Проценты в современной жизни
творческая работа учащихся по алгебре (10 класс) по теме

Алсу Кукушкина Рахимзяновна

 

Почему мы выбрали тему «Проценты»?

  Проценты – это одна из сложнейших тем математики, и очень многие учащиеся затрудняются или вообще не умеют решать задачи на проценты. А понимание процентов и умение производить процентные расчёты необходимы для каждого человека. Прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, экономическую, демографическую и другие сферы нашей жизни.

 Исследовав данную тему, мы попытались раскрыть полное содержание темы и составить свой вариант решения подобных задач.

 

Актуальность темы:Изучение процента продиктовано самой жизнью. Умение выполнять процентные вычисления и расчеты необходимо каждому человеку, так как с процентами мы сталкиваемся в повседневной жизни постоянно.

Цель исследовательской работы:

  • изучить историю происхождения процентов;
  • показать широту применения в жизни процентных вычислений в задачах из разных  сфер жизни человека;
  • исследовать  и сравнить качества успеваемости по предметам за 1 четверть 2010-2011,2011-2012 уч. Г. По средней школе №54

Задачи исследовательской работы:

  • решать различные задачи на проценты;
  • наглядно представить полученную информацию,

 

Методы исследования:

  • обработка полученных данных;
  • построение диаграмм и графиков с использованием компьютерной программы MSExcel;
  • Обобщение полученных результатов.

 

Объект исследования: учащиеся 10 класса.

Предмет исследования:проценты. 

 

 

Почему мы выбрали тему «Проценты»?

  Проценты – это одна из сложнейших тем математики, и очень многие учащиеся затрудняются или вообще не умеют решать задачи на проценты. А понимание процентов и умение производить процентные расчёты необходимы для каждого человека. Прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, экономическую, демографическую и другие сферы нашей жизни.

 Исследовав данную тему, мы попытались раскрыть полное содержание темы и составить свой вариант решения подобных задач.

 

Актуальность темы:Изучение процента продиктовано самой жизнью. Умение выполнять процентные вычисления и расчеты необходимо каждому человеку, так как с процентами мы сталкиваемся в повседневной жизни постоянно.

Цель исследовательской работы:

  • изучить историю происхождения процентов;
  • показать широту применения в жизни процентных вычислений в задачах из разных  сфер жизни человека;
  • исследовать  и сравнить качества успеваемости по предметам за 1 четверть 2010-2011,2011-2012 уч. Г. По средней школе №54

Задачи исследовательской работы:

  • решать различные задачи на проценты;
  • наглядно представить полученную информацию,

 

Методы исследования:

  • обработка полученных данных;
  • построение диаграмм и графиков с использованием компьютерной программы MSExcel;
  • Обобщение полученных результатов.

 

Объект исследования: учащиеся 10 класса.

Предмет исследования:проценты. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл procenty_v_sovremennoy_zhizni.pptx120.9 КБ
Файл nauchno-_issledovatelskaya__rabota.docx88.96 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проценты в современной жизни Выполнили: ученики 10 а класса МБОУ «СОШ № 54» Альмеева Гузель, Зинатуллина Ляйсан

Слайд 2

оглавление Введение История происхождения понятия «процент» История возникновения банков Принципы кредитования, основные понятия в банковской системе Правило начисления «сложных процентов» Банковские операции Сравнение сведений о качестве успеваемости по предметам за 1 четверть 2010-2011 и 2011-2012 уч . Год по средней школе №54 Заключение

Слайд 3

введение Современная жизнь много преподносит математических головоломок, задач на проценты - это и банковские операции, и расчет платежей по кредитам, и уплата штрафов, и расчет тарифов ЖКХ, расчет стоимости товара при распродаже, и подсчет голосов избирателей на выборах в процентах и т.д.

Слайд 4

Исторические данные Слово «процент» происходит от латинского « pro centum », что буквально означает «на сотню». В популярной литературе возникновение этого термина связывается с внедрением в Европе десятичной системы счисления в XVв . Однако уже в «Дигестах Юстиниана», датируемых Vв ., можно найти вполне современное употребление процентов.

Слайд 5

Обозначение процента Аббревиатура лат . per cento, XV в . От per cento осталось только o, XVII в. «%» в XVIII в.

