Конспект урока "Среднее арифметическое нескольких чисел"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

конспект урока в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл srednee_arifmeticheskoe.docx32.95 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: «Среднее арифметическое нескольких чисел».

Цель  урока: закрепить представление о среднем арифметическом нескольких чисел; совершенствовать навык  нахождения среднего арифметического и его использованием при решении несложных задач.

Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):  

Закрепить навык в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «среднее арифметическое нескольких чисел», «правило нахождения среднего арифметического»

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

  1. умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Тип урока Урок обобщения и систематизации.

Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная 

Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно выходят на проблему и решают её;

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-работают с текстом задач;

-работают с технологической картой при выполнении заданий;

-отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задачи;

-оценивают себя и друг друга;

-рефлектируют.

Необходимое техническое оборудование: раздаточный материал (технологическая карта, карточки с дополнительным заданием, карточки с домашним заданием)

Структура и ход  урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

(, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Формируемые УУД

Познаватель-

ные

Регулятивные

Коммуникатив-

ные

Личност-

ные

1

2

3

5

6

7

8

9

10

1

Организацион-ный момент

приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса            к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с технологической картой.

Знакомство с технологической картой урока, уточнение критериев оценки

2

осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

умение выделять нравственный аспект поведения

2

Вводная беседа. Актуализация знаний

Игра «Дальше», цифровой диктант

Вступительное слово учителя. Повторение действий с десятичными дробями

Учитель продолжает  беседу с проблемной задачи по будущей теме урока.

Задает учащимся наводящие вопросы

Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры

6

Поиск и выделение необходимой информации

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка цели учебной задачи, синтез

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог

Смысло-

образование

3

Обобщение и систематизация знаний

Заполнение таблицы, постановка проблемы

Вместе с учениками определяет цель урока.  

Учащиеся выполняют в Задание №2(табл)

4

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Передают содержание

Умение слушать и вступать в диалог

Работа в парах(лото)

Комментирует,   направляет работу учащихся

Работа в парах

Учащиеся самостоятельно выполняют задание №3. Первые 6 пар учащихся справившихся с сообщают учителю, учитель проверяет

13

 Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата, саморегуляция

Умение слушать и вступать в диалог,

Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)

Интегрироваться в группу

Ориента-

ция в межлично-стных отношени-ях

5

Физпауза

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

2

6

Обобщение и систематизация

Решение задач

Учащиеся выполняют задания №4,5-6 из технологической карты

Делают записи в тетрадь. . Первые 6 учащихся справившихся с заданием сдают заполненные таблицы на проверку учителю, а остальные сверяют с эталоном на доске.

8

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности

профессиональное самоопределение,

смыслообразование

7

Подведение итогов 1 урока, оценивание знаний

-

Высчитывают средний балл

Проставляют в лист контроля баллы, набранные на  уроке

4

Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка

нравственно-этическая ориентация

8.

Домашнее задание

Задает дозированное домашнее задание

Учащиеся записывают домашнее задание в

1

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку;

Проводит инструктаж по работе с технологической картой: На столах у вас лежат листочки Они называются технологическими картами. Сегодня вы будете работать на этих листах. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. Если задание будет выполнено верно, то вам необходимо в квадрат, находящийся справа от задания,  поставить знак «+». Те из вас, кто решит задания быстрее класса, могут заработать дополнительную оценку, выполнив задания на отдельном листе (приложение 1)

Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с технологической картой.

II Вводная беседа. Актуализация знаний.

  1. Игра «Дальше»
  • Результат сложения  (сумма)
  • Сколько цифр вы знаете (10)
  • Наименьшее трехзначное число (100)
  • Сколько секунд в минуте (60)
  • Назовите компоненты при сложении (слагаемые)
  • Результат деления (частное)
  • Что больше 80с или 1 мин (80)
  • Какую часть час составляют  20 мин (1/3)
  • Компоненты при делении (делимое, делитель, частное)
  1. Цифровой диктант да-1, нет-0
  1. Чтобы найти среднее арифметическое чисел, надо: сумму чисел: количество слагаемых;
  2. Р= а*а
  3. S=4*a
  4. Если из числа вычесть нуль, оно не изменится.
  5. Через любые две точки можно провести несколько прямых
  6. Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель
  7. Миллион – это тысяча тысяч
  8. 140 больше 70 на 2
  9. 100:5=21
  10. При делении 0 на число =0

          1001011001

1 Учащиеся отвечают на вопрос или не отвечают и говорят «дальше»

В одну строчку дети записывают ответы цифрами 1и 0

          1001011001

А) А как оценивают спортсменов в настоящем спорте?

 Б) А что еще может быть средним? Придумайте несколько словосочетаний со словом «средний».

 В) А что «среднее» в математике можно найти?

 Г) Назовите тему урока.

 Д) Правильно будет «Среднее арифметическое нескольких чисел». Обобщение и систематизация знаний.

 

Е) Что вы знаете о среднем арифметическом нескольких чисел?

.

А) «Находят среднюю оценку»

 Б) «Средняя температура, среднее образование, средняя цена, среднее ухо, средняя заработная плата  и т.д.»

 В) «Среднее чисел», «среднюю скорость»

 Г) «Среднее чисел»

 Д) Записывают тему урока в технологических картах.

(Учащиеся отвечают на вопросы,  заполняют таблицу в технологических картах:

Е)

Среднее арифметическое

Что?

Как?

Где?

– это частное от деления суммы чисел

на число слагаемых.

Нужно сумму чисел

разделить

 на число слагаемых.

