Программа элективного курса "Проектная деятельность на уроках русского языка" для 7 класса
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Комур Лариса Евгеньевна

Программа элективного курса по проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования предусматривает выбор, разработку, реализацию и общественную презентацию результатов предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение личностных и социально значимых проблем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs.docx37.95 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Салымская средняя общеобразовательная школа № 1»

Приложение к основной образовательной программе

  среднего общего образования,

реализующей Федеральный компонент ГОС, 

утверждённой

приказом директора НРМОБУ «Салымская СОШ № 1»

№ 597-О от «26» августа 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Проектная деятельность на уроках русского языка

 (наименование учебного курса)

основное общее

 (уровень образования)

7  классы

 (классная параллель)

Количество часов всего: 17 часов,

Комур Лариса Евгеньевна, учитель русского языка и литературы, первая категория

(ФИО учителя (преподавателя), составившего рабочую программу)

п. Салым

2016 -2017 чебный год

Программа  проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования предусматривает выбор, разработку, реализацию и общественную презентацию результатов предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение личностных и социально значимых проблем. Программа проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования содержит следующие разделы:

  • пояснительную записку, включающую  цели и задачи проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования,
  • учебно-тематический план реализации направлений программы учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • календарно-тематическое планирование
  • планируемые результаты реализации программы проектной деятельности обучающихся;
  • критерии оценки выполнения проектных работ;

Основная цель программы – создать условия для формирования  проектной деятельности

Достижению этой цели способствует решение следующих задач:

1. Описать специфик проектной деятельности учащихся на этапе основного образования.

2. Объяснить принципы организации проектной деятельности учеников на ступени ООО.

3. Определить направления и возможные формы организации  проектной деятельности учащихся.

4. Сформулировать планируемые результаты проектной деятельности школьников;

5. Сконструировать систему оценивания проектных работ.

Программа проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования предусматривает выбор, разработку, реализацию и общественную презентацию результатов предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение личностных и социально значимых проблем. Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования содержит следующие разделы:

пояснительную записку, включающую  цели и задачи проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования, перечень принципов организации образовательного процесса на ступени основного общего образования на проектной основе;

учебно-тематический план реализации направлений программы учебно-исследовательской и проектной деятельности;

планируемые результаты реализации программы проектной деятельности обучающихся;

критерии оценки выполнения проектных работ;

Основная цель программы – создать условия для формирования и развития проектной деятельности.

Достижению этой цели способствует решение следующих задач:

1. Описать специфику проектной деятельности учащихся на этапе основного образования.

2. Объяснить принципы организации проектной деятельности учеников на ступени ООО.

3. Определить направления и возможные формы организации проектной деятельности учащихся.

4. Сформулировать планируемые результаты  проектной деятельности школьников;

5. Сконструировать систему оценивания проектных работ

                           Содержание тем учебного курса

1.Введение в проектную деятельность  (2 часа).

Явление и понятие научного исследования. Определение проблемы исследования, выявление его актуальности. Формулировка темы, определение объекта и предмета исследования. Выдвижение гипотезы исследования. Постановка задач исследования. Определение теоретических основ исследования, его научно-практической значимости. Культура оформления исследовательской работы.

2.Виды проектов (4 часа).

Информационные проекты; игровые проекты; ролевые проекты; учебно-исследовательские проекты. Отличия, виды деятельности.

3. Работа с информационными источниками.

Виды информационных источников

Интернет, электронные издания, радио и телевизионные источники и др

Работа со справочной литературой. Поиск и отбор информации. Оформление ссылок  Способы первичной обработки информации. Работа со статистическим материалом

4.Презентация продукта. (5ч)

Формы презентации Составление текста к публичному выступлению

Методы привлечения внимания в аудитории Работа с вопросами

Публичное выступление. Представление работ.

5. Анализ результатов работы (2ч)

Критерии и процедура оценивания.

Оценка. Самооценка.

Учебно – тематический план

Раздел

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Введение в проектную деятельность

Явление и понятие научного исследования. Определение проблемы исследования, выявление его актуальности

Формулировка темы, определение объекта и предмета исследования. Выдвижение гипотезы исследования. Постановка задач исследования. Определение теоретических основ исследования, его научно-практической значимости. Культура оформления  работы.

2.

 Виды проектов

Информационные проекты; игровые проекты; ролевые проекты;

Учебно-исследовательские проекты. Отличия, виды деятельности

3.

Работа с информационными источниками        

 Виды информационных источников  Интернет, электронные издания, радио и телевизионные источники и др.

Работа со справочной литературой Поиск и отбор информации. Оформление ссылок  Способы первичной обработки информации.

4.

Презентация продукта.

Формы презентации

Составление текста к публичному выступлению. Методы привлечения внимания в аудитории. Работа с вопросами Публичное выступление. Представление работ.

5

Анализ результатов работы

 Критерии  и процедура оценивания. Оценка и самооценка.  «Сильные» и «слабые» стороны работы и их анализ. Успех  и как его добиться. Неудача, или как преодолеть трудности и избежать неудач. Оценка собственного продвижения.


