элективный курс "Избранные вопросы из курса математики 10 класс"
рабочая программа по математике (10 класс) на тему

Тараторкина Елена Алексеевна

мною была разработана рабочая программа по элективному курсу  "Избранные вопросы из курса математики 10 класс". Данный курс направлен на подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_po_matematike_10_klass.docx33.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Любостанская средняя общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области

Рассмотрено

на заседании РМО

Руководитель МО

____  /Горбулина Е.А./

Протокол №___

От «___» _______2016 г.

Утверждено

на методическом совете

МКОУ «Любостанская СОШ»

Протокол № __ от «___» ____2016 г.

_______ /Непочатых И.В./

Рабочая программа

по элективному курсу

«Избранные вопросы из курса математики»

10 класс

                            Составитель:

                                                           Тараторкина Елена Алексеевна.

                                                                       учитель математики 1 категории

                                                                                         

2016-2017 учебный  год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Наряду с решением основной задачи изучения математики программа элективного курса предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, подготовку к обучению в вузе.

Главное назначение экзаменационной работы в форме ЕГЭ – получение объективной информации о подготовке выпускников школы по математике, необходимой для их итоговой аттестации и отбора для поступления в Вуз.

Структура экзаменационной работы требует от учащихся не только знаний на базовом уровне, но и умений выполнять задания повышенной и высокой сложности. В рамках урока не всегда возможно рассмотреть подобные задания, поэтому программа курса позволяет решить эту задачу.

Преподавание элективного курса строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Тематика задач не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности – повышенный, существенно превышающий обязательный. Особое место занимают задачи, требующие применения учащимися знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации.

Особая установка курса – целенаправленная подготовка  к  ЕГЭ. Поэтому преподавание «Практикума по математике» обеспечивает систематизацию знаний и усовершенствование умений учащихся на уровне, требуемом при проведении такого экзамена.

Цель курса:

  • овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе.

Задача: 

развивать потенциальные творческие способности каждого учащегося, не ограничивая заранее сверху уровень сложности используемого задачного материала, подготовка к ЕГЭ и дальнейшему обучению в других учебных заведениях.

Для реализации программы элективного курса «Практикума по математике» используются лекции, семинары, практикумы по решению задач.

Для получения информации об уровне усвоения данного курса учащимся предлагается написание рефератов, проектов.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

             Тема 1.   Алгебраические выражения (6 ч)

Преобразование числовых и алгебраических выражений. Преобразование рациональных выражений. Замена переменных. Условные равенства. Освобождение от иррациональности в знаменателе.

Тема 2.  Методы решения планиметрических задач (14 ч)

Основные этапы решения геометрической задачи. Опорные задачи. Основные геометрические приемы и методы решения задач. Разновидности аналитических методов решения задач. Метод координат. Векторный метод. Задачи на вычисление элементов геометрических фигур. Задачи на доказательство Задачи на максимум и минимум, геометрические неравенства.. Важнейшие геометрические места точек. Задачи на геометрические места точек. Методы решения задач на построение. Построение по формулам. Построение с ограниченными возможностями.

Тема 3.   Стереометрические задачи и методы их решения (9 ч)

Основные принципы построения чертежей пространственных фигур Опорные стереометрические задачи. Построение сечений. Аналитические методы в стереометрии. Специальные методы решения задач. Векторы в пространстве. Задачи на комбинацию многогранников.

Тема 4.   Числа и числовые последовательности (6 ч)

Натуральные числа. Разложение на множители. Наибольший делитель и наименьшее общее кратное. Делимость и деление с остатком. Задачи на делимость. Рациональные и иррациональные числа. Доказательство иррациональности чисел. Сравнение чисел. Приближенные вычисления. Производная в приближенных вычислениях. Числовые последовательности. Прогрессии. Рекуррентные последовательности.   Индукция.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Содержание программы

Количество часов

1

Алгебраические выражения

6

2

Методы решения планиметрических задач

14

3

Стереометрические задачи и методы их решения

9

4

Числа и числовые последовательности

56

                                                 Итого:

35

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Учащиеся должны уметь:

  • преобразовывать числовые, алгебраические и рациональные выражения;
  • пользоваться  заменой переменных, условными равенствами;
  • понимать геометрические приемы и методы решения задач: метод координат, векторный метод, задачи на вычисление элементов геометрических фигур, задачи на доказательство, задачи на максимум и минимум, геометрические неравенства;
  • доказывать утверждения в общем виде;
  •  правильно применять основные понятия при решении нестандартных задач;
  • работать с дополнительной литературой;
  •  создавать собственный алгоритм и действовать по нему;
  • работать индивидуально,  в группах и в парах сменного состава;
  • понимать значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике.