Средний балл,

 средняя урожайность,

 средняя зарплата и т. д.

111. Обобщение и систематизация знаний 

1. Игра «Математическое лото»  (в парах)

Первые 6 пар, кто выполнит, поднимает руку

ФИЗМИНУТКА

Игра «Цифра- число»

Называю число-  встаем, цифру - садимся

21,0,1, 33, 55……

2.  Работа над задачами

 Масса 4 цыплят – 5,5кг, 6 цыплят – 7,4кг. Вычислите среднюю массу цыпленка.? (1,29кг)

2. Задача

 Катер за 2 часа прошел 22,7 км и за 3 часа 42,8 км. Определите среднюю скорость? (13,1 км/ч)

- Вспомним, правило нахождения средней скорости?

  1. Задача

Среднее арифметическое двух чисел 0,48. Одно их них в 1,4 раза больше другого. Найдите эти числа.

Ответ: 0,4 и 0,56

3.  Работа над  определением «среднего арифметического» 

В) Сформулируйте определение «среднего арифметического чисел».

 

 Г) Откройте учебник на с.226,  найдите определение «среднего арифметического».  Прочитайте.

 Д) Закройте ладошкой это определение и расскажите его сами себе.

 Е) Теперь расскажите это определение друг другу.

 Определение нужно запомнить!

Для лучшего запоминания  напечатанное  определение вывешивается на доску (приложение № 2)

Учащиеся решают задания и сбирают картинку.

Учащиеся выполняют в технологических картах Задание №1.

(5,5+7,4):10=1,29 (кг)

Vср.= S (весь, пройденный путь): t(всё время движения)

Учащиеся выполняют в технологических картах Задание №2.

Самостоятельно читают задачу, один – вслух.

(22,7+42,8):5=13,1( км/ч)

Решение:

(х+1,4х):2=0,48

2,4х=0,48*2

2,4х=0,96

х=0,4 (1 число)  0,4*1,4=0,56

  Определение:

 «Это частное суммы нескольких чисел на их количество»

Учащиеся записывают формулу нахождения среднего арифметического нескольких чисел:

Ср. арифметическое = (сумма слагаемых):  (количество слагаемых)

Г) Читают: один вслух, остальные  -  про себя.

Д) Рассказывают себе.

Е) Рассказывают друг другу по очереди.

IV. Этап оценивания знаний учащихся  

Учитель: Наш урок подходит к концу. В течение урока вы работали в картах. Оцените себя. Сосчитайте количество правильных ответов («+»). Поставьте себе оценку в соответствие с критериями):

Учитель: Поднимите руку, кто получил «10-9», «8-7», «6-5».

Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментирует отметки.

Учащиеся самостоятельно выставляют себе  оценки за каждое задание и высчитывают средний балл за урок.

Учащиеся поднимают руки с учетом полученных оценок.

V. Подведение итогов урока 

 А) Вернемся к таблице, которую мы начали заполнять в начале урока. Что мы хотели узнать? Что мы узнали? На все ли вопросы мы получили ответы?

 Б) Давайте еще раз вспомним определение среднего арифметического нескольких чисел. Слайды 20- 22.

А) Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Б) Учащиеся заполняют пропуски в определении:

Средним арифметическим нескольких чисел называется  ………….. суммы нескольких чисел на …………

VI.  Информирования учащихся о домашнем задании 

Учитель: Сегодня мы говорили о среднем арифметическом нескольких чисел.

А еще я предлагаю вам побыть дома в роли статистика, собрать и обработать некоторую информацию:

определить стоимость 1 булки белого пшеничного хлеба в 3-х магазинах и вычислить её среднюю стоимость, а на следующем уроке мы  выясним, где выгоднее покупать хлеб.

Спасибо за работу на уроке!

Учащиеся внимательно слушают.

  1. Всем:  п.38, с 226, повторить определение.
  2.   определить стоимость 1 булки белого пшеничного хлеба в 3-х магазинах и вычислить её среднюю стоимость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Среднее арифметическое нескольких чисел

Данная презентация подготовлена к уроку по этой теме, в ней использованы материалы других интернетресурсов...

Методическая разработка урока математики в 5 классе "Среднее арифметическое нескольких чисел"

Цель  урока: формировать представление о среднем арифметическом нескольких чисел; познакомить  учащихся с правилом нахождения среднего арифметического и его использованием при решении неслож...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Среднее арифметическое нескольких чисел"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  "Среднее арифметическое нескольких чисел" по учебнику Математика 5 Г.К. Муравин, О.В.Муравина – Москва - Дрофа, 2014 год...

План- конспект урока. Среднее арифметическое нескольких чисел. 5 класс.

Тема "Среднее арифметическое нескольких чисел является "благодатной" для обучения учащихся решению проектных задач и навыкам исследовательской работы. Как я подводила пятиклассников к этой работе - вы...

План-конспект урока "Среднее арифметическое нескольких чисел"

Научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «среднее арифметическое нескольких чисел», «правило нахождения среднего арифметического»....

Конспект урока математики "Среднее арифметическое нескольких чисел"

Цели:Образовательная: ввести понятие среднего арифметического, формирование умений вычислять среднее арифметическое чисел;Воспитательная: воспитание дисциплинированности, аккуратности, воли ...

Технологическая карта урока математике "Среднее арифметическое нескольких чисел"

Тема  "Среднее арифметическое нескольких чисел"Тип урока:Урок открытия новых знанийМесто и роль урока в изучаемой темеЦель:    - образовательная: сформировать представлен...