Рабочая программа для детей с умственной отсталостью 9 класс обучение (на дому ).
рабочая программа по математике (9 класс) на тему

Городничева Елена Алексеевна

Рабочая программа для детей с умственной отсталостью 9 класс обучение (на дому ).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Мценска

«Средняя общеобразовательная школа№2»

«Рассмотрено»                                                   «Согласовано»                                             «Утверждаю»

на заседании методического                              Заместитель директора по УВР                              Директор школы

объединения учителей «Эрудит»                             __________/Савичева Л.М.                     ______________/Якушина Г.И.                                                        

Протокол №____                                               «______»___________20___года            Приказ от  «____»___________20__года  №_                      

от  «___»__________20__года

Руководитель методического объединения

_____________

Рабочая программа

по  математике

9 «Б» класс

Адаптированная образовательная программа

 для детей с умственной отсталостью.

Обучение на дому.

                                                                                                            Составитель:

Учитель математики:

Городничева Е.А.                      

2016-2017 учебный год


Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с требованиями

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Программы специальных  коррекционных общеобразовательных  учреждений VIII вида для 5-9 классов/ авторы программы: Перова М.Н., Экк В.В.      
  •   Сборник №1 программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида. Под ред. В.В.Воронковой /М.: Просвещение 2011 год

    Соответственно учебному плану рабочая программа предусматривает базовый уровень обучения в объёме 68 часов       

    Логика изложения и содержание примерной программы учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей, направлена на развитие личности, способствует умственному развитию, содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации, поэтому в рабочую программу не внесено изменений.

Цели преподавания математики в школе VIII вида состоят в том, чтобы:

  • дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
  • подготовить обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Задачи преподавания математики в школе VIII вида состоят в том, чтобы:

  • Дать обучающимся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления
  • Использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств
  • Воспитывать у обучающихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения

Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Основные направления коррекционной работы:

  • Развитие абстрактных математических понятий;
  • Развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • Развитие пространственных представлений и ориентации;
  • Развитие основных мыслительных операций;
  • Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
  • Развитие речи обучающихся и обогащение словаря;
  • Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Общая характеристика учебного предмета

Обучение математике  школе  для детей VIII вида носит  предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.

В настоящей программе предусмотрены рекомендации по дифференциации учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости математическим знаниям и умениям.

Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников.

Развитию прочных вычислительных умений способствуют самостоятельные контрольные письменные работы учащихся, которые проводятся в заключении темы, в конце триместра.

Методология преподавания математики

В своей практике мы используем следующие методы обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики: (классификация методов по характеру познавательной деятельности).

  • Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
  • Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)
  • Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения)
  • Частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы)
  • Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).

Наиболее продуктивным и интересным считаем создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа.

Для развития познавательных интересов стараемся выполнять следующие условия:

  • избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребенка;
  • не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
  • стимулировать познавательные интересы многообразием приемов занимательности

(иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями т.д.);

  • специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.

Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закрепились в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом.

В своей работе применяем эффективные формы обучения школьников с интеллектуальными нарушениями: индивидуально – дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения. Прививаю и поддерживаю интерес к своему предмету по-разному: использую занимательные задания, загадки и ребусы, наглядные средства обучения, таблицы-подсказки.

Содержание учебного материала

Умножение и деление натуральных чисел и десятичных дробей на трехзначное число (легкие случаи).

Процент. Обозначение: 1%.

Замена 5%, 10%, 20%, 25%, 50%, 75% обыкновенной дробью.

Замена десятичной дроби обыкновенной и наоборот.

Дроби конечные и бесконечные (периодические).

Математические выражения, содержащие целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, для решения которых необходимо дроби одного вида заменять дробями другого вида.

Простая задача на нахождение процентов от числа, на нахождение числа по его 1%.

Геометрические тела: куб, прямоугольный параллелепипед, цилиндр, конус (полный и усеченный), пирамида. Грани, вершины.

Развертка куба, прямоугольного параллелепипеда.

Площадь боковой и полной поверхности.

Объем. Обозначение: V.

Единицы измерения объема: 1 куб.мм (1 мм3), 1 куб.см (1 см3), 1 куб.дм (1 дм3), 1 куб.м (1 м3), 1 куб.км.

Соотношения: 1 куб.дм=1000 куб.см, 1 куб.м=1000 куб.дм, 1 куб.м=1000000 куб.см.

Измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда (куба).

Числа, получаемые при измерении и вычислении объема (рассматриваются случаи, когда крупная единица объема содержит 1000 мелких).

Развертка цилиндра, правильной, полной пирамиды (в основании правильный треугольник, четырехугольник, шестиугольник).