Слайд 6

Проценты в жизни Проценты в разных сферах деятельности Образование Медицина Промышленность Политика Население

Слайд 7

Предмет Школа №54 Школа №54 2010-2011 2011-2012 На 4 и 5 Качество Успеваемость На 4 и 5 Качество Успеваемость Русский язык 432 54.7 100 431 54,6 99,6 Литература 588 74,4 100 579 73,4 99,7 Математика 380 48,1 99,7 373 47,3 99,6 История 356 72,8 100 320 68,2 99,8 География 240 59,4 100 335 58,4 100 Физика 134 45,1 100 160 56,7 100 Химия 92 46,9 100 117 62,6 100 Биология 303 62,0 100 257 54,9 100 Тат.язык 482 61,0 100 486 61,5 100 Тат.литер. 572 72,4 100 566 71,7 100 Окр.мир 208 69,1 100 244 76,3 100 Физкультура 686 90,2 100 729 92,5 100 ИЗО 535 90,1 100 278 99 100 Музыка 561 94,4 100 250 88,9 100 Ин.язык 500 63 100 484 61,3 99,9 Технолог. 630 92,4 100 656 93,6 100 ОБЖ 82 93,2 100 78 78 100 Информатика 152 77,6 100 155 82,4 100 Обществознание 273 67.6 100 268 72,6 100 Искусство 143 72,5 100 137 72,9 100 Сравнение сведений о качестве успеваемости по предметам за 1 четверть 2010-2011 и 2011-2012 уч . Год по средней школе №54

Слайд 8

основные понятия в банковской системе Сумма платежа кредита – минимальный ежемесячный взнос, который складывается из взноса для гашения основной суммы кредита и взноса на гашение процентов, начисляемых банком за использование заёмщиком капитала банка. Гашение кредита – ежемесячный минимальный взнос на гашение основной суммы кредита. Гашение процентов – минимальный ежемесячный взнос на гашение процентов от размера кредита за использование заемщиком капитала банка.

Слайд 9

Принципы кредитования Срочность – банк предоставляет кредит на определенный срок. Платность – за право пользоваться денежными средствами заёмщик платит определенную сумму. Она выражается в годовом проценте от суммы кредита. Возвратность – определение банком кредитоспособности клиента. Гарантированность – внесение заемщиком залога, как правило, в размере не менее 30% от суммы кредита.

Слайд 10

История возникновения банков Первые банки стали зарождаться у древних халдеев за 2300 лет до н.э. в виде торговых обществ, занимающихся выдачей денежных ссуд и переводными операциями. Но начало банковского дела принадлежит Вавилону, где банковское дело было развито в виде ростовщичества. В те времена разность между суммой, которую возвращали ростовщику, и той, которую первоначально взяли у него, называлась лихвой . Так в Древнем Вавилоне она составляла 20% и более. Постепенно распространение банковского дела привело к появлению в Генуе общественных банков, основанных городскими управами совместно с торговыми классами и находящимися под управлением города. Дальнейшее развитие банков происходит в Англии. Английский банк, ставший впоследствии государственным центральным банком, был образован в 1694 году.

Слайд 11

Решение приведем на конкретных числах и в общем виде: Начальный капитал, руб. 200 a Процент прибыли, % 3 p Прибыль, руб. 200 * 0,03 (a * p) :100 Конечный капитал, руб. 200 + 200 * 0,03 = 200 * (1 + 0,03) K = a * (1*(p:100)) Вопрос : Сколько денег будет в конце n- го года хранения? Отвечая, получим: k=a * (1 + (p:100))^n где а – первоначальный капитал, р – процент прибыли за один промежуток времени, n – число промежутков. Эта формула называется формулой «сложных процентов». Формула эта является исходной формулой при решении многих задач на проценты. Кроме формулы «сложного процента», есть формула простого процентного прироста: k=a*(1+(p*n):100)

Слайд 12

Заключение Проценты используются почти во всех сферах деятельности человека и с их помощью можно наглядно показать положительную или отрицательную динамику тех или иных процессов, протекающих в жизни общества.



Предварительный просмотр:

Научно- исследовательская конференция школьников

«Проценты в современной жизни»

                       

Работу выполнили: Альмеева Гузель,

                                       Зиннатуллина Лейсан

                                                            ученицы 10 А класса МБОУ

                                                               « Школа №54».

                                                                                                                                 

                           Научный руководитель: Кукушкина А.Р.

                                                             учитель математики.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………… 3

История происхождения понятия «процент» ……………………...  4

История возникновения банков …………………………….............. 4

Принципы кредитования, основные понятия в банковской системе………………………………………………………………….5

Правило начисления «сложных процентов» ………………………. 7

Банковские операции …………………………………………...........10

Сравнение сведений о качестве успеваемости по предметам за 1 четверть 2010-2011 и 2011-2012 уч. Год по средней школе №54…………………………………………………………………….12

Заключение ………………………………………………………….13

Список использованной литературы ……………………………14

Введение

При изучении наук задачи полезнее правил.

