Урок по теме "Доли. Обыкновенные дроби" ФГОС
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Янюшкина Ирина Валентиновна

Данная разработка содержит конспект урока математики по теме "Доли. Обыкновенные дроби" в 5 классе в соответствиями с требованиями ФГОС основного общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kopiya.docx70.22 КБ

Предварительный просмотр:


Технологическая карта урока

Предмет

Математика

Класс

5

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний

Технология построения урока

  • технология проблемного обучения,
  • уровневая дифференциация,
  • технология сотрудничества,
  • компьютерные  технологии,
  • здоровьесберегающие технологии.

Тема

Доли. Обыкновенные дроби

Цель

Организовать деятельность учащихся по закреплению знаний по изученной теме, используя проектную деятельность; обеспечить развитие умения   находить  число по его дроби и определение целого по его части; проконтролировать уровень усвоения материала учащимися.

 

Основные термины, понятия

Обыкновенная дробь, нахождение дроби от числа, нахождение числа по значению его дроби, отношение чисел.

Планируемый результат

Предметные умения

  • Закрепить и проконтролировать уровень работы с обыкновенными дробями;
  • Усовершенствовать навыки решения задач, нахождение числа по его дроби; определение целого по его части;
  • Проверить и расширить представления уч-ся об обыкновенных дробях, используя проектную деятельность уч-ся на уроке
  • Проверить умение учащихся решать практические тестовые задачи на использование дробей.

 Личностные УУД:

  • способствовать развитию  умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
  • способствовать развитию  креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении математических  задач.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия в соответствии с ней.
  • планируют собственную деятельность, определяют средства для её осуществления.

Познавательные УУД:

  • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; д
  • обывать новые знания;
  • находить ответы на вопросы, используя учебник, интернет технологии,  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Коммуникативные УУД:

  • регулируют собственную деятельность посредством речевых действий, умение слушать и вступать в диалог, воспитывать чувство взаимопомощи;
  • уважительное отношение к чужому умению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

В группах, фронтальная, самостоятельная

Книгопечатная продукция 

Математика 5 класс. Учеб. для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. – 33-е изд., стер. – М.: МНЕМОЗИНА, 2014. – 280с.: ил.

Технические средства обучения:

мультимедийный проектор, экран, ноутбук, дидактический материал (набор для практической работы, карточки с самостоятельной работой), презентации, раздаточный материал для рефлексии.


Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Мотивация к учебной деятельности

Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Актуализация  опорных знаний

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Первичное обобщение изученного материала с использованием проектной деятельности

 

Построение и фиксация полученного знания

Исследовательская работа в группах

Применение полученных знаний при решении проблемных задач.

Закрепление с комментированием во внешней речи

Применение полученных знаний в типовых заданиях

Физкультминитка

Формирование у учащихся потребности к ЗОЖ

Самостоятельная работа с самопроверкой

Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

Рефлексия деятельности.  Контроль и оценка результатов.

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Технология изучения

Этап урока

Время, мин

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ФУУД

Мотива-ция к учебной деятель-ности

1 мин.

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок!

Книжки, ручки и тетрадки

На столе лежат в порядке!

 Ровненько встали, спинки выпрямили. Здравствуйте, ребята!   Присаживайтесь (слайд 1). Ребята, пробовали ли вы сами зарабатывать деньги? Сегодня на уроке вы попробуете зарабатывать определенный капитал, использую свои знания по математике. А чтобы его сохранить, предлагаю заработанные вами деньги поместить в банк. Вы заранее были разделены на команды, поэтому каждая команда будет вкладывать деньги в свой банк (слайд 2).

  1. Команда - банк «Кузнецкий»
  2. Команда - «Россельхозбанк»
  3. Команда – банк «Тарханы»

Приветствует обучающихся, настраивает на работу;

предлагает проверить готовность рабочего места;

ставит проблемы, используя при этом презентацию

С помощью учителя проговаривают то, чему они научатся на этом уроке, затем планируют свои действия, направленные на достижение оформленной цели, настраиваются на плодотворную работу.

Регулятивные: постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование, контроль.

Познавательные: умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы.

Актуальзация опорных знаний

6 мин

Ребята, для того, чтобы внести первый вклад в банк я предлагаю вам проверить домашнее задание и заработать 10 рублей.

Если домашнее задание вы выполнили верно, то на слайде появится тема нашего сегодняшнего урока.

№ 1002 (ответ: 33)

№ 1003 (б) ответ 4344; (в) 3.

На слайде появляется тема урока (слайд 3).

Актуализирует учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала; актуализирует мыслительные операции;

 фиксирует индивидуальные затруднения в деятельности по знанию материала домашнего задания в ходе индивидуальной работы (Игра «Выбери верный ответ». Учащиеся среди предложенных чисел выбирают те, которые являются ответами в заданиях домашней  работы. Тем самым определяется тема урока); контролирует действия учащихся.

