Деловая игра "Проценты в современной жизни"
план-конспект урока по математике на тему

Батулина Елена Геннадьевна

Деловая игра "Проценты в современной жизни"

Игра проводится на уроке (45 минут), как урок повторения темы «Проценты».  Класс делится на 5 групп. Каждая группа заранее выбирает себе тему для процентных вычислений: «Распродажа», «Тарифы», «Штрафы», «Банковские операции», «Голосование».  До игры распределяются роли всех участников и объясняются правила.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra_1.doc392.5 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра

«Проценты в современной жизни»

Цели игры:

1. Показать широту применения в жизни процентных вычислений (реальные

    задачи из разных сфер жизнедеятельности человека: голосование, штрафы,

    тарифы, банковские операции, распродажа).

2. Показать учащимся  применение процентных вычислений в некоторых

    профессиях.

Учебно-воспитательные задачи:

  1. Создать условия, в которых учащиеся могут испытать себя как будущего профессионала, проявить свои деловые качества: умение «презентовать» себя на рынке труда, умение руководить коллективом, инициативность, выносливость, смелость.    
  2. Способствовать развитию умения применять свои знания в нестандартных ситуациях, развитию творческих и коммуникативных способностей учащихся.

Форма проведения: урок - деловая игра.

План проведения: 

1.  Вступительное слово учителя..

2.  Выполнение предложенных заданий .

3.  Проверка заданий и подготовка инсценировки ситуации..

4.  Подведение итогов.

Подготовка: Игра проводится на уроке (45 минут), как урок повторения темы «Проценты».  Класс делится на 5 групп. Каждая группа заранее выбирает себе тему для процентных вычислений: «Распродажа», «Тарифы», «Штрафы», «Банковские операции», «Голосование».  До игры распределяются роли всех участников и объясняются правила.

1 группа «Распродажа»:

1) Менеджер магазина

2) Продавец антикварного отдела                                          

3) Продавец обувного отдела

4) Покупатель                                                                  

                                                                                                         

2 группа «Тарифы»:

1) Аудитор

2) Сотрудник коммунального отдела

3) Продавец мобильных телефонов

4) Квартиросъемщик

3 группа «Штрафы»:

1) Старший кассир

2) Кассир1

3) Кассир2  

4) Водитель машины

 

4 группа «Банковские операции»:

1) Управляющий

2) Бухгалтер

3) Экономист

4) Вкладчик

5 группа «Голосование»:

1) Председатель счетной комиссии

2) Участник ученический совета

3) Член избирательной комиссии

4) Избиратель

Правила игры:

1.  Вступительное слово учителя.

Все  игроки занимают свои места. Учитель сообщает цели игры, кратко напоминает её правила. Проверяющие каждой команды получают от учителя карточки с заданиями для своей команды.

Цель команды:

- быстро и качественно решить задачи;

- качественно осуществить контроль, т. е. произвести проверку решения

   задачи;  

- проявить артистизм и инсценировать данные задачи..

2.  Выполнение предложенных заданий.

 

3.  Проверка заданий и подготовка к инсценировки .

То есть им нужно оживить своих героев и свои задания. Придумать способ общения между действующими лицами, проговорить условие задачи и её ответ, примерить на себя роль конкретного человека в жизненной ситуации.

4.  Подведение итогов.

В бланке учителя уже зафиксировано определенное количество баллов каждой команды. После того как произведены все подсчеты учитель объявляет результат игры. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Оценки учитель выставляет каждому игроку отдельно. В журнал выставляются только хорошие отметки, а действиям некоторых учащихся дается устная оценка или какие-то рекомендации.


  1. Распродажа.

Задача №1.1. Антикварный магазин приобрел старинный предмет за 30 тыс. р. и

                        выставил его на продажу, повысив цену на 60%. Но этот предмет

                        был продан лишь через неделю, когда магазин снизил его новую

                        цену на 20%. Какую прибыль получил магазин при продаже

                        антикварного предмета?

Решение. После повышения цены на 60%, старинный предмет стал стоить в 1,6 раз больше, т. е. 30 0001,6 = 48 000 (р.). А после понижения цены на 20% продан за 48 000  0,8 = 38 400 (р.). Таким образом магазин получил 38 400 – 30 000 = 8 400 (р.). прибыли.