И. Ньютон

Две стихии господствуют в математике – числа и фигуры с их почти бесконечным многообразием свойств и взаимосвязей. Задача – это почти всегда поиск, раскрытие свойств и отношений, а средства её решения – это интуиция и догадка, эрудиция и владение методами математики. Эти же качества человеческого ума воспитываются, укрепляются, обогащаются у каждого, кто регулярно отдает часть своего досуга умственной гимнастики.

         Современная жизнь много преподносит математических головоломок, задач на проценты -  это и  банковские операции, и расчет платежей по кредитам, и уплата штрафов,  и расчет тарифов ЖКХ, расчет стоимости товара при распродаже, и подсчет голосов избирателей на выборах в процентах и т.д.

        

                

История происхождения понятия «процент»

Слово «процент» происходит от латинских pro centum – «со ста», «на сто» - и вошло в математику из купеческого и финансового обихода.

        Относительно происхождения обозначения % существует несколько мнений. Порядковые числительные писались так: 10 – первое, 20 – второе, так что С0 означало «сотое». В итальянских рукописях 15 века слово pro centо стали писать perC, pC, pC0, затем р  и, наконец, . Косая черточка % появляется в середине 19 века из типографических соображений. По другим источникам обозначение % произошло от искажения записи ct0 – сокращение слова centо. В «Коммерческой арифметике» 1685 г. наборщик принял ct0 за дробь и напечатал его в виде . Благодаря этому знак % стал употребляться для обозначения процентов и с середины 19 века получил всеобщее признание.

История возникновения банков

Исторически банки возникли намного раньше своего названия. Считается, что слово «банк» произошло от немецкого die Bank или от итальянского Banko, в обоих случаях перевод означает «скамья».

Первые банки стали зарождаться у древних халдеев за 2300 лет до н.э. в виде торговых обществ, занимающихся выдачей денежных ссуд и переводными операциями.

Но начало банковского дела принадлежит Вавилону, где банковское дело было развито в виде ростовщичества. В те времена разность между суммой, которую возвращали ростовщику, и той, которую первоначально взяли у него, называлась лихвой. Так в Древнем Вавилоне она составляла 20% и более. Это означало, что ремесленник, взявший у ростовщика 1000 денежных единиц сроком на год, возвращал ему по прошествии года не менее 1200 этих же единиц.

Постепенно распространение банковского дела привело к появлению в Генуе общественных банков, основанных городскими управами совместно с торговыми классами и находящимися под управлением города.

Дальнейшее развитие банков происходит в Англии. Английский банк, ставший впоследствии государственным центральным банком, был образован в 1694 году.

Сейчас банки – это финансовые учреждения, которые сосредотачивают свободные денежные средства (вклады), предоставляют их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд), посредничают во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, выпускают ценные бумаги и осуществляют другие операции.

Принципы кредитования, основные понятия в банковской системе

При предоставлении кредита банком учитываются следующие принципы кредитования:

  1. Срочность – банк предоставляет кредит на определенный срок, например, «образовательный кредит» дается на срок обучения или на срок не более 11 лет.
  2. Платность – за право пользоваться денежными средствами заёмщик платит определенную сумму. Она выражается в годовом проценте от суммы кредита. Плата за пользование кредитом устанавливается исходя из трат банка на предоставление кредита, его прибыльности и процентного дохода для вкладчиков банка.

Например, процентная ставка «образовательного кредита» составляет 11% годовых.

  1. Возвратность – определение банком кредитоспособности клиента. Чаще всего банк учитывает чистый доход заемщика.
  2. Гарантированность – внесение заемщиком залога, как правило, в размере не менее 30% от суммы кредита.

В банковской системе при расчете кредитов используются следующие понятия:

  1. Сумма платежа кредита – минимальный ежемесячный взнос, который складывается из взноса для гашения основной суммы кредита и взноса на гашение процентов, начисляемых банком за использование заёмщиком капитала банка.
  2. Гашение кредита – ежемесячный минимальный взнос на гашение основной суммы кредита. Гашение кредита – величина постоянная. Она рассчитывается как отношение размера кредита к количеству месяцев кредитования.
  3. Гашение процентов – минимальный ежемесячный взнос на гашение процентов от размера кредита за использование заемщиком капитала банка. Сумма гашения на текущий месяц рассчитывается как процент от остатка после гашения основного кредита за предыдущий месяц. Сумма гашения процентов – величина непостоянная, она уменьшается при каждой выплате суммы гашения кредита.

