Урок математики в 6 классе " Модуль числа"
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Чанышева Светлана Рустамовна

Цель урока: ввести определение модуля числа,обозначение модуля числа.Научить находить учащихся модуль числа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_v_6_klasse._modul_chisla.docx122.88 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА   «Модуль числа»

ФИО

Чанышева Светлана Рустамовна

Место работы

МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №4»

 г. Белгород

Должность

учитель математики

Предмет

математика

Класс

6

Тема и номер урока в теме

Модуль числа (первый урок)

Базовый учебник

Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др. - 16-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2005

Цель  урока:

  • Ввести определение модуля числа, обозначение модуля числа. Учить находить модуль числа.
  • Подготовка  к итоговой аттестации.
  • Формирование у учащихся общеучебных умений, умения организовать себя, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку.
  • Развитие и обогащение речи учащихся.

Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):  

      научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «модуль числа», «абсолютная величина», модуль положительного и отрицательных чисел, модуль нуля. Научиться находить модуль числа, систематизировать знания учащихся по теме «Модуль числа»; обеспечить условия для формирования навыков решения  простейших уравнений с модулем;

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

   развивать коммуникативные качества; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность. воспитывать  чувство ответственности, товарищества, взаимопонимания, уважительного отношения друг к другу,  способствовать пониманию необходимости  интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта  настойчивости для достижения цели.

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

развивать аналитическое мышление учащихся, внимание; умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний.

Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная 

Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно выходят на проблему и решают её;

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-выводят определение модуля числа

-работают с текстом учебника;

-отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задачи;

-оценивают себя и друг друга;

-рефлектируют.

Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор,  учебники по математике, раздаточный материал ,карточки с дополнительным заданием,  электронная презентация, адрес сайта учителя в интернете, электронный тренажёр.

Планируемые результаты: быстрое включение учащихся в деловой ритм и организации внимания у всех учащихся; активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний учащихся; активная познавательная деятельность; качество знаний учащихся на последних этапах обучения; правильное выполнение д/з всеми учащимися.

Методы:

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

.

Педагогические технологии: здоровьесберегающие технологии, информационно - коммуникативные технологии, технология деятельностного метода,  технология уровневой дифференциации, педагогические технологии по выявлению и поддержке одарённых детей.

Метапредметные связи: информатика, история, геометрия, физика.

Ход урока.

1.Организационный этап.(1мин.) 

                                   Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, организует внимание учащихся, обеспечивает благоприятный настрой на работу. Объясняет порядок заполнения  «опорных карт».

2.Вводная беседа. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний.(5мин.) Слайд 2.

                           Вступительное слово учителя. Организует проблемную ситуацию для выявления проблемы урока. Задаёт учащимся наводящие вопросы.

                           Учащиеся участвуют в работе по повторению (фронтальная работа), в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы, самостоятельно определяют тему урока.

Устная фронтальная работа.

Правильно ответить на поставленные вопросы, заполнить таблицу, из которой класс узнает тему сегодняшнего урока. (Таблица на доске)

Задание №1. Слайд 3.

Расположите в порядке возрастания числа 

Ответ:3.

Задание №2. Слайд 4.

Расположите в порядке убывания числа

Ответ:2

Задание №3. Слайд 5.

Какая из точек имеет координату -7?

1.N    2.В     3.А     4.D    5. С

Ответ: 5.

Задание №4. Слайд 6.

Какие из чисел являются противоположными

  1. 1,2 и –(-1,2)
  2. 5,2 и 2,5
  3. -5 и – 1/5
  4. -7 и 7

Ответ : 4

Задание №5. Слайд 7.

Укажите верное неравенство:

  1. -35> -46
  2. -9< -22
  3. 0< -5
  4. -6 > -1

Задание №6. Слайд 8.

Сколько целых чисел расположено на координатной прямой между числами -4 и 4

  1. 4    
  2. 8
  3. 10
  4. 6
  5. 9
  6. 7

Ответ:6

4

2

6

5

3

1

У

О

Ь

Д

М

Л

Тема урока: « Модуль числа» Слайд 9.

3.Изучение нового материала.( 10-15  мин.)

            Ученики заполняют  опорные карты по мере выполнения задания.

            1 человек идёт к доске и работает индивидуально (по ходу работы учащиеся сверяют правильность выполнения заданий).

            Ученики (работа - исследование в парах) выполняют  задание по нахождению расстояния на координатной прямой от начала отсчёта до точки. Работают с текстом учебника. Дают определение модуля числа.

Работа с опорной картой. (Работа в парах)

1.Тема урока.__________________________________________________________

2.Построить координатную прямую, взяв за единичный отрезок 1 клетку тетради. Построить точки А(6), В (-4), К(0), М(-8),С(1).(сверяем построение с доской)

Найдите расстояние от точки А , В, К, М и С до начала отсчёта.( отвечают устно)

(параллельно учителем проводится опрос учащихся: что называется координатной прямой, какие числа можно отметить на координатной прямой (положительные и отрицательные), каким является число 0,где мы встречались с координатной прямой на уроке истории (линия времени))

(сверка с доской)

3.Ответьте на вопрос, работая с учебником на стр.159:как называют расстояние (в единичных отрезках) от начала координат до точки.___________________

4. Сформулируйте определение «модуль числа», расскажите это определение друг другу. Определение надо запомнить наизусть (ребёнок у доски проговаривает определение для всего класса).

