Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках математики.
презентация к уроку (5, 6 класс) на тему

Павлюк Ольга Владиславовна

Выступление на городском заседании ГМО учителей математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud.pptx268.95 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках математики Павлюк О.В.

Слайд 2

При обучении математике у учащихся развиваются: математическая интуиция (на методы решения задач, на образы, свойства, способы доказательства, построения); логическое мышление; понимание логического строения теории; пространственное мышление; техническое мышление; комбинаторный стиль мышления; алгоритмическое мышление; владение символическим языком; способность к абстрагированию, обобщению; математическое моделирование; развитие устной и письменной речи «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт .

Слайд 3

Для формирования познавательных УУД целесообразно на уроках включать следующие виды заданий: «Найди отличия» (можно задать их количество) «На что похоже?» «Найди лишнее» «Лабиринты» Упорядочение «Цепочки» Составление схем-опор Работа с разного вида таблицами Составление и распознавание диаграмм Работа со словарями и текстом

Слайд 4

Длина прямоугольника 1м 25см, а ширина в 5 раз меньше. Найдите длину стороны квадрата, периметр которого равен периметру этого прямоугольника. Задача

Слайд 5

Схема решения математической задачи Изучить содержание задачи. Сделать схему, таблицу, рисунок, записав известные данные задачи.(Краткая запись). Провести анализ, сравнение, поиск решения. Составить план решения задачи. Решить задачу по составленному плану. Проверить решение, оценив достоверность результата. Рассмотреть другие возможные способы решения, выбрать наиболее рациональный. Записать ответ.

Слайд 6

Типовые задачи Познавательные УУД Прочитайте условие задачи. Смысловое чтение (ориентироваться в содержание текста; понимать целостный смысл текста; поиск информации), анализ (установка количества элементов, имеющихся в задаче; выделение величин в тексте; установка зависимости между величинами) Составьте краткую запись по условию задачи. Моделирование; представление информации в разных формах; анализ (выделение и фиксирование искомых величин) Составьте план решения задачи, используя краткую запись . Установка логических связей между данными задачи Решить задачу по составленному плану. Построение алгоритма действия; поиск информации; установка причинно-следственных связей; построение логических рассуждений Соотнесите полученный результат с условием задачи Делать выводы на основе самостоятельно полученных данных

Слайд 7

Для развития регулятивных УУД на уроке «Математики» применяются следующие задания: «Преднамеренные ошибки». Например, выпиши примеры или уравнения, в которых допущены ошибки. Реши их правильно. «Сравнение». Например, рассмотри диаграмму, сравни: чего больше или меньше, сделай выводы. «Решение текстовых задач». «Проблемные ситуации».

Слайд 8

Для приготовления сдобного дрожжевого теста нужно взять муку, маргарин, молоко и сахар в пропорции 5:1:3:1 соответственно . Сколько муки (в килограммах) необходимо взять для приготовления 4 кг теста? Задача

Слайд 9

Типовые задачи Регулятивные УУД Прочитайте условие задачи Целеполагание , определение проблемы, выдвижение версий Составьте план решения задачи Планирование, прогнозирование Сделайте краткую запись Работа по плану, контроль Составьте и решите уравнение Планирование, работа по плану, сличение с эталоном, определение успешности выполнения своей работы, контроль, коррекция Соотнесите полученный результат с условием задачи Соотнесение своих действий с планируемыми результатами, контроль и коррекция Познавательные УУД Смысловое чтение (ориентироваться в содержание текста; понимать целостный смысл текста; поиск информации), анализ (установка количества элементов, имеющихся в задаче; выделение величин в тексте; установка зависимости между величинами) Установка логических связей между данными задачи Моделирование; представление информации в разных формах; анализ (выделение и фиксирование искомых величин) Моделирование; работа по алгоритму Делать выводы на основе самостоятельно полученных данных

Слайд 10

Обдумать заголовок (ответить на вопросы:«О чем пойдет речь?», «Что мне предстоит узнать?», «Что я уже знаю об этом?»). Прочитать содержание пункта параграфа; выделить все непонятные слова и выражения, выяснить их значение (в Интернете, справочнике, словаре). Задать по ходу чтения вопросы и ответить на них (О чем здесь говорится? Что мне уже известно об этом? Что именно об этом сообщается? Чем это можно объяснить? Как это соотносится с тем, что я уже знаю? С чем это нужно не перепутать? Что из этого должно получиться? К чему это можно применить?). Выделить основные понятия и правила в текст Изучить определения понятий, правила. Разобрать конкретные примеры в тексте и придумать свои. Составить схемы, рисунки, чертежи по имеющейся информации. Запомнить материал, используя приемы запоминания (пересказ по схеме, мнемонические приемы, повторение трудных мест). Ответить на конкретные вопросы в тексте. Придумать и задать себе вопросы. Работа с текстом.