Выполняют инструкции учителя, повторяют материал, заданный для домашнего закрепления, записывают дату и тему урока в тетради

Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка;

Личностные: интерес к учебному материалу, способность к самооценке; Коммуникативные: умение слушать и задавать вопросы; Познавательные: контролирует и оценивает процесс и результаты деятельности.

Ребята, для того, чтобы пополнить счёт в банке снова предлагаю вам устный счёт. Его вы будете выполнять по очереди: 1 команда → 2 команда → 3 команда

(слайд 4).

Задание оценивается в 50 рублей.

Выполняют инструкции учителя

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка;

Личностные: интерес к учебному материалу, способность к самооценке; Коммуникативные: умение слушать и задавать вопросы; Познавательные: контролирует и оценивает процесс и результаты деятельности.

Первичное обобщение изученного материала с использованием проектной деятельности

7 мин

Ребята, каждая команда заранее получила определенное задание: нужно было подготовить мини – проект по определённой теме. Слово предоставляется капитанам команд.

1 команда - Тема проекта: «Обыкновенные дроби»

2 команда - Тема проекта: «Сравнение дробей»

3 команда - Тема проекта: «Правильные и неправильные дроби»

Задание оценивается в 100 рублей.

Организует защиту мини-проектов, оказывает консультативную помощь.

Защита проектов (приложение 1)

Коммуникативные: умение сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации

Исследовательская работа в группах

8 мин

А теперь, ребята, предлагаю вам поработать в своих группах и заработать деньги для нового вклада (слайд 5). 

  • 1. У вас на столах находятся квадраты (1 квадрат на 2 человека). Вам нужно разрезать данный лист бумаги на 4 равные части так, чтобы эти части имели форму: 1 команда - треугольник, 2 команда - квадрат, 3 команда - прямоугольник. Внимание! Прежде чем приступить к выполнению задания ознакомьтесь с инструктажем по ТБ по работе с ножницами. (Инструктаж находится на столах у учащихся).

(Учитель проверяет правильность выполнения задания)

  • 2. А теперь все команды покажите  квадрата,  квадрата,  квадрата. Задание оценивается в 500 рублей.

Даёт задание и оказывает консультативную помощь учащимся

Выполнение практической работы, ответы на вопросы учителя

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка;

Личностные: интерес к учебному материалу, способность к самооценке, взаимооценке;

Коммуникативные: умение слушать и задавать вопросы, контролирует действия партнера, использует речевые средства для различных коммуникативных задач;

Познавательные: выбирает эффективные способы решения задач, контролирует и оценивает процесс и результаты деятельности.

Закрепление с комментированием во внешней речи

7 мин

Чтобы ваш вклад в банк возрос, предлагаю вам решить задачи. (За это задание можно получить 1000 рублей).  Каждой команде предлагается решить задачу определённого вида. (К доске по очереди вызываются по одному представителю от каждой команды.

Задача для 1 команды (слайд 6): В классе 28 уч. 4/7 из них мальчики. Сколько мальчиков в классе? 

Всего – 28 уч.

Мальчики - ? 4/7 от всех учеников.

1) 28:7×4 = 16 (уч.) – мальчики.

Ответ: 16 мальчиков.

Задача для 2 команды (слайд 7): На подарок мальчику друзья собрали 600 рублей, что составляет 2/3 стоимости велосипеда. Сколько стоит велосипед?  

Всего ? руб.

600 руб. – это 2/3 от всей стоимости.

1) 600:2×3 = 900 (руб.) – всего

Ответ: 900 рублей.

Задача для 3 команды (слайд 8): Рыбак поймал 23 рыбы. Из них 12 - караси. Какую часть рыбы составляют караси?

Всего 23 рыбы.

Караси  12 от  всей рыбы.

1)12:23 =  (ч.) – караси.

Ответ: караси составляют   всей рыбы.

А сейчас, ребята, каждой команде нужно выбрать из предложенных  на слайде задач (слайд 9), задачи соответствующего типа:

1 команда – задачи на нахождение дроби от числа

2 команда – задачи на нахождение числа по значению его дроби

3 команда – задачи на нахождение отношения чисел

Т.е. задачи, аналогичные которым вы сейчас решали у доски.  (Учащиеся выбирают соответствующие задачи. Каждая команда проверяет друг друга.)

Ребята, те задачи, которые вы выбрали (у каждой команды по 2 задачи)  - это и есть ваше домашнее задание. Листочки  с этими задачами у каждого есть на парте.

Организует выполнение заданий (решение задач); оказывает консультативную помощь.

Решают задачи, применяя полученные ранее знания, оценивают свои действия и действия партнеров.

Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка;

Личностные: интерес к учебному материалу, способность к самооценке, взаимооценке, понимание причин успеха; Коммуникативные: умение слушать и задавать вопросы, контролирует действия партнера, использует речевые средства для различных коммуникативных задач; умение вступать в диалог;

Познавательные: выбирает эффективные способы решения задач, контролирует и оценивает процесс и результаты деятельности.