Ответ: 8 400 р.

Задача №1.2. На сезонной распродаже магазин снизил цены на обувь сначала на

                       25%, а потом ещё на 10%. Сколько рублей можно сэкономить при

                       покупке кроссовок, если до снижения цен они стоили 1600 р.?

Решение. Четверть от 1600 р. составляет 400 р.Таким образом, после первой уценки цена кроссовок снизилась на 400 р. и составила примерно 1200 р. После второй уценки новая цена кроссовок снизилась ещё на 120 р. В итоге кроссовки подешевели примерно на 400 + 120 = 520 р.

Ответ: 520р.  

  1. Тарифы.

Задача №2.1. В начале года тариф на электроэнергию составлял 40 к. за 1 кВт·ч.

                        В середине года он увеличился на 50%, а в конце года – ещё на

                        50%. Как вы считаете, увеличился ли тариф на 100%, менее чем на

                       100%, более чем на 100%?    

Решение. 40·1,5 = 60 (к.), тогда 50% от нового тарифа 60 к. – это 30 к. Значит 60 + 30 = 90 к. Последний тариф на 50 к. превышает исходный 40 к., что уже больше 100%.  

Ответ: тариф на электроэнергию увеличился более чем на 100%.

Задача №2.2. Тарифы для мобильных телефонов зависят от систем оплаты. В

                        2008 г. тарифы оплаты по системе  К и М были одинаковыми, а в

                        следующие три года последовательно либо увеличивались, либо

                        уменьшались (см. таблица). Сравните тарифы в 2011 г.

Тарифы

Годы

2009

2010

2011

По системе К

Увеличен на 10%

Уменьшен на 3%

Уменьшен на 3%

По системе М

Уменьшен на 5%

Увеличен на 3%

Увеличен на 4%

Решение.  Проследим изменение тарифов К и М за данные годы: К·1,1·0,97·0,97 = 1,035;   М·0,95·1,03·1,04 = 1,018. В 2011 г. тариф по системе К увеличился по сравнению с исходным примерно на 3, 5%, а по системе М – на 1, 8%. Таким образом, тариф по системе К стал выше примерно на 3,5 – 1, 8 = 1, 7%.

Ответ:  1,7%

  1. Штрафы.

Задача №3.1. Если водитель не прошел тех. осмотр автомашины, то сотрудник

                        ГИБДД должен оштрафовать его на ½ минимальной оплаты труда.

                        Стоимость прохождения тех. осмотра составляет примерно 150

                        рублей, а размер минимальной заработанной платы 500 рублей. На

                        сколько процентов штраф превышает стоимость тех. осмотра, если

                        при оплате штрафной квитанции в банке с водителя возьмут 3% за

                        услуги банка?

Решение. ½ часть от 500 р., это 250 р. Если учесть 3%, которые возьмет  банк, получим сумму штрафа 2501,03 = 257 р. 50 к. Теперь найдем отношение штрафа к сумме тех. осмотра 257, 5 : 150 = 1, 72 или 72%.

Ответ: на 72%.

Задача №3.2. Занятия ребенка в музыкальной школе родители оплачивают в

                        сбербанке, внося ежемесячно 250 р. Оплата должна производиться

                        до 15-го числа каждого месяца, после чего за каждый

                        просроченный день начисляется пеня в размере 4% от суммы

                        оплаты занятий за один месяц. Сколько придется заплатить

                        родителям, если они просрочат оплату на неделю?

Решение. Так как  4% от 250 р. составляют 10 р., то за каждый просроченный день сумма оплаты будет увеличиваться на 10 р. Если родители просрочат оплату на неделю, то им придется заплатить 250 + 7·10 = 320 р.

Ответ: 320 р.

  1. Банковские операции.

Задача №4.1. За хранение денег сбербанк начисляет вкладчику 8% годовых.

                        Вкладчик положил на счет в банке 5000 р. и решил в течение пяти

                        лет не снимать деньги со счета и не брать процентные начисления.

                        Сколько денег будет на счету вкладчика через год, через пять лет?

