Элективный курс "Основы проектной деятельности". 7 класс
элективный курс по русскому языку (7 класс) по теме

Лисица Марина Дмитриевна

Полная рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_proektnoy_deyatelnosti_7_klass.docx40.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено  на  заседании МО»                                 «Согласовано»                                        «Утверждено»

Протокол №         от «____» сентября  2011 г               «___» сентября 2011 г.                             «___» сентября 2011 г.                                    

Руководитель МО                                                            Зам директора по УВР                             Директор  

_______   Н.А. Литвинова                                               __________ Игнатченко Е.А.                __________А.В. Чебунина      

Рабочая программа элективного курса «Основы проектной деятельности»

По предмету: русский язык и литература

Класс:        7

Учитель:      Лисица Марина Дмитриевна, учитель 1 кв.к.

Планирование составлено на основе:

Программа: авторская программа

Кол-во часов: 34

  1. Пояснительная записка

Курс обучения рассчитан на 1 год. Объём занятий - 34 часа.  Занятия проводятся один раз  в неделю по одному часу. Основные формы занятий: теоретическая, практическая. Полученные теоретические знания закрепляются большим количеством разнообразных  практических упражнений и выполнением творческих проектов.

Цель: знакомство с разными видами компьютерной продукции и создание мультимедийных материалов по русскому языку и литературе,  способствовать реализации деятельностного подхода в работе по проектной технологии, способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом, выявление организаторских способностей детей, развитие их творческой инициативы и умения грамотно, ярко презентовать итог своей деятельности.

Задачи:

Обучающие:

  1. Познакомить с компьютерныной программой Power Point и способами работы с ней
  2. Создать мультимедийную продукцию: презентации о жизни и творчестве писателей и поэтов, звуковые лингвистические сказки, документальные фильмы, телепередачи о русском языке и литературе, заочные экскурсии

Развивающие:

  1. Развивать познавательные способности учащихся в области филологии
  2. Способность воспринимать учебный предмет в прикладном плане
  3. Художественно-творческие способности
  4. Умение осознанно использовать ИКТ для создания материала, который в дальнейшем может использоваться на уроках

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к урокам русского языка и литературы
  2. Потребность расширять кругозор в изучаемой области

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

Проект - это особая философия образования: философия цели и деятельности, результатов и достижений, далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое - ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники

  1. учатся самостоятельно приобретать знания,
  2. получают опыт познавательной и учебной деятельности,            
  3. получают  исследовательские навыки ориентирования в потоке информации,
  4. учатся анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения

            В силу более высокого образовательного уровня  школьникам легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, в правильном выборе  будущей  профессии.

Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа над проектами  дает учащимся  возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.

Учебная деятельность ученика и учителя в среднем звене основном сосредотачивается на занятиях элективного курса, поэтому занятие - главная составная часть образовательного процесса. В арсенале современного учителя существует много разнообразных  методов и форм обучения, способных поддерживать высокий уровень преподавания.

Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы позволяет осваивать новые формы организации деятельности учащихся и в значительной мере способствует повышению качества знаний. На занятиях элективного курса  учащиеся учатся  самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивают умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность.

По своей структуре проектная деятельность представляет собой многоступенчатую систему взаимосвязанных этапов. Работа над любым типом проекта включает в себя четыре основных этапа:

1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):

 - высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;

 - обсуждение возникших идей;

 - перечисление интересующих учащихся тем проектов;

 - формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.

2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):

 - уточнение намеченной цели и задач;

 - поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;

 - обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.);

 - интерпретация данных;

 - сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):

 - систематизация полученных данных;

 - построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).

4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):

 - осмысление полученных данных и способов достижения результата;

 - обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, округа, города и т.д.).

 Организуя проектную деятельность, я предлагаю учащимся следующий алгоритм  действий:  

 - Выбор темы проекта (исследования).

 - Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).

 - Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение - гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).

 - Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).

 - Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).

 - Получаем результаты. (Если что-то не удалось - это тоже результат).

 - Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).

 - Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.

 - Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

 Этот алгоритм  помогает учащимся успешно двигаться к достижению цели - созданию проекта.

  Основная  трудность в  организации проектной  деятельности -  перегрузка учащихся. Исследовательская работа объёмная, кропотливая, особенно,  если  это -  поиск  информации,  чтение  научной  литературы, написание рефератов. Конечно, польза от такой деятельности  несомненная, но организация работы на занятиях данного элективного курса построена таким образом, который позволяет  всё-таки избегать больших временных затрат.