 Учащиеся должны знать:

  • нестандартные методы решения различных математических задач;
  • логические приемы, применяемые при решении задач;
  • историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Содержание материала

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

Алгебраические выражения – 6 часов.

1

Некоторые практические рекомендации.

2

Преобразование числовых и алгебраических выражений.

3

Преобразование рациональных выражений.

4

Замена переменных.

5

Условные равенства.

6

Освобождение от иррациональности в знаменателе.

Методы решения планиметрических задач – 14 часов

7

Основные этапы решения геометрической задачи.

8

Опорные задачи.

9

Основные геометрические приемы и методы решения задач.

10

Разновидности аналитических методов решения задач.

11

Метод координат.

12

Векторный метод.

13

Задачи на вычисление элементов геометрических фигур.

14

Задачи на доказательство.

15

Важнейшие геометрические места точек.

16

Задачи на геометрические места точек.

17

Задачи на максимум и минимум, геометрические неравенства.

18

Методы решения задач на построение.

19

Построение по формулам.

20

Построение с ограниченными возможностями.

Стереометрические задачи и методы их решения – 9 часов.

21

Основные принципы построения чертежей пространственных фигур

22

Опорные стереометрические задачи.

23

Построение сечений.

24

Аналитические методы в стереометрии.

25

Специальные методы решения задач.

26

Векторы в пространстве.

27

Задачи на комбинацию многогранников.

28

Задачи на комбинацию многогранников

29

Итоговый тест.

Числа и числовые последовательности – 6 часов.

30

Натуральные числа. Разложение на множители. Наибольший делитель и наименьшее общее кратное.

31

Делимость и деление с остатком. Задачи на делимость. Рациональные и иррациональные числа.

32

 Сравнение чисел. Приближенные вычисления. Производная в приближенных вычислениях.

33

  Числовые последовательности. Прогрессии. Рекуррентные последовательности.

34

Решение задач на прогрессии.

35

Итоговое занятие.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  • А.Г.Мордкович. Алгебра и начала анализа 10 класс для общеобразовательных учреждений (профильный уровень). Задачник, Мнемозина 2010.
  • Пойа Д. Как решать задачу. – М.: Просвещение, 1961
  •  Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. – М.: Просвещение, 1989
  • Колягин Ю.М., Оганесян В.А. Учись решать задачи.– М.: Просвещение, 1980
  • Клейменов В.А. Математика. Решение задач повышенной сложности. – М.: «Интеллект-Центр», 2004
  • Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами. – М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 1998
  •  ЕГЭ 2016. Математика. Оптимальный банк заданий. Семенов А.В. и др.
  • ЕГЭ 2016. Математика. Типовые тестовые  задания под ред. Семенова, Ященко
  • ЕГЭ. 3000 задач с ответами  по математике  под ред. Семенова, Ященко
  • Коннова Е.Г.  Математика. Базовый уровень ЕГЭ-2016 (В1-В6)
  • Коннова Е.Г.  Математика. Базовый уровень ЕГЭ-2016 (В7-В14)
  •  Как решают нестандартные задачи. Каннель-Белов, Ковальджи МЦНМО, 2008
  • С.Н.Олехник, М.К.Потапов, П.И. Пасиченко. Уравнения и неравенства

(Нестандартные методы решения).М.Дрофа 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовая проверочная работа по теме "Повторение основных вопросов за курс 8 класса"

Тестовая проверочная работа по теме "Повторение основных вопросов за курс 8 класса" состоит из 9 вопросов, с выбором одного правильного. работа на 2 варианта одинаковой сложности....

Рабочая программа Элективный курс «Математика: избранные вопросы» 11 класс

Программа данного элективного курса ориентирована на рассмотрение избранных вопросов математики, как углубляющих школьный курс, так и значительно расширяющий рамки школьной программы. Рабочая программ...

элективный курс "Избранные вопросы из курса математики 11 класс"

мною была разработана рабочая программа по элективному курсу  "Избранные вопросы из курса математики 11 класс". Данный курс направлен на подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ....

Рабочая программа Элективного курса «Математика. Избранные вопросы» 10 класс

Данный курс адресован учащимся 10 классов. Его цель организация систематического повторения и углубления курса математики....

Рабочая программа элективного курса "Математика в вопросах и ответах" 8 класс

Элективный курс «Математика в вопросах и ответах» предназначен для учащихся 8-х классов, желающих повысить свой математический уровень, развить пространственное воображение, расширить мате...

Программа спецкурса "Трудные вопросы школьного курса математики" 9 класс

   Данный спецкурс направлен на организацию заключительного повторения перед экзаменом по математике в 9 классе, он направлен на выработку умений выполнять устно промежуточные преобра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Математика: избранные вопросы»

Содержание программы курса связано с программой по предмету «Математика» и спланировано с учетом прохождения программы 10-11 класса. Программа курса предполагает изучение таких вопросов, к...