Правило начисления «сложных процентов»

Для выхода на формулу начисления «сложных процентов» полезно решить такую задачу:

В сберкассу положили 200 рублей, на которые начисляют 3% годовых. Сколько денег будет в конце первого года хранения?

Решение приведем на конкретных числах и в общем виде:

Начальный капитал, руб.

200

а

Процент прибыли, %

3

р

Прибыль, руб.

2000,03

Конечный капитал, руб.

200 + 2000,03 =

200 (1 + 0,03)

= а(1 + )

В итоге получилась формула зависимости = а(1 + ), дающая возможность решить три типа задач на денежные расчеты: на нахождение одного из параметров, зная два других:

Вопрос: Сколько денег будет в конце второго года хранения?

Отвечая, получим: = а(1 + )2.

        А третьего? А n-го? В итоге получается формула

 = а(1 + )n, где а – первоначальный капитал, р – процент прибыли за один промежуток времени, n – число промежутков.

        Эта формула называется формулой «сложных процентов».

Полученная формула показывает, что значение величины k растет как геометрическая прогрессия, первый член которой равен а, а знаменатель прогрессии 1 + . Формула эта является исходной формулой при решении многих задач на проценты. Кроме формулы «сложного процента», есть формула простого процентного прироста:

= а(1 + ),

где а, р, n имеют тот же смысл, что и в формуле сложного процентного роста (отличие состоит в том, что в этом случае процент каждый раз берется от одного и того же числа а).

Банковские операции

        Для более полного понимания принципов кредитования и принятых в банковской системе понятий решим следующую задачу:

Сберегательный Банк России предлагает населению «образовательный кредит» для получения высшего и среднего специального образования, составляющий 70% от общей суммы оплаты обучения, под 17% годовых на срок не более 11 лет.

        Стоимость обучения на экономическом факультете Московского института электронной техники составляет в среднем 32000 рублей за семестр, срок обучения – 5 лет.

        Посчитаем сумму гашения кредита и сумму гашения процентов для первых трех месяцев выплаты, если образовательный кредит выдан сроком на 5 лет.

Решение:

  1. Подсчитаем общую сумму на обучение (стоимость одного семестра   на количество семестров в течение 5 лет):

3200010 = 320000 рублей.

  1. Подсчитаем размер кредита (как 70% от суммы на обучение):

32000070% = 224000 рублей.

  1. Подсчитаем ежемесячную сумму не гашение кредита (как отношение размера кредита к количеству месяцев кредитования):

224000 : (512) = 3733,333 4000 рублей.

  1. Подсчитаем сумму гашения процентов для первого месяца выплаты (17% от кредита : на количество месяцев в году):

22400017% : 12 = 3173,3333500 рублей.

  1. Подсчитаем сумму платежа за кредит для первого месяца выплаты (как сумму гашения кредита и гашения процентов):

4000 + 3500 = 7500 рублей.

6. Подсчитаем остаток после первого месяца выплаты (как разность кредита и платежа за 1 месяц):

224000 – 4000 = 220000 рублей.

  1. Подсчитаем сумму гашения процентов для второго месяца платежа (17% от остатка : на количество месяцев в году):

22000017% : 12 = 3116,6673200 рублей.

  1. Подсчитаем остаток после второго месяца выплаты (как разница остатка после первого месяца выплаты и гашения кредита):

220000 – 4000 = 216000 рублей.

  1. Подсчитаем сумму гашения процентов для третьего месяца выплаты (17% от остатка после второго месяца : на количество месяцев в году):

21600017% : 12 = 3060,3333100 рублей.

Ответ: Гашение кредита – 4000 рублей в месяц.

Гашение процентов: 1-й месяц – 3500 рублей, 2-й месяц - 3200 рублей, 3-й месяц – 3100 рублей. Сумма платежа за кредит для первого месяца выплаты – 7500 рублей.

Голосование и проценты

Решим такую задачу:

2 марта  2008 года в выборах Президента РФ на избирательном участке № 281, образованного на территории 48 школы,  приняли участие 1830  избирателей от общего числа 2315 человек. После подсчета голосов выяснилось, что за Богданова В.А. было отдано 16 голосов, за Жириновского В.В. – 361 голос, за Зюганова Г.А. – 170 голосов, за Медведева Д.А. – 1269 голоса, испорченных бюллетеней – 14. Какова оказалась явка избирателей на участке? Кто из кандидатов победил на этом участке (победитель должен преодолеть 50% барьер)? Сколько процентов голосов отдано за каждого из кандидатов?