  В процессе организации проектной деятельности с использованием компьютерных технологий учитываются возрастные и индивидуальные психологические особенности детей  таким образом, чтобы способствовать саморазвитию  и самореализации личности. Задача - выявить проблемы, с одной стороны, связанные с изучением русского языка и литературы, а с другой стороны, близкие и понятные учащимся.

             Задачи курса  – научить учащихся

 • самостоятельному, критическому мышлению, деятельностному подходу к самостоятельной деятельности;

 • размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;

 • принимать самостоятельные аргументированные решения;

 • работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Хочется выделить не менее важные задачи: 

 • развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся

 • развитие организационных, ораторских умений учащихся

 • связь работы над проектом с проблемным обучением, информационными технологиями

Каждое занятие – это шаг на пути к конечному результату -  самостоятельно подготовленному на определённую аудиторию выступление с речью. Чтобы выбрать  вид  и жанр публичной речи, учащимся  приходится поработать с информацией, сопоставляя тексты,   выясняя особенности судебной, общественной, торжественной, академической или экскурсионной речи, «примериться» к ним, а , определившись с жанром и темой,  найти, подобрать  литературу и фактический материал, на основе которых подготовить собственные работы, после того как решат, будет ли это речь с трибуны или выступление с презентацией.

В том случае, когда обучающиеся выбирают выступление  с презентацией, их задача усложняется не только умением создавать компьютерный продукт, но и умением соотносить свою устную речь с видеорядом на слайдах. Компьютер при этом служит помощником  обучающегося в его творческом самовыражении.  

Роль учителя в основном организационная (нацеливающая, направляющая – обеспечивать работой), консультационная (помочь словом и делом). Учебный (теоретический) материал предлагается учащимся к изучению в той мере, насколько они в нём заинтересованы в целях практического применения;  поэтому виды и приёмы работы с ним предложены ориентировочно и могут использоваться по усмотрению учителя исходя из конкретных условий.

Проблемно-мотивационная среда  на занятиях создаётся  разными формами: беседой, дискуссией, “мозговым штурмом”, самостоятельной работой, организацией “круглого стола”, консультацией, семинаром, лабораторной, групповой работой, ролевыми играми.

Для совершенствования устной монологической речи  обучающихся используется  широкий арсенал средств, в том числе напечатанные с помощью компьютера и принтера так называемые печатные пособия, которые по своему содержанию соответствуют ЭП (электронному пособию) и  предназначены для самостоятельной домашней работы (проектной) в качестве справочников, т.к. не всегда есть  нужная  литература  в библиотеке,  у некоторых учащихся нет домашних компьютеров. Весь теоретический материал курса разбит на четыре основные темы и представлен в книжечках (для удобства применения):

Тема 1. Публичная речь и её виды.

Тема 2. Условия успеха оратора. (Взаимодействие оратора со слушателями. Работа над голосом).

Тема 3. Как готовиться к выступлению (этапы подготовки).

Тема 4. Как работать над содержанием (Композиция речи. Основная мысль и способы её выражения.).

Если нет возможности пользоваться компьютером во время занятий, эти печатные пособия могут быть полезны.  Для практической работы на занятиях учащимся предлагается разнообразный раздаточный материал:

·          тексты информативного содержания (например, об ораторах) для чтения и пересказа (опыт «изобретения» речи: о чём сказать?);

·          тексты-образцы разных видов публичной речи (для анализа жанровых особенностей);

·          тексты для реферирования;

·          карточки-задания с планом подготовки речи;

·          карточки-задания с выбором тем для данного жанра речи;

·          карточки – памятки и т.д.

Предлагаемые  дидактические материалы достаточно универсальны, чтобы один и тот же текст можно было использовать на нескольких занятиях в разных целях: определить вид  и жанр речи на одном занятии, особенности композиции – на другом; приёмы изложения или способы связи частей речи, виды аргументов и образные средства могут стать предметом исследования в зависимости от темы на других занятиях. Автономность каждого листа-задания делает практический материал оперативным и многофункциональным.

