофа-имажиниста глубоко пессимистична. Хотя «Стихами чванствую» и «Развратничаю с вдохновеньем», но наступает «Разочарование», и впору сделать «Руки галстуком». Так, определенным образом соединив названия некоторых поэтических сборников Мариенгофа 1919-20, можно было бы определить миро- и жизнеощущение поэта в этот период, учитывая, разумеется, игровой, нарочито-эпатажный характер этих названий. Теоретик «ритмического стиха» и композитор А.Авраамов писал о поэзии Мариенгофа: «...вот он, преодоленный (не первозданный) хаос верлибра». По его мнению, для описания ритмического строя стихов Мариенгофа требуется отказ от обычной «метрической номенклатуры» и переход к более тонкой «номенклатуре музыкальной». «По самодовлеющей мощи архитектоники и захватывающему лиризму», полагал он, стихи Мариенгофа могут быть сравнимы с музыкой Баха. Есенину в качестве «музыкального аналога» назывался Гендель. С другой стороны, изощренный ритм стихов Мариенгофа зачастую сильно затрудняет их восприятие, вызывает ощущение хаотичности, некоего «сумбура вместо музыки».

Слайд 11

Нет никаких сомнений – Мариенгоф - друг Есенина. Более того, самая важная личность в жизни Есенина. Вражда поэтов была и, пожалуй, осталась общим местом «есенианы» определенного, почвеннического толка. Но есть куда больше оснований полагать, что дружба поэтов была предметом восхищения. О том, как они жили, как создавали «Эпоху Есенина и Мариенгофа» (название неизданного ими сборника), как ссорились и мирились, что вытворяли и как творили Мариенгоф однажды написал сам в «Романе без вранья».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности литературного направления. Имажинизм в лирике Сергея Есенина. (Презентация к уроку литературы в 11 классе) часть вторая Автор презентации: учитель русского языка и литературы ГБОУ школы №560 Санкт-Петербурга Васильева Марианна Анатольевна Имажинизм

Слайд 2

Сергей Александрович Есенин (3 октября 1895, с.Константиново,Рязанская губерния — 28декабря 1925, Ленинград) — русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и (в более позднем периоде творчества ) имажинизма .

Слайд 3

Поэт входил в костяк объединения. К моменту образования группы у С . Есенина уже была собственная программа, изложенная в трактате «Ключи Марии », размышление о творчестве в целом и словесном искусстве в частности. В нем выражалось стремление творчески овладевать «органической фигуральностью» русского языка и содержался ряд соображений об опоре на национальную стихию и фольклор. Народная мифология была одним из главных источников образности Есенина, а мифологическая параллель «природа — человек» стала основополагающей для его поэтического мироощущения.

Слайд 4

Среди своих товарищей по «Ордену» он был, пожалуй, самым известным и самым востребованным поэтом, его творческие вечера давали в два-три раза больше сборов, чем чьи бы то ни было. Вскоре слухи о том, что в новом кафе замечательно читает замечательный поэт, распространились по всей Москве. Почитателям Есенина, осаждавшим «Стойло Пегаса», приходилось приходить загодя, чтобы занять хотя бы стоячее, в дверях, место. До этого у Есенина тоже случались успехи, но ТАКОГО не случалось никогда. Так, в 1920 году имажинизм принес ему настоящую славу.

Слайд 5

Период с 1919 по 1923гг. стал переломным в творчестве С.А . Есенина. Именно в этот период он получил широкую известность среди читающей публики, а также ее любовь. Официально этот период не имеет названия, но я бы назвала его «Периодом имажинизма ». В «берлинской» автобиографии 1919год Есенин назовёт лучшим годом в своей жизни. Наряду с образованием имажинизма этот год ознаменовался для него новой стезей в поэзии.

Слайд 6

Как известно, в начале ХХ века слушатели отзывались не столько на содержание стиха, сколько на силу личности исполнителя. И такие поэмы, как « Инония », «Преображение» для устного исполнения не очень-то годились. Публика схватывала лишь фрагменты - целое не доходило. Есенин, у которого было абсолютное чувство аудитории, очень скоро понял: сложные тексты пишутся для глаза, для восприятия на слух нужна иная, более простая и четкая форма. И он почти в порядке эксперимента написал стихи, которые впоследствии будут печататься с названьем «Хулиган». Такое названье Есенин выбрал не случайно, и в литературных кругах и в прессе этой кличкой его окрестили уже давно, а он просто махнул на это рукой и согласился: хулиган так хулиган, как хотите. Это стихотворение было первым, в котором поэту удалось реализовать долго не дававшуюся ему задачу: научиться писать так, чтобы и себя не терять, и быть понятным широкой публике . Дождик мокрыми метлами чистит Ивняковый помет по лугам. Плюйся ветер охапками листьев, Я такой же, как ты, хулиган. Бродит черная жуть по холмам, Злобу вора струит в наш сад. Только сам я разбойник и хам И по крови степной конокрад. Кто видал, как в ночи кипит Кипяченых черемух рать? Мне бы в ночь в голубой степи Где-нибудь с кистенем стоять.

