СОЗДАНИЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В 7 КЛАССЕ.
статья по математике (7 класс) на тему

Чиканова Лариса Анатольевна

Синергетика основана на принципах самоорганизации.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chikanova_statya_2016.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

В 7 КЛАССЕ.

Чиканова Л.А.

Учитель математики, МОБУ СОШ №15, Якутск, Республика Саха (Якутия), Россия

«Мысль и чувство и сами по себе не лишены, конечно, высокого реального значения; поэтому простая забота о развитии в себе чувства и мысли есть уже деятельность законная и небесполезная.»

Н. Добролюбов

В связи с требованиями современного образования большая роль отводится проектной деятельности учащихся. Создание проектов подразумевает проведение собственного исследования (расследования), предполагает выделение целей и задач, планирование хода работы, определение результата и рефлексия. Вся деятельность учащегося направлена на самоопределение, самоорганизацию, формирует познавательную самостоятельность, определяет взаимоотношение с окружающим миром, раскрывая внутренние человеческие качества.

Синергетика основана на принципах самоорганизации.  Интерпретация синергетических процессов в педагогической деятельности достаточно разнообразна, в данном случае я рассматриваю синергетику, как метод позволяющий активизировать развитие и саморазвитие учащихся. На этой основе предпринята попытка планирования учебной деятельности, построенной на синергетической основе.

          В начале учебного года учитель объявляет о планирующейся работе. Предлагает ученикам, исходя из своих интересов, выбрать тему проекта. Долгий и сложный процесс, ориентированный на актуальность, новизну и практическую направленность проекта. Это первый этап («хаос») состояния неустойчивости в сфере многообразия и неоднозначности. Учащиеся, в своем большинстве, предлагают неконкретный обширный объект исследования, поставленные проблемы и задачи не могут разрешить известными способами. Учитель организует ситуацию неустойчивости, активируя мотивацию деятельности ученика.

Следствие этого - состояние эмоционального дискомфорта ученика. Неопределенность, которая побуждает найти ответ, определиться, выяснить. Возникает потребность в нахождении ответов на поставленные вопросы, мотивация к познанию и исследованию.

Второй этап позволяет организовать поисковую деятельность, ведущую к открытию. Учащиеся, в процессе своей деятельности, сталкиваются с огромным потоком информации, в которой они «блуждают» беспорядочно, хаотично, выбирая всевозможные направления. Роль учителя, не ущемляя «свобод» учащегося, разумно его направить. В этом суть самоорганизации. В процессе получения ответов на поставленные задачи, учитель не должен сообщать о результатах, которые должны быть получены. Педагог должен обеспечить максимальные условия для самораскрытия учащихся.

В результате:

-   учащиеся открыто могут обсуждать свой проект, самовыражаться;

-  имеют возможность анализировать свою деятельность, реализовать   свой

    потенциал;

-  могут ориентироваться и находить решения в неопределенных условиях;

-  не бояться допускать ошибки, т.к.  за это не получают плохой оценки.

К концу учебного года ученик защищает свой проект.

 Учащийся подходит к высшей степени напряженности (точка бифуркации) эмоциональной активности, которая при умелом управлении педагога, становится результатом нового открытия, нахождением ответов на поставленные задачи.

          После осмысления, всего произошедшего наступает третий этап (переход на новый уровень), позволяющий осознать весь процесс создания проекта, провести рефлексию, понять степень развития и самосовершенствования.

          Ниже предпринята попытка провести «параллель» между этапами работы над проектом. Рассмотрены этапы проектной деятельности, с краткой характеристикой каждого. Организуемые этапы синергетических условий. И, непосредственно, формируемые универсальные учебные действия.

Этапы работы над проектом

Синергетические этапы

Формируемые УУД

Планирование.

Обмен мнениями, выдвижение идей, разрешение спорных вопросов.

Этап смущения.

Создание хаоса.

Возникает неопределенность и возможность выбора. Возникновение вопросов, на которые учащийся не может дать ответ самостоятельно.

Проектировочные: осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.

Исследовательские: выдвижение предположения, установление причинно-следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы.

Выполнение проекта.

Изучение необходимой информации, исследование, промежуточное обсуждение полученных данных, оформление проекта.

Чтобы найти ответ ребенок, отрицая себя настоящего, формирует себя нового. Он становится на путь саморазвития.

Информационные: самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых, структурирование информации, выделение главного.

Экспериментальные: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Презентация.

Предполагает презентацию конечного продукта. Результат тех задач, которые ставятся учащимся во время работы над проектом. Защита проекта, аргументация своих выводов.

Этап высокого напряжения (интеллектуального, духовного, эмоционального). 

Точка бифуркации.

Создание условий для самовыражения ученика. Переход учащегося на новый уровень развития и саморазвития через достижения определенного предела упорядоченности.

          Презентационные: построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.

Коммуникативные: умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.

Оценивание.

Важной составляющей данного этапа является рефлексия (самоанализ и самооценка). Оценивание проходит в виде дискуссий. Учащийся оценивает: что удалось, а что не получилось.

Этап перехода на уровень другого порядка.

Возмущение.

Учащиеся представляют конечный результат продукта своей деятельности, при котором испытывают эмоциональное напряжение. Происходит совместное обсуждение чувств, их ощущений, переживаний. Формирует собственные ценностные ориентиры по отношению к разным сферам деятельности. Происходит переосмысление жизни.

Кооперативные: взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.

Рефлексивные:

осмысливание собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки.

Все рассмотренные этапы имеют место быть. Они формируют умения самостоятельной работы, реализуют творческий потенциал учащихся, креативность, нестандартность мышления, стимулируют их познавательные и творческие способности, учат отбору и анализу информации, т.е.  тем компетенциям, которые определяют современное качество образования.        

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Я.И. Ноговицына «Формирование навыков саморазвития школьника через создание синергетических условий на уроке». Материалы межрегиональной НПК «Развитие интегрированной системы непрерывного педагогического образования».  Якутск. 2012 г.
  2. О.Э. Гуч «Формирование навыков самообразования обучающихся через создание синергетических условий на занятиях».  Материалы межрегиональной НПК «Развитие интегрированной системы непрерывного педагогического образования».  Якутск. 2012 г.
  3. Я.В. Малышева «Этапы проектной деятельности». Образовательный портал. 2013 г.
  4. В.В. Верещагина «Исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуального и творческого развития». Вебинар. «Организация исследовательской деятельности школьников». 2015 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие элективного курса "Основы биологии" для 11профильного класса.

Тема занятия:"Загадки живой клетки".  Занятие разработано для учащихся 11 класса изучающих биологию на профильном уровне.Главная цель занятия: На примере клеточной  организации живых су...

Программа элективного курса "Основы проектной деятельности", 9 класс

Целью программы "Основы проектной деятельности" является формирование основных компетентностей школьников в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной деятельности посредством метода проек...

Рабочая программа элективного курса по проектной деятельности 10 класс

Рабочая программа элективного курса по проектной деятельности 10 класс...

Рабочая программа элективного курса по проектной деятельности 11 класс

Рабочая программа элективного курса по проектной деятельности 11 класс...

Рабочая программа курса "Основы проектной деятельности" 9 класс

Рабочая программа - часть курса внеурочной деятельности, рассчитанного на преподавание в 6-9 классах...

Программа элективного курса "Основы проектной деятельности"

Программа элективного курса "Основы проектной деятельности" с учащимися 6 класса является продолжением данного курса в 5 классе....