Выполнение заданий по образцам речей выдающихся ораторов разных времён и народов дает возможность учителю привлечь внимание учащихся к личности каждого из этих выдающихся деятелей, к их роли в истории своего народа, что имеет развивающее и воспитательное значение.

Помимо компьютерной техники, в процесс обучения на элективном курсе на этапе, посвящённом развитию ораторского мастерства, включается  использование видеоматериалов, аудиозаписей, это перспективное и очень действенное средство.

Принципы:

  1. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей
  2. Самоопределение подростков в выборе содержания деятельности в рамках занятий
  3. Наглядность работы, демонстрация процесса обучения

           Методы и приёмы:

  1. Активные: работа с книгой, с интернет-ресурсами, научной литературой, компьютером
  2. Пассивные: рассказ, объяснение, демонстрация
  3. Объяснительно-иллюстративный
  4. Репродуктивный
  5. Эвристический
  1. Содержание курса

Тема 1: Публичная речь (5 часов)

Публичная речь и её виды.  Условия успеха оратора. Взаимодействие оратора со слушателями. Работа над голосом. Как готовиться к выступлению. Как работать над содержанием.   (Композиция речи. Основная мысль и способы её выражения).

Тема 2: Презентация  (6  часов)

Что такое презентация. Анализ образцов презентации, шаблонов, способов разметки слайдов и т.п. с целью определения их функциональных особенностей. ». Оформление слайдов по заготовкам (поиск и вставка рисунков и картинок, музыки или видео). Настройка и показ презентации.

Тема 3: Создание наглядного пособия (1 час)

Выбор темы для презентации. Написание реферативной работы на филологическую  тему. Знакомство с правилами презентования работы. Написание сценария презентации. Подбор иллюстративного материала. Создание презентации в программе Power Point.

Тема 4: Лингвистические проекты  (9  часов)

Выбор темы для создания документального фильма. Написание сценария документального фильма. Технология работы в программе Movie Maker. Подбор иллюстративного материала. Создание документального фильма в программе Movie Maker.

Тема 5: Заочная экскурсия (2  часа)

Выбор темы для заочной экскурсии. Подбор текстового материала. Создание сценария экскурсии. Подбор иллюстративного материала. Озвучание фильма. Создание фильма.

 Тема 6: Историко –бытовой комментарий  (1 час)

Выбор темы. Приёмы создания. Подбор текстового материала.

Тема 7: Создание клипа (3)

Знакомство с передачами «Радионяня». Написание сценария. Запись клипа.

Тема 8: Памятник писателю или литературному герою (1 час)

Выбор темы. Приёмы создания. Подбор текстового  и иллюстративного материала.

Тема 9:Лингвистическая сказка (3 часа)

Что такое лингвистическая сказка. Выбор темы. Написание сценария. Оформление и запись.

Тема 10: Реклама (2 часа)

Написание сценария в ходе групповой работы по данным схемам или опорным словам, оформление проектов

Тема 11: Телепередача (1 час)

Составление сценария. Самостоятельный отбор материала. Коллективная запись передачи.

  1. Учебно –тематический план

Тема

Кол-во часов

Теоретических

Практических

Всего

1

Публичная речь

2

3

5

2

Презентация

2

4

6

3

Создание наглядного пособия

1

1

4

Лингвистические проекты  

9

9

5

Заочная экскурсия

1

1

2

6

Историко –бытовой комментарий  

1

1

7

Создание клипа

1

2

3

8

Памятник писателю или литературному герою

1

1

9

Лингвистическая сказка

3

3

10

Реклама

2

2

11

Телепередача

1

1

12

Итоговые занятия - представление лучших работ

2

2

Итого

6

28

34

Календарно – тематическое планирование курса

№ занятия

Дата проведения

Тема занятия

Практические умения

1

Публичная речь и её виды.

2

Публичная речь и её виды.

Совершенствование устной монологической речи  

3

Условия успеха оратора. (Взаимодействие оратора со слушателями. Работа над голосом)

Совершенствование устной монологической речи  

4

Как готовиться к выступлению (этапы подготовки)

Умение определить вид  и жанр речи

5

Как работать над содержанием (Композиция речи. Основная мысль и способы её выражения.).

Умение определить особенности композиции

6

Как работать над содержанием (Композиция речи. Основная мысль и способы её выражения.).