Решение. Через год начальная сумма вклада увеличится на 8%, значит, новая сумма составит от первоначальной 108%. Таким образом, через год вклад увеличится в 1, 08 раза и составит 5000·1,08 = 5 400 (р.). Через год новая сумма увеличится также в 1,08 раз, т.е. 5000·1,082 =5 832 (р.). Таким образом видно, что вклад растет в геометрической прогрессии и через пять лет сумма вклада составит 5000·1,085 =  7 346 р.  64 к.

Ответ: 5 400 р.; 7 346 р. 64 к.

Задача №4.2. На данной диаграмме изображен рост вклада в сбербанке. С

                        помощью диаграммы определите величину первоначального вклада

                        и процентную ставку. Запишите формулу увеличения вклада и

                        вычислите, какую сумму получит вкладчик через 12 лет?

Решение. Первоначальная сумма вклада составляет  10 000 р., за второй год сумма стала 12 000 р., значит процентная ставка равна 12 000 : 10 000 = 1,20 или 20% годовых. Используя формулу сложных процентов найдем сумму через 12 лет:

10 000  1,212 =  89 161 (р.).

Ответ:  89 161 р.

  1. Голосование.

Задача №5.1. В 2004 году в выборах Президента РФ на избирательном участке

                        №356 приняло участие 56% избирателей от общего числа 2 844

                        человек.  За Путина В. В. отдали голоса 1 069 пришедших на

                        выборы избирателей, за Ирину Хакамаду проголосовало 78 человек.

                        Выборы считаются состоявшимися. Кто из кандидатов победил на

                        этом участке (победитель должен преодолеть 50% барьер) и на

                        сколько процентов обогнал своего соперника?

Решение. Найдем сколько человек пришло на избирательный участок 2 8440,56 = 1 592. Из них за Путина проголосовало 1069 : 1592 = 0,67 или 67%. Хакамада получила 78 : 1592 = 0,05 или 5% голосов. Таким образом Путин опередил Хакамаду на 62% и стал победителем, т. к. преодолел 50% барьер.

Ответ: Путин В. В. на 42%.

 

Задача №5.2. Из 550 учащихся школы в референдуме по вопросу о введении

                        Ученического совета участвовали 88% учащихся. На вопрос

                        референдума 75% принявших участие в голосовании ответили

                        «Да». Какой процент от числа всех учащихся школы составили те,

                        кто ответил положительно?

Решение. Выразим проценты дробями и вычислим число учащихся, утвердительно ответивших на вопрос референдума: 550·0,88·0,75 = 363 (чел.). Теперь найдем ответ на вопрос задачи: 363:550 = 0,66 – это 66%.

Ответ: 66%

Бланк учителя для подсчета баллов команд.

Название команды

Быстрота решения

Качество решения задачи

Артистизм

Итог

Распродажа

Тарифы

Штрафы

Банковские операции

Голосование

Действия каждого оцениваются как

«+» - 2 балла,

«±» - 1 балл,

«-»  - 0 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проценты в современной жизни

Почему мы выбрали тему «Проценты»?   Проценты – это одна из сложнейших тем математики, и очень многие учащиеся затрудняются или вообще не умеют решать задачи на проценты. А понимание про...

Проценты в современной жизни

Почему мы выбрали тему «Проценты»?   Проценты – это одна из сложнейших тем математики, и очень многие учащиеся затрудняются или вообще не умеют решать задачи на проценты. А понимание про...

Эссе "Роль образования в современной жизни"

В эссе учитель раскрывает роль образования в современной жизни....

Компьютер прочно вошёл в современную жизнь

Компьютер прочно вошел в современную жизнь, в школу, стал привычным атрибутом на уроках. Древнегреческая богиня истории Клио могла бы позавидовать современным ученикам....

Роль народных художественныхпромыслов в современной жизни.Праздни " В гостях у народных мастеров".

Обобщение темы уроков "Древние образы в современных народных игрушках"...

Деловые игры. Конспект урока:"Жизнь на Унылом озере".

Данная разработка относится к урокам, деловым играм. В ней помещены краткая аннотация уроков деловых игр, самоанализ таких уроков. Данный урок имеет экологическую направленность, относится к урокам пр...

Народные промыслы в современной жизни

Урок изобразительного искусства для учащихся 5 классов. Разработан в соответствии с ФГОС ООО. ...