Решение:

  1. 1830:2315100% = 79% составила явка избирателей на выборах .
  2. 1269:1830100% = 69,3%  голосов отдано за Медведева Д.А. – победителя.
  3. 16:1830100% = 0,9% голосов отдано за Богданова В.А.
  4. 361:1830100% = 19,7% голосов отдано за Жириновского В.В.
  5. 170:1830100% = 9,3% голосов отдано за Зюганова Г.А.

Сравнение сведений о качестве успеваемости по предметам за 1 четверть 2010-2011 и 2011-2012 уч. Год по средней школе №54

Предмет

Школа №54

Школа №54

2010-2011

2011-2012

На 4 и 5

Качество

Успеваемость

На 4 и 5

Качество

Успеваемость

Русский язык

432

54.7

100

431

54,6

99,6

Литература

588

74,4

100

579

73,4

99,7

Математика

380

48,1

99,7

373

47,3

99,6

История

356

72,8

100

320

68,2

99,8

География

240

59,4

100

335

58,4

100

Физика

134

45,1

100

160

56,7

100

Химия

92

46,9

100

117

62,6

100

Биология

303

62,0

100

257

54,9

100

Тат.язык

482

61,0

100

486

61,5

100

Тат.литер.

572

72,4

100

566

71,7

100

Окр.мир

208

69,1

100

244

76,3

100

Физкультура

686

90,2

100

729

92,5

100

ИЗО

535

90,1

100

278

99

100

Музыка

561

94,4

100

250

88,9

100

Ин.язык

500

63

100

484

61,3

99,9

Технолог.

630

92,4

100

656

93,6

100

ОБЖ

82

93,2

100

78

78

100

Информатика

152

77,6

100

155

82,4

100

Обществознание

273

67.6

100

268

72,6

100

Искусство

143

72,5

100

137

72,9

100

                             

Заключение

         Принцип кредитования и расчет ежемесячной выплаты кредита можно перенести на реальные возможности любой семьи. Это позволит сделать верный шаг при выборе условий получения образования. И не только. На данном этапе развития экономики нашей страны банки предоставляют населению возможность пользоваться всевозможными кредитами: на покупку и строительство жилья, на покупку транспортных средств, пенсионный кредит и т.д. Для подсчета минимальной ежемесячной суммы выплаты по этим кредитам можно воспользоваться приведенными формулами.

           В процессе работы мы убедились, что в экономике нельзя обойтись без точного математического расчета. Это ещё раз показывает связь математики между всеми науками.

        

Список использованной литературы

  1. Александрова Н.В. Математические термины. Справочник. – М.: «Высшая школа», 1978. – С.114-115
  2. Башарин Г.П. Элементы финансовой математики. – М., газета «Математика» - приложение к газете «Первое сентября», №27, 1995.- С.1-14
  3. Бекоева О., Студенецкая В. Проценты с дополнениями. - М., газета «Математика» - приложение к газете «Первое сентября», №17, 2001.- С.11-16
  4. Бунина О. Деловая игра «Проценты в современной жизни». -М., газета «Математика» - приложение к газете «Первое сентября», №21, 2007.- С.10-11
  5. Дорофеев Г.В., Седова Е.А. Процентные вычисления: Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2003.
  6. Канашева Н.А. О решении задач на проценты. – М., Математика в школе, №5, 1995. – С.24
  7. Конова Е., Новокрещенова Т. Проценты и кредиты. - М., газета «Математика» - приложение к газете «Первое сентября», №21, 2007.- С.7-9
  8. Липсиц И.В. Экономика без тайн. – М.: Издательство «Дело», 1994.
  9. Мусоргина Г. Процент – О! Мания! - М., газета «Математика»- приложение к газете «Первое сентября», №14, 2007.- С.6-12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проценты в современной жизни

Почему мы выбрали тему «Проценты»?   Проценты – это одна из сложнейших тем математики, и очень многие учащиеся затрудняются или вообще не умеют решать задачи на проценты. А понимание про...

Проценты в повседневной жизни

Презентация к научно - исследовательской работе по математике...

Презентация к уроку "Проценты в современной жизни"

Рассмотрено применение процентов для голосования, распродаж, выборов, и для др. примеров...

Деловая игра "Проценты в современной жизни"

Деловая игра "Проценты в современной жизни"Игра проводится на уроке (45 минут), как урок повторения темы «Проценты».  Класс делится на 5 групп. Каждая группа заранее выбирает себе тему для процен...

Проценты. Проценты в нашей жизни

Урок по метематике в 5 классе по теме: Проценты. Проценты в нашей жизни....

Ученический проект по математике "Проценты в современной жизни человека"

Ученический проект по математике "Проценты в современной жизни человека"...