Умение выбирать приёмы изложения или способы связи частей речи, виды аргументов и образные средства

7

Для чего нам нужен проект? Создание пробного проекта «Школа в моей жизни»

Научиться самостоятельному, критическому мышлению, деятельностному подходу к самостоятельной деятельности, размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы, принимать самостоятельные аргументированные решения, работать в команде, выполняя разные социальные роли.

8

Что такое презентация. Анализ образцов презентации, шаблонов, способов разметки слайдов и т.п. с целью определения их функциональных особенностей

Научиться способам создания презентаций

9

Составление макета слайда по конкретной теме «Моя биография». Оформление слайдов по заготовкам (поиск и вставка рисунков и картинок, музыки или видео). Настройка и показ презентации.

Научиться способам создания презентаций

10

Создание наглядного пособия

Умение писать собственный вариант,  схему и сценарий презентации, составлять текст и подбирать  иллюстративный  материал

11

Работа над проектом «Родственники ли эти слова?»

Научиться самостоятельному, критическому мышлению, деятельностному подходу к самостоятельной деятельности, размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы, принимать самостоятельные аргументированные решения, работать в команде, выполняя разные социальные роли.

12

Создание  подборки  пословиц на определенную тему, составление  каталога  этих пословиц по определенным разделам

Научиться самостоятельному, критическому мышлению, деятельностному подходу к самостоятельной деятельности, размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы, принимать самостоятельные аргументированные решения, работать в команде, выполняя разные социальные роли.

13

Работа над проектом «Наши друзья-словари». Подготовка к выступлению  с лекциями о культуре речи. Опрос учащихся школы.

Научиться самостоятельному, критическому мышлению, деятельностному подходу к самостоятельной деятельности, размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы, принимать самостоятельные аргументированные решения, работать в команде, выполняя разные социальные роли.

14

Конкурс на лучшую обложку словаря. Организация и проведение данного конкурса  среди учащихся школы

Научиться самостоятельному, критическому мышлению, деятельностному подходу к самостоятельной деятельности, размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы, принимать самостоятельные аргументированные решения, работать в команде, выполняя разные социальные роли.

15

Создание  «Словаря –справочника  молодёжного сленга»

Научиться самостоятельному, критическому мышлению, деятельностному подходу к самостоятельной деятельности, размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы, принимать самостоятельные аргументированные решения, работать в команде, выполняя разные социальные роли.

16

Представление индивидуальных проектов "Как встречают Новый год?"

Научиться самостоятельному, критическому мышлению, деятельностному подходу к самостоятельной деятельности, размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы, принимать самостоятельные аргументированные решения, работать в команде, выполняя разные социальные роли.

17

Создание коллективного проекта “Из истории фразеологизмов”

Уметь добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.

18

Создание коллективного проекта “Из истории фразеологизмов”

Уметь добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.

19

Представление индивидуальных проектов «Жаргон или заимствованные слова в русском языке»

Уметь добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.

20

Создание заочных экскурсий по литературным местам

Уметь добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.

21

Создание заочных экскурсий по литературным местам

Уметь добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.

22

Историко-бытовой комментарий, оформленный в виде презентаций:  «Обрядовая поэзия», «Календарная поэзия»

Уметь добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.

23

Создание клипов для изучения темы «Культура речи», (данные задания создаются по принципу передачи «Радионяня»: показывается какая-то жизненная ситуация, в которой человек говорит неправильно, затем ему на наглядных примерах объясняется, как нужно правильно говорить и для закрепления рассказывается стишок или поётся песня)

Уметь добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.

24

Создание клипов для изучения темы «Орфография»

Уметь добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.

25

Создание клипов для изучения темы  «Пунктуация»

Уметь добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.

26

Создания оригинального памятника писателю или литературному герою  («мозговой штурм»)

Уметь добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.

27

Написание лингвистических сказок и перевод их в анимационный ряд или видеоряд

Уметь добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.

28

Написание лингвистических сказок и перевод их в анимационный ряд или видеоряд

Уметь добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.

29

Просмотр результата и его оценивание и обсуждение.

Уметь добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.

30

Создание рекламы по русскому языку: написание сценария в ходе групповой работы по данным схемам или опорным словам.

Уметь писать сценарий, отбирать материал, работать в группе

31

Создание рекламы по русскому языку: съёмка,  просмотр результата и его оценивание и обсуждение.