Шар, сечения шара, радиус, диаметр.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Учащиеся должны знать:

  • таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток;
  • табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления;
  • названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема;
  • натуральный ряд чисел от 1 до 1000000;
  • геометрические  фигуры и тела, свойства элементов многоугольников (треугольника, прямоугольника, параллелограмма, правильного шестиугольника), прямоугольного параллелепипеда, пирамиды, цилиндра, конуса, шара.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять устные арифметические действия с числами в пределах 100, легкие случаи в пределах 1000000;
  • выполнять письменные арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями;
  • складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное и двузначное число, числа, полученные при измерении одной, двумя единицами измерения стоимости, длины, массы, выраженными в десятичных дробях;
  • находить дробь (обыкновенную, десятичную), проценты от числа, число по его доле или проценту;
  • решать все простые задачи в соответствии с данной программой, составные задачи в два, три, четыре арифметических действия;
  • вычислять объем прямоугольного параллелепипеда;
  • различать геометрические фигуры и тела;
  • строить с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линии, углы, многоугольники, окружности в разном положении на плоскости, в том числе симметричные относительно оси, центра симметрии, развертки куба, прямоугольного параллелепипеда.

     Достаточно:

  • знать величины, единицы измерения стоимости, длины, массы, площади, объема, соотношения единиц измерения стоимости, массы, длины;
  • читать, записывать под диктовку дроби обыкновенные, десятичные;
  • уметь считать, выполнять письменные арифметические действия (умножение и деление на однозначное число, круглые десятки) в пределах 10000;
  • решать простые арифметические задачи на нахождение суммы, остатка, произведения, частного, на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, в несколько раз, на нахождение дроби обыкновенной, десятичной, 1% от числа, на соотношения: стоимость, количество, цена, расстояние, скорость, время;
  • уметь вычислять площадь прямоугольника по данной длине сторон, объем прямоугольного параллелепипеда по данной длине ребер;
  • уметь чертить линии, углы, окружности, треугольники, прямоугольники с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля;
  • различать геометрические фигуры и тела.

тема урока

Основные понятия

ЗУН

Дата по плану

Дата по факту

1

Образование чисел. Таблица классов и разрядов.

Натуральный  ряд чисел от 1 до 1 000 000; таблица классов и разрядов.

Уметь: читать, записывать, преобразовывать, сравнивать; пользовать таблицей разрядов: записывать по разрядно и раскладывать на разрядные слагаемые

2

Обыкновенные и десятичные дроби.

Обыкновенные и десятичные дроби.

Уметь: читать, записывать, преобразовывать, сравнивать.

3

Линии и линейные меры. Квадратные меры.

Линии. Линейные меры. Квадратные меры.

Знать: линейные меры. квадратные меры.

Уметь: выполнять измерения определять положение прямых на плоскости.

4

Образование десятичных дробей. Таблица классов и разрядов десятичных дробей.

Таблица классов и разрядов десятичных дробей.

Уметь: пользовать таблицей разрядов: записывать по разрядно и раскладывать на разрядные слагаемые.

5

Числа, полученные при измерении.

Числа, полученные при измерении.

Уметь: применять знания и умения.

6

Обобщающее повторение по теме: «Нумерация».

Уметь: применять знания и умения.

7

Контрольная работа № 1  по теме: «Нумерация».

Уметь: применять знания и умения.

8

Анализ контрольных работ. Меры земельных площадей.

Меры земельных площадей (ар= сотка, га)

Уметь: применять знания и умения. 

Знать: меры земельных площадей (ар= сотка, га)

9

Преобразование десятичных дробей. Сравнение десятичных дробей.

Десятичные дроби

Уметь: выполнять преобразование десятичных дробей: запись в более крупных долях или мелких, сокращение, выделение целой части из неправильной дроби и наоборот. выполнять сравнение десятичных дробей.

10

Прямоугольный параллелепипед (куб) Развертка куба и прямоугольного параллелепипеда.

Прямоугольный параллелепипед (куб). Грани, вершины. Развертка тела.

Уметь:  выполнять измерения его граней. строить развертки куба, прямоугольного параллелепипеда.

11

Сложение и вычитание целых чисел и  десятичных дробей.

Сумма, разность.

Уметь:  выполнять письменные арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями;

12

Решение уравнений.

Уравнение. Решение уравнений.

Уметь:  выполнять письменные арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями;

13

Округление целых чисел и десятичных дробей.

Округление целых чисел и десятичных дробей.

Уметь:  выполнять округление целых чисел и десятичных дробей.

14

Составление и решение выражений на сложение и вычитание.

Математические выражения. Составление. Сумма, разность.

Уметь:  составлять и решать  выражения на сложение и вычитание.