Слайд 10.

Историческая справка: Модуль (modulus) в переводе с латинского языка означает “мера, размер”.

Модуль ещё называют « Абсолютной величиной». Это вы узнаете на уроках геометрии, физики.

Обозначение модуля

Учитель показывает на доске как обозначают модуль числа |2|=2,  |-3|=3. И т.д.

Слайд 11.

Как читают выражения с модулем (стр.160 учебника) .Работа с учебником

5.Запишите чему равны модули тех чисел, которые вы отметили на координатной прямой.

Чему равен модуль числа 0?

Может ли модуль числа быть отрицательным? Почему? Приведите примеры из жизни: какая величина никогда не будет отрицательной? (длина)

 (Проверь себя)

 Слайд 12.

Историческая справка учителя. Модуль числа  а обозначают | а |. Этот термин “модуль” ввёл в 1806 г. французский математик Жорж Аргон.

Слайд 13.

По другой версии считают, что термин предложил использовать английский математик  Котс Роджер, ученик Ньютона. Слайд 14.

Лейбниц тоже использовал эту функцию, которую называл модулем и обозначал: mol x. Слайд 15.

Некоторые считают, что общепринятое обозначение абсолютной величины введено в 1841 году Вейерштрассом. Слайд 16.

6.Ответьте на вопросы карты №5-№7, используя п.28 стр.159.

Выводы. Слайд 17,18,19.

 Описание: C:\Users\user\Pictures\modul_chisla.png

Слайд 20

4.Первичное осмысление и закрепление знаний.(5-7 мин)

 (Работа в тетрадях)

Работа с учебником

№950

№951

№952 –устно. Дополнительный вопрос: из этих чисел выберите то, у которого больший модуль? Меньший модуль?

Учитель комментирует и направляет работу учащихся. Устная работа

5. Физкультминутка.( 2 мин.)

Учитель обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся.

Слайд 21

Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

6.Закрепление изученного материала.(10 мин.)

№953(4 человека идут в к доске аде,бек,вжл,гзм.  Класс оценивает работу и задаёт дополнительные вопросы по новой теме)

№954 (изобразить схематически)

№955

№956

7.Этап  оценивания знаний учащихся.(2мин.)

Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, учащиеся оценивают свою работу на уроке, выставляя оценку в « опорную карту», комментирует отметки

8. Подведение итогов урока.(2 мин)

Выводы, осмысление новой темы, повторение правил.

8. Домашнее задание.(1 -2 мин.)

П.28 стр.159,№ 961,№967,968,на повторение №969

По желанию на оценку № 970

Тренажёр « модуль» ( Приложение 2) на сайте учителя + проверить себя на тесте-онлайн. (адрес: http://www.matematika-na.ru/6class/mat_6_28.php)

9.Рефлексия.(1 мин.)

Слайд 22,23

 

Приложение 1.Опорная карта

  1. Тема урока:________________________________
  2. Построить координатную прямую, взяв за единичный отрезок 1 клетку тетради. Построить точки А(6), В (-4), К(0), М(-8),С(1).Найдите расстояние от точки А , В, К, М и С до начала отсчёта.

  1. Расстояние ( в единичных отрезках) от начала координат до точки А(а), называют_______________________________________________________
  2. Обозначение модуля

  1. Модуль нуля равен________
  2. Модуль числа не может быть__________________________________________
  3. Для положительного числа модуль равен________________________________

Для отрицательного числа модуль равен_________________________________

Противоположные числа имеют________________________________________

  1. Определение модуля числа

Описание: C:\Users\user\Pictures\modul_chisla.png

Приведите свои примеры:

Оценка за урок_______

Использованные ресурсы:

  1. Математика.6-ой класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА. Автор-составитель Л.П. Донец. Ярославль: Академия развития,2012.
  2. Интернет-ресурсы: http://corowina.ucoz.com/

                                             http://www.matematika-na.ru/6class/mat_6_28.php)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика 6 класс "Модуль числа" Задания для обучения и развития учащихся (для интерактивной доски)

Задания для развития и обучения учащихся. Данный материал можно использовать для закрепления или повторения материала....

урок математики 6 класс "Противоположные числа"

Урок изучения нового материала...

Урок математики 5 класс "Степень числа. Квадрат и куб числа"

Урок математики 5 класс. Тип урока "открытие нового знания". Учащиеся знакомятся с понятиями: степень, квадрат и куб числа....

Разработка урока в 6 классе "Модуль числа"

Тема урока - «Модуль числа». Урок проводился согласно тематическому планированию. На изучение темы отводится 2часа учебного времени. Определение модуля числа и разработка алгоритма нахождения модуля ч...

Конспект открытого урока в 6 классе "Модуль числа"

Конспект открытого урока в 6 классе "Модуль числа"...

План - конспект урока Математика 5 класс «Модуль числа. Противоположные числа»

План - конспект урокаМатематика 5 класс (по учебнику Э.Г. Гельфман, О.В. Холодная, 2014)Тема урока: «Модуль числа. Противоположные числа»...

Урок математики 6 класс "Модуль числа " презентация.

Модуль числа . 6 класс презентация...