Уметь писать сценарий, отбирать материал, работать в группе

32

Запись  телепередачи «История города Комсомольск – на- Амуре»

Уметь добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.

33

Итоговое занятие «Звёздный час»

34

  1. Практические умения, которыми должны овладеть учащиеся после окончания занятий элективного курса

  1. Овладеть  разными видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения, в том числе умениями свободно работать с текстами  художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимая их специфику;  адекватно воспринимать  язык средств массовой информации,  навыками редактирования текста,  создания собственного текста.

  1. Приобрести  практические умения, необходимые  для создания компьютерной презентации на основе авторской среды  POWER POINT, для использования мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий при обработке, передаче, систематизации информации, создании баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

  1. Приобрести  опыт подготовки и проведения публичных выступлений (высказывание, монолог), следования  этическим нормам и правилам ведения скрытого диалога с аудиторией.

  1. Научиться  выстраивать свою деятельность по проектной технологии: самостоятельно приобретать и применять знания; вести планирование и сбор материала, формулировать и доказывать свою точку зрения, выступая перед аудиторией.

  1. Реализовать  предоставленную им возможность развития познавательного интереса к изучению и применению ИКТ  в учебной  и  профессионально ориентированной деятельности,

  1. совершенствовать свои  творческие способности, связанные с развитием речи,  чувства стиля, художественного вкуса, с умением работать в исследовательской группе и формулировать свои взгляды.

5. Список литературы

 1. Вахрушева Л.М. Применение проективного метода на уроках русского языка [Текст]/ Л.М.Вахрушева //Русский язык. – 2007. - №14. – С. 35-36.

 2. Соколова Ю.А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка [Текст]/ Ю.А.Соколова // Русский язык в школе. – 2008. – №3. – С. 3 – 10.

 3. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами [Текст]: рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М.А.Ступницкая; художник А.А.Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2008. С. 7- 197.

Приложения

1. Правила успешной проектной деятельности (для учащихся)

В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

Команды не соревнуются.

Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров.

Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное

2. План действий учащихся в проекте

Выбор темы проекта (исследования).

Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).

Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).

Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).

Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).

Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).

Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).

Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.

Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

  1. Методика организации проекта, предложенная И.В. Кругловой, начальником Центра наставничества молодых специалистов общеобразовательных учреждений г. Москвы:

1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):

высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;

обсуждение возникших идей;

перечисление интересующих учащихся тем проектов;

формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.

2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):

уточнение намеченной цели и задач;

поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;

обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.);

интерпретация данных;

сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):

систематизация полученных данных;

построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).

4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):

осмысление полученных данных и способов достижения результата;

обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, округа, города и т.д.).

методика организации проекта, предложенная И.В. Кругловой, начальником Центра наставничества молодых специалистов общеобразовательных учреждений г. Москвы:

5. Критерии оценки содержательной  стороны  презентации:

·          соответствие заявленной теме, цели и задачам;

·          полнота освещения проблемы;

·          ясность и чёткость изложения (качество текстов, их лаконизм);

·          наличие аргументированного вывода;

·          выразительность и уместность изобразительных средств (видеоряда);

·          стилевое единство формы и содержания;

·          корректность и эргономичность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Проектная деятельность"

Цель данного курса: создать научное общество в условиях одного класса общеобразовательной школы для оказания помощи при реализации интеллектуального и творческого потенциала учащихся.Задачи курса...

Рабочая программа элективного курса "Проектная деятельность по информатике"

Элективный курс "Проектная деятельность по информатике" в 10 классе. Срок реализации - 2015/2016 уч.годКоличество часов всего - 34, 1 час в неделю...

Рабочая программа элективного курса "Проектная деятельность по экономике"

Рабочая программа элективного курса "Проектная деятельность по экономике"...

Программа элективного курса "Проектная деятельность школьников"

Программа курса расчитана на школьников 7-11 классов...

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Проектная деятельность»

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Проектная деятельность»...

Программа элективного курса "Проектная деятельность на уроках русского языка" для 7 класса

Программа элективного курса по проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования предусматривает выбор, разработку, реализацию и общественную презентацию результатов предметно...

Рабочая программа по элективному курсу "Проектная деятельность на уроках английского языка"

Программа курса «Проектная, научно – исследовательская деятельность на английском языке» предназначена для углубления знаний и умений поисково-исследовательской деятельности учащихся...