15

Контрольная работа № 2  по теме: «Сложение и вычитание целых чисел и  десятичных дробей».

Математические выражения. Составление. Сумма, разность.

Уметь: применять знания и умения.

16

Анализ контрольной работы. Умножение и деление на однозначное число десятичных дробей.

Алгоритмы умножения  и деление.

Уметь:  выполнять умножение и деление на однозначное число десятичных дробей.

17

Умножение и деление на 10, 100, 1000.

Алгоритмы умножения  и деление.

Уметь:  выполнять умножение и деление на 10, 100, 1000 десятичных дробей.

18

Умножение и деление на двузначное число десятичных дробей.

Алгоритмы умножения  и деление.

Уметь:  выполнять умножение и деление на двузначное число десятичных дробей.

19

Умножение и деление на трехзначное число.

Произведение, частное и их компоненты, алгоритмы.

Уметь:  выполнять умножение и деление на трехзначное число (легкие случаи)

20

Контрольная работа № 3  по теме: «Умножение и деление десятичных дробей Геометрические фигуры и тела».

Произведение, частное и их компоненты, алгоритмы.

Уметь: применять знания и умения.

21

Анализ контрольных работ. Умножение и деление на трехзначное число.

Произведение, частное и их компоненты, алгоритмы.

Уметь:  выполнять умножение и деление на трехзначное число (легкие случаи)

22

Понятие процент. Замена процентов десятичной дробью

Процент. Обозначение: 1%. Процент и десятичная дробь

Знать: Обозначение: 1%.

Уметь:  выполнять замену процентов 5%,  10%,  20%,  25%,  50%, 75% десятичной дробью

23

Нахождение 1%  от числа. Нахождение нескольких процентов от числа.

1%   числа. Процент  и  5%,  10%,  20%,  25%,  50%, 75%

Уметь:  находить 1%  от числа.

Уметь:  находить % %  от числа.

24

Объём. Меры объёма. Измерение и вычисление объёма прямоугольного параллелепипеда (куба)

Объем. Обозначение: V.  

Знать: меры объёма:1 куб. мм (), 1 куб, см (), 1 куб. дм (), 1 куб. м (), 1 куб. км ().

25

Замена нахождения нескольких процентов числа нахождением дроби числа. Отработка вычислительных навыков.

Процент и десятичная дробь

Уметь: применять знания и умения при решении задач как простых, так и составных.

26

Таблица кубических мер. Соотношение линейных, квадратных и кубических мер.

Таблица кубических мер.

Знать: соотношения: 1 куб. дм = 1000 куб. см, 1 куб. м = 1 000 куб.дм, 1 куб. м = 1 000 000 куб. см.

27

Контрольная работа № 4  по теме: «Проценты».

Уметь: применять знания и умения.

28

Анализ контрольной работы. Нахождение числа по 1%. Решение задач на нахождение числа по 1%.

Число по его 1%

29

Запись десятичных дробей в виде обыкновенных.

Обыкновенные и десятичные дроби.

Уметь: записывать десятичные  дроби  в виде обыкновенных.

30

Запись обыкновенной  дроби  в виде десятичной.

Обыкновенные и десятичные дроби.

Уметь: записывать обыкновенные  дроби  в виде десятичных.

31

Контрольная работа № 5  по теме: «Проценты».

Уметь: применять знания и умения при решении задач как простых, так и составных.

32

Анализ контрольных работ. Образование и виды дробей.

Закрепление и виды дробей.

Уметь: применять знания и умения.

33

Преобразование дробей.

Уметь:  выполнять преобразование дробей.

34

Геометрические фигуры.

Знать: геометрические фигуры и их свойства.

35

Сокращение дробей. Замена обыкновенных дробей десятичной. Дроби

Общий делитель

Дроби конечные и бесконечные (периодические).

Уметь:  выполнять сокращение дробей.

выполнять замену обыкновенных дробей десятичной.

36

Сложение дробей.

Уметь:  выполнять сложение дробей.

37

Вычитание дробей.

Разность и ее компоненты.

Уметь:  выполнять вычитание дробей.

38

Совместные действия сложения и вычитания дробей.

Сумма, разность. Выражение в несколько действий

Уметь:  выполнять совместные действия сложения и вычитания дробей.

39

Окружность и круг. Части окружности и круга.

Окружность и круг. Диаметр, радиус.

Уметь: строить с помощью  линейки и циркуля, окружности в разном положении на плоскости, в том числе симметричные относительно оси.

40

Геометрические тела. Цилиндр и его из развертка.

Геометрические тела. Цилиндр, развертка.

Уметь:  строить с помощью  линейки, чертежного угольника развертки( по шаблонам)

41

Конус. Пирамида и ее развертка.

Конус. Пирамида и ее развертка.