Слайд 7

В стихах 19-20х годов Есенин расширяет смысл каждого слова и заставляет читателя взглянуть на него по-новому. Но, несмотря на благополучно складывающуюся карьеру и жизнь, в его поэзию закрадываются печальные и даже в каком-то смысле философские ноты. Они начинают звучать еще в стихотворении «Ветры, ветры, о снежные ветры…» и продолжают в таких стихах, как «Я последний поэт деревни…», «Душа грустит о небесах …»… Понятен мне земли глагол, Но не стряхну я муку эту, Как отразивший в водах дол Вдруг в небе ставшую комету. Так кони не стряхнут хвостами В хребты их пьющую луну… О, если б прорасти глазами, Как эти листья, в глубину…

Слайд 8

Это свое мироощущение с особой лирической взволнованностью и откровенностью Есенинвыразил и в поэме "Сорокоуст" (1920), написанной примерно в тоже время. Романтический рассказ о том, как паровоз обогнал тонконогого жеребенка, имеет глубокий внутренний смысл: Видели ли вы, Как бежит по степям, В туманах озерных кроясь, Железной ноздрей храпя, На лапах чугунных поезд? А за ним По большой траве, Как на празднике отчаянных гонок, Тонкие ноги закидывая к голове, Скачет красногривый жеребенок? Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница? "Конь стальной, - замечает по этому поводу поэт, - победил коня живого. И этот маленький жеребенок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни ..."Поэту кажется, что "электрический восход, ремней и труб глухая хватка"- все это "механически мертвое", что деревне угрожает "железный гость".

Слайд 9

В поэзии Есенина трагически зазвучала тема противостояния города и деревни. В «Сорокоусте» (1920) город - враг, который «тянет к глоткам равнин пятерню»; сама природа - в состоянии гибели: «Головой размозжась о плетень, / Облилась кровью ягод рябина»; крестьянин переживает духовный кризис: «И соломой пропахший мужик / Захлебнулся лихой самогонкой». Эта же тема - в стихотворении «Песнь о хлебе» (1921). «Мир таинственный, мир мой древний...» (1922) представляет конфликт города и деревни как метафизическую трагедию: город не просто-, железный враг, он еще и дьявол («Жилист мускул у дьявольской выи»). Победа железного, то есть неживого, ассоциировалась в сознании поэта с социализмом «без мечтаний».

Слайд 10

*** Мир таинственный, мир мой древний, Ты, как ветер, затих и присел. Вот сдавили за шею деревню Каменные руки шоссе. Так испуганно в снежную выбель Заметалась звенящая жуть... Здравствуй ты, моя черная гибель, Я навстречу к тебе выхожу! Город, город, ты в схватке жестокой Окрестил нас как падаль и мразь. Стынет поле в тоске волоокой, Телеграфными столбами давясь. Жилист мускул у дьявольской выи И легка ей чугунная гать. Ну да что же! Ведь нам не впервые И расшатываться и пропадать . Пусть для сердца тягуче колко, Это песня звериных прав!.. ...Так охотники травят волка, Зажимая в тиски облав. Зверь припал... и из пасмурных недр Кто-то спустит сейчас курки... Вдруг прыжок... и двуногого недруга Раздирают на части клыки. О, привет тебе, зверь мой любимый! Ты не даром даешься ножу! Как и ты, я, отвсюду гонимый, Средь железных врагов прохожу. Как и ты, я всегда наготове, И хоть слышу победный рожок, Но отпробует вражеской крови Мой последний, смертельный прыжок. И пускай я на рыхлую выбель Упаду и зароюсь в снегу... Все же песню отмщенья за гибель Пропоют мне на том берегу.

Слайд 11

В 1925 году течение имажинизм распалось : в 1922 году эмигрировал Александр Кусиков , в 1924 году о роспуске «Ордена» объявили Сергей Есенин и Иван Грузинов, другие имажинисты вынужденно отошли от поэзии, обратившись к прозе, драматургии, кинематографу, во многом ради заработка. Деятельность «Ордена воинствующих имажинистов» прекратилась в 1926 году, а летом 1927 года было объявлено о ликвидации «Ордена имажинистов ». Сам Есенин в своей биографии 1925 года написал: «Имажинизм был формальной школой, которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой, оставив правду за органическим образом».

Слайд 12

XX век в русской литературе ознаменовался появлением на свет множества литературных направлений. Их организации открывались на каждом шагу. Символисты, центрафугисты , неоромантики, футуристы, конструктивисты и даже ничевоки. Так появился и имажинизм. В отличие от, допустим, футуризма или акмеизма, он почти не оставил следа в людской памяти, забыты и имена его приверженцев. Но одно имя - имя Сергея Есенина, самого талантливого из имажинистов, всегда будет жить в русской литературе. Имажинизм помог Есенину смотреть на мир и рисовать его новыми, до этого неизвестными красками и образами.

Слайд 13

Список и сточников Имажинизм http://ru.wikipedia.org . Шершеневич В.Г. http :// ru.wikipedia.org . Мариенгоф А.Б. http :// www.hrono.ru/biograf/bio_m/mariengof_ab.php Великолепный Мариенгоф http ://www.rulife.ru/mode/article/663 / История русской литературы XX века http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook046/01/part-007.htm Имажинизм и имажинисты http ://slova.org.ru/n/imazhinizm / http :// knowledge.allbest.ru/literature Стихотворения http :// feb-web.ru/ Обои для рабочего стола http:// misterforex.ru