Физкультминутка

2 мин

(слайд 10,11)

Организует проведение гимнастики (здоровье сберегающая технология)

Выполняют гимнастику.

Личностные: понимание причин своего успеха, способность к самооценке, овладение приёмами сохранения физического здоровья.

Самостоятельная работа с самопроверкой

7 мин

Увеличить свой капитал вам поможет решение тестовых заданий (слайд 12,13).

Сколько правильно выполненных заданий, столько и рублей получит каждая из команд. (Ребята выполняют тестовую работу, затем выполняется взаимопроверка)

(Приложение 2)

Предлагает учащимся проверить свои знания с помощью теста.

Учащиеся выполняют тест, с последующим взаимоконтролем.

Коммуникативные: умение сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации

Рефлексия деятельности. Контроль и оценка результатов.

2 мин

Итак, ребята, настал самый ответственный момент. Капитаны команд подсчитывают накопившийся в банке капитал. Всем остальным ребятам я предлагаю ответить на вопросы:

  1. Что сегодня на уроке вспомнили?
  2. Чему научились?

Сегодня команда набравшая наибольшее количество денег получает оценку 5. Ну а накапливать деньги в своих банках вы будете и в дальнейшем на уроках математики. В конце учебного года мы подведем окончательные итоги.

Д/з: составить и решить в тетрадях по 2 задачи:

1 команда – нахождение дроби от числа;

2 команда – нахождение числа по значению его дроби;

 3 команда – нахождение отношения чисел (слайд 14).

А сейчас, ребята, уходя с урока, приклейте на яблоню яблоко того цвета, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего урока: красное – хорошее, жёлтое - не очень, зеленое – плохое.

Урок окончен! (слайд 15)

Организует соотнесение результата деятельности с учебной задачей.

Самооценка выполнения поставленной  индивидуальной учебной задачи.

Личностные: имеет адекватную самооценку;

Коммуникативные: строит понятные для партнеров речевые высказывания, допускает возможность существования у людей различных точек зрения.

                                                                                                                                                                       Приложение 2

Тест «Обыкновенные дроби»

Вариант 104

1. На каком рисунке закрашена  часть фигуры?

2. Паша поймал 24 рыбы, из них 11 – караси. Какую часть пойманных рыб составляют караси?

      1)   11/24        2)  1/11        3)   24/11         4) 1/24

3. Какая точка имеет координату     4/10?

     

       1) A                             2) B                          3) C                            4) D

4. Сравните числа :   .

      1)                          2)                          3)                          4)

5. Какая из перечисленных дробей является неправильной
, ,, .

      1)                   2)               3)                 4)  

Тест

«Обыкновенные дроби»

Вариант 206

1. Какая часть фигуры, изображенной на рисунке закрашена?

      1)              2)                3)               4)  

2. У Алеси 25 фломастеров, из них 7 – красные. Какую часть всех фломастеров составляют красные?

  1. 1/7          2)  25/1            3)   25/7               4) 7/25

3. Какая точка имеет координату    3/10?

     

       1) A                             2) B                          3) C                            4) D

4. Сравните числа :   .

      1)                          2)                          3)                          4)

5. Какая из перечисленных дробей является правильной
,,, .

      1)           2)                3)                  4) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Обыкновенные дроби" 5 класс

Обобщающий урок по теме «Обыкновенные дроби» 5 класс...

Обобщающий урок по теме:«Обыкновенные и десятичные дроби».Урок- сказка: «В 3/9 царстве, в 0,3 государстве».

Целями данного  урока являются:          Обобщить и систематизировать знания по теме « Обыкновенные и десятичные дроби», продолжить работу по совершен...

урок по теме "Обыкновенные дроби" 5 класс

С психологической точки зрения использование компьютерных программ несет в себе огромный мотивационный потенциал. При методически правильном использовании компьютерных технологий компьютер может помоч...

урок по теме "Обыкновенные дроби", математика 5 класс

«Все мы очень разные, многообразие человеческих индивидуальностей поистине неисчерпаемо. Но все мы стремимся к успеху»,– говорил К. Ушинский. Успех рождает сильный дополнительный импульс, который соде...

презентация к уроку "действия с обыкновенными дробями". Урок- путешествие

Данная презентация созданна для обобщающего урока в форме урока- путешествия по планетам солнечной системы по теме "Действия с обыкновенными дробями" 5 класс....

Урок в 5 классе по теме "Повторительный урок по теме "Обыкновенные дроби"

Урок повторительно-обобщающий по теме "Обыкновенные дроби" является итоговым после изучения тем "Доли. Сравнение дробей. Правильные и направильные дроби"....

Технологическая карта урока :Повторительно-обобщающий урок по теме «Обыкновенные дроби»

Технологическая карта урока :Повторительно-обобщающий урок по теме «Обыкновенные дроби»...