Слайд 11

Треть поверхности нашей планеты приходится на сушу, остальное – океан. А что такое суша? Более десятой части ее составляют ледники Арктики и Антарктиды; 15,5% - пустыни, скалы и прибрежные пески; 7,4% - тундры и болота, около 2% занято городами, поселками, заводами, шахтами, аэродромами; почти 3% - испорченные человеком земли (карьеры, овраги, пустыни с разрешенной почвой). Пахотные земли составляют около 11%, или только 1,5 млрд. га из общей площади суши. Сколько пахотной земли приходится на каждого из нас, если население планеты около 6 млрд. человек?

Слайд 12

Учащиеся Петя, Настя, Маша и Дима принимали участие в соревнованиях. Сравните результаты их выступлений. Составьте таблицу достижений каждого учащегося в каждом виде спорта. Укажите победителя, посчитав сумму мест. Ученик Прыжки в длину Метание мяча Бег Петя 185 см 10 м 420 сек Дима 19 дм 1200 см 5 мин 30 сек Маша 1 м 8 дм 7 см 135 дм 7 мин Настя 187 см 12 м 480 сек

Слайд 13

Познавательные УУД, формируемые в процессе решения данной задачи Умение извлекать информацию, представленную в различных формах; Анализ и интерпретация данных; Формулирование проблемы; Сравнение; Классификация; Обобщение; Умение строить логические рассуждения и делать выводы.

Слайд 14

Ученик Прыжки в длину Метание мяча Бег Петя 185 см 1000 см 420 сек Дима 190 см 1200 см 330 сек Маша 187 см 1350 см 420 мин Настя 187 см 1200 см 480 сек Ученик Прыжки в длину Метание мяча Бег Петя 185 см 1000 см 420 сек Дима 190 см 1200 см 330 сек Маша 187 см 1350 см 420 сек Настя 187 см 1200 см 480 сек Ученик Прыжки в длину Метание мяча Бег Итого Петя 3 3 2 4 Дима 1 2 1 1 Маша 2 1 2 2 Настя 2 2 3 3

Слайд 15

На диаграмме показан средний балл участников 10 стран в тестировании учащихся 4-го класса, по математике в 2007 году (по 1000-балль­ной шкале). По данным диаграммы найдите число европейских стран , в которых средний балл ниже, чем в Нидерландах.

Слайд 16

Вопрос, действие Что надо знать для решения задачи? Какие страны из перечисленных относятся к европейским? Найдите по диаграмме средние баллы нужных стран. Что надо сделать для ответа на вопрос? Регулятивные УУД Определять проблему, выдвигать версии Контроль, коррекция Планирование, работа по плану Познавательные УУД Смысловое чтение, анализ Поиск и выделение необходимой информации, классификация Умение находить информацию, представленную в разных формах

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование и развитие универсальных учебных действий на уроке английского языка

В данной статье рассматриваются виды универсальных учебных действий и способы их формирования и развития на уроке английского языка...

Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка (УМК "Английский в фокусе")

В статье описываются УУД.Приводятся примеры заданий, через которые формируютяс рзличные УУД.Есть ссылка на презентацию к статье....

Создание оптимальных педагогических условий для формирования и развития универсальных учебных действий на уроках математики

В настоящее время универсально учебные действия являются одним из условий реализации ФГОС.В данной статья я попыталась показать  примеры для формирования и развития универсальных учебн...

Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка

Материал помогает раскрыть сущность универсальных учебных действий в общеобразовательной школе....

Методическая разработка по теме: "Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках физики в рамках реализации ФГОС"

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствован...

Мастер-класс "Формирование познавательных логических универсальных учебных действий на уроках математики"

 Цель мастер-класса: познакомить с методами и приемами по формированию и развитию УУД на уроках математики и проектированию заданий по математике, формирующих познавательные (логические) У...

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА в 5 – 9 классах

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ   УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ   НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА   в 5 – 9 классах...