Уметь:  строить с помощью  линейки, чертежного угольника развертки( по шаблонам)

42

Шар и его сечение.

Шар и его сечение. Сектор. Круг.

43

Умножение и деление на однозначное число.

Произведение и частное. Алгоритм умножения.

Уметь:  выполнять умножение и деление на однозначное число.

44

Умножение и деление на двузначное число.

Произведение и частное. Алгоритм умножения.

Уметь:  выполнять умножение и деление на двузначное число.

45

Решение составных задач на умножение и деление дробей.

Уметь: применять знания и умения при решении задач как простых, так и составных.

46

Контрольная работа № 6  по теме: «Объём. Меры объёма Геометрические тела».

Уметь: применять знания и умения

47

Все действия с дробями.

Уметь:  выполнять все действия с дробями (несложные).

48

Решение примеров в несколько действий.

Уметь:  выполнять решение примеров в несколько действий.

49

Сравнение значений выражений.

Выражение и его значение.

Уметь:  выполнять сравнение значений выражений.

50

Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями.

Арифметические действия. Ступени арифметических действий

Уметь:  выполнять совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями.

51

Закрепление. Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями.

Уметь: применять знания и умения при решении задач как простых, так и составных.

52

Решение задач на совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями.

Масштаб. Отношение.

Уметь: применять знания и умения.

55

Масштаб. Повторение. Чтение чертежей.

Арифметические действия. Ступени арифметических действий

Уметь: применять знания и умения.

56

Составление и решение задач. Отработка вычислительных навыков.

Масштаб. Отношение.

Уметь: применять знания и умения.

57

Решение задач по теме «Масштаб».

58

Обобщающее повторение по теме «Действия с обыкновенными и десятичными дробями».

Уметь: применять знания и умения.

59

Контрольная работа № 7  по теме: «Действия с обыкновенными и десятичными дробями».

Уметь: применять знания и умения.

60

Анализ контрольных работ.

Уметь: применять знания и умения.

61

Повторение ..Нумерация в пределах 1000 000. Действия над натуральными числами.

Уметь: применять знания и умения.

62

Повторение. Геометрические фигуры и их измерения. Треугольники. Решение задач.

Уметь: применять знания и умения.

63

Повторение. Действия над натуральными числами. Выражения в несколько действий. Сложение и вычитание дробей.

Уметь: применять знания и умения.

64

Повторение. Умножение и деление дробей.

Уметь: применять знания и умения.

65

Повторение. Площадь и её измерения. Объём.

Уметь: применять знания и умения.

66

Повторение. Нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его процентам.

Уметь: применять знания и умения.

67

Контрольная работа №8 за год

Уметь: применять знания и умения.

68

Анализ контрольной работы.

Уметь: применять знания и умения.

Список литературы

  1. М.Н.Перова. Математика, 9. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2013 год.
  2. Перова М. Н., Яковлева И. М.
  3. Рабочая тетрадь по математике для учащихся 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
  4. Ф.Р Залялетдинова. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе. 5-9 классы. М.: «Вако», 2014 год.
  5. М.Н. Перова. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. М.: Владос, 2013год.
  6. В.В.Воронкова. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, допущена Министерством образования РФ, 2013 года. М.: Владос, 2013 год.(Математика - авторы М.Н. Перова, В.В.Эк.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку для 8 класса (обучение на дому)

Данная рабочая программа по английскому языку разработана для обучения ученицы 8 «а» класса Кузьминой Анны (обучение на дому) на основе федерального компонента государственного образовательного станда...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 7-х классов (обучение на дому) по учебно-методическому комплексу под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина (базовый уровень)

   Аннотация к рабочей программе по математике 7 классе. Рабочая программа по математике разработана на основании федерального закона №273 от 29.12.12 «Об образовании в Российской Фед...

Рабочая программа для детей с умственной отсталостью. 7 класс. По учебнику Т.В.Алышевой

Пояснительная записка к рабочей программе для детей с умственной отсталостью. 7 класс. По учебнику Т.В.Алышевой...

Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью по физической культуре для 8 класса

Рабочая  программа  по  предмету  «Адаптивная  физическая  культура»  составлена  на основании  программы  для  учащихся  с  умеренной ...

Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью. Русский язык. 5 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью, обучающихся интегрированно в 5"б" классе общеобразовательной школы...

Рабочая программа по истории средних веков (6 класс, обучение на дому)

тип программы: адаптированнаяПредмет «история» в 6 классе включает два курса: первое полугодие изучается история средних веков – 14 часов; второе полугодие – истории России &nd...

Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью. Русский язык. 7 класс. По учебнику Н.Г.Галунчиковой.25.06.2019

Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью. Русский язык. 7 класс...