Календарно-тематическое планирование

№ п.п

Раздел, тема

Дата

Коррекция

План

Факт

Введение в проектную деятельность (2ч)

1

Явление и понятие научного исследования

02.09

2

Определение теоретических основ исследования, его научно-практической значимости

09.09

Виды проекта (4ч)

3

Информационные проекты; игровые проекты; ролевые проекты

16.09

4

Учебно-исследовательские проекты. Отличия, виды деятельности

23.09

5

Теоретические основы создания проекта

30.09

6

Структура проекта, типы проектов, продукт проектной деятельности

                                                                          Работа с информационными источниками         (4ч)

7

Виды информационных источников

07.10

8

Интернет, электронные издания, радио и телевизионные источники и др

14.10

9

Работа со справочной литературой. Поиск и отбор информации. Оформление ссылок  Способы первичной обработки информации.

21.10

10

Работа со статистическим материалом

28.10

Презентация продукта. (5ч)

11

Формы презентации

  02.11

12

Составление текста к публичному выступлению.

14.11

13

Методы привлечения внимания в аудитории

21.11

14

Работа с вопросами

28.11

15

Публичное выступление. Представление работ.

02.12

Анализ результатов работы (2ч)

16

Критерии и процедура оценивания.

09.12

 

17

Оценка. Самооценка.

16.12


  Планируемые результаты проектной деятельности обучающихся.

Итогами деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой и проектной работы,  которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) проектной  деятельности.

Планируемые личностные результаты

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

 • умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

смыслообразующей функции познавательного мотива;

Выпускник получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

Планируемые метапредметные результаты.

Выпускник научится:

• планировать и выполнять учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

• распознавать и ставить вопросы, отбирать адекватные методы, формулировать вытекающие выводы;

•  использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;

• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

•  знания.

Специфические результаты проектной деятельности:

Выпускник научится:

- определять область своих познавательных интересов;

- искать необходимую информацию в открытом информационном пространстве с использованием Интернета, цифровых образовательных ресурсов, работать с каталогами библиотек;

- находить практическое применение имеющимся предметным знаниям в ходе выполнения проекта;

- определять проблему как противоречие;

- формулировать цель и задачи  проекта;

- определять продукт учебного проекта и результаты учебного исследования;

- предполагать возможное практическое применение результатов учебного проекта.

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный проект;

• использовать догадку,  интуицию;

 • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Критерии и нормы оценки результатов обучения

Системная подготовка – основной результат изучения данного курса. Контроль знаний осуществляется по результатам работы обучающего за всё время изучения курса (текущий, промежуточный, итоговый контроль). Оценивание реализуется по системе «зачтено- не зачтено».

           Отметка «зачтено» выставляется, если обучающийся:

  • выполнил работу не менее чем на половину;
  • показал усвоение основного содержания учебного материала;
  • применил полученные знания при ответе на вопрос, анализе предложенных ситуаций по образцу;
  • допустил ошибки  или неточности в использовании терминологии учебного предмета;
  • показал недостаточную сформированность отдельных знаний и умений;
  • допустил ошибки в выводах и обобщениях;
  • затруднился при анализе и обобщении  результатов проведенных наблюдений и опытов

           Отметка «не зачтено» выставляется, если обучающийся:

  • выполнил работу менее чем на половину;
  • не раскрыл основное содержание учебного материала в пределах поставленных вопросов;
  • не сумел применить имеющиеся знания к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  • допустил нарушение правил безопасности при проведении лабораторной или практической работы.

Список литературы

1. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективности управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

2. Сергеев И.С. Как организовывать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.

3. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности.// Учитель. – 2000. - №3

4. Полат Е.С. Метод проектов в современной школе. Методология учебного проекта. – М., 2000.

5.Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения.// Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М., 1998.

6.Щербакова С. Г. Организация проектной деятельности в школе. Система работы. - Волгоград, Учитель, 2008.

7.Шамова Т.И. Технология проектного обучения. В сб.: Реализация управленческих и педагогических технологий как средство развития учреждений образования. – М.: МПГУ, 1998.

8.Голованова В.И., Карбанович О.В., Лупоядова Л.Ю., Якимович И.Г. Проектная и исследовательская деятельность.-Брянск,2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса Изобразительно-выразительные средства русского языка 9-11 класс

«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, нея...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "Синтаксический практикум по русскому языку (на материале творчества русских писателей XX века)"

Данный курс предназначен для обучающихся 11- классов.Элективный курс по выбору поможет старшеклассникам глубже изучить частные темы синтаксиса-самого сложного раздела в курсе русского языка. Теоретиче...

Программа элективного курса на билингвальной основе «Русская и немецкая фразеология» для 9 класса

Знание фразеологии – это обязательное условие глубокого владения любым языком. Цель работы по фразеологии предполагает формирование у школьников научного мировоззрения, вооружение их основами зна...

Рабочая программа элективного курса «Тайны текста» по русскому языку для 5 класса

Рабочая программа элективного курса «Тайны текста» по русскому языку для 5 класса...

Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии русского языка» для 11 класса

Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии  русского языка»для 11 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РУССКОЙ РЕЧИ" 10 класс

Цели рабочей программы элективного  курса по русскому языку в  10 классе:повторение и изучение выразительных средств речи.Задачи курса:воспитание культурно-ценностного отношения к русской ре...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...