Создание оптимальных педагогических условий для формирования и развития универсальных учебных действий на уроках математики
статья по математике на тему

Самохвалова Анастасия Андреевна

 В настоящее время универсально учебные действия являются одним из условий реализации ФГОС.В данной статья я попыталась показать  примеры для формирования и развития универсальных учебных действий на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Степанова Анастасия Андреевна

учитель математики МОБУ лицея № 7

электронная почта: stepanova28nastya@yandex.ru

Создание оптимальных педагогических условий для формирования и развития универсальных учебных действий на уроках математики

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Если рассматривать термин «универсальные учебные действия» в широком смысле, то они означает умение учиться, способность к саморазвитию. Для формирования УУД используется системно-деятельностный подход. УУД являются одним из условий реализации ФГОС.

Для формирования универсальных учебных действий на уроках математики можно выделить 4 этапа:

1 этап  вводно-мотивационный.

Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивационные ситации, например проблемные ситуации где используется технология проблемного обучения.

2 этап  открытие математических знаний.

На данном этапе решающее значение имеют приемы, требующие самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности.

3 этап  формализация знаний.

Основное назначение приемов на этом этапе – организация деятельности учащихся, направленная на всестороннее изучение установленного математического факта.

4 этап  обобщение и систематизация.

На этом этапе применяют приемы, которые устанавливают связь между изученными математическими фактами, приводят знания в систему.

Формирование и развитие УУД на уроках математики происходит с помощью различных видов заданий. На своих уроках я использую следующие виды заданий связанные с видами УУД.

Личностные

• участие в проектах;

• подведение итогов урока;

• творческие задания, имеющие практическое применение.

Пример: необходимо решить задачу «Мальчик прошел от дома по направлению на восток 800 м. Затем повернул на север и прошел 600 м. На каком расстоянии от дома оказался мальчик?» После этого придумать задачу из жизни на применение теоремы Пифагора.

Познавательные

• «Найти отличия»;

• «Поиск лишнего»;

• «Лабиринты»;

• «Цепочки»;

• Работа с разными видами таблиц;

• Составления и распознавание диаграмм.

Пример 1. (дроби 5 класс) Отгадать загадку: «Она бывает барабанная. А ещё бывает охотничья и ее, конечно же, используют в математике. Как вы думаете, о чем идет речь?».

Пример 2. В таблице каждой цифре соответствует несколько букв (по аналогии с кнопками мобильного телефона). Нужно прочитать фразу: (6826  3  1983642530  565511  5560241  1  254512) Ответ: Счет и вычисления основа порядка в голове.

Регулятивные

• «Преднамеренные ошибки»;

• Взаимоконтроль;

• «Ищу ошибку».

Пример Правильно прочтите высказывание Н.К. Крупской, записанное без пробелов. Если нужно, поставьте запятую. «Математикаэтоцепьпонятий: выпадетоднозвенышкоине понятнобудетдальнейшее».

Коммуникативные

• Составь задание партнеру;

• Групповая работа по составлению кроссвордов.

Пример: Разбить класс на группы и предложить составить кроссворд по теме. После чего группы обмениваются кроссвордами, выполняют его и делают вывод о том, какая группа наиболее полно отразила понятия данной темы.

Результатом формирования УУД будет являться умение ученика:

• выделять тип задач и способы их решения ;

• осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач;

• обосновывать этапы решения учебной задачи;

• проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.);

• устанавливать причинно-следственные связи;

• владеть общим приемом решения задач;

• создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий.

В данной статье использованы следующие электронные ресурсы:

  1. Будникова Е.Н. «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики» //http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/11/12/formirovanie-universalnykh-uchebnykh
  2. Бузецкая Т. В. «Формирование и развитие УУД на уроках математики» //http://pedsovet.su/load/136-1-0-37434
  3. Логунова Е.А. «Создание условий для формирования универсальных учебных действий в урочное и внеурочное время в начальной школе» //http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2015/08/22/sozdanie-usloviy-dlya-formirovaniya-universalnyh

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование и развитие универсальных учебных действий на уроке английского языка

В данной статье рассматриваются виды универсальных учебных действий и способы их формирования и развития на уроке английского языка...

Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка (УМК "Английский в фокусе")

В статье описываются УУД.Приводятся примеры заданий, через которые формируютяс рзличные УУД.Есть ссылка на презентацию к статье....

Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка

Материал помогает раскрыть сущность универсальных учебных действий в общеобразовательной школе....

Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках математики.

Выступление на городском заседании ГМО учителей математики....

Методическая разработка по теме: "Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках физики в рамках реализации ФГОС"

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствован...

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА в 5 – 9 классах

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ   УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ   НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА   в 5 – 9 классах...